Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По специальности «Социально-культурная деятельность»↑ Стр 1 из 33Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Москва 2003 ББК 77. 04 459
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств Рецензенты: Карпухин О.И, доктор социологических наук, профессор, советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Кротова Н.В. доктор экономических наук, профессор, Жаркова Л.С., доктор педагогических наук, профессор Чижиков В.М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие.- М.: МГУКЙ. 2003. - 38с. В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические проблемы социокультурного менеджмента, раскрываются основные научные идеи и теории деятельности, условия формирования социокультурного менеджмента, показаны механизмы и модели управления, виды социокультурного менеджмента и функции менеджера. В учебном пособии раскрыта система подготовки и переподготовки менеджеров, технология управления персоналом в социокультурном учреждении, излагаются механизмы финансирования, маркетинга социокультурных учреждений и другие проблемы. Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов вузов, изучающих дисциплины управления в социально-культурной сфере.
Московский государственный университет культуры и искусств, 2003 Чижиков В.М. Чижиков В.В. ISBN 5-94778-029-1
Оглавление Предисловие Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента 7 Глава I. Деятельность как социальная основа менеджмента................................................. 7 § 1. Научные идеи и теории деятельности..................... 9 §2. Генезис субъекта действия.................................. 20 §3. Хозяйствующие структуры и деятельность.............. 28 §4. Закономерности развития социокультурной системы....................................... 34 Глава II. Социально-культурная деятельность и управление.................. 46 § 1. Условия формирования социокультурного менеджмента........ 48 § 2. Природа социокультурного менеджмента............... 57 § 3 Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики........... 66 § 4. Социокультурная деятельность как объект управления.......... 77 §5. Социокультурная деятельность как самоуправляемый процесс 86 Раздел II. Модели менеджмента в социокультурной сфере... 95 Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью................................................ 95 § 1 Модификации систем управления социокультурной деятельностью........................... 97 § 2 Принципы формирования инновационных моделей управления социокультурной деятельностью. 107 § 3 Социокультурное программирование в структуре управленческих технологий................................. 117 § 4. Технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы...................... 136 Глава II. Менеджмент в социокультурных учреждениях................................................... 160 § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера 161 § 2. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера... 169 § 3. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности. 184 § 4. Система повышения квалификации и аттестация кадров...... 193 § 5. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента. 202 РазделIII Практика социокультурного менеджмента.......... 218 Глава I. Технологии управления персоналом в социокультурном учреждении........................... 218 § 1. Формы управленческих отношений в коллективе...... 221 § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении.... 239 § 3. Управлять или действовать: функциональные различия....... 249 § 4. Стиль работы руководителя................................. 264 Глава II. Финансирование и маркетинг социокультурных учреждений........................... 289 § 1. Механизмы финансирования социокультурной деятельности.................................................... 292 § 2. Способы привлечения внебюджетных средств. 302 § 3. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности.... 324 § 4. Маркетинговые технологии социокультурных учреждений.. 339 § 5. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство... 357 Заключение.................................................................... 372 Литература............................................................................ 376
Предисловие
Общеизвестно, что роль фактора управления, управленческой культуры, управленческой науки в условиях современного производства многократно возросла. В Россию хлынуло большое количество "толстых" книг из-за рубежа, в которых прописаны рецепты стратегического менеджмента, советы и рекомендации по управлению современным производством, маркетингу, сокращению потерь, расхода материалов, сырья, энергии, финансовых затрат и других издержек, которые, как известно, имеют конкретные величины и реальные показатели, поддаются подсчету и оценке. Эта литература крайне полезна для отечественного предпринимателя только-только встающего "на ноги". Отсутствие опыта и знаний управления производством в условиях рыночной экономики, конкуренция и борьба за рынки сбыта заставляют бизнесменов учиться, одновременно осваивая и азбуку, и вершины мастерства науки и практики управления. Сомнения же относительно социокультурного менеджмента были навеяны целым рядом объективных и субъективных факторов. Социально-культурная деятельность, структура ее организаций, учреждений и органов, материальная база, кадры, формы и методы работы, сложившиеся в отечественной практике и получившие всестороннее научное обоснование, в своем роде уникальны. Несомненным благом является открывшаяся возможность изучать, сопоставлять, обмениваться опытом социокультурной деятельности с другими странами. Неоспоримо большой вклад в разработку проблем социально-культурной деятельности внесли отечественные ученые, охватив все стороны этого уникального явления. Однако вопросы управления данной сферой во времена плановой экономики не являлись первостепенными и долгие годы оставались на периферии практического освоения и глубоких научных исследований. Более того, многие отечественные исследователи вообще ставили под сомнение возможность и необходимость управления в этой сфере. Во всяком случае, для культуры, которая является доминирующей в социально-культурной деятельности, управление как вид деятельности считалось неприемлемым. В этих оценках есть определенный смысл, если рассматривать культуру и, шире, социально-культурную деятельность лишь с одной позиции - как саморазвивающуюся систему, где могут превалировать субъект-субъектные отношения, способные обеспечить саморазвитие обоих субъектов. Такая, во многом, "идеальная" модель по своему замыслу привлекательна, но дело в том, что она может быть пригодна лишь для идеального общества, которого пока в природе не существует. Ученые и специалисты не менее убежденно раскрывают наличие в социокультурной деятельности других факторов - необходимость условий, как для саморазвития, так и для развития личности, наличие информационного, эстетического, педагогического пространства или среды, деятельности по организации деятельности людей, социокультурной реабилитации малозащищенных слоев общества и т.д. Выдвигая такие цели и решая соответствующие им задачи, социокультурные учреждения превращаются из субъектов социокультурной деятельности в субъекты социокультурной политики, вступая во взаимодействие, с одной стороны, с органами культуры, а с другой - общественными организациями, формированиями, фондами, общественностью и отдельными людьми. Такая цепочка взаимосвязей не может развиваться без организации, без управления на всех этажах вертикали и горизонтали отношений. Более того, социокультурная сфера вместе с государственными, частными институтами и всем обществом погружена сегодня в рыночные отношения, которые всерьез предъявляют совершенно новые и жесткие требования к деятельности и управлению на всех уровнях - от небольшого провинциального клуба до Министерства культуры. И, несмотря на то, что учреждения культуры не являются коммерческими и продолжают финансироваться из бюджета, они вынуждены "вписываться" в рыночные отношения - искать
способы заработать средства, привлекать спонсоров, инвесторов, чтобы не утратить смысл и предназначение своей деятельности, свою миссию, поставленные под угрозу мизерными порциями бюджетных денег. В таких условиях учреждения социокультурной сферы не могут работать в прежней модели управления, они учатся рационально управлять, внедряют новые формы работы, инновационные виды деятельности. Другими словами, социокультурная деятельность вступила в новые для себя условия жизни. Умелое использование научно обоснованного менеджмента, адаптированного к социально-культурной деятельности -это значит жить, оставаться с надеждой только на бюджетные остатки - значит медленно умирать. Выбор уже сделан. Многие учреждения уже давно закрылись, большая же часть - успешно развивается, а иногда и процветает. Однако бурная и во многом непредсказуемая экономическая и финансовая среда, социальные перемены, законодательная неразбериха резко усложняют процесс управления, принятие управленческих решений, повышают цену управленческих ошибок и значимость управленческого мастерства. Первоначальные навыки управления, основанные на зарубежном опыте общего менеджмента, не могут восполнить тот пробел, который образовался в теории и практике социокультурного менеджмента. Но отечественная наука, к счастью, не стоит на месте. За последние несколько лет в стране появились первые книги по менеджменту в культуре, социокультурному менеджменту, которые в определенной степени позволяют заполнить образовавшийся вакуум. К ним относятся учебные пособия: Рудич Л.И. Менеджмент социокультурной сферы. Основы технологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 268 с.; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 170 с.; Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 384 с.; Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. М., 1998. Отдавая должное авторам указанных трудов как первопроходцам в деле научного, практического и технологического освоения проблем социокультурного менеджмента, высокому
уровню их работ, нельзя не отметить, что рассматриваемая проблема заслуживает большего внимания ученых и специалистов и большего количества учебников, учебных пособий и монографий. Имея большой опыт практической работы в социокультурной сфере, опыт педагогической работы в вузе, авторы данного учебного пособия постарались изложить проблемы социокультурного менеджмента целостно, в исторической ретроспективе, сформулировали основные понятия, принципы и категории, раскрыли основные технологические процессы современного менеджмента в учреждениях социокультурной сферы. По основным концептуальным вопросам взгляды авторов данного учебного пособия на социально-культурную деятельность и методы управления не расходятся с общепризнанными научными подходами, но расширяют теоретические и практические представления о природе, сущности, видах и методах управления в социокультурной сфере. Авторы с большой признательностью оценивают помощь и экспертные оценки данного учебного пособия, полученные от коллег по кафедре менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, а также профессоров Т.Г. Киселевой, Н.В. Кротовой, Л.С. Жарковой, Н.П. Лапшина, Ю.Д. Красильникова. Мы благодарны всем преподавателям, аспирантам, студентам и специалистам-практикам, профессиональное общение с которыми способствовало написанию данной работы. Надеемся, что учебное пособие послужит дальнейшему осмыслению и решению сложных проблем менеджмента в социокультурной деятельности, и с большой признательностью примем все предложения, замечания и пожелания, связанные с дополнениями данного учебного пособия. Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.009 с.) |