Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования инновационной личности

Поиск

 

Как отмечалось ранее, социокультурный менеджмент, в отличие от стратегического и других, имеет признаки сопричастного ме­неджмента. Локализуясь в конкретном со­циокультурном предмете управления, такой менеджмент не исключает таких общих управленческих действий, как упорядочение, регулирование системы в условиях изменяющейся внутренней и внешней сре­ды, но в большей степени направлен на деятельность по руково­дству людьми, на деятельность по осуществлению деятельно­сти.

 

Профессию менеджера социокультурной деятельности, та­ким образом, можно определить как род деятельности, источ­ником мотивации которой является искусство побуждения лю­дей к достижению желаемых целей, получению намеченных ре­зультатов.

Рыночные отношения и их структуры являются результа­том человеческих действий, но при этом существует особый ха­рактер действий, исходящий от особого типа деятелей, которы­ми движут определенные мотивы. Здесь можно задаться вопро­сом: одни ли деятели являются основой рыночных отношений? Ответ будет отрицательный.

Основой рыночных отношений являются деятели (пред­приниматели, менеджеры) и исполнители (рабочие, служащие). Именно они служили фундаментальной предпосылкой зарожде­ния рыночных отношений (капитализма). Предпринимателей, менеджеров, рабочих и служащих отличает специфическая ментальность, новые мотивации и ценности.

Стремление к прибыли превратило деньги из инструмента обращения в цель, а жесткие условия жизни и деятельности по­высили ответственность, дисциплинированность, рационализм предпринимателей, менеджеров и исполнителей, которые орга­низационные усилия и сам по себе труд стали рассматривать в качестве предпосылки успеха.

Большинство людей больше не стремятся рассматривать потребление ради удовольствия потреблять, а проповедуют бе­режливость, экономию и даже аскетизм. Это относится не столько к бедным, которые не имеют возможностей, сколько к имущим слоям населения. И в этом заключается исходный принцип рыночной экономики, где успех деятельности измеря­ется в денежных единицах.

В этой связи в зарубежной социологии и в практике сфор­мировалось понятие инновационной личности как предпосылка, распространения предпринимательства, ускорения экономиче­ского роста и накопления капитала.

Но, параллельно с этим, обозначены различные и даже про­тивоположные личностные харизмы, которые типичны для тра­диционного и современного общества. Они обозначаются как: авторитарная личность и во всех отношениях противоположная ей инновационная личность. На этой основе рождается автори-

 

тарный стиль управления и руководства и инновационный, но­ваторский стиль, который чаще всего связан с демократически­ми элементами управления.

Авторитарная личность, будучи сформирована условиями застоя (отнюдь не только последних десятилетий советского пе­риода в нашей стране, но и за рубежом) простого производства, самоподдерживаемого равновесия, способствует упрочению указанных условий.

Инновационная личность формируется быстро меняющи­мися условиями производственной, социальной жизни и не только обеспечивает устойчивое развитие, но и радикально из­меняет экономическую, социальную, культурную жизнь обще­ства.

Рост социальной мобильности, переход от традиционного общества к современному способствует зарождению новатор­ской личности. Вместе с тем, в этом же процессе утрата лично­стью в настоящем прошлого статуса, разрыв между прошлым и настоящим положением могут порождать противоположные тенденции в формировании личностных качеств человека.

Подобные ситуации вызывают двойственную реакцию. С одной стороны, когда критическая масса таких противоречий "выходит за пределы статуса" (Э. Хаген. О теории социального изменения, 1962 г.) возникает взрыв революционной, перестро­ечной активности, с другой стороны, может возникнуть и глубо­кий кризис надежд и ожиданий, что может привести к пассивно­сти и апатии.

В первом случае поведенческая мотивация новаторской личности связана с мобильностью: предпринимательской актив­ностью, долгими часами работы, частыми поездками и интен­сивными деловыми контактами, желанием накопить капитал, надеждой на хорошее воспитание, образование детей, благопо­лучие семьи и т.д.

В области социальных прерогатив наблюдается стремление к новшествам, высокое чувство ответственности, перспективное планирование действий, рациональный расчет, готовность к риску.

В другом случае, те же самые факторы могут оказывать об­ратное воздействие — тормозить и препятствовать переменам,

 

что наблюдается в массовой практике российской действитель­ности.

Таким образом, взлету интенсивного экономического раз­вития способствует определенный личностный синдром: высо­кий уровень стремления к успеху, наличие большого числа энергичных предпринимателей, настойчивость в достижении цели, уважение к напряженному труду и т.д.

Сопоставление мотиваций традиционной и инновационной личности к базовым категориям управления наглядно вскрыва­ют характерные признаки той и другой личности (см. табл. 5).

Как было отмечено ранее, пик интенсивного формирования и столкновения прямо противоположных типов личности при­ходится на переломные периоды в жизни общества, когда на­блюдается всплеск активности, осуществляется переход одной общественной системы в другую. В российской действительно-

сти такие явления связаны с процессом смены социально-экономической и политической системы.

Одним из главных препятствий, тормозящих переход к де­мократическому рынку, является широко распространенный синдром личности, который представляет собой продукт авто­ритарного правления, оставившего глубокий след на мотиваци­ях и социальных установках значительной части населения.

Основная проблема, которая решается сегодня в России, связана с тем, что повседневные действия людей обусловлены привычками и правилами, которые в процессе социального опы­та нескольких десятилетий превратились в нормы, радикально отличающиеся от тех, которые составляют сущность новых со­циальных структур.

Вопросы для самопроверки

/. Назовите факторы, определяющие профессиональные качества социокультурного менеджера.

2. Раскройте сущность понятий "профессионализм" и "компетентность ".

3. По каким критериям определяется профессиональная компетентность менеджера?

4. Признаки творчества в социокультурном менеджменте.

5. Знания в управленческой культуре менеджера.

6. Дайте характеристику традиционной и инновационной личности менеджера.

7. Каковы этические нормы отношений менеджера и ис­полнителя?

8. Взаимодействие менеджера и представителя.

 

 

9. Этика взаимоотношений в среде менеджеров.

10. Каковы предпосылки и условия формирования инноваци­онной личности?

11. Дайте характеристику типов мышления менеджеров.

Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности

 

Менеджер как субъект социокультурных процессов играет огромную роль в деятельности профессиональных и самодея­тельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих организаций и учреждений.

Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регуля­тора и организатора, советчика и подсказчика в социокультур­ной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных культурных формах; в качестве носителя культур­но-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.007 с.)