Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурная среда и ее эволюция

Поиск

Следует помнить, что любая вещь используется и воспринимается психологиче­ски не сама по себе, как произведение, ска­жем, живописного искусства, а в ансамбле с другими вещами, с которыми маркетолог связывает ее для создания обобщенного образа культурного пространства.

 

Культурная среда может рассматриваться не как набор ху­дожественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию других предметных и про­странственных систем, а как самостоятельная, самоценная об­щекультурная система, имеющая собственную базу, цели, зада­чи, формы существования и деятельности.

Одним из сложных вопросов культурной среды является проблема ее формирования, "проектирования" и восприятия (потребления).

Русская культура имеет свои устойчивые традиции, свою собственную предметно-пространственную среду, свои вещи, ритуалы. В своей работе "Классический и неклассический идеал рациональности" известный отечественный философ М.К. Мамардашвили на основе русской традиции, которая предполагает определенную систему ритуалов поведения, отмечает, что по­нятным и естественным было, что для набережной пристало плавное фланирующее движение; серьезность и спешка умест­ны в деловых кварталах; скромность и сдержанность особенно необходимы поблизости от храма.

Данный подход уместно применить и к учреждениям куль­туры и искусства как носителям эстетических и художествен­ных ценностей, образующих культурную среду человека. Они также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия.

Вместе с тем, сформированные нормы, стереотипы поведе­ния в культурной среде следует поддерживать и развивать. Культурная среда в полной мере сможет выполнять свою функ­цию лишь в том случае, если она по своим качествам будет аде­кватна своему времени, воспринимаема человеком своей естест­венностью и, в то же время, будет соответствовать социально-культурным процессам, протекающим в обществе в данный конкретный отрезок времени.

Функциональное предназначение учреждений культуры, искусства (клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал и т.д.) предопределяет особенности строения каждого типа уч­реждения, набора помещений и планировки, внешней архитек­туры и убранства в окружающем пространстве.

Естественно, что формирование различных типов объектов культуры происходит под влиянием складывающегося в каждый

 

конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. В период 20-30-х годов культуре отводилась идеологическо-воспитательная функция.

Характерным направлением культурной политики было стремление приобщить массы к новой социалистической куль­туре. Процессы обобществления, широко развернувшиеся в стране, затронули и культуру. Обобществлялись производство, труд, быт, подлежала обобществлению и культура.

С помощью нового искусства, социалистического образа жизни, новых ценностей осуществлялось просвещение масс, в коллективных формах организовывалась культурная активность. В этот период архитектор-конструктивист И. Верещагин писал, что в настоящее время строятся не только новые заводы, но и новая культура, и новый человек.

Для этой культуры нужен был новый тип учреждения куль­туры, с соответствующими материальными условиями. При этом широко использовалась идея рационализации: рационали­зация понималась, с одной стороны, как расчленение культур­ных процессов на замкнутые процедуры (коллективного обще­ния, коллективных выступлений и т.д.), а с другой - как новая организация этих процессов, способствующих усилению кол­лективных начал.

Такие представления о культуре привели к формированию такого типа учреждения культуры, в котором набор внутренних помещений включал зал или, в лучшем случае, зал и фойе, где осуществлялся основной процесс в виде лекций, концертов са­модеятельных артистов, постановок спектаклей, танцев, кино, праздников; здесь происходило общение, вырабатывалось об­щественное мнение и т.д.

По такому принципу строились не только клубы, но и теат­ры, кинотеатры, выставочные залы, музеи, библиотеки, Дворцы культуры и т.д.

Подобный архитектурный тип учреждений культуры оста­вался ведущим довольно долго - вплоть до 50 -х годов. В этот период возникают новые философские и архитектурные пред­ставления о размещении сети учреждений культуры, о структу­ре развивающейся застройки жилых массивов.

Осознается необходимость построения научно обоснован­ной концепции, которая помогала бы рационально разместить

 

учреждения культуры. Необходимо было знать, какие учрежде­ния культуры и где необходимо разместить, чтобы человеку бы­ло удобно их посещать.

Происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания.

Например, развитие городского образа жизни О.И. Генисаретский и А.Ф. Циркун связывали с процессом сервизации жиз­недеятельности горожан, под которой понимается "объективная тенденция развития, согласно которой все большее число по­требностей удовлетворяется путем производства, распределения и потребления услуг, а не каких-либо видов продуктов общест­венного производства".

Понимание культуры как культурного обслуживания сфор­мировалось, таким образом, в рамках категории обслуживания, услуг, удовлетворения потребностей людей как основного принципа жизнедеятельности.

В отличие от предыдущего этапа, когда основным субъек­том культуры был коллектив, данный период в качестве субъек­та культуры выдвигает человека, который наделен собственны­ми потребностями и социально-демографическими характери­стиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения учреждений культуры.

Б.В. Сазонов отмечает, что "выход находят в том, что по­стулируют наличие специфической потребности, отвечающей данному типу учреждения, и пытаются ее определить (говорят об особой "потребности в кинотеатрах", "потребности в теат­рах", "потребности в клубах", "потребности в парках культуры и отдыха" и т.д. Иными словами, предполагается, что совокуп­ность культурных потребностей изоморфна совокупности видов культурных учреждений)".

Вбирая в себя основные представления об общественном обслуживании, культура вместе с тем, в отличие от других ви­дов обслуживания, имела собственные характерные черты. Ее специфика заключалась в том, что она противопоставлялась распространенным видам обслуживания: бытовому, торговому и т.д.

 

Культура специализировалась на "избирательном", "собы­тийном" обслуживании людей. По своей сути, стандартное об­служивание объяснялось необходимостью минимизировать время, затрачиваемое на услугу, совместить обслуживание с другими видами жизнедеятельности, то есть сделать его попут­ным.

Избирательное же обслуживание предполагает другое от­ношение к услугам. Здесь обслуживание становится не попут­ным, а новым занятием, основной целью.

Многие социологические исследования того периода свиде­тельствуют, что не менее половины посетителей кинотеатров приходят не на конкретный интересующий их фильм, а просто развлечься, отдохнуть, встретиться с друзьями, некоторые хоте­ли бы перед сеансом посидеть в кафе, послушать музыку и т.д.

Используя эти идеи, архитекторы, дизайнеры, работники культуры, проектируя новые учреждения культуры, предусмат­ривают соответствующие помещения: два-три просмотровых (или иных) зала, комнаты для общения, зону развлечения, по­мещения для любительских клубов и объединений, занятий ху­дожественным творчеством, кафе и т.д.

Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда в сфере культурного обслуживания намети­лись отрицательные явления.

Посещаемость клубов, Дворцов культуры, библиотек, мно­гих театров, стадионов, кинотеатров стала заметно снижаться, преобладание в структуре повседневной культурной жизни на­селения различных видов деятельности, совпадающих с потреб­лением культуры, потеснило духовное отношение к культуре, "участие" населения в культуре становится по преимуществу пассивным, потребительским и, следовательно, далеким от представления о гармонии.

Потребление культуры становится своеобразным образом жизни, при котором свободное время превращается в бездумное времяпрепровождение с набором острых ощущений, удовольст­вий. Феномен потребления культуры оборачивается феноменом бездуховного отношения к ней.

Все это, на фоне развития культурных инициатив населе­ния, привело к формированию принципиально нового отноше­ния к культуре. Развернувшиеся процессы самоуправления и

 

самоорганизации, свободного выбора культурных занятий, соз­дания любительских и клубных объединений, культуротворческой деятельности позволили переосмыслить функцию культу­ры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и че­ловека.

В развитии учреждений культуры на этом этапе, уже со­временном, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культу­ры, условий для культурного общения, художественного твор­чества, осмысления эстетических ценностей - другими словами, задача создания необходимой культурной среды.

Учреждения культуры представляют собой образную мо­дель организации культурного пространства. В ней с помощью специфических художественных средств, таких, как организа­ция пластики функциональных помещений, цветосветовое ре­шение, предметно-эстетическое наполнение - закладывается эс­тетическая значимость культурной среды, обладающей качест­вами красоты, художественности, поэтичности, лиричности и т.д. Эти качества обращены к человеку: посетителю, зрителю, потребителю.

Сегодня возрастает значимость духовного восприятия куль­турной среды, информационно-культурного, эмоционального и эстетического потребления как важных факторов, учитываемых в программах создания культурной среды.

Это расширяет рамки традиционного функционализма, так как включает в понятие функций осуществление духовной дея­тельности, связанной с восприятием среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей.

Кроме того, объекты культуры сами по себе существенно выделяются своей спецификой в ряду других объектов город­ской и сельской среды. Одновременно с этим маркетологи не могут не учитывать "безликость" архитектуры многих учрежде­ний культуры, "серость" их внешнего и внутреннего убранства.

Поэтому сегодня так велик растущий интерес к эстетиче­ским оценкам культурной среды, к практическим разработкам доведения пространства объектов культуры до уровня высоко­художественной культурной среды.

 

Культурная среда формируется в соответствии с эстетиче­скими закономерностями и раскрывается при условии соблюде­ния следующих принципов:

- органическое сочетание художественных и утилитарных задач в программировании и создании культурной среды;

- специфичность объектов художественного творчества -учреждений культуры - и их отличие друг от друга, а также осо­бое место в городской или сельской среде;

- особый характер социально-культурных процессов в куль­турной среде учреждений культуры;

- подвижность и преемственность формирования культур­ной среды;

- особый характер эстетического восприятия культурной среды и потребления продуктов культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.008 с.)