Инновационная культура как стратегический ресурс информационного общества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная культура как стратегический ресурс информационного общества



Россия движется к информационному обществу, и не заметит этого только слепой или чрезвычайно предубежденный человек. Но поскольку она находится в едином мировом информационном пространстве, это совершается стихийно, не в последнюю очередь за счет, так сказать, принципа сообщающихся сосудов, а также личной инициативы организаций и граждан.Не совсем осознан тот факт, что в настоящее время информация, интеллектуальные ресурсы и технологии приобрели статус стратегического источника социально-экономического развития. Этому должны способствовать инновационная культура граждан России

Инновационная культура понимается, как способность индивида осознавать потребность в инновационном решении проблем, восприимчивость к новому, готовность к рискам, и самое главное – готовность к реализации, практическому внедрению идеи, в ряде случаев – ее коммерциализации. С участием инновационной культуры можно реально добиться в сфере конкретной экономики – ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления – реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования – содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры – оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур.

Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.

Формирование инновационной культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека – ее субъекта. В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может существенно способствовать эффективности инновационной деятельности.

Важную роль играют механизмы формирования конструктивного отношения в обществе к нововведениям как особо значимой личной и общественной ценности, заложить основы для здоровой состязательности в различных сферах деятельности. Важную роль здесь могли бы сыграть средства массовой информации. В системе образования есть прекрасный опыт инновационной деятельности в содержании, методах обучения и воспитания. Опираясь на него как на базу, можно ставить задачу по формированию у школьников и студентов инновационной толерантности и восприимчивости. Особая задача – распознавание инновационно одаренных детей, развитие их активности, умения адаптироваться к возможным сложностям на этом пути. Российская и зарубежная практика работы по развитию креативности могла бы быть здесь полезна.

Естественно, нельзя рассчитывать только на детей дошкольного и школьного возраста. Основы инновационной культуры в максимальной степени должны быть усвоены в вузовском и последипломном образовании. Нужен солидный учебно-методический продукт с учетом возможностей технических средств, зарубежного и отечественного опыта.

3. Признаки инновационного образования.

Резкая информатизация человеческой культуры ставит перед системой высшего образования не только проблему принятия, получения потока новых знаний, но и проблему их передачи и использования. На первый план начинают выступать инновационные технологии, практически решающие обозначенную проблему. Роль инноваций в ближайшем будущем станет решающим. Инновационные технологии в условиях высшей школы призваны раскрывать будущее, обозначать основные тенденции, которые могут возникнуть в системе «человек-общество-природа-космос», при этом, четко увязывать знания с существующей реальностью, образуя новый «инновационный продукт».

В педагогической литературе выделяют следующие признаки инновационного образования:

  • доминирование неклассического и постнеклассического типов научной рациональности, включающих познающего и действующего субъекта, рассмотрение научных знаний в контексте социальных условий его бытия и социальных последствий его деятельности;
  • формирование культуры системного мышления; мировоззрения, направленного на гармонизацию отношений человек - общество - природа;
  • ориентация содержания и методов обучения на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности человека - способности создавать то, о чем может не знать даже преподаватель;
  • формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма.

Инновационные процессы уже реализуются:

  • в содержании образования;
  • в методиках, технологиях, методах учебно-воспитатель ного процесса;
  • в организации учебно-воспитательного процесса;
  • в управляющей системе общеобразовательного учреждения.

 

 

4. Типы и фазы инновационной образовательной деятельности.

 

Используя следующую таблицу, можно выделить следующие виды инноваций.

Признак классификации Вид инноваций
1.Инновационный потенциал
  1. радикальные (базовые);
  2. комбинаторные (использование различных сочетаний);
  3. модифицирующие (улучшающие, дополняющие)
2.Источник инициативы
  1. прямой социальный заказ;
  2. в результате изобретения
3.Объем применения
  1. точечные (узкие);
  2. системные (технологические, организационные и т.п.);
  3. стратегические (принципы управления)
4.Особенности инновационного процесса
  1. внутриорганизационные;
  2. межорганизационные
5.Особенности механизма осуществления
  1. единичные (на один объект);
  2. диффузные (на многие объекты);
  3. завершенные и незавершенные;
  4. успешные и неуспешные
6.Принцип отношения к своему предшественнику
  1. замещающие (вместо устаревшего);
  2. отменяющие (исключают выполнение операций);
  3. возвратные (к предшественнику);
  4. открывающие (новые, не имеющие аналогов)
7.Социальные последствия
  1. вызывающие социальные издержки;
  2. новые виды монотонного труда;
  3. вредные условия и т.п.
8.Тип новшества
  1. материально-технические (техника, технология, материалы);
  2. социальные;
  3. экономические;
  4. организационно-управленческие;
  5. правовые;
  6. педагогические
9.Эффективность (цели)
  1. эффективность производства;
  2. эффективность управления;
  3. улучшение условий труда и т.д.

 

Двум основным ориентациям образовательного процесса, репродуктивной и проблемной соответствует два типа инноваций:

1. Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации, преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными детально описанными ожидаемыми результатами. Поисковый подход преобразует традиционное обучение как инициируемого учащимся освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности и педагога и учащегося является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Инновационная деятельность в образовательном учреждении включает в себя четыре фазы.

Фаза первая - поиск новых идей - состоит из нескольких этапов.

1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании; анализ полученной информации.

2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения, возможно, с помощью консалтинговой службы.

Фаза вторая - формирование нововведения - также со стоит из трех этапов.

1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведен-ческих идей и возможностей учебного заведения, проекти рование хода работы.

2. Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.

3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации. Фаза третья - реализация нововведения.

 

5.Инновационные механизмы развития образования

 

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования российских ученых. Одной из важных задач современной образовательной инноватики, является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу, прежде всего для того, чтобы разбираться в объекте развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств. По своему основному смыслу понятие "инновация" относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

В проекте закона «Об образовании» отмечается, что инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

 

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.

Инновационные механизмы развития образования включают:

- создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;

- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.

6.Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России

Интеграция науки и образования является одним из ключевых направлений реформирования образования и государственного сектора науки, условий создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок. Именно на ее основе предполагается сократить разрыв между образованием и наукой, обеспечить приток в эти сферы талантливой молодежи, повысить эффективность научных исследований, качество образовательных программ.

Наиболее перспективные направления развития интеграции:

1. Расширение сети научно-образовательных объединений в форме юридических лиц либо на договорной основе для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований. К ним относятся, например, разнообразные центры передовых исследований (центры превосходства), создаваемые путем объединения наиболее продуктивных вузовских, академических и отраслевых научных коллективов с предоставлением им необходимых ресурсов и финансируемые на конкурсной основе .

2. Дальнейшее развитие "проектной интеграции", нацеленной на формирование эффективных взаимосвязей между вузами и научными организациями. Она способствует созданию устойчивых альянсов между НИИ, КБ, вузами и предприятиями. Эта форма наиболее привлекательна для бизнеса, который может участвовать в совместных проектах в сфере науки, инноваций и подготовки кадров. Поддержка такой интеграции не означает отказа от формального слияния НИИ и вузов, вопрос о котором должен решаться на индивидуальной основе.

3. Расширение практики совместного участия НИИ и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на исследования и разработки, в издательской деятельности, присуждении совместных стипендий, международных программах и проектах; организация совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе НИИ и вузов. Это позволит сформировать среду, благоприятную для любых интеграционных инициатив в научно-образовательном сообществе.

4. Создание, развитие и приоритетная поддержка сети ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций. Как свидетельствует мировой опыт, именно такие университеты обеспечивают взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого удовлетворения потребностей в кадрах по перспективным научным направлениям и наукоемким технологиям.

5. Интеграция как организационно-экономический процесс означает прежде всего объединение ресурсов научного и образовательного комплексов, включая их инновационные потенциалы, для получения социально-экономического и коммерческого эффектов. Это предполагает, что государство будет стимулировать развитие как простых, так и более продвинутых ее форм. К ним, в частности, относятся инновационные консорциумы, объединяющие вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров.

 

7. .Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода задач. Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования, американского ученого М. Ноулза, стало «производство компетентных людей – таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Компетенция - это базовая характеристика индивида, которая причинно связана с критериями эффективного и/или успешного действия в профессиональных или жизненных ситуациях.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Понятие компетентностно-ориентированный подход зародилось в США во многом в результате социо-лингвистических исследований Н. Хомского, предложившеего в 70-х годах 20-го века термин компетентность применительно к результату общественного образовательного процесса, как фактически накопленному интегральному информационно-обоснованному социальному опыту индивидуума, на основе которого он способен принимать ответственные жизненные и профессиональные решения.

Ближе к концу 20-го века появилось все больше работ по компетентному менеджменту, управлению, администрированию и др. Дж. Равен в работе «Компетентность в современном социуме» толкует компетентность как феномен, состоящий из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения.

В конце ХХ века в России в педагогической литературе анализировались четыре основные типа компетенций: специальная, социальная, личностная, а также профессиональная, индивидуальная в каждом случае. В 2001 г. в Стратегии модернизации содержания общего образования было подчеркнуто, что это понятие «компетенция» шире понятия знания или умения, или навыка, оно включает их в себя. Понятие "компетентность" включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.177.24 (0.011 с.)