Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные и внебюджетные средства

Поиск

 

Балансирование учреждений культу­ры на грани "культура - предпринима­тельство" не исчезает и в тех случаях, ко­гда они обретают экономическую само­достаточность. Все зависит от личностно­го фактора - социальной и культурной, гражданской зрелости руководителя и специалистов.

 

Практика показывает, что большинство учреждений куль­туры и их персонал выбирают оптимальное соотношение плат­ных и бесплатных видов и форм деятельности.

Скажем, клубные учреждения за счет платных концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных артистов, тан­цевальных программ и дискотек, обучающих программ инстру­ментальных, хореографических студий, школ и курсов, проката культурного инвентаря и музыкальных инструментов, работы игровых автоматов, имеют материальную возможность созда­вать и развивать самодеятельное художественное творчество, проводить массовые народные праздники, культурные, досуго-вые программы, пропагандировать классическое, народное ис­кусство среди малообеспеченных слоев населения, детей и под­ростков.

Такой способ перераспределения бюджетных и внебюджет­ных средств был поддержан и утвержден Постановлением Пра­вительства РФ № 609 от 26 июля 1995 года. Более того, Поло­жением об основах хозяйственной деятельности и финансиро­вания организаций культуры и искусства был установлен ком­бинированный финансово-хозяйственный механизм, разре­шающий использование бюджетных и хозрасчетных принципов финансирования учреждений культуры.

Все средства, поступающие из бюджета, из фондов разви­тия культуры и искусства, от спонсоров и меценатов, средства, заработанные учреждением культуры, вливаются в единый фи­нансовый фонд учреждения.

Такая модель финансовой деятельности распространяется на профессиональные театры, цирки, концертные залы, филар­монии, концертные группы и солистов, культурно-творческие центры и другие организации, деятельность которых связана с организацией спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений.

Этот же финансовый механизм предусмотрен для музеев, библиотек, выставочных залов и картинных галерей, парков культуры и отдыха, социально-культурных объединений и дру­гих специализированных и многофункциональных комплексов, центров культуры и искусства, научно-методических центров народного творчества и других организаций, основная деятель-

 

ность которых связана с созданием и трансляцией культурных продуктов и услуг.

Учреждение культуры как субъект социокультурной среды находится в постоянном взаимодействии с ней, учитывает коле­бания в запросах, предпочтениях населения и изменения его платежеспособности.

Анализ социокультурной ситуации дает возможность регу­лировать характер, виды и формы деятельности, так как учреж­дение культуры выступает на рынке в двух ипостасях: в качест­ве создателя продуктов и услуг и в качестве продавца.

Учреждение культуры имеет широкий ассортимент продук­тов и услуг, которые потребляются населением. Оно предлагает культурные программы (досуговые, развлекательные, информа­ционные, образовательные, рекреационные, публицистические, игровые и др.), спектакли, концерты, циклы тематических про­грамм, дни отдыха, театрализованные массовые гуляния и ка­лендарные, народные праздники, юбилейные торжества, учеб­ные программы в студиях, секциях, на курсах, продукты в виде изделий и сувениров народных мастеров, картины и поделки художников-любителей, услуги библиотекарей, экскурсии и вы­ставки музеев, выставочных залов, услуги кафе и баров, интер­нет-кафе, фото- и киностудий и др.

Каждый отдельный вид продукта и услуг имеет стоимость (затраты на их производство), вся совокупность продуктов и ус­луг определяется их суммарной стоимостью (себестоимостью). Однако государство, выделяя бюджетные средства, априорно возмещает часть затрат на производство продуктов и услуг, предполагая, что они будут предоставлены населению бесплат­но.

Следовательно, не все, а только часть продуктов и услуг учреждения культуры должны оплачиваться населением. Эта "часть" продуктов и услуг и предоставляется той части населе­ния, которая не в состоянии их оплатить.

Если исходить из чисто коммерческих целей, то можно ут­верждать: сколько бы учреждение культуры ни предлагало платных продуктов и услуг населению, имеет значение только та их часть, которая реализована.

Проданные билеты, абонементы и другие продукты и услу­ги составляют емкость рынка. Вместе с тем, следует подчерк-

 

нуть важную характерную для учреждений социокультурной сферы особенность.

Для учреждений культуры смысл продукта и услуги имеет характерную особенность: это продукт труда, произведенный для потребления, а не только для продажи.

Продукт и услуга, таким образом, выступает средством, с помощью которого можно удовлетворить определенную по­требность, главное значение играет не столько сам продукт, ус­луга, сколько возможность ее реализовать.

Не является секретом, что учреждения культуры многие продукты и товары не могут реализовать не только за деньги, но и бесплатно. На них нет спроса, если оказываются слишком примитивными, или, напротив, слишком сложными или несоот­ветствующими вкусам и предпочтениям, уровню культурного развития потребителей.

Таким образом, качество, цена, спрос и предложение на продукты и услуги учреждений культуры являются определяю­щими в формировании рынка платного и бесплатного потребле­ния.

Система управления деятельностью учреждении культуры по производству и реализации продуктов и услуг на основе изу­чения культурных интересов и потребностей населения с целью их формирования и удовлетворения по существу является опре­делением понятия "маркетинг" в социально-культурной дея­тельности.

Товар, цена, спрос и предложение

Как отмечалось, в классическом определении маркетинг - система управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли.

Как видим, разница в этих определениях одна: в первом случае - формирование и удовлетворение культурных запросов населения; во втором - получение прибыли.

Но если для учреждений культуры главной целью было и остается формирование и удовлетворение культурных запросов населения, и лишь как задача получения дохода (но не прибы­ли), то, следовательно, маркетинг всегда существовал в социо­культурной деятельности, ибо ее содержание, направленность,

 

качество, формы и методы всегда формировались потребителем, его вкусами, интересами и запросами.

Тем не менее, внедрение в практику деятельности социо­культурных учреждений современного маркетинга в совокупно­сти с рыночными отношениями обостряет многие аспекты соци­альных, культурных, экономических и хозяйственных отноше­ний и в этой сфере:

1. Прежде всего, стали считать деньги и расходовать их экономно, создавая и реализуя лишь самые необходимые и эф­фективные, с точки зрения общественной полезности, культур­ные проекты.

2. Выработали стратегию пополнения финансов за счет платных видов деятельности; провели сокращение не профес­сионально работающих сотрудников, высвобождающиеся сред­ства направили на повышение зарплаты оставшимся специали­стам; взяли под контроль экономию электричества, тепла, про­бег и горючее для транспорта; изучили окружающую социаль­но-культурную среду, своих конкурентов; очистили планы ме­роприятий от малозначительных, неэффективных и недоходных проектов.

3. Приблизили работу учреждений культуры к потребите­лю, улучшили формы и методы индивидуальной работы, созда­ли более комфортные и сервисные условия для зрителей, участ­ников художественного творчества. Приняты и другие меры по упорядочению деятельности учреждений, улучшению содержа­ния и качества проводимой работы.

Другими словами, учреждения культуры основное внима­ние уделяют форме, содержанию, т.е. качеству своих продуктов и услуг. И, в то же время, стремятся к тому, чтобы они (продук­ты и услуги) соответствовали интересам и потребностям насе­ления.

В промышленных отраслях экономики, выпускающих тра­диционные товары, маркетинг развивается в двух направлениях:

- маркетинг, ориентированный на товар, изделие;

- маркетинг, ориентированный на потребителя, на особую клиентуру.

В социокультурной деятельности эти два направления со­храняются, но последовательность их развития, акценты сме­щаются: на начальной стадии осуществляется маркетинговая

 

деятельность, связанная с изучением интересов и потребностей населения, т.е. потребителя, а уже на основе данных маркетин­говых исследований потребителя усилия направляются на соз­дание продуктов и услуг, отвечающих его интересам и потреб­ностям.

Более того, учреждения культуры в своей деятельности не только изучают и анализируют интересы и потребности людей, зафиксированные одномоментно на текущий отрезок времени, они "заглядывают" вперед, имея возможность выровнять их не­развитые стороны и повысить общий уровень духовной культу­ры каждого человека.

Рост культурного уровня населения, индикатором которого выступают культурные интересы и потребности, а инструмен­том их развития является полное опережающее удовлетворение, отвечает интересам всего общества и планомерно реализуется на уровне спроса и регулируется в сфере предложения.

Хозяйственно-экономическая деятельность учреждений культуры, хотя и находится в сфере влияния рыночных отноше­ний, но полностью не подвержена его стихии и спрос не являет­ся решающим фактором развития культуры.

Следовательно, здесь не уменьшаются возможности регу­лирования спроса и предложения, равно как и общественный статус учреждений культуры и их работников определяется творческим потенциалом, творческими способностями и твор­ческим результатом, а не конъюнктурой предпринимательства и законами купли-продажи. Культурно-творческие усилия учреж­дения направлены не только на удовлетворение культурных за­просов и потребностей населения, но и на их возвышение и раз­нообразие.

Однако в некоторых учебных пособиях и даже учебниках маркетинг в сфере культуры, маркетинг в социокультурной дея­тельности определяется как процесс коммерческой деятельно­сти, направленный на удовлетворение потребностей людей по­средством взаимообмена на рынке товаров и услуг.

Данное определение полностью соответствует представле­ниям о маркетинге предприятий и фирм, разработка, производ­ство и сбыт товаров которых осуществляется только в интересах получения прибыли.

 

С таким пониманием маркетинга в социокультурной дея­тельности согласиться нельзя уже потому, что субъекты (учреж­дения культуры, искусства и др.) этой сферы по определению (по закону) не являются коммерческими учреждениями, их ос­новная миссия и предназначение далеко не определяется полу­чением прибыли.

Маркетинг в социально-культурной деятельности - это процесс структурирования всех сторон организаторской, дело­вой, творческой деятельности учреждения на этапах изучения культурных потребностей населения, разработки идеи, создания и предоставления потребителям (населению) продуктов и услуг на безвозмездной и платной основе. Полученный доход (не при­быль) от платных услуг направляется на воспроизводство по­следующей деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.007 с.)