Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З.4. Некоммерческие организации, фонды

Поиск

Некоммерческой (нонпрофитной) организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Их деятельность в РФ регулиру­ется федеральным законом «О некоммерческих организациях», приятым Госдумой 08.12.1995г. Некоммерческие организации фактически выполняют функцию социальных посредников-реализаторов социальных идей и программ. Они действуют как бы между государством и коммерческими фирмами.

Деятельность некоммерческих организаций - чрезвычайно интенсивно развивающаяся область современного бизнеса и менеджмента. Уже сформировалась и претендует на обобща­ющий характер технология некоммерческого (нонпрофитного) маркетинга и менеджмента в целом. Фактически речь идет о становлении и развитии отрасли социального бизнеса, зада­чами которой являются: 1) распространение соответствующих идей (с помощью учреждения премий, организации деловых завтраков, обедов и т. д., через средства массовой информации); 2) формирование и ведение информационных баз данных и со­здание соответствующей службы подбора социальных партне­ров; 3) информация и распространение опыта благотворитель­ности и социального сотрудничества.

Сфера культуры традиционно, причем во всем мире, боль­шей частью является сферой некоммерческой, нонпрофитной деятельностью. Прежде всего, это проявляется в том, что ос­новными источниками ее финансирования являются средства го­сударственного бюджета (по уровням бюджетообразования), об­щественных организаций (партий, профсоюзов, движений и т. п.), различных многообразных фондов, а также спонсоров (государ­ственных, акционерных и частных предприятий, фирм, частных лиц). В этом случае потребитель и платежеспособный источник спроса не совпадают. Это обстоятельство раздвоенного рынка спроса на рынок потребителя и рынок доноров вообще характерно для так называемой «непроизводственной сферы» (культуры, образования, науки, здравоохранения).

Особенностью сферы культуры является то, что в ней исполь­зуются все указанные источники финансирования некоммерчес­ких организаций. Так любое учреждение культуры, получая гос­заказы (из средств бюджета), заключает договоры с различными организациями и учреждениями, самостоятельно учреждает фон­ды, ведет коммерческую деятельность (платные услуги).

К некоммерческим организациям относятся: некоммерчес­кие учреждения и организации культуры, общественные орга­низации (партии, профсоюзы, творческие союзы, движения, фонды). Все они выполняют ряд важнейших социально-эко­номических функций:

• защищают интересы конкретных социальных групп и слоев: профессиональных групп и национально-этничес­ких меньшинств, ветеранов и молодежи, потребителей и деловых кругов, религиозных сообществ и экологических движений;

• лоббируют эти интересы в органах государственной власти;

• осуществляют социальнозначимую деятельность, не ре­ализуемую на коммерческой основе;

• привлекают средства на подобные виды деятельности;

• обеспечивают социальные коммуникации: партнерство, РК, рекламу.

Органы власти и бизнес чрезвычайно заинтересованы в раз­витии НКО. Это связано с тем, что НКО:

• создают локальные постоянные источники финансирова­ния социальных проектов и программ, которые аккуму­лируются из различных источников;

• задают систему прозрачного финансирования социаль­но-значимых видов деятельности;

• устраняют питательную среду для «профессиональных просителей», вымогающих социальную помощь, и кор­рупции;

•содействуют развитию местных инициатив, росту соци­альной активности;

•облегчают бизнесу планирование и осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;

•обеспечивают переход от отношений «проситель-дающий» к полноценному социальному партнерству.

Формами социального партнерства являются:

•информационные обмены;

•благотворительные акции;

•организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;

• государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;

•гранты, финансируемые на конкурсной основе;

• совместные проекты.

Некоммерческие организации как профессионально-коллеги­альные партнерские отношения в добровольных ассоциациях, союзах, творческих союзах, клубах и т. д. создают дополнитель­ные возможности социальных контактов, личностной и группо­вой идентификации, самореализации, политического и личност­ного влияния. Будучи основанными на отношениях дружбы, доверия, взаимной приязни, они создают ответственные сооб­щества, менее формализованные и иерархичные, чем государ­ственные или коммерческие структуры.

По мнению ряда авторитетных специалистов по менеджмен­ту (П. Друкер, А. Якимец) в XXI веке сектор роста развитого об­щества связан отнюдь не с коммерческой сферой (бизнесом). Уже в XX веке в развитых странах в бизнесе как сфере деловой актив­ности участвовало на порядки меньше трудоспособного населе­ния, чем 100 лет назад. А еще ранее практически все зарабатыва­ли себе на жизнь сами (земледелием, охотой, собирательством). В XX веке сектор роста оказался связанным с некоммерческой Деятельностью: государственный сектор, здравоохранение, обра­зование, культура, Не стоит забывать, что начало практического применения теории менеджмента началось именно с некоммерческой дея­тельности - в общественных организациях и государственных органах. Ф. Ч. Тейлор в своем докладе на конференции 1912 года в качестве примера использования «научного менеджмента» приводил не предприятия, а клинику Мейо. Более того, первым осознанным и целенаправленным применением тейлоровских «принципов менеджмента» стала реорганизация армии США при Т. Рузвельте в 1901 году, а самое известное применение «НОТ» Тейлора - тоже некоммерческая сфера - Уотертаунский арсенал армии США, т. е. госучреждение. Даже первая долж­ность, соответствующая термину «менеджер» в современном по­нимании, тоже появилась не в бизнесе: это был «управляющий го­родом» - американское новшество начала XX века. Первый кон­гресс по менеджменту (Прага, 1922 г.) организовали не бизнесмены, а министр торговли США Г. К. Гувер и историк - президент Чехословакии Т. Масарик.

Некоммерческие организации в России могут существовать в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автоном­ной некоммерческой организации, некоммерческого партнер­ства, ассоциации (союза), государственной корпорации, обще­ственной организации и др.

Учреждение. Значительную часть некоммерческих организа­ций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры. Особенность учреждения состоит в том, что оно не является собственником своего имущества и владеет им на праве оперативного управления. Собственником имущества выступа­ет учредитель (государство, профсоюзы и т. д.), который контро­лирует сохранность переданного учреждению имущества. Учреж­дение не имеет право совершать какие-либо операции с данным имуществом без согласования с собственником. Учредитель, в свою очередь, обязан в полном или частичном объеме финанси­ровать деятельность учреждения (государственные учреждения культуры финансируются из соответствующих бюджетов). Кро­ме того, учредитель несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения (в случае неуплаты долгов, кредиторы имеют право предъявить счета учредителю учреждения).

Фонд может учреждаться физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для некоммерческих целей. В отличие от учреждения, которое вла­деет имуществом на правах оперативного управления и не не­сет полной ответственности по своим долгам, фонд является соб­ственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам. Фонд имеет право активно заниматься пред­принимательской деятельностью и выступает в большинстве случаев как финансовый институт (размещает средства на сче­тах банков, страховых компаний, в ценные бумаги). Обязатель­ным органом управления фонда является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, расходо­ванием финансовых средств.

Автономная некоммерческая организация. Автономная не­коммерческая организация создается так же, как и фонд, физи­ческими и юридическими лицами на основе добровольных иму­щественных взносов. Однако автономная некоммерческая орга­низация специализируется исключительно на предоставлении услуг в области образования, культуры, науки и т. д. Автоном­ная некоммерческая организация может оказывать как неком­мерческие, так и предпринимательские услуги, которые на прак­тике подчас сложно разграничить.

Некоммерческое партнерство создается физическими и юри­дическими лицами для содействия входящим в него членам в Деятельности, направленной на достижение общественных благ. Финансовой базой некоммерческого партнерства являются пер­воначальные взносы учредителей, регулярные членские взносы и Доходы от предпринимательской деятельности. В ответ на член­ские взносы члены получают право на пользование услугами не­коммерческого партнерства.

Ассоциация (союз). Ассоциации (союзы) являются объединениями юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Коммерческие организации создают такие объединения для координации их предпринимательской деятельности, а также пред­ставления и защиты общих имущественных интересов. Некоммер­ческие организации могут учреждать ассоциации (союзы) также для защиты общих имущественных интересов и различных неком­мерческих целей. Имущество ассоциации формируется за счет взносов учредителей и регулярных членских взносов.

Характерным признаком ассоциаций (союзов), в отличие от других форм некоммерческих организаций, является запрет на ведение предпринимательской деятельности. В противном слу­чае ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

Государственная корпорация учреждается Российской Феде­рацией на основе имущественного взноса для осуществления раз­личных общественно-полезных функций. В отличие от государ­ственного учреждения государственная корпорация является собственником своего имущества и полностью отвечает по сво­им обязательствам всем своим имуществом.

Общественная организация создается гражданами в добро­вольном порядке для защиты общих интересов и достижения со­вместных целей. Общественная организация может регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функцио­нировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Источниками формирования имущества общественной организации являются взносы учредителей, член­ские взносы, доходы от предпринимательской деятельности (если общественная организация имеет права юридического лица).

По характеру финансирования некоммерческие организации различаются на дотируемые из госбюджета различного уровня, существующие на учредительские взносы, спонсорские и донор­ские средства, членские взносы, получающие доходы от соб­ственной коммерческой деятельности.

Некоммерческие организации осуществляют различную и многообразную деятельность в сфере культуры, здравоохранении, образовании и т. д. Это и общества национальных культур, и молодежные организации и движения, и творческие союзы, и религиозные организации и движения. Могут создаваться неком­мерческие организации и для координации действий по конкрет­ной проблеме или для оказания социальной помощи и поддерж­ки (общества инвалидов, ветеранов и т. д.). Существуют также научно-исследовательские и пропагандистско-просветительные (общество «Знание») некоммерческие организации.

По масштабам своей деятельности некоммерческие органи­зации разделяются на местные, региональные, общенациональ­ные и муниципальные. Достоинством некоммерческих органи­заций является гибкость и пластичность их функциональной структуры. Зачастую некоммерческие организации создаются для решения временных задач, в их деятельности широко при­влекается труд добровольцев, они используют различные источ­ники финансирования.

Некоммерческие организации ведут специфический бизнес (у них своя конкуренция, рынки, их сегментацию, сбыт, продвиже­ние, включая рекламу критерии эффективности). Поэтому они нуждаются в специфическом менеджменте, включая маркетинг. Менеджмент некоммерческих организаций сочетает в себе как традиционный менеджмент коммерческой деятельности, так и не­коммерческую деятельность с доминирующей ролью последней.

Особенностями менеджмента некоммерческих организаций являются следующие.

1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель - прибыль, то в некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного каче­ства услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.

2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие со­циальное (и лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт некоммерческой деятельности - социальная услуга - обычно свя­зан с очень узким потребительским сегментом и деятельностью, не приносящей прибыль, т. е. деятельностью, которой не зани­маются коммерческие фирмы. Поэтому некоммерческие орга-низации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании. Товар некоммерческой деятельности -- узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями (убеждениями, интересами и т. п.) персонала некоммерческих организаций.

3. Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости, или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотаций (бюджетных, спонсорских, донорских) или (возможно -частично) от собственной коммерческой деятельности.

4. Двоякость рынка. Главная специфика сферы культуры и любого нон-профита - в «расщепленности» их рынков (о кото­рой говорилось ранее) и необходимости установления соответ­ствия и гармонии их частей.

5. Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в т.ч. за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки госу­дарственных организаций.

6. Продвижение в некоммерческой деятельности специфич­но, так как тесно связано с реноме идеи и некоммерческой орга­низации, большей зависимостью от государственной политики и давления, общественного мнения. Следовательно, в менедж­менте некоммерческих организаций более широко используют­ся методы риЬНс ге1а1юпз, сотрудничество со средствами мас­совой информации. С другой стороны, широкое применение находят пропаганда услуг и своеобразное стимулирование спро­са с помощью специальных акций, презентаций и т. п. Во вся­ком случае доля традиционной коммерческой рекламы в неком­мерческой деятельности незначительна и часто рекламируют­ся не услуги, а организации.

7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затруд­няет контроль и анализ эффективности деятельности и ее ре­зультатов.

Особую роль в некоммерческой деятельности и поддержке социально-культурной сферы играют фонды.

Существуют три основных вида фондов: фонды корпораций; фонды сообществ, действующих в рамках определенного реги­она; независимые фонды, получающие помощь, средства от од­ного или нескольких юридических и физических лиц.

Фонды и другие организации - социальные посредники, кото­рые разрабатывают политику участия фирм в социальном сотруд­ничестве, определяют возможные приоритеты такого сотрудниче­ства и благотворительности, организуют лоббирование соответ­ствующих проектов и программ, а главное - обеспечивают профессионализм и высокий стандарт организации этой деятель­ности. Эта работа требует затрат, и обычно около 10 % суммы про­екта или программы благотворительности или сотрудничества идет фонду или другой организации - социальному посреднику

Создание и деятельность фонда имеет ряд выгод:

• оказывает существенное влияние на снижение налогооб­ложения компаний или лиц, образовавших фонд;

• возникает возможность аккумулирования средств, полу­чаемых из различных источников, и переходу их в управ­ление лицам, профессионально компетентным в соответ­ствующей области;

• компетентность и профессионализм в финансовых и пра­вовых вопросах: чаще всего фонды не просто дают деньги, а работают совместно с объектом помощи над выработкой совместного плана дальнейших действий.

Не случайно фонды получили такое развитие в США, Япо­нии и других странах. Это и малые региональные фонды и та­кие гиганты, как «Кока-кола фаундейшн», «Рокфеллер фаундейшн», «Карнеги корпорейшн» и др. Средства фондов нахо­дятся под охраной закона о налогообложении, они не могут изыматься представителями компаний (или семьи) - учредителей, являются собственностью фонда. Правительство требует ежегодных отчетов о деятельности фонда с указанием, на что и как были потрачены деньги. В основном такие фонды оказывают поддержку долгосрочным программам, творческим коллекти­вам. Так наибольшую часть субсидий «Форд фаундейшн» вы­деляется на нужды симфонических оркестров США. «Олд до­минион фаундейшн» значительную часть своих средств направ­ляет на гуманитарные исследования, выпуск изданий по изобразительному искусству стипендии по подготовке храни­телей музеев, искусства национальных и этнических мень­шинств и т. д.

В результате разнообразной благотворительной деятельно­сти в развитых странах, в первую очередь в США, выросло не­сколько поколений людей, не желающих социальной самостоятель­ности, привыкших жить «на социале» и благотворительности, довольно успешно освоивших технологию такого жизнеустрой­ства. Благотворительные организации, как и государство, взяв­шее курс на создание «общества всеобщего благоденствия», стремились всячески расширить размеры материальной компен­сации неимущим. Одновременно для этнокультурных мень­шинств были созданы, внешне весьма прогрессивные, льготные условия получения образования, что способствовало размыва­нию традиционных ценностей этих меньшинств и только обо­стрило социально-психологические и социально-экономические проблемы их развития. В результате американская организован­ная благотворительность в какой-то момент (примерно к сере­дине 1970-х) предстала социальным институтом, способствую­щим расшатыванию американского общества.

Осознание пагубности такой системы заставило пересмотреть всю систему социально поддержки как со стороны доноров и ре­ципиентов, так и со стороны общества в целом. Сложившаяся система была, по сути дела, не более чем разветвленной опекой. Задача заключалась в создалии системы, ориентированной на широкомасштабное развитие общества. Еще Г. Форд, скепти­чески относившийся к благотворительности, замечал: «Подавать легко; гораздо труднее сделать подачку излишней».22

22 Форд Г. Моя жизнь и мои достижения. - М., 1989. - С. 164.

Собствен­но, опыт самого Г. Форда, организовавшего бесплатную профессиональную школу для детей рабочих и работающей молоде­жи, весьма показателен в этом плане. Как говорил Конфуций, главное - не раздавать голодным рыбу, а научить ловить ее.

Это не означает отказа от оказания материальной и финан­совой помощи. В условиях экономического кризиса, роста без­работицы важно и правило «не учите меня жить, лучше помо­гите материально». Просто сама социальная поддержка весьма неоднородна. Люди нуждаются в разном и в различной степе­ни. Поэтому и формы поддержки должны быть различными, учитывающими многие факторы и интересы. Главное - они дол­жны быть не расслабляющими, а стимулирующими, социально конструктивными. Помогать тем, кто сам пытается что-то де­лать - вот, наверное, правило такой поддержки.

В поучительной истории Фонда Форда проявилась мудрая неторопливость развития американского законодательства, ре­гулирующего бизнес. Противники фондов как средств нечестной бизнес-игры не сумели остановить волну создания фондов из корыстных соображений. Но все те деньги, которые Форд и ему подобные предприниматели в начале уводил из-под нало­гообложения с помощью создаваемых фондов, в конечном сче­те, сторицей вернулись обществу. Именно инициатива фондов и выделяемые ими средства обеспечили огромные изменения в экологии, санитарии и состоянии здоровья населения США и других стран. Например, борьба с малярией, брюшным тифом и желтой лихорадкой - во многом именно заслуга фондов.

Помимо решения проблем экологии и облегчения жизни го­родской бедноты, системные благотворительные фонды реши­ли и решают массу других важнейших проблем.

Социологические исследования, опросы общественного мне­ния вошли в современную жизнь именно благодаря поддержке американских фондов. Они вообще сыграли огромную роль в становлении мирового порядка после Первой мировой войны. Национальные правительства готовы были участвовать в ста­новлении мирного процесса, но достигнуть общих решений по финансированию тех или иных инициатив было очень трудно.

Тут-то и сказались возможности мощных системных фондов вроде Фонда Карнеги и ему подобных.

Особое значение в их деятельности занимают научные и об­разовательные проекты. Хорошо известно, что традиционные каналы распределения денег на науку и образование очень инер­тны и редко направляют средства на новые рискованные направ­ления. Когда в Америке и в Европе государство и научный ис­теблишмент полагали, что совершенно не обязательно выделять средства на рискованные «научные игры», а надо поддерживать традиционные, сложившиеся науки, именно фонды обеспечи­ли целый ряд научных прорывов. Не будет преувеличением ска­зать, что в небывалых успехах современной науки решающую роль сыграли системные благотворительные фонды.

Так, всем известны современные научные, промышленные и финансовые успехи биотехнологий. Эти успехи основаны на до-строениях новой научной дисциплины, получившей название «молекулярная биология». Но эта область была буквально со­здана усилиями менеджмента благотворительных фондов. Сам термин «молекулярная биология» был впервые применен ме­неджером Фонда Рокфеллера - директором программ медици­ны и биологии У. Уивером. Несомненной исторической заслу­гой этого человека, физика по образованию, нанятого для уп­равления программами фонда по развитию естественных наук, стало то, что он счел правильным сконцентрировать средства на поддержке междисциплинарных исследований, в первую оче­редь, - на применении физических и химических методов к на­укам о жизни и медицине. Именно на деньги Фонда Рокфелле­ра и создавались современные молекулярная биология и моле­кулярная генетика.

В послевоенной Германии близкую роль сыграл Фонд Фоль­ксвагена. Германские бюджетные организации выделяли много средств на развитие традиционной науки, но не рисковали вы­делять деньги на физико-химические методы в биологии и ме­дицине. Эту область, как теперь стало ясно, не только научно плодотворную, но и коммерчески выгодную, в Германии создал именно фонд Фольксвагена.

С тех пор американские системные фонды накопили колос­сальный опыт работы по всему миру Показателен в этом плане опыт работы некоторых американских фондов, активно работа­ющих сейчас в России. Некоторые из них, такие как Фонд Маккартуров, Фонд Сороса, имеют даже свои российские офисы.

Особенно показательна в этом плане благотворительная де­ятельность крупнейшего финансиста Дж. Сороса, вкладываю­щего немалую часть своего капитала в развитие науки, образова­ния и культуры стран Восточной Европы и бывшего СССР. По­мимо личностной (уроженец Венгрии) и идейной (продолжение идей своего учителя К. Поппера о развитии демократии как «от­крытого общества»), в его мотивации можно увидеть и чисто экономический интерес - вложение средств в регионы с перс­пективными рынками. Но главные причины, все-таки, социаль­но-культурные. Средства, выделенные на науку и образование в России, возвращаются сторицей - не деньгами, а научными достижениями, успехами профессоров и студентов. Если в США, для того чтобы оставить заметный след на поле благо­творительности, надо вкладывать миллиарды, то в странах со слаборазвитой благотворительностью тот же результат можно получить гораздо меньшими затратами. Как рассказывала ди­ректор Института «Открытое общество» (название Фонда Со­роса в России), бюджет, которым она располагает, сопоставим с бюджетом российского Министерства культуры.

Любопытно, как сам Сорос расценивает свою деятельность в России. Во время одного из своих визитов в Россию он гово­рил: «Я не благотворитель и тем более не меценат. Меценат дает Деньги конкретному театру, музею, библиотеке. Моя же цель -преобразование российского общества. И... я готов давать деньги только на те проекты, которые позволяют что-то изменить в этом обществе, делают его более открытым.... Но я не могу поддер­живать все, что падает». Поэтому, начав с поддержки творцов, Ученых и педагогов, Институт «Открытое общество» изменил стратегию: теперь ему интереснее не писатели, а читатели, не творцы, а менеджеры, не высокие порывы, а жизнеспособность той или иной институции. Фонд видит себя в качестве инкубатора, выращивающего элементы инфраструктуры нового рос­сийского общества, способные к саморазвитию. Причем особый акцент делается на работе в провинции, в регионах, а не в сто­лице и мегаполисах.

Успешная деятельность благотворительных фондов в сфере науки и образования подвигла даже органы государственной вла­сти перенимать их опыт в организации управления бюджетными финансами. Так в 1968 году администрация президента Л. Джон­сона учредила два фонда для поддержки бюджетными средства­ми искусств и гуманитарных исследований. По тому же пути по­шла и Россия, в которой в 1980-е были созданы бюджетные Рос­сийский Фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский Фонд гуманитарных исследований (РГНФ).

В деятельности российских фондов и других нонпрофитных организаций имеются свои проблемы и трудности, иногда яв­ляющиеся источником недоверия к их деятельности. Многие жертвователи уверены, что на 80-90 % их деньги или просто прикарманивают, или тратят на поездки и прочие собственные нужды. И такие подозрения зачастую небезосновательны. Кро­ме того, сказывается возможный дилетантизм работников фон­да, слабая материальная база и фактическое отсутствие соци­ального имиджа. Нередки и случаи увлечения фондов распре­делением средств в ущерб собственно содержательной стороне дела, увлечение сомнительной коммерцией. И конечно же, ска­зывается отсутствие культуры контактов, информационных свя­зей, документальной и правовой практики.

И если возможное недоверие легко преодолимо с помощью, например, введения дарителей и их представителей в правление фонда или другой орган управления организации - социального посредника, то низкий уровень организационной компетентно­сти, профессионализма - проблема более серьезная. Не случай­но потенциальные благотворители предпочитают иметь дело не с отечественными, а с зарубежными фондами, обеспечивающи­ми именно имидж и высокий стандарт организационной деятель­ности, более разнообразные формы работы и сотрудничества.

Российские лее фонды, к сожалению, до сих пор страдают «дет­ской болезнью» учредительства. Сначала учреждается фонд, а потом начинают думать о возможных источниках средств финан­совой и социальной базы его деятельности. Да и в целом практи­ка благотворительности в Российской Федерации достаточно однообразна. В ней доминирует «обязаловка» властей («помо­гите нашей районной школе или музыкальному училищу, ина­че у вас будут трудности с арендой») и раздача средств. Послед­нее приносит больше вреда, чем пользы - более эффективной формой благотворительности является программа по решению социальной проблемы. Но это уже требует большего профессио­нализма и усилий, чем просто раздать подержанные вещи или раздать денежные средства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.011 с.)