Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурное программирование в управленческих технологияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Децентрализация управления предоставила государственным и частным учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней право на свободу в определении содержания социокультурной деятельности. Оно подкреплено самостоятельностью в формировании и расходовании областных и муниципальных бюджетов, свободой предпринимательской, коммерческой деятельности. Отсутствие программных разработок, обосновывающих цели деятельности и средства их достижения, ясных представлений о конкретных задачах и об этапах их решения, о финансо-
вых, материальных и кадровых ресурсах, оборачивается рассогласованностью их действий, распылением сил и средств, неэффективностью деятельности. Выход из этого положения возможен при условии четкого определения перспектив социокультурного развития региона, постановки ясных целей и приоритетных задач, адресного осуществления социокультурной деятельности, создания организационно-управленческого механизма регулирования этой деятельностью. Программирование – взгляд в будущее В совокупности указанные виды деятельности начнут работать в целевой социокультурной программе. Использование в социокультурном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах. Социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности. Социально-культурная программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям. Следует различать понятия "программа", "план", "проект", которые часто отождествляются. Все они представляют собой разновидности целеполагания. Но, если планирование связано, прежде всего, с работой определенной группы людей, объединенных производственной или иной деятельностью в организацию, а проектирование нацелено на разработку какого-либо объекта, предмета, среды, то программируется, как правило, тот или иной вид деятельности по объединению усилий реальных и потенциальных субъектов. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разрозненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокультурного развития целиком, детализируя направления и виды деятельности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности. Необходимо особо обратить внимание на то, что социокультурное программирование не заменяет отраслевое, территориальное, объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.
Финансирование программ
Идеи программирования социокультурного развития в течение последних десятилетий получили широкое распространение на всей вертикали управленческой иерархии - от Министерства культуры до небольшого города и сельского района. Привлекательность программирования часто связывается с возможностью дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета. Заключение соответствующего договора на разработку программы, подкрепленное структурным планом будущей программы, сметой расходов на ее разработку и внедрение, перечнем организаций, учреждений, конкретных специалистов, включенных в коллектив разработчиков, является юридическим основанием для финансирования намеченных работ. Объемы денежных и материально-сырьевых потоков программы оговариваются в договоре, "донорами" выступают как местные государственные, коммерческие и частные органы, предприятия и организации, так и вышестоящие - федеральные, республиканские, краевые, областные структуры. Указанные документы являются юридическим основанием для финансирования начального периода формирования программы, последующие выплаты осуществляются по окончании разработки всей программы и в процессе реализации заложенных в ней объемов, видов работ. В этот период документом, регламентирующим финансово-договорные отношения, выступает уже сама программа, принятая и подписанная всеми задействованными в ней сторонами. Получение средств "под программу" территориального развития социокультурной сферы обеспечивает повышенную заин-
тересованность (средства распределяются на развитие организаций и учреждений культуры региона независимо от ведомственной принадлежности) партнеров и соисполнителей. В условиях бюджетного финансирования и низких доходов от платных видов деятельности такая поддержка учреждений культуры существенно расширяет экономические методы управления и регулирования, так как выделяемые средства идут целевым назначением на конкретную социокультурную деятельность с населением, и гарантирует заинтересованную активность работников культуры, которые реализуют конкретные задачи программы.
Этапы программирования
В теории и практике социокультурного программирования выработана и апробирована определенная последовательность реализации различных моделей управления в виде продвижения замысла из стадии целеполагания в этапы диагностики объекта, разработки собственно программы и ее внедрения. Замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию или видоизменения существующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов. Формирование замысла всегда обусловлено актуальностью и проблемностью ситуации; выявлением внутренних противоречий социокультурной системы, ее историко-культурной обусловленности; нормируемыми и реальными прогнозами; проработкой исходных идей и последствий; переводом идеи в плоскость расчетов ресурсов и средств реализации. В процессуальной природе замысла социокультурного программирования заложены идейно-побудительные мотивы необходимости, целесообразности и полезности программирования (кому и зачем и какая нужна программа); ситуационные прогнозы реализации (кто и как будет разрабатывать и реализовывать программу). И, наконец, на стадии замысла определяются содержательные и организующие компоненты программного обеспечения: проблема, заставляющая разрабатывать программу, идеи и пути расширения проблемы, цель и предполагаемый результат, последовательность задач, ресурсное обеспечение.
Целостный процесс программированного развития социокультурной деятельности представляет собой цепочку последовательных организационно-управленческих операций, рационализирующих способы построения программы на всех этапах. На начальном этапе необходимо провести всестороннее изучение объекта - социокультурной системы со всеми ее учреждениями и организациями, характером и интенсивностью процессов, ресурсной базой, кадровым обеспечением, развитостью внешней среды и активностью человеческого потенциала. Сложность самого объекта программирования предполагает многомерность диагностических процедур, восходящих к теоретическим и методологическим уровням анализа категориального аппарата, классификации социокультурных процессов, структурирования элементов внутри социокультурной системы, применения количественных и качественных оценок, определения тенденций развития объекта и др. При этом добиться научно обоснованной оценки реального состояния социокультурной системы можно не за счет поверхностного "среза" очевидных количественных показателей указанных категорий, равно как и показателей каждой в отдельности категории, а при условии комплексной диагностики и "инвентаризации" всех узловых социокультурных проблем региона. Объективная оценка ситуации, выявление основных проблем, прогнозируемые тенденции и варианты развития социокультурной ситуации позволят безошибочно определить цель будущей программы, предусмотреть вариативность направлений динамичных социокультурных процессов, их саморегуляции и дополнительности как основных принципов программирования. Диагностика социокультурной системы, как правило, осуществляется специалистами по проблемам управления из числа работников управления культуры и отдела культуры, привлеченных консультантов и экспертов. Специалисты, консультанты, эксперты и заказчик, а также другие заинтересованные субъекты культурной деятельности работают над решением проблем и разработкой инновационных предложений в качестве деловых, творческих партнеров. Ответственность за диагностику социокультурной сферы, выявление узловых проблем развития берут на себя, как прави-
ло, приглашенные специалисты, консультанты, эксперты (обеспечивается "свежий взгляд", "взгляд со стороны", "свежая голова"). Эта работа требует специальных профессиональных знаний и навыков, владения инструментарием и методами проведения диагностики, совместной групповой деятельности, системного анализа проблем. В целом организацию процесса совместной работы обеспечивают работники органов культуры, обращаясь в различных ситуациях к различным специалистам, экспертам, ученым, юристам, экономистам для получения консультации и разработки специальных направлений деятельности. На всех этапах разработки программы работники аппарата управления формулируют свою собственную позицию преобразований в качестве культурных политиков, но эта позиция не должна отражать только личную, субъективную точку зрения того или иного работника отдела, управления культуры, а выражать совокупное мнение активных субъектов действующих в социокультурной сфере региона. Для программирования, безусловно, имеет значение общее знание вопроса, по которому принимается решение. Ничто не является для менеджера более полезным при рассмотрении задачи, какая бы она ни была: организаторская, управленческая, хозяйственная, творческая, чем личное знание вопроса или знания и опыт специалистов. Еще на этапе диагностирования представляется исключительно важным правильно сформулировать проблему социокультурной программы. Чтобы в дальнейшем сэкономить больше времени и средств, необходимо тщательно продумать проблему, поскольку самое изящное решение проблемы станет бесполезным, если она была неправильно сформулирована. Экспертные оценки В основу программных решений, формулирование проблемы должны быть положены объективные экспертные разработки и оценки состояния социокультурной сферы, в которых зафиксированы: - использование гарантий и условий поддержки и развития социокультурной сферы, зафиксированных в международных, федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документах;
- укомплектованность учреждений социокультурной сферы специалистами, их профессиональная и квалификационная дифференциация, социальный статус, материальное положение, бытовая обустроенность; - объемы и источники финансирования деятельности учреждений культуры, коммерческие виды деятельности, привлечение финансовых средств (фандрейзинг), финансирование предыдущих целевых программ, спонсорские и инвестиционные вложения, субсидии, использование финансовых льгот; - материальная база, сеть учреждений культуры, ее оптимальное размещение, территориальная доступность для населения, физическое состояние зданий, внутренних помещений, инженерных и жизнеобеспечивающих систем, благоустройство прилегающих территорий, инфраструктура парков культуры и отдыха, зон отдыха, спортивных и оздоровительных объектов; - техническая оснащенность объектов социокультурной инфраструктуры средствами музыкального, светового, компьютерного, телекоммуникационного, сценически-постановочного обеспечения деятельности; музыкальными инструментами, спортивным, аттракционным, игровым инвентарем и реквизитом; структура и объемы музейных экспозиций, книжных фондов, архитектурных ценностей, обеспечение транспортом и передвижными средствами культурной деятельности; - стратификация социально-культурных субъектов по назначению, характеру и видам деятельности; комплексные, многоцелевые учреждения культуры, однопрофильные, прокатные, развлекательные, игровые, рекреационные учреждения, новые перспективные типы учреждений культуры и искусства; - дифференциация учреждений культуры по характеру организационно-правовой и хозяйственной деятельности - государственные, негосударственные, коммерческие учреждения; уставные положения - назначение и статус, цели и задачи деятельности, направления и основные формы деятельности, учредители, имущество, учет и отчетность, управление, контроль за деятельностью организации, организация труда и заработной платы сотрудников;
- эффективность использования социокультурного потенциала; обращаемость книжного фонда, посещаемость музеев, выставочных залов, концертов, кинофильмов, культурно-спортивных праздников, культурных программ; участие населе-
ния в самодеятельном художественном, прикладном и техническом видах творчества; - социально-культурная мобильность населения региона; наличие субъектов культурной деятельности и культурной политики, социально-демографический состав населения территории, скоординированность усилий социально-культурных институтов: семьи, школы, учреждений культуры, спорта, социальных и общественных организаций, трудовых коллективов; - использование современных научных разработок и инновационных методик в социокультурной деятельности, организационно-методическое и информационное обеспечение культурного процесса, творческие связи социокультурных учреждений с высшими учебными заведениями культуры и искусств, методическими центрами, социологические исследования: анкетирование, интервью, опросы населения о содержании и качестве работы учреждений культуры, выявление культурных интересов, запросов и потребностей людей. Состояние, степень интенсивности и качества процессов в социокультурной системе, безусловно, не ограничиваются указанными параметрами, они значительно глубже и разнообразнее, но для этапа диагностики вполне достаточны и позволяют сформулировать варианты реализации проблем и организационно-управленческих решений. } Полученный в результате диагностики материал является основой для выработки и формулировки приоритетных направлений развития социокультурной сферы. В процессе анализа выявляются взаимосвязи проблем, группируются в содержательные блоки, и определяется ключевая проблема. Одновременно с этим управленческие структуры определяют свое место и роль в отношениях с носителями тех или иных социокультурных проблем и инноваций - субъектами культурной деятельности своей территории. В тех случаях, когда ключевых проблем окажется несколько, а обеспеченность людскими и материальными ресурсами не позволяет их реализовать, проблемы можно "отфильтровать" по остроте, значимости "реализуемости". Оценка значимости проблем и способов организации их решения представлена в таблице 1.
Точно выверенная и сформулированная проблема сама по себе определяет контуры и границы разработки и реализации программы, но, для того чтобы проблема перешла в динамичное состояние (в движение к разрешению), необходимо найти правильный вектор этого движения к относительно завершенному, качественно новому положению новой программируемой ситуации в социокультурной сфере.
Цель программирования
Иначе говоря, разрешить проблему» можно путем последовательного решения задач для достижения поставленной цели. Цель разработки программы и разрешение поставленной проблемы всегда предопределяет результат деятельности, выступая в качестве непосредственного мотива, цель направляет и регулирует деятельность заказчиков и разработчиков программы. Определение цели предполагает использование определенных методов и средств организационного и управленческого характера. Структурно этот процесс можно представить следующим образом (таблица 2). В практике социокультурного программирования иногда допускаются ошибки в определении цели. Они вызваны тем, что заказчики и разработчики программы того или иного региона, территории завышают их ресурсные возможности, как, впрочем, и свои собственные, выдвигая в качестве цели программы: "создание оптимальных условий для всемерного приобщения населения к духовно-нравственным и культурно-художественным ценностям". При этом считается, что если сегодня не сконцентрировать усилия региона на решение именно этой цели в социально-культурном развитии, то завтра он значительно отстанет от других в своем развитии. Это так и не так. Дело в том, что сформулированная цель является высшей прогнозируемой целью не только региона, регионов, но и всего общества в целом. Такая цель не может вместиться в рамках программы, даже гениальной, она выражает чаяния людей на) далекую перспективу, представляет собой своеобразную мечту будущего. Такая высокая цель применима для любого региона страны и всего общества в целом. Но тогда теряется всякий смысл программирования, поскольку она не будет решать локальных, си-
туационных целей регионов. По некоторым данным в России с 1993 года разработаны и реализуются 11 областных, краевых, 4 республиканских и 2 программы автономных округов, что составляет 15,13 % от 89 субъектов РФ, или одна региональная программа на 13 субъектов Российской Федерации. Следовательно, если бы в каждой региональной программе ставилась максимально высокая цель "всемерного приобщения населения к духовно-нравственным ценностям..." и реализова-
лась, то можно было бы считать, что для населения России, проживающего на 15 % территории страны, созданы оптимальные условия для культурного развития. Однако в этом можно усомниться. Цель региональной программы, скорее всего, должна соизмеряться с возможностями и, главное, с социокультурной проблемной ситуацией в регионе, которая может характеризоваться неразвитой или запущенной материальной базой; отсутствием квалифицированных специалистов; низким уровнем обществент ной культуротворческой активности населения; социально| культурной неустойчивостью молодежно-подростковых групп, порождающих понижение интереса к образованию, вытеснение культурной деятельности из сферы досуга, наполнение его бездуховными развлечениями, духовным разрывом между поколениями, распространением наркомании, пьянства, преступности и многими другими проблемами. Программирование и отраслевые планы
Каждую программу отличает ее собственная проблема и собственная достижимая в реализации цель. Конкретная достижимая цель программы, по существу, определяет ее целевую направленность и задает ей параметры целевой социокультурной программы. Такие программы решают важные, но этапные проблемы развития культуры и социокультурной сферы, обеспечивая "прорывы" самых сложных "узлов" фронтального развития, повседневно осуществляемого институциональными методами, формами и средствами деятельности. Достоинства и недостатки социокультурной программы определяются на основе следующих критериев: научная обоснованность (значение объекта, актуальность, острота, потенциальная возможность последующего научного развития проблемы); социально-культурные выгоды (улучшение социокультурных условий населения региона, повышение его культурного статуса); технологическая реализуемость, институциональная обеспеченность, оптимальность стоимости программы; реальность и эффективность полученных результатов. И, наконец, программа должна оптимально вписываться в институциональный процесс социокультурной деятельности, не
нарушая существующие организационно-управленческие, финансово-хозяйственные связи и отношения, содержание социокультурного процесса, а приращивая их. Еще раз подчеркнем, что социокультурная программа не подменяет территориальные и отраслевые планы, она дополняет их и в основном направлена на решение межотраслевых социокультурных проблем. Социокультурное программирование представляет собой комплекс мероприятий, обусловленных ресурсами, временем, местом, субъектами и объектами, проблемой, целью, и, следовательно, выходит за рамки обычного линейного планирования, поскольку речь идет здесь о системных явлениях определенной цикличности (табл. 3). С помощью социокультурного программирования реанимируются застоявшиеся резервы воспроизводства и саморазвития, свойственные культуре, обновляются организационно-управленческие связи, по-новому решаются проблемы взаимодействия центра и регионов. В лице государства центральные органы культуры и регионы приходят к взаимному осознанию: уникальной роли культуры и науки в жизнедеятельности общества; необходимости сохранения и развития национального достояния - культурного и научного потенциала страны; потребности в развитии и совершенствовании научно-информационной оснащенности органов управления социально-культурной сферой; необходимости конструктивного взаимодействия всех ветвей власти и субъектов культурной деятельности в регионах; целесообразности включения деятелей культуры в процесс разработки культурной политики и моделей управления; возможности конкурсного распределения средств на целевые социокультурные программы; необходимости свободы учреждений культуры от опеки бюрократического аппарата и т.д. Для социокультурной сферы с ее повышенной степенью неустойчивости, зависимостью от изменений окружающей среды (рыночной конъюнктуры, потенциальных источников финансирования, новых технологий), преобладанием неприбыльных организаций усложняют внутренние задачи организаций и учреждений этой сферы. Здесь всегда могут быть полезны программные, проектные и матричные временные целевые структу-
ры, создаваемые наряду с функциональными подразделениями. Они могут создаваться путем "наложения" проектной структуры на функциональную. В результате этого создается определенный баланс властных полномочий между руководителем проекта, программы и руководителем функциональной организации (учреждения) в
зависимости от объема прав, делегируемых им вышестоящим руководителем. Как правило, в этом случае руководителю проекта (программы) передается вся полнота ответственности за использование материальных, финансовых и людских ресурсов в рамках данной программы, проекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.01 с.) |