Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурная деятельность как объект управления

Поиск

 

В условиях рынка социально-культурная деятельность при­обретает еще более вариативный характер. Быстро развиваются коммерческие, предпринимательские виды деятельности, новые типы частных учреждений социокультурного сервиса с ночны­ми клубами, казино, развлекательными, информационными, культурно-досуговыми центрами и т.д., открылись многообраз­ные организационно-правовые и экономические возможности развития социокультурных моделей деятельности.

Управление социокультурной деятеяьностью

 

Говоря языком экономическим, спрос и предложение, в конечном счете, стимулирует, а иногда и сдерживает создание и освоение культурной продукции, что объясняет характер изменений в управлении социокультурной деятельностью.

Следовательно, управление социокультурной деятельно­стью - это управление социально-экономическими условиями

 

культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

Такие условия могут быть непосредственными - матери­альные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредо­ванными — бюджет свободного времени, развитие средств ком­муникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах "открытости" культурной системы, перехода от вер­тикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

Собственно и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущ­ность культуры.

Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреж­дений культуры.

Органы, обеспечивающие реализацию культурной полити­ки государства, могут создавать условия для развития культуры, обеспечивать деятельность учреждений культуры экономиче­ски, финансово, методически, технологически и, таким образом, управлять развитием культуры, но управлять духовной и мате­риальной культурой по своей сути абсурдно.

Управление социокультурной деятельностью - это созна­тельная деятельность государственных институтов по регу­лированию субъект-объектных отношений во всем их многооб­разии для достижения определенных, социокультурных цепей.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрирует­ся на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, пра­вовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оп­тимальном сближении традиционных и инновационных подхо­дов в развитии культуры, которые заключаются в:

 

- ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организа­ции социокультурной жизни, не исключающей значимости ре­лигии и мифологии в духовной сфере;

- значении выделенной персональное™ и, вместе с тем, ис­пользовании имеющихся форм коллективности;

- сочетании мировоззренческих и инструментальных цен­ностей;

- демократическом характере власти, признающей автори­теты в политике;

- сочетании психологических характеристик человека тра­диционного и современного общества;

- эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации чело­века.

Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в со­временном российском обществе идет активный процесс ак­культурации — социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общест­венно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.

 

Модели управления

 

Анализ модели социокультурного управления периода демократических преобразований показывает, что государство в лице орга­нов управления культурой не отошло от преж­них схем культурной политики, основанной на утопических цифрах и других аналогичных показателях планирования куль­туры, от ведомственной парадигмы, представляющей культуру как "отраслевую" систему.

Оптимальная модель управления социокультурной дея­тельностью не должна обходить стороной содержание самой культуры, состав ее ценностей, недостаточно лишь констатиро­вать и признавать "множественность культур", но при этом объ­являть о неспособности обеспечить развитие и поддержку этой "множественности", оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры.

 

Оптимальная модель культурной политики не может до­пускать упрощенный подход к содержанию культуры, низводя ее только к обозначению в сугубо отраслевых категориях: набо­ру регуляторов для сферы искусства, образования, фондов на­следия, воспитания; взаимодействия федеральных, региональ­ных и локальных управленческих структур; законодательных и финансовых регуляторов; процедурам разработки концепций, программ, программных технологий.

Такой подход можно назвать инструментальным (техноло­гическим), но он не должен доминировать над содержательной стороной социокультурной деятельности, ее ценностными ориентациями.

Достойное место в приоритетах культурной политики госу­дарства должны занять учреждения культуры, посещаемые мно­гочисленными группами населения - клубы, Дома культуры, музеи, театры, филармонии, художественные школы и школы искусств, библиотеки и другие учреждения культуры, связанные с народными традициями, обрядами, обычаями.

Вместе с тем, следует возвратить в общество культуру, имеющую статус "классической", она обязана занимать моно­польное положение и в качестве "официальной" культуры рас­пространять и развивать многообразие культурных образцов и форм бытования отечественной культуры.

Возможные пути дальнейшего развития культуры могут быть найдены при решении ряда концептуальных управленче­ских проблем.

1) Роль государства в области культуры должна базиро­ваться, в первую очередь, на признании множественности субъ­ектов культурной политики. Необходимо создание системы коллективных субъектов развития культуры, внутри которой сложились бы условия согласованного взаимодействия на осно­ве партнерско-договорых отношений, включающей представи­телей различных формирований, творческих работников, потен­циальных спонсоров, учреждения культуры. Это позволит пе­рейти от вертикально-линейных принципов руководства куль­турой к принципам саморазвития.

2) Новая управленческая философия может быть основана на отношении в сфере культуры как к "открытой системе", ее успешное развитие во многом будет зависеть от способности

 

адаптироваться в новой социально-экономической ситуации. В этих условиях учреждения и системы управления отрасли должны быть нацелены на выявление новых проблем и выра­ботку новых решений.

Открытость культуры предполагает наличие социокультур­ных ориентиров выбора направлений культурного развития об­щества. Развитие культуры и духовное обновление общества будет носить научно обоснованный характер при наличии: дол­госрочных проектов и прогнозов основных тенденций культур­ных процессов; условий для развития саморегулирующихся сис­тем культурных институтов; системы государственных гарантий защиты сферы культуры и работников учреждений культуры от негативных воздействий рыночных отношений; технической оснащенности отрасли.

3) Обновление функций управления, переход к "партнер­ским" отношениям, проектирование ситуаций тесного взаимо­действия предопределяется "многоукладностью" культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятель­ности. Основной принцип новой культурной политики - от управления к системе регулирования.

С созданием системы коллективных субъектов регулирова­ния культуры расширяется реальное влияние активного в куль­турном отношении населения на формирование государствен­ной культурной политики. Жесткий тип административного управления сменяется "коалиционным" управлением культур­ными процессами на основе диалога народа с государством.

4) С возникновением нового общественного и государст­венного механизма формирование модели управления создает предпосылки изменения типа управления и структуры функций управления культурой с возрастанием функций опережающего управления над оперативно-диспетчерской; перспективного развития сферы культуры; региональной дифференциации куль­турной политики, поддержки локальных структур социокуль­турной деятельности; развития национально-территориальных культурных общностей, землячеств, клубов, общин и т.д.

5) В качестве главных ориентиров общественного и госу­дарственного управления в области социальной защиты самих работников культуры, по нашему мнению, можно рассматривать следующее: разработка и принятие пакетов правовых и налого-

 

вых регуляторов, дающих возможность обществу, предприяти­ям, организациям выгодно вкладывать в культуру средства и использовать другие материальны возможности; отказ от прин­ципа затратного финансирования строительства учреждений культуры, особенно в регионах, где остаются плохо освоенными уже существующие "мощности"; разработка и внедрение социо­культурных проектов музейной, клубной, библиотечной, кон­цертной, выставочной, парковой и других форм на основе со­временных технологий культурной деятельности; принятие спе­циального законодательного документа защиты прав культуры и работников культуры.

Таким образом, социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых выступают феде­ральные, региональные (субъекты федерации) и районные орга­ны управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.

Вместе с тем, социокультурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть которой определяется че­ловеческим фактором, межличностными коммуникациями, ха­рактером взаимодействия людей как субъектов социокультур­ных отношений.

Структура государственного управления культурой, в це­лом, мало в чем изменяется на протяжении многих десятилетий. Остаются все те же федеральные органы управления культурой в лице Министерства культуры, региональные — в лице комите­тов по культуре и искусству, муниципальные - отделы, управ­ления культуры.

Однако характер и функции вертикального управления су­щественно изменились, они стали менее жесткими и более ли­беральными, о чем говорилось выше. Это привело к изменению внутренней структуры Министерства культуры, его департамен­тов, управлений и отделов, а также к изменению функций.

Структураоргановуправления министерства

 

Современная структура подразделений министерства представляет собой как вер­тикально соподчиненную иерархию, так и взаимодействующую систему подразделений.Руководит министерством генераль­ный менеджер (министр), нанятый на государственную службу Правительством РФ.

 

Его непосредственными сподвижниками являются: два пер­вых заместителя, статс-секретарь, в ранге заместителя министра, четыре заместителя министра, шесть советников министра и помощник министра. В структуру Министерства культуры вхо­дят департаменты:

- государственного регулирования и развития кинемато­графии с отделами государственного регистра и ресурсов, фи­нансово-экономического анализа и прогнозирования, государст­венных организаций и имущественных отношений, технической политики;

- государственной поддержки искусств и развития народ­ного творчества с отделами поддержки творчества мастеров искусств и индивидуальных проектов, поддержки и координа­ции общероссийских и международных творческих программ и проектов, общественных связей, поддержки и координации дея­тельности государственных организаций искусства;

- государственной поддержки кинематографии с отделами формирования творческих программ, поддержки производства национальных фильмов, продвижения национальных фильмов;

- по сохранению культурных ценностей с отделами экспер­тизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, лицензирования и контроля за реализацией предметов антиква­риата, организационно-аналитический отдел, отдел перемещен­ных культурных ценностей;

- науки, образования и развития социально-культурной ин­фраструктуры с отделами образования, науки, этнокультурных программ, экономического анализа и финансирования образова­ния, по работе с органами государственного управления в феде­ральных округах и субъектах федерации, культурного и регио­нального сотрудничества;

- экономической и инвестиционной политики, в структуре которого находятся сводно-экономический отдел, сводно-финансовый отдел, отделы финансирования программ, инвести­ций, внебюджетных источников, труда и заработной платы;

- управление делами с отделом делопроизводства;

- управление международного сотрудничества с отделами СНГ, культурного сотрудничества, сотрудничества в области кинематографии;

 

- управление бухгалтерского учета и ревизий с отделами по контрольно-ревизионной работе, отчетности по бюджетным уч­реждениям, отчетности по хозрасчетным учреждениям и предприятиям;

- отдел библиотек;

- отдел кадров и наград;

- отдел музеев;

- отдел (инспекция) охраны недвижимых памятников ис­тории и культуры;

- спецотдел;

- хозяйственный отдел;

- юридический отдел.

Службы обеспечения деятельности Министерства культу­ры, организации федерального ведения:

- государственное унитарное предприятие Главный ин­формационно-вычислительный центр (ГУП ГИВЦ), в который входят отдел статистики, класс интернет министерства, справочно-информационный фонд, телетайпная, группа техническо­го обслуживания компьютеров, оперативная полиграфия;

- управление по зданиям и сооружениям (ХОЗУ) с отделом эксплуатации и материально-технического обеспечения, служ­бами охраны, сервиса.

Под патронажем Министерства культуры работают органи­зации федерального ведения:

- Международный культурный центр фестивалей и кон­курсов;

- Государственный театрально-гастрольный и фестиваль­ный центр;

- Республиканская инспекция по контролю за безопасной эксплуатацией аттракционов и охране труда;

- Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр ";

- Российское государственное театральное агентство;

- Российская государственная концертная компания "Со­дружество";

- библиотека;

- художественный салон при международном художест­венном фонде.

 

Нетрудно заметить, что в структурных подразделениях ми­нистерства уже сами названия департаментов, управлений и от­делов предопределяют существенную либерализацию управлен­ческих функций, которые манифестируют регулирование, под­держку, развитие, координацию, инвестирование, продвижение, сохранение и другие подобные взаимоотношения с органами культуры регионов, в культуре и социокультурной деятельно­сти.

Деятельность Министерства культуры РФ, Министерств культуры республик, комитетов по культуре краев и областей, управлений, отделов культуры районов дополняется руково­дством со стороны законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые вырабатывают правовую базу и определяют стратегию социо­культурной деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Традиционные и инновационные подходы в развитии культуры.

2. Мировоззренческие и технологические аспекты управле­ния социокультурной деятельностью.

3. В чем заключаются современные концептуальные управ­ленческие проблемы?

4. Структура федеральных органов управления культурой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.61 (0.011 с.)