Потребление продуктов в ситуации деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребление продуктов в ситуации деятельности



 

Культурная среда представляет собойпространство для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния. Создание культурной среды объектов культуры - это опосредованное проектирование культурных, воспитательных программ, ситуаций деятельности в этой среде. Средовое проектирование имеет дело с формированием рабочих, досуговых и развивающих сред.

В учреждениях культуры помимо предметной среды всегда формируется среда занятий в виде конкретной деятельности и сопереживаемых сюжетных ситуаций. Привлекательность куль­турной среды, продуктов культуры всегда возрастает, когда обеспечивается для человека непрерывность и последователь­ность поведенческих ситуаций.

В практической деятельности часто наблюдается разорван­ность среды и, естественно, сегментация поведения, когда при наличии большого разнообразия функций среды они не создают целостного значения или среда в целом становится ниже ценно­стных значений каждой отдельной переживаемой ситуации.

Организация культурной среды сама по себе еще не опре­деляет желаемого направления культурной деятельности чело­века. Его следует ввести в эту среду, подготовить к восприятию новых ценностей, социализировать его сознание.

 

Истинный смысл культурная среда приобретает лишь тогда, когда она наполняется ситуацией деятельности, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного про­странства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искус­ства, вся культурная среда как бы одухотворяется, "очеловечи­вается" и начинает жить.

Без человека, без людей, без ситуации деятельности куль­турная среда представляет собой "мертвое" предметное художе­ственное пространство.

Элементы театрализации, игровое понимание занятий, внутренняя, духовная, а часто и реальная вовлеченность челове­ка в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в музее и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения че­ловека.

В каждом отдельном случае особенно отчетливо проявля­ются различия предметной среды, ее психологического про­странства, что в совокупности составляет культурную среду то­го или иного учреждения культуры.

Следовательно, происходит дифференциация общения "по поводу искусства" и в пространстве искусства, что в конечном итоге дает возможность человеку осознать, что он может изме­ниться или уже изменился и стал другим, что, возможно, свер­шится или уже свершилось его саморазвитие.

Таким образом, культурная среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окру­жения и процесса деятельности, участия в нем человека.

В то же время культурная среда в каждой отдельной ситуа­ции несет в себе определенную смысловую нагрузку, что прида­ет ей своеобразие собственного художественного образа.

Учреждение культуры - культурная среда - потребитель

 

Коммуникативная функция искусства в культурной среде определяется его социаль­ной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и ос­мысление. Следует отметить и различные типологии коммуникации - профессиональ­ных и непрофессиональных, индивидуаль­ных и групповых, активных, целенаправлен­ных и пассивных и др.

Эти типологии определяются всей системой "учреждение культуры - культурная среда - потребитель", и здесь особенно важны знания потребителя, условия восприятия (ситуация дея­тельности), состояние субъекта и его установка.

Соответственно, перед маркетологом встает вопрос об ори­ентации на жизнь конкретных людей в ее целостности, опреде­ленности - не только современно-культурной, но и историко-культурной, и вместе с тем не оторванной от повседневности.

Как отмечалось, культурная среда является фактором ак­тивного формирующего воздействия на человека. Создавая ус­тойчивую культурно-пространственную среду, учреждения культуры в целом формируют определенное эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. Чувство принадлежности к своему краю в большей мере формируется учреждениями культуры, эстетические качества которых играют при этом большую роль.

В процессе духовного потребления культурной среды ху­дожественный и логический языки интегрируются, восприни­маются в единстве, что является характерной чертой культурной среды.

Образ культурной среды складывается в процессе ее регу­лярного восприятия (потребления), при этом обращает на себя внимание несколько парадоксальный факт. Культурная среда первоначально преимущественно считывается своими художе­ственными и знаково-информационными слоями.

Следовательно, культурная среда первоначально (при пер­вом посещении объекта культуры) не всегда полностью подчи­няет себе человека, заставляя переживать ее во всей полноте. Эстетическое потребление среды определяется таким контек­стом восприятия, как отношение к месту, длительность и часто­та пребывания в данной культурной среде, установка на опреде­ленный характер восприятия.

У разных людей отношение к учреждениям культуры и по­требность в культурных продуктах далеко не равнозначны. Здесь вполне очевидны определенные типы людей с характер­ными реакциями на культурную среду и продукты культуры.

К первому типу относятся люди, постоянно посещающие учреждения культуры. Характерными особенностями потребле­ния у них являются: длительность, развернутость во времени,

 

повторяемость впечатлений, формирование устойчивых культурно-деятельностных стереотипов, активная роль в формиро­вании образа культурной среды.

Ко второму типу можно отнести людей, специально ориен­тированных на эмоциональное, эстетическое постижение куль­турной среды. Особенностями восприятия в этом случае явля­ются: относительная кратковременность, активность и деятель­ность восприятия, сила разовых впечатлений.

Третий тип восприятия связан с "прохождением" культур­ной среды в движении к какой-либо конкретной цели (спек­такль, концерт, дискотека, занятие художественным творчест­вом). Однако соприкосновение с культурной средой и в этом случае как бы вводит человека в последующую целевую дея­тельность, не отнимая на этом этапе его эмоции.

Итак, потребление культурной среды происходит последо­вательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа учреждения культуры из системы единичных фрагмен­тов.

Этот процесс связан с углубленным эстетическим постиже­нием личностью образа культурной среды: оценкой, усвоением, переработкой его художественных качеств, другими словами, с активным творческим восприятием.

Образ культурной среды складывается уже при первом зна­комстве с учреждением культуры, обогащаясь и кристаллизуясь при повторных посещениях. При этом происходит процесс пе­рехода от первоначального ощущения к знанию и привычке.

Таким образом, привлекательность культурной среды, вы­сокий имидж учреждения культуры имеют решающее значение в продвижении продуктов культуры и услуг на рынке потребле­ния. Деятельность учреждения культуры в условиях рынка увенчается успехом, когда маркетологи сделают все для того, чтобы личность могла:

а) осознать себя (человеком) в культурной среде, обрести способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении, ощутить спокойствие, уверенность, комфорт, идентифицировать себя с эстетикой данной культурной среды;

б) погрузиться в эстетическую ауру, вызывающую чувство радости, изумления, ощущение причастности не только к куль-

 

турной среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю;

в) оценить социальную значимость культурной среды, ее исторического культурного прошлого, современности, памяти о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, ощутить чувство гордости, уважения и самоуважения, причастности к культуре, искусству и истории;

г) оценить практические удобства и психологический ком­форт, микроклимат культурной среды, сформировать общее представление о степени соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурной среды.

Вопросы для самопроверки

1. Из каких компонентов состоит общая среда, внешняя среда, среда задач (функциональная среда)?

2. В каком взаимодействии находятся учреждения культуры с общей, внешней и функциональной средами?

3. Чем объясняется динамичность и изменчивость внешней среды?

4. Дня чего маркетологи должны адаптировать деятельность социокультурных учреждений к внешней среде?

5. Что такое культурная среда?

6. Какие этапы в своем формировании прошла современная культурная среда?

7. Что понимается под ситуацией деятельности в культурной среде?

8. По каким характерным признакам можно типологизировать реакции потребителей на культурную среду и про­дукты культуры?

9. Гармоничность культурной среды и ее оценка человеком.

 

Заключение

 

Процессы, которые протекают в социально-культурной сфере, многообразны, сложны и противоречивы. Они зеркально отражают события и явления, переживаемые обществом и каж­дым отдельным человеком. В социально-культурной деятельно­сти главным объектом внимания является человек, а его взгля­ды, интересы, намерения, поступки, душевное спокойствие и социальная обустроенность формируются и закрепляются в процессе этой деятельности.

Социально-культурная деятельность, как и все другие виды человеческой деятельности, не может успешно развиваться как без профессионального и компетентного управления, так и без изящного и филигранного регулирования, как этого требуют ха­рактер и особые свойства ее субъектов.

Несомненно одно - менеджмент стал неотъемлемой частью коммерческой и некоммерческой деятельности социокультур­ных учреждений, обеспечивающих развитие культуры, искусст­ва, науки, образования и т.д.

Учиться управлять - это не только давно провозглашенный лозунг начала прошлого века, умение управлять - это логотип сегодняшней жизни. Научить этому довольно сложно, но нау­читься может каждый. Невозможно прописать менеджеру ре­цепты на все случаи деловой жизни, даже если они изложены не в одном, а в нескольких учебниках.

Тем не менее, прочитав эту книгу, начинающий менеджер найдет в ней и базовые, и альтернативные варианты технологий управления. В конечном счете, все зависит от сознательной и активной деятельности менеджера, взявшегося за нужную и трудную работу - экономическое оздоровление социально-культурной сферы.

Несмотря на то, что эти страницы названы заключением, задача их состоит не в том, чтобы подвести итоги, а скорее в

 

том, чтобы еще раз обозначить объективные и субъективные трудности становления и развития социокультурного менедж­мента, наметить в основных чертах дальнейшую перспективу. Она открывается, на наш взгляд, изучением своеобразия управ­ленческих отношений в сфере культуры, искусства, в социаль­ном пространстве человека.

К сожалению, проблемы методов, технологий управления именно в социально-культурной деятельности остаются менее разработанными и сильно засоренными неадаптированными концепциями и методами, заимствованными из зарубежных ис­следований общего менеджмента.

Принимаясь за написание данной книги, авторы хорошо представляли себе, с какими трудностями они столкнутся, но в реальности все оказалось сложнее. На многие вопросы пока еще невозможно дать однозначные и категоричные ответы. Именно поэтому в книге оставлено место читателю для выбора альтер­нативных моделей управления в социокультурной сфере. Дина­мичность ее развития, непредсказуемость и незавершенность многих процессов и явлений требует осторожности в оценках, выводах и обобщениях.

Менеджмент социокультурной деятельности можно рас­сматривать как данность, как факт, но механизмы его реализа­ции находятся в процессе становления и развития. Для того, чтобы выбрать наиболее продуктивный путь развития управ­ленческих технологий, авторы учебного пособия сочли необхо­димым проанализировать, с одной стороны, соотношение во­площенных в них тенденций, с другой - наметившиеся направ­ления их развития. Тенденции, отраженные в идее самоуправле­ния и управления социокультурной деятельностью извне, объ­ективно связаны между собой, и эта связь должна учитываться при разработке и реализации альтернативных моделей управле­ния.

Повышение эффективности управления в социокультурной деятельности предполагает использование всей совокупности современных достижений в этой области. Поэтому для повыше­ния продуктивности управленческих приемов недостаточно лишь данных экспериментальных наработок. Не менее важно разумное использование положений классического менеджмен­та, являющегося основой научного управления.

 

Но в классическом менеджменте в основном можно найти общие, базовые требования к эффективному управлению произ­водственными отношениями, реализация которых в социокуль­турной деятельности в чистом виде невозможна. Отсюда следу­ет, что разработка механизмов управления должна опираться и на науку, изучающую специфические особенности социокуль­турной деятельности.

Иными словами, разработка и внедрение механизмов со­циокультурного менеджмента могут быть успешными при опоре как на общую теорию управления, так и теорию социально-культурной деятельности. Не исключена вероятность, что спе­цифика социокультурного менеджмента может потребовать от общей теории управления пересмотра некоторых ее положений или их дальнейшего развития.

Вполне очевидно, что сопоставление общих управленче­ских требований с социокультурным процессом выявляет круг нерешенных социокультурных проблем, разрешение которых важно само по себе и необходимо для результативного управле­ния социокультурной сферой.

Сложности вызваны малоразработанной законодательной базой, отсутствием четких правовых механизмов хозяйственной и финансовой деятельности в социокультурной сфере, наличием ограничителей и сдержек, препятствующих полному проявле­нию ее еще не использованного потенциала.

Экономическая база социокультурной сферы поставлена в двусмысленное положение. С одной стороны, государство не стремится (не может) обеспечить ее полное и достаточное фи­нансирование, а с другой стороны, не создает условий и льгот для ее собственного внутреннего самообеспечения, а также за­конодательно не стимулирует финансовые вложения в данную сферу частных коммерческих структур.

«Полукоммерческий» характер деятельности социокуль­турных учреждений и хроническое недофинансирование сдела­ли работников этой сферы финансовыми заложниками, балан­сирующими на грани миссии своих учреждений и популистски­ми, но доходными видами деятельности. Что окажется весомее? По какому пути пойдет развитие социокультурных учреждений и всей этой отрасли - решается часто на субъективном уровне самих менеджеров социально-культурной деятельности. От них

 

во многом зависит - сохранит ли эта сфера свои духовные смыслы или утратит их.

Эти неопределенные процессы еще более актуализируют потребность в дальнейших исследованиях механизмов социо­культурных преобразований. Речь идет также об оценке сущест­венного ценностного сдвига, который произошел и развивается в общественном, индивидуальном сознании и практике социо­культурной деятельности в последние полтора десятилетия, и который своеобразно проявляется в каждом регионе, каждой территории страны. Нельзя не видеть, что государство во мно­гом утратило роль законодателя в культуре, передав эту функ­цию в значительной мере своим субъектам, оставив социально-культурные институты наедине с собой, и которые, отойдя от прежних догм, медленно эволюционизируют.

В течение почти полутора десятка лет в системе высшего образования ведется подготовка кадров по специальности "Со­циально-культурная деятельность", в дипломе специалистов за­писывается квалификация "Менеджер социально-культурной деятельности", однако до настоящего времени так и остается нерешенным их официальный должностной статус в учрежде­ниях данной сферы. Отсутствие в штатном расписании государ­ственных учреждений культуры должностей, обозначающих менеджерскую направленность профессиональной деятельно­сти, не способствует полной реализации квалификации выпуск­ников вузов, а также профессиональной ориентации, поступаю­щей в вузы молодежи.

Можно обозначить и другие острые проблемы и трудности становления социокультурного менеджмента, свидетельствую­щие о его незавершенности как целостной науки управления. В этой связи авторы учебного пособия сочли необходимым на­звать свою работу "Введение в социокультурный менеджмент", полагая, что еще многое нужно сделать в исследовательском и практическом планах для кристаллизации идей, закономерно­стей, положений в этом важном, но сложном деле.

 

Литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.02 с.)