Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Востребованность профессии менеджера СКС

Поиск

 

Профессионально подготовленный специалист культуры выступает в качестве менеджера творческой деятельности в культуре и в качестве творца ее ценностей. Данные функциональные роли специалист культуры часто совмещает (особенно в условиях села из-за не­хватки разнопрофильных специалистов), но в других случаях (в условиях города) данные функции исполняются разными спе­циалистами, имеющими конкретно заданную квалификацию.

Число людей, активно пользующихся плодами деятельно­сти учреждений культуры, а также самих создателей этого про­цесса - менеджеров, режиссеров-постановщиков, хореографов, педагогов и др. - постоянно возрастает. Роль и значение культу-

 

ры в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом.

Большое значение в этой связи имеют организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастер­ство этого специалиста по своей природе также уникально.

Рассматривая признаки, лежащие в основе профессиональ­ного мастерства специалиста культуры, Н.К. Бакланова указы­вает, что деятельность специалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная, а профессиональное мастерство - это качественный уровень про­фессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения.

В различных сферах деятельности учреждений культуры выделяется система профессиональных знаний, умений и навы­ков, профессиональных способностей и качеств личности.1

Профессиональное мастерство не может быть сформирова­но только в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его основы. Оно представляет собой сово­купность теоретических знаний и практического опыта, полу­ченного в результате профессиональной, порой длительной, деятельности.

Следовательно, проблемы формирования основ профессио­нального мастерства специалиста необходимо связывать, с од­ной стороны, с освоением теоретических знаний, а с другой сто­роны, с овладением методами и приемами, умениями и навыка­ми профессиональной деятельности.

Синтез теоретических профессиональных знаний, практи­ческих умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности является базовой основой профессиональ­ного мастерства специалиста, необходимого для успешного ре­шения разноплановых профессиональных задач культурной дея­тельности.

_________________________________

1 Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994. С. 8-9.

 

Одним из главных свойств профессионального мастерства специалиста является владение несколькими видами деятельно­сти, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой.

Так, для современной деятельности специалистов в области культуры характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями куль­турного процесса, ориентированными на конечный "продукт культуры" в его общественном значении.

Профессиональная деятельность менеджера социально-культурной деятельности весьма разнообразна и, как всякая дея­тельность, имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы деятель­ности, побуждения такого специалиста представляют собой сложное психологическое явление.

Оно обусловлено, во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного развития людей, во-вторых, состоянием творческой удовлетворенности, радости успеха и оценки людей, в-третьих, психологическими свойствами спе­циалиста: желанием быть с людьми, вести их за собой в творче­ском процессе, занимать лидирующее положение среди людей, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям.

Мотивация профессиональной деятельности не ограничива­ется перечисленным. Устойчивость перечисленных мотивов ма­лоэффективна, если не будет реализовываться один из ведущих мотивов деятельности - материальная заинтересованность.

 

Системный характер подготовки специалистов

 

Цель профессиональной деятельности ме­неджера культуры обусловлена необходимо­стью формирования с помощью управленче­ских механизмов духовно-нравственных цен­ностей личности, ее эстетического, интеллек­туального потенциала, развития творческих способностей людей. Это определяет и набор средств, с помощью которых менеджер включает людей в раз­личные виды культурной деятельности.

В быстро меняющемся современном мире высшему культу­рологическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении культурных богатств. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности сегодня осу-

 

ществляется в определенной системе. Сеть вузов культуры и ис­кусства дает возможность готовить кадры с высшим образова­нием для различных областей культуры.

За последние годы произошли крупные преобразования в системе подготовки специалистов культуры. В основу преобра­зований положена новая концепция высшего образования, сме­стившая акцент с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на личность студента с учетом его многообразных социальных качеств и ролей в обществе.

Основополагающей базой развития университетского обра­зования стал закон Российской Федерации "О высшем и после­вузовском профессиональном образовании", в котором говорит­ся, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, приоритете об­щечеловеческих ценностей, способствовать охране жизни и здо­ровья человека, свободному развитию личности, воспитанию учащейся молодежи в духе высокой гражданственности.1

Например, в Московском государственном университете культуры и искусств практическая реализация новой концепции привела к демократизации внутренней жизни вуза, приблизила к обретению академических свобод, созданию многоуровневой системы образования, позволяющей студентам выбирать про­граммы обучения исходя из своих интересов, способностей и жизненных ситуаций.

Несомненно, большую роль в укреплении общекультурных, духовных и гражданских принципов учебного и воспитательно­го процесса в вузе играет общегосударственный образователь­ный стандарт, который способствует фундаментализации выс­шего образования, преодолению однобокости и прагматическо­го подхода.

Государственный стандарт позволяет готовить действи­тельно широкообразованных, творчески мыслящих специали­стов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем, поиску новых решений.

Государственный стандарт занимает важное место в жиз­ненных интересах преподавателей и студентов, стремящихся к

___________________________________

1 Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Бюллетень Государственного комитета по высшему образованию. М, 1996. № 10. С. 1-59.

 

активному международному общению, к беспрепятственному признанию своих знаний, документов об образовании в зару­бежных странах.

Статистические данные Министерства культуры РФ пока­зывают, что в государственных клубных учреждениях страны в 2000 году работало всего 8,6 процента специалистов с высшим образованием, из них только 2,8 процента - с высшим специ­альным образованием. С высшим специальным и средним спе­циальным образованием штатных работников государственных клубных учреждений культуры насчитывается всего по стране 61 процент1.

Следовательно, полное разрешение проблемы обеспеченно­сти учреждений культуры специалистами, имеющими доброт­ную специальную подготовку, еще впереди.

 

Модельспециалистаи модель обучения

 

Успешная деятельность специалиста во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства, объекта - системы деятельно­сти, умело пользуется соответствующим науч­ным "багажом". При этом, чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обладать специалист.

Естественно, что каждое высшее учебное заведение культу­ры накопило определенный опыт подготовки таких кадров и каждый такой опыт достоин обобщения и использования в рабо­те.

Вместе с тем, быстро меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют вузы культуры искать не только адекватные направ­ления в подготовке специалистов культуры, но и новые методы обучения.

И, естественно, каждое высшее учебное заведение имеет свои собственные научные и методические находки, положи­тельный опыт, свое видение перспектив в подготовке специали­стов-менеджеров, свою уникальную особенность. По-другому быть и не должно, ибо процесс обучения является процессом творческим, а творчество всегда индивидуально.

__________________________________

1 Культурно-просветительные учреждения РФ в цифрах за 1999, 2000 годы. М, 2000 С. 138.

 

Формирование профессионального мастерства специалиста культуры предусматривает развитие профессиональных качеств будущего специалиста в ситуации деятельности, где обеспечи­вается высокий уровень профессиональной самоорганизации личности.

Деятельностно-личностный подход создает условия инди­видуально-творческого обучения, раскрытия индивидуальных качеств будущего специалиста, его профессиональных способ­ностей, развития коммуникативных качеств в реальной работе с людьми.

В этой связи возрастает необходимость повышения внима­ния не только содержанию учебных дисциплин, предметов, но и вопросам целеполагания, организации обучения. Определение конечных целей обучения, моделирование структуры деятель­ности специалиста и вытекающих из них предметных связей: комплексное обучение, научно обоснованные учебные планы и программы, непрерывная система - школа, колледж, вуз - тре­буют такого же пристального к себе внимания, как содержание самих учебных дисциплин.

Опыт работы вузов культуры и искусств, методика обуче­ния и основные направления подготовки специалистов культу­ры позволяют сформулировать методологические основы обу­чения профессиональному мастерству.

Концептуальную основу профильных учебных дисциплин в подготовке менеджеров составляет объективная социально-общественная потребность в воссоздании содержательно насы­щенной культурной среды, за счет высокого уровня профессио­нального мастерства, способности моделировать и осуществлять разнообразные виды культурной деятельности.

Исходя из этого возникает необходимость создания концеп­туальной системной модели специалиста сферы культуры, кото­рая способствовала бы подлинному углублению связей обуче­ния с практикой, обеспечивала фундаментальность и глубину теоретических знаний, точность научного предвидения, пер­спективность, динамичность, возможность непрерывного об­новления и совершенствования.

Сама по себе концептуальная системная модель специали­ста сферы культуры, в силу специфики деятельности, носит со­циологический характер, она позволяет проникнуть в сущность,

 

внутреннюю структуру явлений, происходящих как в культуре в целом, так и в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов.

Она объединяет в себе свойства не только практического руководства оптимизацией учебного процесса, но и теоретиче­ского метода исследования явлений в области культурной прак­тики управления, способствует комплексному развитию науч­ных исследований в этой области, образуя ее теоретический фундамент.

Следовательно, концептуальная системная модель подго­товки специалиста сферы культуры должна включать, с одной стороны, основные характеристики его деятельности, с другой, -раскрывать особенности личностно-профессионального ком­плекса качеств специалиста.

Идеальная системная модель специалиста в концентриро­ванном виде должна включать потребности общества в данных специалистах. Тем самым в самой модели специалиста заклады­вается определенная программа организации и осуществления учебного процесса, связанная с целевой установкой на будущую практическую деятельность.

Такая программа включает последовательность и взаимо­связь следующих объектов: модель будущего специалиста; мо­дель системы обучения; модель цикла учебных дисциплин; мо­дель каждой учебной дисциплины; модель содержания разделов дисциплины. Эффективность организации и развития процесса обучения зависит во многом и от установления взаимосвязей между преподавателем, студентом и учебным материалом.

Специфика социокультурной деятельности, проблемы и за­дачи, которые здесь решаются, не всегда адекватно осознаются всеми, особенно молодыми людьми, садящимися на студенче­скую скамью. Система непрерывного образования "лицей-колледж-вуз" срабатывает пока малоэффективно.

Для большинства первокурсников освоение профессии по существу начинается только в вузовской аудитории. Уровень подготовки специалистов в училищах культуры и колледжах не всегда высок, часто бывает канонизирован и однообразен.

Однобокость профессиональной начальной подготовки в среднем звене обучения ставит вузы перед необходимостью уже на первых занятиях с первокурсниками осваивать азы будущей

 

профессии, а порой и исправлять неправильно сформированные представления.

Естественно, процесс подготовки специалистов культуры - не застывшее явление, он развивается и совершенствуется, но при этом приходится преодолевать и трудности роста, решать проблемы и устранять недостатки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.009 с.)