Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Деятельность как социальная основа менеджментаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С тех пор как человек стал задумываться о себе самом, о своей жизни и окружающем мире, о природных явлениях и общественных трансформациях, другими словами, когда человек стал рассматриваться с точки зрения человека, его разум стал осознавать постоянное движение в мире. Размышляя над тем, что движет людьми и обществом, какова истинная причина развития и какова природа движущих сил, он стремился найти истоки непрерывных изменений, событий, искал того, кто вершит судьбами людей, кто отвечает за их жизнь, невзгоды и лишения. Человек как разумный индивид видел, что общество находится в постоянном движении и вектор этого движения, как правило, устремлен в будущее. Общество как динамичная система состоит из огромного числа элементов и подсистем, которые, изменяясь и обновляясь, вступают между собой в связи и взаимодействия. В процессе движения общество постоянно меняется на всех уровнях своей внутренней структуры: на макроуровне (экономика, культура, политика), на мезоуровне (общности, группы, организации), на
микроуровне (индивидуальные действия и взаимодействия). Следовательно, человек и "общество не могут рассматриваться как нечто окаменелое и постоянное, в нем ясно видны на разных уровнях сложные, часто противоречивые процессы развития и торможения. Экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления и преобразования в процессе длительной эволюции человечества и человеческой мысли находили свои вполне определенные объяснения, адекватные каждому периоду развития общества. На каждом витке общественного развития выявляется тот или иной субъект, непосредственно связанный с деятельностью, сущность которой заключается в том, кто действует в обществе и кто испытывает на себе результаты деятельности. Следовательно, в своей структуре такая форма человеческой активности, как деятельность, четко дифференцируется на субъект и объект деятельности. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, а объект - это тот или то, на кого или на что направлена деятельность. Субъектом деятельности может стать человек, группа людей, организация, государственный или общественный орган. Объектом деятельности становятся предметы и материалы, сферы, области жизни и деятельности людей, при этом деятельность субъекта может быть направлена и на другого человека Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели. Цель представляет собой осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Любая деятельность состоит из действий, точнее, из цепочки действий, а значит она имеет средства и результат. Научные идеи и теории деятельности
Развитие общества является результатом деятельности людей. Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъекта. В ходе исторического процесса материально преобразующей предметной деятельности, человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств. Действие и деятельность
В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам адекватно их природе и особенностям, делает их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и настойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры. В философии деятельность рассматривается как способ отношения к миру; психологи выделяют в деятельности функцию взаимодействия индивида с окружающим миром, дифференцируя деятельность на внешнюю (действия с реальными предметами) и внутреннюю (умственную). Человек (субъект) выступает как активное начало, он выполняет не только практические, внешние действия, но и действия внутренние, происходящие в его психике. Психика - это не просто картина мира или система образов, рождающихся в сознании человека, а вполне определенная форма его жизнедеятельности, обеспечивающая решение многих задач, в процессе взаимодействия с этим миром. Прогресс человечества определяется, таким образом, не биологическими, а социальными законами. Опыт человека закрепляется социальными способами, воплощенными в материальных и духовных продуктах культуры, путем усвоения внешнего общественного опыта, заложенного в средствах производства, в языке, в книгах, произведениях искусства и т.д. В психологической науке деятельность анализируется в таких единицах, как действие и операции. Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который
оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие. Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности конкретной личности. Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн. Еще в 1946 году С.Л. Рубинштейн в работе "Основы общей психологии" писал, что "действие как единица" деятельности - это акт, который исходит из определенных мотивов и направляется на определенную цель; учитывая условия, в которых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидуумом задачи. Выполняя то или иное действие, субъект имеет определенное представление и о выполняемом действии, и об условиях, в которых это действие осуществляется, и об очередности операций действия. Выполнение действия в определенном порядке, последовательности и в соответствии с принятыми правилами представляет собой некую совокупность операций, выполнение которых выливается в процесс реализации действия. Таким образом, субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью которого можно осуществлять управление действием. Ученые называют этот структурный механизм ориентировочной основой действия - как систему условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия: а) особенности цели объекта действия; б) характер и порядок операций, входящих в действие; в) особенности используемых инструментов и т.д. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 16.). В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности в состав которого оно входит. "В каждом человеческом действии, - отмечает П.Я. Гальперин, - есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть". Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в со-
держание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть - рабочая часть действия - обеспечивает заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция, как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия1. Разумеется, что в разных действиях человека эти части отличаются по объему и сложности, но действие не сможет быть осуществлено без одновременной работы ориентировочной, исполнительной и контрольной частей. Таким образом, всякое действие человека, включенное в деятельность, представляет собой определенную микромодель управления, в которую входят: "управляющий орган" (ориентационная часть действия; "рабочий орган" (исполнительная часть действия); отслеживающий механизм (контрольная часть действия). Мотивы деятельности
Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, формируется на основе мотива. Пытаясь объяснить мотивы деятельности людей, характер их поступков, истоки движущих сил развития общества, ученые разных эпох давали неоднозначные ответы на вопрос о том, что же толкает людей на действия, движет обществом. Некоторые мыслители объясняли это духовным фактором, считая, что миром правят идеи критически мыслящих личностей. Немецкий философ Гегель развивал в своих трудах мысль о том, что историю человечества вершит некий мировой разум. Французский просветитель Ш. Монтескье считал, что климатические условия, в которых живет человек, определяют степень развития деятельностного потенциала людей. Мягкий и теплый климат, плодородные почвы, высокая урожайность, по мнению просветителя, тесно связывали людей с землей, поглощали их мысли и физические силы, устанавливали зависимость человека от природы и, тем самым, приглушали все другие помыслы и устремления, в том числе идеи о свободе, общественном развитии и т.д. ______________________ 1Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М., 1984. С. 59. Скудные же почвы и суровый климат менее всего связывали людей с землей и земледелием, порождая дух свободы, движения и развития. Таким образом, различные климатические условия создают собственную среду формирования и развития индивидуальных черт, склонностей и особенностей человеческой натуры. Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не одним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов. Материалистическая позиция развития общества обоснована К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности людей можно объяснить с помощью главенствующей роли материальных факторов. Прежде чем думать о духовном — искусстве, философии, политике, - утверждал К. Маркс, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а, следовательно, производить материальные продукты. Изменения в этом производстве влекут за собой и изменения в других областях жизни людей, по-этому их деятельность, в конечном счете, определяется, материальными и экономическими интересами. Заметим, что интересы человека вызывают состояние тех или иных переживаний, которые побуждают его к деятельности. Переживания связаны с необходимостью удовлетворения определенных потребностей человека, которые определяются не только материальными и экономическими факторами. Конечно, побуждения к деятельности (как мотив) обусловлены, прежде всего, удовлетворением первичных потребностей (биологических) в пище, тепле, самосохранении, продолжении рода и т.д. Однако, поскольку потребность - это не только переживаемая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека, но и развития его личности, то становится очевидным присутствие возвышенной потребности - развитие личности. Это - еще одна группа потребностей. Живя в обществе, личность не может находиться в изоляции от него, она имеет потребность в общении с другими людьми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, занять определенный статус и признание окружающих. Эта группа по- требностей имеет ярко выраженную социальную направленность. Древнегреческий философ Аристотель был убежден в том, что человек стремится познавать мир, осознавать смысл своего существования, стремится к знаниям. Знания же раскрывают человеку загадки мира и вселенной, развивают тягу к творчеству, совершенству, искусству. Данную группу потребностей можно отнести к идеальным. Таким образом, условно потребности можно дифференцировать на три группы: биологические, социальные и идеальные. Такое разграничение относительно, поскольку все они не только взаимосвязаны между собой, но и трансформируются друг в друга. Скажем, биологические потребности становятся социальными, когда, например, вырабатывается определенный ритуал, среда и сервис приема пищи, выбор напитков и блюд, все то, что отличает человека от животного. Указанная классификация потребностей, заставляющих человека действовать, не является единственной и безупречной. Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые несколько отличаются от вышеназванных. Физиологические: воспроизводство рода, производство пищи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д. Экзистенциональные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.д. Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост. Духовные: самоактуализация, самовыражение. Автор этой теории считает, что первые два типа потребностей являются первичными (или врожденными), а остальные -вторичные (приобретенные). Постепенно удовлетворяя каждый тип потребностей, человек последовательно актуализирует для себя еще не удовлетворенные потребности. Важными мотивами деятельности являются социальные установки - создание и сохранение семьи; убеждения - устойчивая приверженность к определенным ценностям, идеалам и
принципам, которыми руководствуется личность в своих поступках и действиях; интересы - получение образования, создание материальных условий. И потребности, и интересы реализуются человеком осознанно, деятельность по их реализации протекает сознательно под контролем самого человека. Психологи заметили, что в деятельности часто проявляются и бессознательные действия, которые протекают и без участия сознания, когда человек действуя, не отдает, себе отчета. Этой идеи большое значение придавал австрийский психолог 3. Фрейд, а швейцарский психолог К.Г. Юнг показал, что бессознательное является основой творчества личности. Исследуя проблему деятельности и ее взаимозависимость от мотивов, некоторые немецкие социологи разделяли действия на рациональные - поставленная и продуманная цель; ценностно-рациональные - последовательно направленная планируемая деятельность, руководимая убеждениями долга, доброты, благочестия, достоинства и т.д.; эффективные - обусловленное душевными переживаниями, волнением, эмоциями; традиционные - привычное и знакомое, автоматическая реакция. Углублению научных знаний о движущих силах общества способствуют современные теории деятельности, являющиеся методологической основой познания социальной природы деятельности и без овладения ими современному специалисту в области менеджмента социально-культурной деятельности трудно обойтись.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.243 (0.011 с.) |