Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология разработки проектов и программ в сфере культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все более широкое применение культурных программ управлении сферой культуры имеет несколько причин. Во-первых, это, разумеется, новые условия хозяйствования в сфере культуры, которые с 1989 г. потребовали конкретной технологии освоения, как минимум, части бюджетных средств (социального заказа). Распространение договорной дисциплины на бюджетное финансирование культурной деятельности потребовало выработки соответствующего типа документа, определяющего содержание, сроков и других условий работ по договору. Таким документом и является программа. Во-вторых, необходимость привлечения финансовых средств из различных источников и других форм поддержки - задача чрезвычайно характерная и типичная для некоммерческой деятельности - также потребовала соответствующий документ, «под который» можно привлекать финансы и другие средства. Программа решает и эту задачу. И наконец в-третьих, программный подход - характерная черта современного менеджмента вообще. Дополняя разработку отраслевых и территориальных планов, он как бы задает планированию «третье измерение», позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения. Следует подчеркнуть одно важное для сферы культуры обстоятельство. Даже применительно к бюджетным средствам программа является экономическим методом управления. Средства выделяются не в виде дотации (финансирования существования структуры, учреждения культуры), а на конкретную деятельность. Иначе говоря, программы и проекты позволяет получать бюджетные средства в хозрасчетной «упаковке» (договор, смета, промежуточные и итоговый акты с дачи-приемки). В этом смысле программа является экономической (конкретная смета, обосновывающая возможность реализации деятельности) и правовой (в виде договора) гарантией защиты интересов конкретных групп населения и потребителей. Более того, культурные программы и соответствующие договоры являются экономическими и правовыми гарантиями защиты интересов профессиональной среды работников культуры. Профессионалу (если он только профессионал) всегда лучше работать на конкретный договор, а не на абстрактные функции за дотацию. Этим же договором под программу защищаются его права как исполнителя. Технология разработки проектов, программ должна давать ответ на ряд вопросов: 1. Кому и зачем нужна конкретная программа? 2. Какая необходима программа (по объему и содержанию)? 3. Кто будет разработчиком программы? 4. Как будет разрабатываться программа? Кто будет реализатором программы? 5. Каким образом будет организована реализация программы? Стехнологической точки зрения особый интерес - своей масштабностью, трудоемкостью разработки - представляют региональные перспективные программы поддержки и развития сферы культуры. Поэтому дальнейшее изложение ориентировано на разработку программ именно этого типа. 1. Кому и зачем нужна программа? В принципе, заказчиком разработки культурной программы могут быть самые различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т. п.). Однако чаще всего необходимость в разработке программы возникает у местных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятельности в регионе на определенную перспективу. Разработка программы может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной задачи (например, культурная программа Игр доброй воли или Олимпийских игр). Кроме того, культурная программа является важнейшим условием и предпосылкой привлечения средств из различных источников, дает конкретный материал для организации рекламной деятельности, РR и т. д. В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить и принять по этому поводу решение. Отсутствие воли, неясность намерений очень часто обессмысливают разработку. 2. Какая программа необходима? Возможны два крайних варианта культурной программы. Один - в «американском» духе - «мягкий» вариант сводит программу к совокупности поступивших заявок и проектов. Эти заявки могут «раскассироваться» по определенным блокам (направлениям), различение которых носит скорее технически-вспомогательный, а не принципиальный характер. Другой - «жесткий» - предполагает трудоемкое исследование, конкретизацию приоритетов в расписанные по конкретным срокам виды работ на перспективу. Следует только помнить, что в любом: варианте материалы как «большой» программы (в «жестком» варианте), так и конкретные проекты в рамках схемы приоритетов (в «мягком» варианте) должны иметь не только полное рабочее исполнение, включающее подробно прописанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реализации и т. п. Необходимо также иметь аннотацию программных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в РR-акциях продвижения программы. 3. Кто будет разрабатывать программу? Разработкой программы могут заниматься непосредственно сами работники аппарата управления соответствующего государственного органа. И вроде бы, кто лучше них владеет материалом, знает проблемы и т. д. Опыт, однако, показывает, что у такого пути имеются существенные недостатки. Во-первых, разработка перспективной программы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разработке. И во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хорошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за их горизонт, что принципиально необходимо при такой разработке. Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хорошо ориентирующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, научных центров. Однако полностью перепоручать разработку сторонним специалистам не следует - разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, представляющей, в лучшем случае, теоретический интерес, не более. Поэтому в группу разработчиков обязательно должны войти также местные работники культуры - как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодые, инициативные и перспективные специалисты. Существенно облегчит разработку полноценной программы, а главное - последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной законодательной и исполнительной власти (депутатов-членов комиссии по культуры, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих союзов, общественных организаций), ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории, традиций и культурной жизни. Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности и т.п. Иногда оформление группы разработки целесообразно проводить через другую организацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов - представителей заказчика. 4. Как будет разрабатываться программа? Сама разработка проекта и программы должна начинаться с определения проблемы (проблем), на решения которой будут направлены действия, определяемые данным документом. Это могут быть наши творческие проблемы. Но лучше исходить их осознания более общих проблем: социальных (незащищенность каких-то групп населения, молодежные проблемы), экономических (проблемы развития бизнеса - мелкого, среднего и крупного), политических (выборы), медицинских (профилактика СПИДа, борьба с наркотиками) и т. д. Главное - понять, в решении каких реальных проблем региона мы можем принять участие, кем мы можем быть востребованы, встроиться в решение этих общих проблем. Понимание реальных проблем выводит на иногда неожиданное социальное партнерство, открывает перспективы привлечения дополнительных ресурсов (см. разделы о вкладе сферы культуры в социально-экономическое развитие и о ресурсах сферы культуры). Знание об этих проблемах могут давать СМИ, распорядительные документы и специальные исследования. Ясная формулировка проблем, на решение которых он направлен, делает проект убедительным, придает ему актуальность и значимость. Он перестает быть нужным только нам, фактом только нашей биографии. В нем оказываются учтенными интересы потенциальных доноров, что обеспечивает реальную и прочную общность интересов, облегчает не только привлечение средств, но общую реализацию проекта или программы. Следующим шагом в разработке проекта или программы является формулировка общей идеи проекта или программы. Это могут быть и наши творческие замыслы и идеи, и идеи организационного плана. Однако креатив креативом, но более реальным будет проект, если он будет направлен на решение выделенных ранее реальных проблем. Действительно, в чем может состоять идея нашего участия в решении социальных и прочих проблем? Это может быть организация серии концертов, праздника, конкурса, фестиваля и т. д. и т. п. Иначе говоря, речь идет о конкретной форме работы, комплексе мероприятий или акций. Понимание этого может дать новые и дополнительные импульсы, стимулирующие нашу творческую интуицию. Товары и услуги в сфере культуры многомерны, напоминая то ли матрешку, то ли луковицу, а скорее - «жемчужину», состоящую из многих слоев «перламутра»: вдохновения и амбиций художника, удовольствия потребителей, подтверждения их статусных амбиций и престижей, рекламные и имиджевые интересы спонсоров, карьерные амбиции чиновников etc., etc., etc. Только после этого можно приступать к формулировке цели или (целей) программы или проекта, т.е. описанию конкретного желаемого результата. Для этого могут использоваться специальные методы целевого обоснования (см. раздел о методах планирования). Из сказанного очевидно, что разработка может включать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задерживает и удорожает разработку. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе - собственно проектную часть программы. Существенно повышает эффективность и результативность разработки технология апробационно-поисковых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержательный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реализации этой программы. Центральными моментами применения этой технологии являются определение состава участников игры и ее сценария. О круге участников уже было сказано подробно (специалисты: работники культуры, представители общественности и т. д.). Оптимальным является проведение игры с примерно 25-ю участниками. В этом случае можно сформировать полноценные команды (5 команд по 5 человек) и организовать их конструктивную работу Сценарий проведения игры может включать следующие этапы. ^ Определение места и времени проведения игры. Полноценная игра занимает 2-3 дня. Поэтому целесообразно участников игры изъять (купировать) из контекста привычных дел, чтобы они могли активно участвовать в разработке практически в течение всех суток. Обеспечить это можно, вывезя участников игры в пригородную зону, например на базу отдыха, отвлекая их тем самым на время не только от текущих производственных, но и от прочих дел и забот. ^ Формирование первоначальных (стартовых) команд, в которых участники обычно работают первый день. Опыт показывает, что первоначально участникам легче входить в игровой рабочий режим в командах сформированных по профессиональной принадлежности (музейные работники, библиотечные работники, учебные заведения, общественные организации, органы управления и т. д.). Кроме того, с такими командами легче решить первоначальные задачи игры (определение основных проблем, приоритетов и т. п.). Сценарием могут предусматриваться самоопределение команд (названия, девизы, конкурсы приветствий и т. п.). ^ Уже в игровом режиме команды участников (в качестве выполнения заданий) должны сформулировать: а) основные проблемы данного региона или организации, б) характеристику уникальной неповторимости культурного потенциала региона или организации, в) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры. Выполнение каждого задания сопровождается обсуждением, дискуссией, взаимной критикой или поддержкой, подведением итогов. По итогам выполнения каждого задания может и быть предусмотрено присуждение различных призов. Выполнение последнего задания позволяет переформировать команды уже не по профессиональной принадлежности, а по заинтересованности в том или ином приоритетном направлении. ^ В новом составе участники получают задание на разработку конкретных проектов по реализации отдельных направлений поддержки и развития сферы культуры региона на ближайшую перспективу. Выполнение этого задания (обычно на него уходит второй день игры) может быть также разбито на этапы с промежуточной и завершающей взаимной экспертизой и подведением итогов. ^ Поскольку все задания деловой игры выполняются с использованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой текстов, материалы игры, после их обобщения и оформления представляют конкретное содержание необходимой программы. Однако собственно оформление программы уже предстает во многом технической процедурой. Проекты (программы) выполняют ряд функций: <> дают представление о способах решения реальных социально значимых проблем; <> определяют обязательства участников решения этих проблем; <> убеждают возможных социальных партнеров и доноров в необходимости участия в проектах (программах). Поэтому они должны отвечать ряду требований: <> демонстрировать профессионализм разработчиков; <> демонстрировать привлекательность, преимущества и достоинства этих проектов; <> быть конкретными, измеряемыми и реалистичными; <> давать ясное представление о конечном результате; <> учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для их осуществления. Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их оформлению. В наиболее общем и укомплектованном виде проект (программа) содержат следующие разделы. ^ Титул, в котором указываются: название проекта; название организации и ее юридический статус; контакты (адрес, телефоны, факс, е-mall); фамилия, имя, отчество и контакты руководителя организации; география проекта; срок реализации (начало и окончание); общая сумма бюджета проекта. ^ Краткую аннотацию: кто (организаторы), для кого (потребители, аудитория), что (основное содержание) делает. ^ Обоснование необходимости (актуальности): проблемы, идеи по их решению. ^ Цели и задачи проекта. ^ Подробное описание проекта: стратегия, механизмы. ^ Организационный план: рабочий план-график работ. ^ Ожидаемые результаты и механизм (методика) их оценки. ^ Дальнейшее развитие проекта (программы), перспективы дальнейшего финансирования и долгосрочный эффект от реализации. ^ Бюджет (смета) проекта (программы). Повысить привлекательность проекта и шансы на его поддержку и финансирование может следующий ряд факторов. Социальная значимость проекту включая: <> актуальность решаемых проблем; <> долгосрочность перспективы значимого результата; <> возможность дальнейшего самостоятельного развития; <> уникальность (идеи, реализации); <> общественный резонанс проекта, в т. ч. в СМИ. Политическая привлекательность, включая: <> созвучие проекта актуальным политическим проблемам, вовлеченность в них, ангажированность (в некоторых случаях этот критерий носит обратный характер - когда привлекательна именно политическая неангажированность проекта); <> политкорректность, отсутствие дискриминации отдельных групп населения; <> партнерство как стратегию, развитие и укрепление социального партнерства как фактора формирования гражданского общества. " Финансово-экономическая привлекательность, включая: <> экономическую эффективность (малое время и малые ресурсы); <> встречное финансирование; <> некоммерческий характер проекта; <> творческое использование имеющихся собственных ресурсов. Бюджет проекта, помимо общей суммы, /должен содержать следующие статьи. <> Оплата труда - отдельно штатных и привлекаемых работников и специалистов. <> Гонорары (с обоснованием необходимости выплаты). <> Налоги и единый социальный налог от общей суммы зарплаты. <>Прямые основные расходы: аренда, оборудование, расходные материалы, командировочные, транспортные расходы, затраты на связь, типографские услуги и т. д. <> Непрямые расходы. <> Натуральные вклады, в том числе добровольческий труд. <> Суммы уже изысканных средств, в том числе собственных. Кроме того, к бюджету прикладывается детальный расчет каждой из статей. К проекту (программе) могут прикладываться дополнительные материалы и документы: <> сопроводительное письмо; <> заверенные копии устава организации, регистрации, присвоенных кодов, бухгалтерского баланса за последний год, отчета об аудите; <> протокол создания творческого коллектива; <> резюме (СУ) участников проекта; <> не менее двух рекомендаций (ФИО, должности, контакты рекомендателен); <> письма поддержки; <> прочие материалы (фотографии, видеозаписи, СD, DVDит. п.). 5. Кто и как будет осуществлять программу? Поскольку к участию в игре привлекались специалисты-практики сферы культуры и сопряженных с нею сфер деятельности, между ними в процессе игры сложились определенные контакты и даже сотрудничества на стадиях поиска решения реальных проблем, выработки конкретных проектов таких решений, то одним из важных Результатов игры является не только получение проекта программного документа, но и формирование инициативных групп, коллективов единомышленников, что решающим образом сказывается зачастую на ходе и результатах внедрения программ. Собственно проект программы после его оформления должен пройти традиционные стадии согласования и утверждения. Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ. Однако успех дела в реализации проекта или программы, в конечном счете, разумеется, прежде всего зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за выделение бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фандрейзинговой технологии. Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ Однако успех дела в реализации проекта или программы, в конечном счете, разумеется, прежде всего зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за выделение бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фанд-рейзинговой технологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.34 (0.011 с.) |