Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Востребованность профессии менеджера СКССодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профессионально подготовленный специалист культуры выступает в качестве менеджера творческой деятельности в культуре и в качестве творца ее ценностей. Данные функциональные роли специалист культуры часто совмещает (особенно в условиях села из-за нехватки разнопрофильных специалистов), но в других случаях (в условиях города) данные функции исполняются разными специалистами, имеющими конкретно заданную квалификацию. Число людей, активно пользующихся плодами деятельности учреждений культуры, а также самих создателей этого процесса - менеджеров, режиссеров-постановщиков, хореографов, педагогов и др. - постоянно возрастает. Роль и значение культу-
ры в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом. Большое значение в этой связи имеют организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально. Рассматривая признаки, лежащие в основе профессионального мастерства специалиста культуры, Н.К. Бакланова указывает, что деятельность специалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная, а профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. В различных сферах деятельности учреждений культуры выделяется система профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных способностей и качеств личности.1 Профессиональное мастерство не может быть сформировано только в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его основы. Оно представляет собой совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в результате профессиональной, порой длительной, деятельности. Следовательно, проблемы формирования основ профессионального мастерства специалиста необходимо связывать, с одной стороны, с освоением теоретических знаний, а с другой стороны, с овладением методами и приемами, умениями и навыками профессиональной деятельности. Синтез теоретических профессиональных знаний, практических умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности является базовой основой профессионального мастерства специалиста, необходимого для успешного решения разноплановых профессиональных задач культурной деятельности. _________________________________ 1 Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994. С. 8-9.
Одним из главных свойств профессионального мастерства специалиста является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области культуры характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурного процесса, ориентированными на конечный "продукт культуры" в его общественном значении. Профессиональная деятельность менеджера социально-культурной деятельности весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы деятельности, побуждения такого специалиста представляют собой сложное психологическое явление. Оно обусловлено, во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного развития людей, во-вторых, состоянием творческой удовлетворенности, радости успеха и оценки людей, в-третьих, психологическими свойствами специалиста: желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе, занимать лидирующее положение среди людей, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям. Мотивация профессиональной деятельности не ограничивается перечисленным. Устойчивость перечисленных мотивов малоэффективна, если не будет реализовываться один из ведущих мотивов деятельности - материальная заинтересованность.
Системный характер подготовки специалистов
Цель профессиональной деятельности менеджера культуры обусловлена необходимостью формирования с помощью управленческих механизмов духовно-нравственных ценностей личности, ее эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей людей. Это определяет и набор средств, с помощью которых менеджер включает людей в различные виды культурной деятельности. В быстро меняющемся современном мире высшему культурологическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении культурных богатств. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности сегодня осу-
ществляется в определенной системе. Сеть вузов культуры и искусства дает возможность готовить кадры с высшим образованием для различных областей культуры. За последние годы произошли крупные преобразования в системе подготовки специалистов культуры. В основу преобразований положена новая концепция высшего образования, сместившая акцент с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на личность студента с учетом его многообразных социальных качеств и ролей в обществе. Основополагающей базой развития университетского образования стал закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в котором говорится, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствовать охране жизни и здоровья человека, свободному развитию личности, воспитанию учащейся молодежи в духе высокой гражданственности.1 Например, в Московском государственном университете культуры и искусств практическая реализация новой концепции привела к демократизации внутренней жизни вуза, приблизила к обретению академических свобод, созданию многоуровневой системы образования, позволяющей студентам выбирать программы обучения исходя из своих интересов, способностей и жизненных ситуаций. Несомненно, большую роль в укреплении общекультурных, духовных и гражданских принципов учебного и воспитательного процесса в вузе играет общегосударственный образовательный стандарт, который способствует фундаментализации высшего образования, преодолению однобокости и прагматического подхода. Государственный стандарт позволяет готовить действительно широкообразованных, творчески мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем, поиску новых решений. Государственный стандарт занимает важное место в жизненных интересах преподавателей и студентов, стремящихся к ___________________________________ 1 Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Бюллетень Государственного комитета по высшему образованию. М, 1996. № 10. С. 1-59.
активному международному общению, к беспрепятственному признанию своих знаний, документов об образовании в зарубежных странах. Статистические данные Министерства культуры РФ показывают, что в государственных клубных учреждениях страны в 2000 году работало всего 8,6 процента специалистов с высшим образованием, из них только 2,8 процента - с высшим специальным образованием. С высшим специальным и средним специальным образованием штатных работников государственных клубных учреждений культуры насчитывается всего по стране 61 процент1. Следовательно, полное разрешение проблемы обеспеченности учреждений культуры специалистами, имеющими добротную специальную подготовку, еще впереди.
Модельспециалистаи модель обучения
Успешная деятельность специалиста во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства, объекта - системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным "багажом". При этом, чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обладать специалист. Естественно, что каждое высшее учебное заведение культуры накопило определенный опыт подготовки таких кадров и каждый такой опыт достоин обобщения и использования в работе. Вместе с тем, быстро меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют вузы культуры искать не только адекватные направления в подготовке специалистов культуры, но и новые методы обучения. И, естественно, каждое высшее учебное заведение имеет свои собственные научные и методические находки, положительный опыт, свое видение перспектив в подготовке специалистов-менеджеров, свою уникальную особенность. По-другому быть и не должно, ибо процесс обучения является процессом творческим, а творчество всегда индивидуально. __________________________________ 1 Культурно-просветительные учреждения РФ в цифрах за 1999, 2000 годы. М, 2000 С. 138.
Формирование профессионального мастерства специалиста культуры предусматривает развитие профессиональных качеств будущего специалиста в ситуации деятельности, где обеспечивается высокий уровень профессиональной самоорганизации личности. Деятельностно-личностный подход создает условия индивидуально-творческого обучения, раскрытия индивидуальных качеств будущего специалиста, его профессиональных способностей, развития коммуникативных качеств в реальной работе с людьми. В этой связи возрастает необходимость повышения внимания не только содержанию учебных дисциплин, предметов, но и вопросам целеполагания, организации обучения. Определение конечных целей обучения, моделирование структуры деятельности специалиста и вытекающих из них предметных связей: комплексное обучение, научно обоснованные учебные планы и программы, непрерывная система - школа, колледж, вуз - требуют такого же пристального к себе внимания, как содержание самих учебных дисциплин. Опыт работы вузов культуры и искусств, методика обучения и основные направления подготовки специалистов культуры позволяют сформулировать методологические основы обучения профессиональному мастерству. Концептуальную основу профильных учебных дисциплин в подготовке менеджеров составляет объективная социально-общественная потребность в воссоздании содержательно насыщенной культурной среды, за счет высокого уровня профессионального мастерства, способности моделировать и осуществлять разнообразные виды культурной деятельности. Исходя из этого возникает необходимость создания концептуальной системной модели специалиста сферы культуры, которая способствовала бы подлинному углублению связей обучения с практикой, обеспечивала фундаментальность и глубину теоретических знаний, точность научного предвидения, перспективность, динамичность, возможность непрерывного обновления и совершенствования. Сама по себе концептуальная системная модель специалиста сферы культуры, в силу специфики деятельности, носит социологический характер, она позволяет проникнуть в сущность,
внутреннюю структуру явлений, происходящих как в культуре в целом, так и в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов. Она объединяет в себе свойства не только практического руководства оптимизацией учебного процесса, но и теоретического метода исследования явлений в области культурной практики управления, способствует комплексному развитию научных исследований в этой области, образуя ее теоретический фундамент. Следовательно, концептуальная системная модель подготовки специалиста сферы культуры должна включать, с одной стороны, основные характеристики его деятельности, с другой, -раскрывать особенности личностно-профессионального комплекса качеств специалиста. Идеальная системная модель специалиста в концентрированном виде должна включать потребности общества в данных специалистах. Тем самым в самой модели специалиста закладывается определенная программа организации и осуществления учебного процесса, связанная с целевой установкой на будущую практическую деятельность. Такая программа включает последовательность и взаимосвязь следующих объектов: модель будущего специалиста; модель системы обучения; модель цикла учебных дисциплин; модель каждой учебной дисциплины; модель содержания разделов дисциплины. Эффективность организации и развития процесса обучения зависит во многом и от установления взаимосвязей между преподавателем, студентом и учебным материалом. Специфика социокультурной деятельности, проблемы и задачи, которые здесь решаются, не всегда адекватно осознаются всеми, особенно молодыми людьми, садящимися на студенческую скамью. Система непрерывного образования "лицей-колледж-вуз" срабатывает пока малоэффективно. Для большинства первокурсников освоение профессии по существу начинается только в вузовской аудитории. Уровень подготовки специалистов в училищах культуры и колледжах не всегда высок, часто бывает канонизирован и однообразен. Однобокость профессиональной начальной подготовки в среднем звене обучения ставит вузы перед необходимостью уже на первых занятиях с первокурсниками осваивать азы будущей
профессии, а порой и исправлять неправильно сформированные представления. Естественно, процесс подготовки специалистов культуры - не застывшее явление, он развивается и совершенствуется, но при этом приходится преодолевать и трудности роста, решать проблемы и устранять недостатки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.009 с.) |