Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребление продуктов в ситуации деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культурная среда представляет собойпространство для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния. Создание культурной среды объектов культуры - это опосредованное проектирование культурных, воспитательных программ, ситуаций деятельности в этой среде. Средовое проектирование имеет дело с формированием рабочих, досуговых и развивающих сред. В учреждениях культуры помимо предметной среды всегда формируется среда занятий в виде конкретной деятельности и сопереживаемых сюжетных ситуаций. Привлекательность культурной среды, продуктов культуры всегда возрастает, когда обеспечивается для человека непрерывность и последовательность поведенческих ситуаций. В практической деятельности часто наблюдается разорванность среды и, естественно, сегментация поведения, когда при наличии большого разнообразия функций среды они не создают целостного значения или среда в целом становится ниже ценностных значений каждой отдельной переживаемой ситуации. Организация культурной среды сама по себе еще не определяет желаемого направления культурной деятельности человека. Его следует ввести в эту среду, подготовить к восприятию новых ценностей, социализировать его сознание.
Истинный смысл культурная среда приобретает лишь тогда, когда она наполняется ситуацией деятельности, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурная среда как бы одухотворяется, "очеловечивается" и начинает жить. Без человека, без людей, без ситуации деятельности культурная среда представляет собой "мертвое" предметное художественное пространство. Элементы театрализации, игровое понимание занятий, внутренняя, духовная, а часто и реальная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в музее и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. В каждом отдельном случае особенно отчетливо проявляются различия предметной среды, ее психологического пространства, что в совокупности составляет культурную среду того или иного учреждения культуры. Следовательно, происходит дифференциация общения "по поводу искусства" и в пространстве искусства, что в конечном итоге дает возможность человеку осознать, что он может измениться или уже изменился и стал другим, что, возможно, свершится или уже свершилось его саморазвитие. Таким образом, культурная среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, участия в нем человека. В то же время культурная среда в каждой отдельной ситуации несет в себе определенную смысловую нагрузку, что придает ей своеобразие собственного художественного образа. Учреждение культуры - культурная среда - потребитель
Коммуникативная функция искусства в культурной среде определяется его социальной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и осмысление. Следует отметить и различные типологии коммуникации - профессиональных и непрофессиональных, индивидуальных и групповых, активных, целенаправленных и пассивных и др. Эти типологии определяются всей системой "учреждение культуры - культурная среда - потребитель", и здесь особенно важны знания потребителя, условия восприятия (ситуация деятельности), состояние субъекта и его установка. Соответственно, перед маркетологом встает вопрос об ориентации на жизнь конкретных людей в ее целостности, определенности - не только современно-культурной, но и историко-культурной, и вместе с тем не оторванной от повседневности. Как отмечалось, культурная среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, учреждения культуры в целом формируют определенное эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. Чувство принадлежности к своему краю в большей мере формируется учреждениями культуры, эстетические качества которых играют при этом большую роль. В процессе духовного потребления культурной среды художественный и логический языки интегрируются, воспринимаются в единстве, что является характерной чертой культурной среды. Образ культурной среды складывается в процессе ее регулярного восприятия (потребления), при этом обращает на себя внимание несколько парадоксальный факт. Культурная среда первоначально преимущественно считывается своими художественными и знаково-информационными слоями. Следовательно, культурная среда первоначально (при первом посещении объекта культуры) не всегда полностью подчиняет себе человека, заставляя переживать ее во всей полноте. Эстетическое потребление среды определяется таким контекстом восприятия, как отношение к месту, длительность и частота пребывания в данной культурной среде, установка на определенный характер восприятия. У разных людей отношение к учреждениям культуры и потребность в культурных продуктах далеко не равнозначны. Здесь вполне очевидны определенные типы людей с характерными реакциями на культурную среду и продукты культуры. К первому типу относятся люди, постоянно посещающие учреждения культуры. Характерными особенностями потребления у них являются: длительность, развернутость во времени,
повторяемость впечатлений, формирование устойчивых культурно-деятельностных стереотипов, активная роль в формировании образа культурной среды. Ко второму типу можно отнести людей, специально ориентированных на эмоциональное, эстетическое постижение культурной среды. Особенностями восприятия в этом случае являются: относительная кратковременность, активность и деятельность восприятия, сила разовых впечатлений. Третий тип восприятия связан с "прохождением" культурной среды в движении к какой-либо конкретной цели (спектакль, концерт, дискотека, занятие художественным творчеством). Однако соприкосновение с культурной средой и в этом случае как бы вводит человека в последующую целевую деятельность, не отнимая на этом этапе его эмоции. Итак, потребление культурной среды происходит последовательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа учреждения культуры из системы единичных фрагментов. Этот процесс связан с углубленным эстетическим постижением личностью образа культурной среды: оценкой, усвоением, переработкой его художественных качеств, другими словами, с активным творческим восприятием. Образ культурной среды складывается уже при первом знакомстве с учреждением культуры, обогащаясь и кристаллизуясь при повторных посещениях. При этом происходит процесс перехода от первоначального ощущения к знанию и привычке. Таким образом, привлекательность культурной среды, высокий имидж учреждения культуры имеют решающее значение в продвижении продуктов культуры и услуг на рынке потребления. Деятельность учреждения культуры в условиях рынка увенчается успехом, когда маркетологи сделают все для того, чтобы личность могла: а) осознать себя (человеком) в культурной среде, обрести способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении, ощутить спокойствие, уверенность, комфорт, идентифицировать себя с эстетикой данной культурной среды; б) погрузиться в эстетическую ауру, вызывающую чувство радости, изумления, ощущение причастности не только к куль-
турной среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю; в) оценить социальную значимость культурной среды, ее исторического культурного прошлого, современности, памяти о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, ощутить чувство гордости, уважения и самоуважения, причастности к культуре, искусству и истории; г) оценить практические удобства и психологический комфорт, микроклимат культурной среды, сформировать общее представление о степени соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурной среды. Вопросы для самопроверки 1. Из каких компонентов состоит общая среда, внешняя среда, среда задач (функциональная среда)? 2. В каком взаимодействии находятся учреждения культуры с общей, внешней и функциональной средами? 3. Чем объясняется динамичность и изменчивость внешней среды? 4. Дня чего маркетологи должны адаптировать деятельность социокультурных учреждений к внешней среде? 5. Что такое культурная среда? 6. Какие этапы в своем формировании прошла современная культурная среда? 7. Что понимается под ситуацией деятельности в культурной среде? 8. По каким характерным признакам можно типологизировать реакции потребителей на культурную среду и продукты культуры? 9. Гармоничность культурной среды и ее оценка человеком.
Заключение
Процессы, которые протекают в социально-культурной сфере, многообразны, сложны и противоречивы. Они зеркально отражают события и явления, переживаемые обществом и каждым отдельным человеком. В социально-культурной деятельности главным объектом внимания является человек, а его взгляды, интересы, намерения, поступки, душевное спокойствие и социальная обустроенность формируются и закрепляются в процессе этой деятельности. Социально-культурная деятельность, как и все другие виды человеческой деятельности, не может успешно развиваться как без профессионального и компетентного управления, так и без изящного и филигранного регулирования, как этого требуют характер и особые свойства ее субъектов. Несомненно одно - менеджмент стал неотъемлемой частью коммерческой и некоммерческой деятельности социокультурных учреждений, обеспечивающих развитие культуры, искусства, науки, образования и т.д. Учиться управлять - это не только давно провозглашенный лозунг начала прошлого века, умение управлять - это логотип сегодняшней жизни. Научить этому довольно сложно, но научиться может каждый. Невозможно прописать менеджеру рецепты на все случаи деловой жизни, даже если они изложены не в одном, а в нескольких учебниках. Тем не менее, прочитав эту книгу, начинающий менеджер найдет в ней и базовые, и альтернативные варианты технологий управления. В конечном счете, все зависит от сознательной и активной деятельности менеджера, взявшегося за нужную и трудную работу - экономическое оздоровление социально-культурной сферы. Несмотря на то, что эти страницы названы заключением, задача их состоит не в том, чтобы подвести итоги, а скорее в
том, чтобы еще раз обозначить объективные и субъективные трудности становления и развития социокультурного менеджмента, наметить в основных чертах дальнейшую перспективу. Она открывается, на наш взгляд, изучением своеобразия управленческих отношений в сфере культуры, искусства, в социальном пространстве человека. К сожалению, проблемы методов, технологий управления именно в социально-культурной деятельности остаются менее разработанными и сильно засоренными неадаптированными концепциями и методами, заимствованными из зарубежных исследований общего менеджмента. Принимаясь за написание данной книги, авторы хорошо представляли себе, с какими трудностями они столкнутся, но в реальности все оказалось сложнее. На многие вопросы пока еще невозможно дать однозначные и категоричные ответы. Именно поэтому в книге оставлено место читателю для выбора альтернативных моделей управления в социокультурной сфере. Динамичность ее развития, непредсказуемость и незавершенность многих процессов и явлений требует осторожности в оценках, выводах и обобщениях. Менеджмент социокультурной деятельности можно рассматривать как данность, как факт, но механизмы его реализации находятся в процессе становления и развития. Для того, чтобы выбрать наиболее продуктивный путь развития управленческих технологий, авторы учебного пособия сочли необходимым проанализировать, с одной стороны, соотношение воплощенных в них тенденций, с другой - наметившиеся направления их развития. Тенденции, отраженные в идее самоуправления и управления социокультурной деятельностью извне, объективно связаны между собой, и эта связь должна учитываться при разработке и реализации альтернативных моделей управления. Повышение эффективности управления в социокультурной деятельности предполагает использование всей совокупности современных достижений в этой области. Поэтому для повышения продуктивности управленческих приемов недостаточно лишь данных экспериментальных наработок. Не менее важно разумное использование положений классического менеджмента, являющегося основой научного управления.
Но в классическом менеджменте в основном можно найти общие, базовые требования к эффективному управлению производственными отношениями, реализация которых в социокультурной деятельности в чистом виде невозможна. Отсюда следует, что разработка механизмов управления должна опираться и на науку, изучающую специфические особенности социокультурной деятельности. Иными словами, разработка и внедрение механизмов социокультурного менеджмента могут быть успешными при опоре как на общую теорию управления, так и теорию социально-культурной деятельности. Не исключена вероятность, что специфика социокультурного менеджмента может потребовать от общей теории управления пересмотра некоторых ее положений или их дальнейшего развития. Вполне очевидно, что сопоставление общих управленческих требований с социокультурным процессом выявляет круг нерешенных социокультурных проблем, разрешение которых важно само по себе и необходимо для результативного управления социокультурной сферой. Сложности вызваны малоразработанной законодательной базой, отсутствием четких правовых механизмов хозяйственной и финансовой деятельности в социокультурной сфере, наличием ограничителей и сдержек, препятствующих полному проявлению ее еще не использованного потенциала. Экономическая база социокультурной сферы поставлена в двусмысленное положение. С одной стороны, государство не стремится (не может) обеспечить ее полное и достаточное финансирование, а с другой стороны, не создает условий и льгот для ее собственного внутреннего самообеспечения, а также законодательно не стимулирует финансовые вложения в данную сферу частных коммерческих структур. «Полукоммерческий» характер деятельности социокультурных учреждений и хроническое недофинансирование сделали работников этой сферы финансовыми заложниками, балансирующими на грани миссии своих учреждений и популистскими, но доходными видами деятельности. Что окажется весомее? По какому пути пойдет развитие социокультурных учреждений и всей этой отрасли - решается часто на субъективном уровне самих менеджеров социально-культурной деятельности. От них
во многом зависит - сохранит ли эта сфера свои духовные смыслы или утратит их. Эти неопределенные процессы еще более актуализируют потребность в дальнейших исследованиях механизмов социокультурных преобразований. Речь идет также об оценке существенного ценностного сдвига, который произошел и развивается в общественном, индивидуальном сознании и практике социокультурной деятельности в последние полтора десятилетия, и который своеобразно проявляется в каждом регионе, каждой территории страны. Нельзя не видеть, что государство во многом утратило роль законодателя в культуре, передав эту функцию в значительной мере своим субъектам, оставив социально-культурные институты наедине с собой, и которые, отойдя от прежних догм, медленно эволюционизируют. В течение почти полутора десятка лет в системе высшего образования ведется подготовка кадров по специальности "Социально-культурная деятельность", в дипломе специалистов записывается квалификация "Менеджер социально-культурной деятельности", однако до настоящего времени так и остается нерешенным их официальный должностной статус в учреждениях данной сферы. Отсутствие в штатном расписании государственных учреждений культуры должностей, обозначающих менеджерскую направленность профессиональной деятельности, не способствует полной реализации квалификации выпускников вузов, а также профессиональной ориентации, поступающей в вузы молодежи. Можно обозначить и другие острые проблемы и трудности становления социокультурного менеджмента, свидетельствующие о его незавершенности как целостной науки управления. В этой связи авторы учебного пособия сочли необходимым назвать свою работу "Введение в социокультурный менеджмент", полагая, что еще многое нужно сделать в исследовательском и практическом планах для кристаллизации идей, закономерностей, положений в этом важном, но сложном деле.
Литература
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.008 с.) |