Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурная среда и ее эволюцияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Следует помнить, что любая вещь используется и воспринимается психологически не сама по себе, как произведение, скажем, живописного искусства, а в ансамбле с другими вещами, с которыми маркетолог связывает ее для создания обобщенного образа культурного пространства.
Культурная среда может рассматриваться не как набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию других предметных и пространственных систем, а как самостоятельная, самоценная общекультурная система, имеющая собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Одним из сложных вопросов культурной среды является проблема ее формирования, "проектирования" и восприятия (потребления). Русская культура имеет свои устойчивые традиции, свою собственную предметно-пространственную среду, свои вещи, ритуалы. В своей работе "Классический и неклассический идеал рациональности" известный отечественный философ М.К. Мамардашвили на основе русской традиции, которая предполагает определенную систему ритуалов поведения, отмечает, что понятным и естественным было, что для набережной пристало плавное фланирующее движение; серьезность и спешка уместны в деловых кварталах; скромность и сдержанность особенно необходимы поблизости от храма. Данный подход уместно применить и к учреждениям культуры и искусства как носителям эстетических и художественных ценностей, образующих культурную среду человека. Они также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия. Вместе с тем, сформированные нормы, стереотипы поведения в культурной среде следует поддерживать и развивать. Культурная среда в полной мере сможет выполнять свою функцию лишь в том случае, если она по своим качествам будет адекватна своему времени, воспринимаема человеком своей естественностью и, в то же время, будет соответствовать социально-культурным процессам, протекающим в обществе в данный конкретный отрезок времени. Функциональное предназначение учреждений культуры, искусства (клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал и т.д.) предопределяет особенности строения каждого типа учреждения, набора помещений и планировки, внешней архитектуры и убранства в окружающем пространстве. Естественно, что формирование различных типов объектов культуры происходит под влиянием складывающегося в каждый
конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. В период 20-30-х годов культуре отводилась идеологическо-воспитательная функция. Характерным направлением культурной политики было стремление приобщить массы к новой социалистической культуре. Процессы обобществления, широко развернувшиеся в стране, затронули и культуру. Обобществлялись производство, труд, быт, подлежала обобществлению и культура. С помощью нового искусства, социалистического образа жизни, новых ценностей осуществлялось просвещение масс, в коллективных формах организовывалась культурная активность. В этот период архитектор-конструктивист И. Верещагин писал, что в настоящее время строятся не только новые заводы, но и новая культура, и новый человек. Для этой культуры нужен был новый тип учреждения культуры, с соответствующими материальными условиями. При этом широко использовалась идея рационализации: рационализация понималась, с одной стороны, как расчленение культурных процессов на замкнутые процедуры (коллективного общения, коллективных выступлений и т.д.), а с другой - как новая организация этих процессов, способствующих усилению коллективных начал. Такие представления о культуре привели к формированию такого типа учреждения культуры, в котором набор внутренних помещений включал зал или, в лучшем случае, зал и фойе, где осуществлялся основной процесс в виде лекций, концертов самодеятельных артистов, постановок спектаклей, танцев, кино, праздников; здесь происходило общение, вырабатывалось общественное мнение и т.д. По такому принципу строились не только клубы, но и театры, кинотеатры, выставочные залы, музеи, библиотеки, Дворцы культуры и т.д. Подобный архитектурный тип учреждений культуры оставался ведущим довольно долго - вплоть до 50 -х годов. В этот период возникают новые философские и архитектурные представления о размещении сети учреждений культуры, о структуре развивающейся застройки жилых массивов. Осознается необходимость построения научно обоснованной концепции, которая помогала бы рационально разместить
учреждения культуры. Необходимо было знать, какие учреждения культуры и где необходимо разместить, чтобы человеку было удобно их посещать. Происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания. Например, развитие городского образа жизни О.И. Генисаретский и А.Ф. Циркун связывали с процессом сервизации жизнедеятельности горожан, под которой понимается "объективная тенденция развития, согласно которой все большее число потребностей удовлетворяется путем производства, распределения и потребления услуг, а не каких-либо видов продуктов общественного производства". Понимание культуры как культурного обслуживания сформировалось, таким образом, в рамках категории обслуживания, услуг, удовлетворения потребностей людей как основного принципа жизнедеятельности. В отличие от предыдущего этапа, когда основным субъектом культуры был коллектив, данный период в качестве субъекта культуры выдвигает человека, который наделен собственными потребностями и социально-демографическими характеристиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения учреждений культуры. Б.В. Сазонов отмечает, что "выход находят в том, что постулируют наличие специфической потребности, отвечающей данному типу учреждения, и пытаются ее определить (говорят об особой "потребности в кинотеатрах", "потребности в театрах", "потребности в клубах", "потребности в парках культуры и отдыха" и т.д. Иными словами, предполагается, что совокупность культурных потребностей изоморфна совокупности видов культурных учреждений)". Вбирая в себя основные представления об общественном обслуживании, культура вместе с тем, в отличие от других видов обслуживания, имела собственные характерные черты. Ее специфика заключалась в том, что она противопоставлялась распространенным видам обслуживания: бытовому, торговому и т.д.
Культура специализировалась на "избирательном", "событийном" обслуживании людей. По своей сути, стандартное обслуживание объяснялось необходимостью минимизировать время, затрачиваемое на услугу, совместить обслуживание с другими видами жизнедеятельности, то есть сделать его попутным. Избирательное же обслуживание предполагает другое отношение к услугам. Здесь обслуживание становится не попутным, а новым занятием, основной целью. Многие социологические исследования того периода свидетельствуют, что не менее половины посетителей кинотеатров приходят не на конкретный интересующий их фильм, а просто развлечься, отдохнуть, встретиться с друзьями, некоторые хотели бы перед сеансом посидеть в кафе, послушать музыку и т.д. Используя эти идеи, архитекторы, дизайнеры, работники культуры, проектируя новые учреждения культуры, предусматривают соответствующие помещения: два-три просмотровых (или иных) зала, комнаты для общения, зону развлечения, помещения для любительских клубов и объединений, занятий художественным творчеством, кафе и т.д. Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда в сфере культурного обслуживания наметились отрицательные явления. Посещаемость клубов, Дворцов культуры, библиотек, многих театров, стадионов, кинотеатров стала заметно снижаться, преобладание в структуре повседневной культурной жизни населения различных видов деятельности, совпадающих с потреблением культуры, потеснило духовное отношение к культуре, "участие" населения в культуре становится по преимуществу пассивным, потребительским и, следовательно, далеким от представления о гармонии. Потребление культуры становится своеобразным образом жизни, при котором свободное время превращается в бездумное времяпрепровождение с набором острых ощущений, удовольствий. Феномен потребления культуры оборачивается феноменом бездуховного отношения к ней. Все это, на фоне развития культурных инициатив населения, привело к формированию принципиально нового отношения к культуре. Развернувшиеся процессы самоуправления и
самоорганизации, свободного выбора культурных занятий, создания любительских и клубных объединений, культуротворческой деятельности позволили переосмыслить функцию культуры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. В развитии учреждений культуры на этом этапе, уже современном, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эстетических ценностей - другими словами, задача создания необходимой культурной среды. Учреждения культуры представляют собой образную модель организации культурного пространства. В ней с помощью специфических художественных средств, таких, как организация пластики функциональных помещений, цветосветовое решение, предметно-эстетическое наполнение - закладывается эстетическая значимость культурной среды, обладающей качествами красоты, художественности, поэтичности, лиричности и т.д. Эти качества обращены к человеку: посетителю, зрителю, потребителю. Сегодня возрастает значимость духовного восприятия культурной среды, информационно-культурного, эмоционального и эстетического потребления как важных факторов, учитываемых в программах создания культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма, так как включает в понятие функций осуществление духовной деятельности, связанной с восприятием среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей. Кроме того, объекты культуры сами по себе существенно выделяются своей спецификой в ряду других объектов городской и сельской среды. Одновременно с этим маркетологи не могут не учитывать "безликость" архитектуры многих учреждений культуры, "серость" их внешнего и внутреннего убранства. Поэтому сегодня так велик растущий интерес к эстетическим оценкам культурной среды, к практическим разработкам доведения пространства объектов культуры до уровня высокохудожественной культурной среды.
Культурная среда формируется в соответствии с эстетическими закономерностями и раскрывается при условии соблюдения следующих принципов: - органическое сочетание художественных и утилитарных задач в программировании и создании культурной среды; - специфичность объектов художественного творчества -учреждений культуры - и их отличие друг от друга, а также особое место в городской или сельской среде; - особый характер социально-культурных процессов в культурной среде учреждений культуры; - подвижность и преемственность формирования культурной среды; - особый характер эстетического восприятия культурной среды и потребления продуктов культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.008 с.) |