Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики

Поиск

 

Оптимизация управления социокультурной деятельностью актуализируется тем, что в новом государстве, каким является сегодня Россия, еще только начинает формироваться новое от­ношение к социокультурной деятельности и к культуре в целом, которое определяется государственной политикой.

 

Политика как философская категория в буквальном смысле (греч. Politike) слова - это искусство управления государством. В сферу политики входят вопросы государственного устройства, определения форм, задач, содержания деятельности государст­ва, управления страной, руководство социально-политическими процессами. Политика выражает также отношения между на­циями и государствами.

Политические идеи и соответствующие им учреждения яв­ляются выражением экономической системы государства. Но политические идеи, политика не являются пассивным отраже­нием экономики, их преобразующая сила заключена в точном отражении развития материальной жизни общества. В одном случае политика может тормозить поступательное развитие общества, в другом, напротив, способствовать этому.

Политика, которая опирается на поддержку большей части населения и, естественно, отвечает коренным интересам народа - перспективна. Приобрести научно обоснованный характер по­литика может лишь в том случае, если она будет опираться на знание законов общественного развития и использовать их в ин­тересах общества.

Политика государства, как известно, распространяется на все сферы жизни человека в обществе, и, естественно, она не может не охватывать такую важнейшую сферу, как культура.

Культура и политика

Роль государства в развитии культуры во все периоды истории была велика. Иначе быть и не могло, так как культура охватывает огромный спектр духовной жизни общества, через которую проводились идеи не только культуротворческого, духовного характера, но и политическая идеология (в опре­деленные исторические периоды с разной интенсивностью), по­литические идеи, часто приводившие к деструктивным явлени­ям в собственно самой культуре.

Культура всегда интересовала политику и политиков, она являлась и является мощным средством решения политических вопросов. Не случайно в период выборных кампаний в местные, федеральные органы власти, президента культура (содержание! формы, методы, авторитет деятелей культуры) всегда использо­валась как инструмент придания авторитета, весомости и зна­чимости тому или иному кандидату.

 

Разумеется, что развитие культуры, поддержание духовного здоровья нации государство (в большей или меньшей степени) держит или старается держать в своих руках, проводя государ­ственную культурную политику.

Культурная политика как составная часть или звено цепи государственной политики включена в систему бытующих в конкретном обществе мировоззренческих взглядов, теорий и представлений о путях развития экономической, социальной, духовной жизни социума.

Культурная политика, как правило, всегда стремится соот­ветствовать уровню общественно-экономического развития страны, ее цели и задачи опосредованы приоритетными уста­новками государства.

Реализацию культурной политики государство осуществля­ет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельно­сти, соответствующие социально-ценностным ориентирам госу­дарства.

Культурная политика может рассматриваться как система отношений "культура и общество", "культура и власть", "куль­тура и управление". Ретроспективный взгляд на развитие отече­ственной культуры и государственности показывает, что куль­турную политику не следует относить лишь к дооктябрьскому, послеоктябрьскому (1917 г.), советскому и постсоветскому пе­риодам. Ее истоки, становление институтов управления как про­явление культурной политики имеют более глубокие историче­ские корни, нежели принято считать.

Анализ многих историко-культурных материалов показы­вает, что у истоков российской культуры, которая рассматрива­лась как "образование умственное и нравственное", стояли ду­ховные организации в лице, прежде всего, русской православ­ной церкви, царский двор и частные лица.

Становление и развитие государственных органов сопро­вождалось созданием институтов управления культурой и раз­витием администрирования.

Вопросами культуры на местах непосредственно занима­лись земские учреждения - губернские, городские, уездные управы, а также общественные организации и частные лица.

 

Учреждения культуры на местах пользовались полной само­стоятельностью, в том числе и в изыскании финансовых средств, но, однако, центральные ведомства утверждали уставы учреждений культуры, а в ходе их последующей деятельности осуществляли над нмми цензурный контроль.

Таким образом, содержание деятельности уже первых уч­реждений культуры в России подпадало под государственный контроль, государство проводило через них свою культурную политику.

Хотя заботы об устройстве, благосостоянии и развитии ме­стных учреждений культуры и различных обществ лежали це­ликом на них самих, осуществление их права на самоуправление сочеталось с обязанностью отчитываться перед государствен­ными органами.

Таким образом, культурная политика государства в XIX — начале XX веков была достаточно определенной и целенаправ­ленной. Несмотря на жесткую регламентацию деятельности го­сударственных и общественных учреждений культуры, общест­венных движений и творческих союзов в стране были сформи­рованы основные типы учреждений культуры, понятия культур­ной и творческой деятельности, получившие развитие в XX ве­ке.

Так, несмотря на многочисленные трудности и проблемы в развитии отечественной культуры, благодаря культурной поли­тике российского государства в стране еще в XIX веке была соз­дана разветвленная сеть учреждений культуры, которые способ­ствовали повышению образованности и просвещению народа, создана развитая сеть общественных движений в поддержку культуры, создано огромное количество шедевров культуры и искусства, развивались литература, искусство, театр, библиоте­ки, клубы, художественные и музыкальные учебные заведения и т.д. Весь этот духовный и материальный потенциал культуры создан благодаря культурной политике государства.

Изменение социально-политического устройства россий­ского общества, экономической, хозяйственной политики госу­дарства изменила и ориентиры культурной политики.

Стремясь достичь быстрых и эффективных результатов в преобразовании культуры, государственная культурная полити-

 

ка проводилась дифференцированно. Особое внимание уделя­лось культуре села.

Сегодня известны негативные последствия "культурной ре­волюции", раскулачивания крестьянства, "перевоспитания" и "перековки" российского мужика, борьбы с мелкособственниче­ской психологией, давления на традиционный крестьянский ук­лад, образ жизни, крестьянские духовные ценности, его религи­озность.

По существу, весь огромный механизм идеологического и культурно-воспитательного воздействия был направлен на фор­мирование исполнителя команд вышестоящих инстанций. При этом забывалось, что перестройка сознания человека - это сложный, противоречивый и длительный процесс.

В послевоенный период одной из основных задач культур­ного строительства было восстановление сети учреждений куль­туры. Сущность культурной политики в работе с населением раскрывается, например, в «Положении о сельском клубе» 1, раз­работанном в 1946 году Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР.

В нем работа культурно-просветительных учреждений рег­ламентируется как: разъяснение текущих политических собы­тий, политическая и научно-просветительная пропаганда, оказа­ние консультаций по вопросам экономики и права, всемерное содействие политическому самообразованию, организация культурного отдыха, развитие художественной самодеятельно­сти.

Исходя из этого можно сделать вывод, что на первое место в деятельности клубных учреждений ставилась пропаганда по­литических и научных знаний, воспитание политической актив­ности, политической грамотности, идеологической устойчиво­сти.

Такая культурная политика, направленная на формирование "нового человека", подчинила себе не только содержание дея­тельности культурно-просветительных учреждений, но и сред­ства массовой информации, репертуар театров, идеологию кон­цертных программ, литературу и искусство.

____________________________________

1Культурно-просветительная работа. 1946. № 9. С. 61—62.

 

 

К "заслугам" культурной политики этого периода можно отнести заботу о "чистоте" идеалов, сконцентрированных в из­вестных партийных постановлениях "О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "С кинофильме "Большая жизнь" и др.

Характерной чертой этих документов было стремление на­вязать обществу собственные представления и взгляды на лите­ратуру и искусство.

Культурная политика начинает изменяться с развенчанием культа личности и появлением некоторых демократических сво­бод. В культуре они означали поворот от принципов принужде­ния к убеждению, добровольности, сознательности.

Цели и задачи культурной политики сместились в сторону мобилизации людей на достижение более высоких производст­венных показателей и широкую пропаганду экономических зна­ний.

В результате возросшего образовательного и профессио­нального уровня людей многие перестали быть просто объекта­ми в культурном процессе и сами проявляли свои способности в культуротворческой деятельности, что способствовало разви­тию художественного, технического творчества.

Структура творческих коллективов, содержание их дея­тельности приблизились к более живым и массовым формам, появились и эстетические направления.

Заметное оживление в творческой жизни страны, в том чис­ле сельских самодеятельных коллективов, наступило, когда из­менилась внутриполитическая обстановка в стране. Творческие коллективы многих ведущих театров стали искать пути сближе­ния с жизнью народа, налаживали контакты с сельскими труже­никами.

Помощь профессиональных городских театров, выезжав­ших в самые отдаленные сельские районы, принесла большую пользу сельским самодеятельным артистам, как в плане повы­шения их профессионального мастерства, так и идейно-художественного уровня проводимой работы.

Выезды профессиональных артистов со спектаклями и кон­цертами способствовали также развитию художественного вку­са и лучших человеческих черт у сельских зрителей, многие из

 

них впервые получили возможность смотреть настоящих арти­стов.

Основной чертой культурной политики государства в по­треблении культурных и духовных ценностей была их доступ­ность. Там, где культурное обслуживание населения было хо­рошо организовано - библиотека со своим фондом книг, клуб с набором культурных программ и коллективами самодеятельно­го творчества предоставлялись свободно, лишь на просмотр ки­нофильма и концерта профессиональных артистов нужно было купить билет.

Существовали сложные проблемы: отсутствие или недоста­ток учреждений культуры, особенно на селе, сдерживали разви­тие культуры.

Нельзя не видеть, что, несмотря на значительное отставание от города по уровню культурного обслуживания, все же сеть сельских учреждений культуры в целом в стране была уже дос­таточной для того, чтобы желающие могли заниматься в клубе, пользоваться услугами библиотеки или кино; уровень и содер­жание работы учреждений культуры не могли быть высокими из-за их постоянной ограниченности в средствах, слабой мате­риальной базы.

Но, вместе с тем, критерий равной доступности работал в качестве такого механизма в культуре, который требовал ориен­тироваться на аудиторию даже не среднего, а низшего уровня.

С одной стороны, утверждался принцип остаточного выде­ления средств на культурное строительство, что предопределяло систематическое отставание культурного уровня населения; с другой стороны, требовалось, чтобы произведения культуры и искусства соответствовали этому уровню.

Построенные на формальных схемах, так называемые, "от­раслевые" модели культурной политики воспроизводили едино­образие функционирования культурных образцов и разрабаты­вали технологии их достижения.

Так, ориентация (в 60-70-х годах) на "выравнивание куль­турного уровня различных групп породила универсальную мо­дель функционирования искусства, главными достоинствами которой были "доступность" и "простота восприятия". В резуль­тате показатели "массовости" и "художественности" стали взаи­моисключающими.

К подобным культурным ориентациям можно также отне­сти утопические идеологемы "равного распределения культур­ных благ" (известные модели "оптимальных рационов" потреб­ления "культурных трендов" и другие разработки культурных программ).

Приживание этих образцов "дозированной " культуры рас­сматривалось как "динамика роста" культурного уровня населе­ния, подтверждая тем самым идею авторитарной власти о том, что культурой можно "управлять".

Однако не следует категорично отрицать достижения в раз­витии культуры в советский период в области просвещения, об­разования, науки, искусства, народного творчества, хотя следует признать, что культурная политика этого периода была далека от оптимальной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.008 с.)