Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программно – целевая форма деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для учреждений культуры и искусства, например, применение программной, ориентированной деятельности является скорее правилом, чем исключением. Эффективность деятельности таких моделей очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, постановке театральных спектаклей, разработке и осуществлении таких программ, как "Новые имена", "Малые города", "Юные таланты" и др. Программно-целевая форма деятельности имеет целый ряд преимуществ: 1. Данные организации являются временными. Они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества. 2. Данная модель позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточить ответственность на решение поставленной задачи. 3. Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов. 4. Целевое финансирование каждого проекта - программы позволяет значительно сократить накладные расходы. 5. Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты. Реализация проектно-организованных моделей деятельности становится эффективным механизмом выживаемости учреждений социокультурной сферы.
Одним из примеров, стимулирующих деятельность учреждений культуры, является общероссийский конкурс "Окно в Россию", который проводится среди региональных учреждений культуры. Он учрежден газетой "Культура" в 1997 году и успешно осуществляется уже пять лет. В конкурсе принимают участие театры, филармонии, музыкальные театры, музеи, библиотеки и институты искусств из всех регионов Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Целью конкурса на соискание премии "Окно в Россию" является привлечение внимания к творческим коллективам, организациям, учреждениям в сфере культуры в регионах, развитие межрегиональных связей в области культуры. Главной же задачей данного проекта является создание постоянно действующей системы просмотра и отбора лучших коллективов. Ежегодно присуждается 5 премий в размере 10000 (десять тысяч) долларов США каждая, по одной премии в каждой номинации. Кроме того, лауреатами конкурса объявляются четыре учреждения культуры в каждой номинации. Они получают дипломы лауреата конкурса «Окно в Россию» на торжественной церемонии награждения лауреатов конкурса, которая ежегодно проходит в Москве в феврале следующего за годом проведения конкурса. Отбор соискателей и проведение конкурса осуществляется экспертными советами по каждой из номинаций, жюри конкурса, в состав которого входят выдающиеся деятели культуры, и Оргкомитетом на базе газета «Культура». Спонсорами конкурса являются компания Филипп Моррис и Благотворительный фонд "Триумф". Конкурс среди провинциальных учреждений культуры на соискание премии "Окно в Россию" в 2001 году проходил по следующим номинациям: "Театр года" "Филармония года" "Музей года" "Библиотека года" "Учебное заведение искусств года" (специальные музыкальные учебные заведения - музыкальные училища, колледжи).
Положение о премии 1. Премия "Окно в Россию" учреждена газетой "Культура" в 1997 году. 2. Премия присуждается региональным творческим коллективам культуры на конкурсной основе по пяти номинациям: "Театр", "Филармония", "Музей", "Библиотека", "Учебное заведение искусств" за выдающийся творческий, научный, образовательный и организационный вклад в сохранение и развитие культуры России. 3. В конкурсе на соискание премии могут принять участие профессиональные коллективы по каждой из перечисленных в п. 2 номинаций, работающие в провинции (коллективы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга в конкурсе участия не принимают)., 4. Ежегодно присуждается пять премий в размере рублевого эквивалента 10 000 (десять тысяч) долларов США каждая, по одной премии в каждой номинации. Премии присуждаются творческим жюри по представлению экспертных советов по каждой номинации. 5. Выдвижение кандидатов на соискание премии осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, учреждениями и организациями, творческими коллективами. 6. Материалы и заявки на соискание премий представляются в Оргкомитет конкурса в соответствии с порядком и сроками, утвержденными Оргкомитетом и экспертными советами по каждой номинации. 7. Материалы, заявки кандидатов, поступающие для рассмотрения на соискание премии, рассматриваются в три этапа: - рассмотрение документов и материалов заявок и отбор группы кандидатов, отвечающих требованиям отбора, утвержденным экспертным советом по каждой номинации; - выездные сессии экспертных советов и их представителей на места для более детального ознакомления с работой и результатами творческой деятельности кандидатов на соискание премий; - окончательный отбор кандидатов и представление их в жюри для подведения итогов.
8. Решение экспертных советов и жюри принимается по итогам проведения конкурса открытым голосованием двумя третями голосов присутствующих и оформляется соответствующими протоколами. 9. Коллективам, удостоенным премий, вручаются дипломы и памятные наградные символы на заключительном торжественном мероприятии в конце года. Денежное вознаграждение передается лауреатам в установленном порядке. Дополнения к Положению о премии конкурса "Окно в Россию" 1998 года: 1. Номинация "Филармония" представляется на конкурс один раз в два года. 2. Номинация "Музыкальный театр" представляется на конкурс один раз в два года. Дополнения к Положению о премии конкурса "Окно в Россию" 2000 года 1. Победители конкурса, только получатели основной премии "Окно в Россию", могут участвовать в конкурсе не чаще, чем раз в пять лет. Дополнения к Положению о премии конкурса "Окно в Россию" 2001 года. 1. Номинация "Институт искусств" переименовывается в "Учебное заведение искусств", рассматривает разные направления в области образования в сфере культуры. Интересный опыт работы с целевыми программами накопили Комитеты социальной защиты населения во многих районах страны. Например, работа Комитета социальной защиты населения и социальных учреждений, работающих в интересах женщин, семьи, детей и молодежи г. Химки Московской области, проводится в соответствии с районными целевыми программами, утвержденными Распоряжением Главы района. Здесь успешно реализуются такие целевые программы, как: • Социальное обслуживание семьи; • Многодетная семья; • Женщины района; • Молодежь района; • Молодые таланты • Молодая семья; • Дети района.
Только в целевую районную программу "Дети района" входят 7 программ: •Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков; •Дети-сироты; •Дети-инвалиды; •Профилактика и предупреждение правонарушений несовершеннолетних; •Профилактика наркомании; •Одаренные дети; •Безопасное материнство. Отдел по работе с молодежью проводит мероприятия по различным направлениям молодежной политики в соответствии с федеральными, областными и региональными программами "Молодежь Подмосковья", "Молодежь района", "Молодые таланты района", "Молодая семья". Мероприятия программ направлены на активизацию работы с подростками и молодежью от 14 до 30 лет различных категорий и социальных групп. За вклад в реализацию программы "Молодежь Подмосковья" отдел неоднократно отмечался грамотами и благодарственными письмами Комитета по делам молодежи Московской области и Московской областной Думы. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение понятия "социокультурная программа". 2. Отличия и особенности программирования и планирования. 3. Программирование как условие дополнительного финансирования. 4. Основные этапы программирования. 5. Параметры экспертных оценок состояния социокультурной среды.
5. Параметры экспертных оценок состояния социокультурной среды. 6. Начертите схему очередности решения основных задач программирования. 7. Методика формирования цели программы. 5. fi чем состоят преимущества программно-целевой формы деятельности?
§ 4. Технологии планирования деятельности учреждений Социокультурной сферы
Планирование деятельности социокультурного учреждения связано с реальной практикой управления, поскольку менеджмент по определению представляет собой не что иное, как эффективное и рациональное достижение целей любого учреждения социокультурной сферы на основе планирования, организации, руководства и контроля. Планирование - это процесс определения целей и показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов. Планирование – функция менеджера
Собственно, планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к дости-
жению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей. Таким образом, все функции менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или организация. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Поэтому планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков. В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования. Понятия "целей" и "планов" являются неотъемлемой частью деятельности любого учреждения и организации социокультурного типа. Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого стремится организация, она и существует ради определенного результата, в процесс достижения которого вовлечены все ее сотрудники. Для достижения такой цели организация разрабаты-
вает "маршрут" своего движения, в процессе которого решаются конкретные задачи, средства их достижения, облеченные в конкретный документ, именуемый планом. Таким образом, цель, подкрепляемая средствами ее достижения, определяется термином "планирование". Планирование на каждом уровне опосредуется верхними и нижними структурами учреждения. В заявлении о миссии содержится информация о том, что представляет собой социокультурное учреждение и для чего оно собственно существует.
Миссия учреждения
Процесс планирования начинается с определения миссии, обуславливающей главную учреждения цель учреждения или ожидаемый результат его деятельности. Заявление миссии как внутри учреждения, так и по отношению к внешней аудитории является основой для стратегического (долгосрочного) уровня целей и планов (уровень всего учреждения), для формирования тактического уровня (уровень отделов, секторов), для операционного уровня (сотрудники в отдельности). Миссия учреждений социокультурной сферы определяется общими стратегическими целями - формированием и развитием человека в окружающей его социально-культурной среде. В эпицентре социально-культурной деятельности находится личность, ее духовное развитие и воспитание, раскрытие творческого потенциала, личностного сознания и поведения, способность к социальной адаптации, защиты от социальных потрясений. Вместе с тем, каждое учреждение социокультурной сферы имеет и свои индивидуальные социально-культурные задачи и функции, которые определяют их миссию. Смысл градации миссии этих учреждений - не в дроблении стратегических целей социокультурной деятельности, а в углублении и конкретизации характерных задач, определяемых типологией учреждений и их предназначением. Типы социокультурных учреждений определяются миссией и характером программируемой деятельности. Здесь можно выделить несколько больших групп учреждений, отличающихся в целом по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество градаций этих характеристик:
- кулътурно-досуговые учреждения, характеризующиеся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в структуре - подчиненных единым целям - создание условий для индивидуального выбора занятий; - рекреационно-досуговые учреждения ориентированы на развитие досуговой самореализации людей, привлечение новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы; - музейно-выставочные учреждения представляют собой "консервант культуры" (Моль А. Социодинамика культуры); - концертно-зрелищные учреждения несут праздничность, "людность", зрелищность протекаемого процесса; - театральные учреждения нацелены на распространение искусства, воспитание зрителя, сохранение театральных традиций и апробирование инновационных театральных постановок; - социально-защитные учреждения реализуют социальные программы помощи социально незащищенных слоев населения и т.д. Приведенный перечень учреждений социально-культурной сферы далеко не охватывает весь многообразный набор направлений социально-культурной деятельности и типов учреждений, а лишь демонстрирует возможные варианты целевой миссии в их деятельности.
Стратегические цели
Социально-культурные учреждения по своей сути являются социальными, и в этой связи их стратегические цели и стратегические планы существенно отличаются от других организаций и компаний, работающих в рыночных условиях. В учебной литературе многие авторы стратегические цели определяют как состояние организации в будущем, будущее связывают с показателями прибыли. Однако более прогрессивные специалисты считают, что в определении стратегических целей нельзя отдавать предпочтение только прибыли и доходам акционеров. Следует определять приоритеты в производительности, инновациях, материальных и финансовых ресурсах, управленческой деятельности и ее развитии, трудовой деятельности и установках сотрудников, обязательствах перед обществом.
Не являясь коммерческой, социально-культурная сфера в своих стратегических планах на первый план не выдвигает задачу получения прибыли, но все другие приоритеты в полной мере соответствуют ее миссии. Стратегические цели социокультурного учреждения в большей степени относятся к учреждению в целом, а не к его отдельным отделам, секторам и другим подразделениям. Собственно, сами стратегические цели представляют собой не что иное, как миссию учреждения культуры, искусства, других учреждений социокультурного профиля. Заявляя о свой миссии, то или иное учреждение обычно кратко описывает цель своей деятельности и определяет перечень нравственно-моральных, эстетических, культурных, социальных ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Несомненно, что участие работников социокультурного учреждения в определении стратегической цели и собственно миссии учреждения во всех условиях является обязательным. Более того, миссия или "философия" такого учреждения, когда проникает во все звенья и становится руководящей идеей, разделяемой каждым работником, является отправной точкой деятельности, повышающей степень вовлеченности каждого сотрудника в выполнение творческих и хозяйственных заданий, мотивацией в планировании и принятии решений. Приведем один пример. Миссию своего театра, или философию театра с творческой и управленческой точек зрения так определяет директор театра "Сатирикон" А.Е. Полянкин: "Миссия театра, определенная всем человечеством, сложилась уже исторически. Составляющие философии управления любой театральной организации - это единство взглядов художественного руководителя и директора на этот предмет. Это значит, что они должны одинаково мыслить по одному и тому же предмету. У нас единение взглядов проявляется, прежде всего, в подходе к концепции самого театра. Мы оба проповедуем театр зрелищный, атакующий, для нас спектакль - это всегда театральный праздник, и таковым мы хотим видеть "Сатирикон". Мы уверены, что сегодняшнему зрителю необходим такой театр. Какие его отличительные стороны?
ще, и все это, прежде всего, для эмоционального зрительского восприятия. Вот что мы, собственно, понимаем под зрелищем. И мы делаем многое, чтобы в наш театр зрители приходили как на праздник. Все это невозможно создать в бедном театре, он должен быть богаче и насыщеннее скучной, обыденной жизни - красками, эмоциями, самой атмосферой. И если в нем, через драматургию, присутствуют некие социальные темы, но они не должны "очернять" подсознание, или бытовые темы - не должны усугублять те страдания, которые мы в достаточной степени испытываем в жизни. Напротив, это должен быть праздник, который очищает, возбуждает и поднимает все лучшее в человеке. Ведь совсем не обязательно, чтобы, уходя из театра, человек думал над проблемами, или снова осознавал, в какой трудный для страны период он живет, или какие у него сложные семейные отношения. Главное, чтобы он получил в театре заряд, позволяющий жить и надеяться. Наш театр - театр энергетический, я имею в виду тот самый заряд бодрости, настроения и живительной силы, который он дает зрителю: этот нюанс исключительно важен, и мы оба - и директор, и художественный руководитель - очень четко для себя понимаем. Театр должен быть интересен для зрителя, это изначальное условие нашей профессии. На этой основе и формулируется системный подход к управлению: провозглашая такой театр, необходимо помнить, что нужны средства, для того, чтобы создать этот праздник с его красочностью, настроением, современным техническим обеспечением. Необходимо выстроить такую управленческую конструкцию, которая бы соответствовала художественному и эмоциональному образу театра. То есть, в управлении театром должны принимать участие люди, способные вкладывать чуть больше обычного энергии, ума, настроения, и тут вопрос не только в подборе кадров, а в подборе локальных лидеров, тех, кто поведет за собой на каждом участке работы"1. Разумеется, существуют и другие типы театров, миссия которых формулируется в несколько иных красках, но главное все ______________________________________ 1Полянкин Н.Е. Аншлаговый театр "Сатирикон" // Арт-менеджер. М., 2002. № 1.С. 54.
они имеют свою концептуально-творческую направленность, свою стратегию, стратегические планы. Поэтому стратегические цели часто бывают официальными или формальными, так как в них формулируются намерения всей организации. В стратегических планах определяются действия, которые учреждение намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения его ресурсов, творческого потенциала, расширения площадей, сценического оборудования, увеличения аудитории и т.д. Такие стратегические планы, как правило, носят долгосрочный характер, охватывающий временной отрезок на 2-5 лет вперед. Не следует думать, что процесс стратегического планирования может быть на какое-то время приостановлен. Стратегическое планирование носит непрерывный характер: пересматривается и уточняется миссия, ставятся новые цели, разрабатываются новые планы. Все делается для того, чтобы удовлетворять, соответствовать и опережать требования внешней и внутренней среды (изменяется социальный, возрастной, демографический состав населения как потенциальной аудитории, улучшается (ухудшается) материальная база, изменяется кадровый состав специалистов, меняются социально-политические и экономические приоритеты и т.д.). Тактические и оперативные планы Результаты, которых должны добиться отделы, секторы и другие подразделения социально-культурных учреждений, называются тактическими целями. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена. Тактические цели являются важнейшим фактором достижения стратегических целей учреждения. Тактические планы способствуют реализации стратегических планов, они имеют более короткий планируемый период (обычно один год). Разработка тактических (годовых) планов осуществляется в корпоративной взаимосвязи менеджерами среднего звена. Согласование годовых планов подразделений в контексте тактических целей всего учреждения дает возможность формирования тактического плана всей организации. В учреждениях культуры такие планы определяют конкретные действия отделов и секторов, хозяйственных служб обеспе-
чения. Примером такого плана может служить годовой план работы Дворца культуры г. Химки Московской области. Менее трудоемкими, но не менее важными являются оперативные планы. Они разрабатываются на низших уровнях учреждения культуры, определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, часто преследуют решение промежуточных тактических задач (подготовка фрагментов или сюжетов культурных программ, подбор исполнителей, написание сценария, изготовление реквизита, пошив костюмов и т.д.), но в конечном итоге они обеспечивают выполнение тактических планов. На основе оперативных планов строится вся деятельность специалистов, творческих работников отделов и секторов. Сетевое планирование
Оперативные планы предполагают разработку планов-графиков как для каждого специалиста (менеджера), так и персонально для творческой элиты, хозяйственников и других работников отделов и секторов учреждения культуры, искусства, других социально-культурных организаций. Планы-графики - важнейший составляющий элемент планирования, так как они определяют конкретные временные рамки и объем работы в решении каждой операционной задачи, без чего невозможно достичь ни тактических, ни стратегических целей. Планы-графики составляются в виде последовательной "цепочки" действий решения всех необходимых операций. Характер членения планируемой работы на операции зависит от кадрового состава работников учреждения, их опыта и масштабов планируемой работы. План-график представляет собой графическое изображение необходимых операций. Такой план часто называют сетевым графиком или сетевым планом. Сетевой план разрабатывается на основе собственного метода планирования. Метод сетевого планирования предполагает: - расчленение всей планируемой работы на операции с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения; - ранжирование выделенных операций в определенной последовательности выполнения; - полученный график накладывается на календарь.
В сетевом графике каждая операция вытекает из предыдущей и является началом последующей, другими словами, в сетевом графике не должно быть работ, нацеленных на исходную операцию, равно как и работ, направленных на конечный результат всего плана с "перескакиванием" через очередные операции. Кроме того, не следует допускать неоправданных "блужданий", то есть проходить дважды через одну и ту же работу, равно как не может быть в сетевом плане и тупиков. Сетевые графики лучше всего строить по основным разделам: музыкальное обеспечение, режиссерская часть, сценарная работа, материальное обеспечение, финансы, техническое оснащение и т.д., с последующим соединением всех разделов в единое целое. Сетевое планирование в виде сетевого графика работ дает возможность руководителю учреждения культуры рационально в плановом порядке расставлять специалистов по участкам работы и позволяет оперативно контролировать ход работы на каждом участке, а в случае необходимости - вносить изменения в списке ответственных и в сроках выполнения. В данном случае сетевые графики выступают не только средством и методом планирования, но и контроля. Таким образом, метод сетевого планирования можно рассматривать как прямое развитие и дополнение целевого метода, так как он структурно упорядочивает и обосновывает логику и сроки целевого плана. Из сказанного следует, что виды планов социокультурных учреждений, цели, которые ими определяются, представляют собой иерархическую систему, в которой достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня. Другими словами, такую систему можно назвать цепочкой промежуточных результатов. Оперативные цели обеспечивают достижение тактических целей, а они, в свою очередь, - решение стратегических целей.
Реалистичность планов
Как правило, за достижение стратегических целей отвечает высшее руководство (директор, художественный руководитель, арт-директор, заместители директора, генеральный менеджер), тактических - специалисты, менеджеры, творческие работники среднего звена, опе-
ративных - руководители творческих коллективов, рядовые сотрудники, менеджеры первой линии. Во многих социокультурных учреждениях по финансовым и другим причинам происходит сокращение работников среднего звена и передача их функций рядовым сотрудникам, что, в общем-то, не всегда отрицательно влияет как на процесс планирования, так и на содержание деятельности этих учреждений. Итак, подводя некоторые итоги, отметим, что все рассмотренные виды планов самым тесным образом связаны с целями каждого социокультурного учреждения. Цели учреждения на всех уровнях планирования имеют определенные характеристики. Во-первых, на всех уровнях планирования цели могут носить как количественный, так и качественный характер. Например, районная библиотека, в соответствии с решением комитета по культуре и руководства библиотеки может ставить следующие цели: - количественные - увеличить число читателей, пользующихся библиотечным книжным фондом, услугами читального
зала; создать несколько новых филиалов и передвижных пунктов книжного обслуживания читателей на территории района; вдвое увеличить количество мероприятий и выставок литературы по ознакомлению читателей с новинками художественной, научной и учебной литературы; сократить или увеличить штатный персонал работников библиотеки; закрыть неперспективные и нерентабельные филиалы; - качественные - осуществить инвентаризацию книжного и журнального фонда библиотеки, восполнив его литературой, пользующейся на данный момент наибольшим интересом у читателей; создать комфортные условия для посетителей читального зала, ввести дополнительные услуги по ксерокопированию, переводу с иностранных языков литературных текстов, компьютерному набору, составлению каталогов домашних библиотек; повысить качество проведения читательских конференций, встреч с писателями, поэтами, публицистами. Во-вторых, менеджмент не имеет возможности определить конкретные цели по всем аспектам деятельности учреждения, каждого работника, поэтому следует выделять несколько ключевых направлений: не более четырех-пяти для каждого отдела или вида деятельности, иначе большое количество целей нивелирует смысл усилий сотрудников. Скажем, ключевыми видами деятельности для городского парка культуры и отдыха являются такие направления работы, как: создание для населения природно-ландшафтной чистой экологической среды, развитие аттракционной развлекательной индустрии, праздничных программ и представлений, спортивно-оздоровительных комплексов, детских игровых, конкурсных мероприятий, развитие ресторанного сервиса, летних и зимних кафе, игровых площадок, компьютерных игровых залов. В-третьих, цели учреждения должны быть труднодостижимыми, но реальными. Недостигаемое целеполагание всегда ухудшает моральное состояние сотрудников, вызывает апатию, равно как и постановка простых целей означает снижение мотиваций у исполнителей. Наилучший вариант целевых установок сводится к постановке амбициозных, но реально достижимых целей, которые заставляют сотрудников "подтягиваться" к ним и тем самым обеспечивать опережающее качество в работе.
В-четвертых, цели учреждения всегда предполагают конкретные сроки достижения, то есть определение конечных дат, возможно, с разбивкой целей на промежуточные временные этапы реализации. И, наконец, в-пятых, каждый сотрудник социокультурного учреждения вправе рассчитывать на определенное вознаграждение при условии успешного достижения поставленной цели. Оно может выражаться в повышении заработной платы или разовом материальном вознаграждении в виде премии, служебного продвижения в должности и т.д. К сожалению, то ли в силу инерции и косности, то ли из-за скудности материальных возможностей виды и формы материального стимулирования активной деятельности сотрудников, как правило, примитивны и однообразны. Зарубежный опыт показывает, что сотруднику учреждения импонирует не только большой размер премии, люди хотят внимания и признания. Например, лучшим работникам выделяются бесплатные путевки и туры на отдых, приглашение работнику вместе с семьей отобедать в лучшем или самом дорогом ресторане за счет 100-долларового сертификата, выданного на эти цели компанией. Многие работники не в состоянии позволить себе такую роскошь никогда в жизни, хотя бы им этого и очень хотелось. Компании приглашают весь свой персонал на праздники в загородный отель. Кроме еды и разных развлечений за счет фирмы, желающие могут остаться в отеле еще на одну ночь. Помимо чисто развлекательных мероприятий, данная поездка предоставляет руководителям прекрасную возможность познакомиться поближе со своими сотрудниками. Предоставление отпусков в наиболее благоприятное для сотрудника время, бесплатная доставка к месту работы, чек на 25 долларов ко дню рождения и по 50-100 долларов по праздникам каждому работнику и многие другие поощрения стимулируют труд и привязывают людей к своей фирме. Предвкушение сотрудниками вознаграждения за качественно выполненную работу всегда стимулирует мотивацию и творческое рвение к достижению планируемых целей.
Таким образом, можно выделить особый метод планирования, предполагающий управление социокультурным учреждением по целям. Планирование по целям
Целевой метод планирования предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, сектора и работников, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности учреждения на всех стадиях. Метод планирования по целям в большинстве социокультурных учреждений проявляет себя и как эффективный метод управления, ориентирующий сотрудников на решение конкретных задач. Прежде всего, концентрация усилий менеджеров и творческих специалистов на корпоративных целях способствует повышению вероятности их достижения, кроме того, повышается уровень и улучшается качество проводимых мероприятий, так как и творческие, и управленческие, и технические работники заинтересованы в достижении целей. Более того, участие всех работников в процессе постановки целей, расчете ресурсов и возможностей благоприятствует повышению мотивации, при этом цели низших уровней соответствуют целям всего учреждения, а значит способствуют их достижению. Итак, целевой метод планирования дает следующие преимущества: а) усилия менеджеров, творческих специалистов и технических работников концентрируются на действиях, направленных на достижение целей; б) улучшаются результаты деятельности на всех уровнях социокультурного учреждения; в) все сотрудники мотивированы к достижению цели; г) цели отделов, секторов, персонала соответствуют целям всего учреждения. Между тем при целевом планировании, как, впрочем, и других методах планирования следует быть готовым к возникновению определенных проблем. Они связаны с изменением внешней среды, отношением населения к социокультурному учреждению, социальными экономическими проблемами.
Снижают эффективность целевого планирования и достижение результата, плохие отношения между руководителями и сотрудниками учреждения, недоверие между менеджерами и творческими специалистами. В некоторых случаях происходит подмена одних целей другими, когда, например, внимание менеджера или специалиста "сверху" или по собственному усмотрению фиксируется исключительно на оперативных задачах, которые могут не совпадать с корпоративными целями. Следует остерегаться ситуации, когда излишне жесткие механистические полномочия и правила приходят в несоответствие с принципами целевого планирования и управления - совместной работы руководителя и подчиненных сотрудников. И, наконец, любое планирование предполагает выполнение определенного объема бумажной работы, и когда она превращается в самоцель, а отчеты превалируют над реальной работой, начинает снижаться действенность самого планирования. Типология планов работы социокультурных организаций весьма разнообразна. Помимо изложенных видов и типов планов следует различать одноразовые планы, постоянные планы, ситуационные планы или сценарии. Указанные виды планов
разрабатываются в особых случаях, когда следует решать цели учреждения в нестандартных условиях деятельности. С помощью одноразовых планов решаются задачи, которые вряд ли могут возникнуть когда-либо еще в будущем. Одноразовые планы
К одноразовым планам следует относить программы достижения определенных целей, крупные проекты, выполнение которых может потребовать длительного времени, масштабные планы, которые включают в себя несколько проектов (создание системной, материально обеспеченной и научно обоснованной модели организации творческого развития детей и подростков в регионе), проекты, представляющие собой набор планов, направленных на достижение определенной цели, такие проекты отличаются от программ меньшими масштабами и сложностью и могут являться частью
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.023 с.) |