Характеристика внешней среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика внешней среды



 

Указанные факторы оказывают влияние и на деятельность учреждений социально-культурной сферы. Более то­го, сама социокультурная деятельность направлена на выполнение своей при­родной гуманистической миссии - фор­мирование благоприятной социально-культурной среды, в кото­рой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности.

 

Внешняя среда, в которую погружены социокультурные учреждения - это непрерывные изменения и пересмотр куль­турных ценностей, появление и разрушение культурных ориен­тиров, пересмотр норм и образцов культуры, выработка, диффе­ренциация и переформирование путей социокультурного взаи­модействия, возникновение и разрушение организационных, групповых социокультурных связей, творческих и культурно-нормативных групп, организаций, сфер общения.

Внешняя среда представляет собой социокультурное про­странство со сложной инфраструктурой социальных, культур­ных объектов и социокультурных отношений, где накапливают­ся, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нор­мы, формы общения и т.д.

Внешняя среда представляет собой сгусток концентрации людей, средств производства, материальных структур, обеспе­чивающих необходимую для общества интенсивность процес­сов социокультурного развития.

Внешняя среда состоит из компонентов, которые находятся вне пределов социокультурных учреждений, но которые оказы­вают существенное воздействие на их работу (экономические условия, законодательная база, ресурсы, конкурирующие учре­ждения, технологии). Между тем внешняя среда может быть подразделена на два уровня: общую среду и среду задач.

Общая среда включает в себя внешний слой самых разно­образных элементов, которые лишь косвенно влияют на дея­тельность учреждений культуры и представляют собой наиболее удаленные от этих учреждений элементы (международные, за­конодательные, технологические, научные, экономические из­менения). Они, так или иначе, влияют на социокультурные уч­реждения, но не оказывают непосредственного воздействия на их текущую деятельность.

Среда задач или функциональная среда включает в себя элементы, непосредственно связанные с деятельностью социо­культурных учреждений: демографические, семейные, социаль­ные, культурные ценности, нормы, обычаи населения, плот­ность населения, его возрастные стратификации, уровень обра­зования и культуры, общественная и творческая мобильность, общественные формирования, конкуренты, потребители.

 

Потребителями продуктов и услуг социокультурных уч­реждений выступают отдельные индивиды, группы и все насе­ление, от которых в конечном итоге зависит успех или неудачи в работе.

Например, потребителями услуг поликлиник и больниц яв­ляются пациенты, потребителями школ, высших учебных заве­дений являются школьники и студенты, потребителями тури­стических фирм - любители путешествий и туризма. Но вот по­требителями учреждений культуры является все население, его референтные группы и отдельные личности.

Для того, чтобы занять достойное место в окружающей со­циальной среде, социокультурное учреждение должно непре­рывно поддерживать свой имидж, привлекательность, создавать вокруг себя насыщенную культурно-эстетическую ауру, форми­ровать условия для восприятия и потребления его продуктов и услуг.

 

Мониторингвнешнейсреды

 

Изменчивость внешней среды для уч­реждений культуры означает, что маркето­логи обязаны постоянно держать "руку на пульсе", иметь достаточную информацию для того, чтобы точно прогнозировать куль­турные потребности и интересы людей, упреждая возможные изменения во внешней среде.

Одномоментно зафиксировать состояние внешней среды и постоянно отслеживать ее изменение является сложным делом для малочисленного коллектива учреждения культуры. Особен­но изменчива среда задач - потребности и интересы населения.

Огромный массив потребителей, дифференцируемый мно­гочисленными интересами, возрастными, демографическими потребностями, воздействует на уровень неопределенности сре­ды.

Когда скорость изменения внешних факторов возрастает (резкие изменения и деформации культурных норм и ценностей в реформируемом российском обществе), учреждения культуры сталкиваются с очень высоким уровнем неопределенности.

Адаптация к быстрым изменениям требует значительных усилий персонала учреждения культуры. Если же речь идет об учреждении узкоспециализированной социокультурной дея­тельности (молодежный комплекс, подростковый клуб, музы-

 

кальный салон, центр социально-культурной реабилитации од­нопрофильной группы инвалидов и др.), влияние числа стабиль­ных внешних факторов на такое учреждение сокращается, мар­кетологи работают в условиях меньшей неопределенности.

Адаптация к условиям внешней среды учреждений культу­ры, особенно тех, чья деятельность охватывает широкий круг культурологических, культурно-транслирующих и культурно-творческих задач и распространяется на все группы и слои насе­ления, требует специальных профессиональных знаний, умений и навыков персонала в области менеджмента и маркетинга. Не секрет, что внешняя среда оказывает большое влияние и на внутреннюю корпоративную культуру сотрудников учреждения культуры.

Разбалансированная, заниженная в своей культурной цен­ности, внешняя среда провоцирует усредненный уровень куль­турного обслуживания населения, поощряет низкое качество продуктов культуры, но культурно-насыщенная внешняя среда всегда требует тщательно выверенной, высокохудожественной культурной продукции и усилий персонала.

Социокультурный маркетинг, в силу специфики реализуе­мых продуктов и услуг, не только адаптируется к внешней среде, но и формирует ее.

Корпоративная культура, культурные установки социокуль­турного учреждения всегда должны быть выше уровня потреб­ностей внешней среды, что позволяет не только адаптироваться к внешней среде, но, что особенно важно, формировать ее.

Различия между желаемыми (внутренняя среда) и фактиче­скими (внешняя среда) культурными нормами и ценностями создают определенный культурный разрыв (не путать с куль­турным разрывом внутри учреждения культуры, когда уровень корпоративной культуры сотрудников не соответствует миссии учреждения).

Узкая полоса, разделяющая возвышенные целевые установ­ки учреждения и усредненные потребности основной массы по­требителей (внешняя среда), не должна исчезать. Нацеленность на более высокие культурные ориентиры определяет живучесть и жизнеспособность учреждения культуры, формирует динами­ку его культурной миссии, мотивирует деятельность сотрудни­ков и учреждения в целом.

 

Внутренняя культура должна соответствовать стратегиче­ской миссии учреждения культуры, а внутренняя культура и миссия учреждения вместе обязаны опережать уровень культу­ры внешней среды, что и обеспечит постоянную динамику раз­вития социокультурной сферы.

Вместе с тем, не следует преувеличивать роль учреждений культуры в выработке каких-либо особых образцов культуры, понимании культуры только как наличия развитой системы процедур, отождествления культуры с деятельностью учрежде­ний культуры. В то же время их роль, их наличие или отсутст­вие, интенсивность деятельности имеют важное значение в ре­гуляции культурной деятельности населения.

Вполне понятно, что многовариантность типов поведения, эмоциональной разрядки, индивидуальных предпочтений, пси­хологических особенностей, воспроизводимых человеком во внешней среде, ставит учреждение культуры в особые условия высокой ответственности и профессиональной точности в по­строении своей деятельности, где учитывались бы индивиду­альные, групповые и коллективные предпочтения людей.

Учреждения культуры как трансляторы и носители культу­ры, культурных ценностей по своей природе встроены в систему человеческого существования, культуротворческой деятельно­сти. Функционально деятельность учреждений культуры любого типа постоянно детерминирована с субъектом-человеком, субъектом-социальной группой, массовым субъектом (большим и малым).

Природная потенция учреждений культуры органично на­кладывается на глубинные культурные потребности и запросы личности, которые проявляются в желании индивида находить­ся в пространстве человеческого взаимодействия, склонности к творчеству, освоении нового, неизвестного и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.007 с.)