Политика как общественное явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление



Политика как общественное явление

Политология как наука родилась в 19 веке. Политика связана с государством, а государство с управлением. Политика появляется с появлением частной собственности, а частная собственность появляется с разделением труда, появлением излишков производства(не у всех).

Критерии дисциплины:

1) Каждая наука должна иметь свой объект, предмет исследования, законы методы исследования, категориальный аппарат и историю своего возникновения и развития.

Объект политологии – общество как таковое.

Методы: философский подход к обществу как к единой системе, исторический, социологический.

Предметы политологии:

1) Центральная тема – политическая власть, её сущность, принципы, формы, ресурсы, (легитимность), политические институты, разделение властей.

2) Государство как политический институт

3) Политическое лидерство, политическая элита, субъекты политической власти.

4) Политические партии, движения.

5) Современные избирательные системы.

6) Политический процесс, политические отношения и политическое сознание.

7) Политическая культура, её формирование и развитие.

8) Мировая политика и международные отношения.

9) Сравнительная политология, политические исследования и политическое прогнозирование

 

Функции политики

Современная политика формировалась в процессе борьбы за власть, столкновений и согласования интересов различных социальных групп и была нацелена на сохранение единства и интеграцию общества, повышение эффективности государственных структур, выработку целей, для осуществления социальной стабильности и устойчивого развития. Функции политики как одной из сфер общества, занимающей в нем центральное положение, вытекают из этого положения и той роли, которую она играет в социуме.

В современном обществе политика выполняет следующие общие функции:

структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов;

выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры, такие как политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации;

согласование интересов самых различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;

ламинаризация конфликтов, придание им более рационального и уравновешенного характера; корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости;

предложение обществу через государственные, общественно-политические, общественные структуры целей, проектов, программ развития и т. д.;

создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;

обсуждение и принятие необходимых обществу разумных законов;

распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;

управление через бюджетные средства социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;

обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;

политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;

обеспечение политической коммуникации между конфликтующими группами, между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.

Частные функции политики формируются при взаимодействии политической сферы с другими сферами общества — экономической, социальной, культурной, а также с субсферами: демографической, этнической, религиозной, субсферами спорта, туризма, развлечений и т. д.

Общие и частные функции политики составляют определенную систему, которая, однако, не является чем-то заданным и застывшим. Система функций политики обладает определенной текучестью. Отдельные функции могут видоизменяться в зависимости от ситуации в обществе (экономический цикл, переживаемый социумом, состояние войны или мира, геополитический статус и др.), характера его режима и структуры политической системы, состояния общественного мнения, политических, социальных, культурных процессов, протекающих в социуме.

 

Свойства политики

Мы уже упоминали о взаимодействии политической сферы с другими сферами и субсферами общества. Систематически взаимодействуя с ними, политика проявляет свои специфические черты или свойства.

Наиболее важным свойством политики, отмечаемым всеми исследователями, является свойство инклюзивности, т. е. способности проникать во все сферы общества, воздействовать на все социально-политические и экономические институты и процессы, на каждого члена общества. С помощью именно этого свойства политика интегрирует общество, объединяя и направляя его на достижение общественно значимых целей; с помощью этого свойства политика способствует участию граждан в политической жизни (ведь неучастие — тоже форма или частный случай участия в политике), с помощью этого свойства политика расширяет и видоизменяет свою сферу, включая или исключая из решения тех или иных проблем отдельные социальные группы и слои общества.

Не менее значимым свойством политики является ее неравновесность. Политическая сфера представляет собой поле борьбы разнород-в рамках эпохального времени воспринимаются только выдающиеся события, например, запуск первого человека в космос или распад СССР — здесь тоже возможны неверные оценки.

Статические и динамические свойства политики. К статическим свойствам политики следует отнести ее неизменные или слабо изменяющиеся во времени характеристики, такие как свойства национального характера, конституционные установления, политическая система, характеристики политической культуры.

Динамические свойства политики включают в себя характеристики избирательных кампаний, политических режимов, политических призывов и лозунгов, политических эмоций по поводу тех или иных быстропроходящих политических процессов.

 

 

Основные методы политики

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа - общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это - не собственно методы политической науки. Сюда входят:

анализ и синтез;

индукция и дедукция;

абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

сочетание исторического и логического анализов;

мысленный эксперимент.

Вторая группа - методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

использование статистики (прежде всего электоральной);

анализ документов;

анкетный опрос;

лабораторные эксперименты;

теория игр.

Третья группа методов - собственно методы политической науки. К ним относятся:

Социологический метод - предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях этот метод представлен в марксизме - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

Бихевиоралистский метод - пришел на смену институциональному. Особоё развитие он получил в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистского метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала бихевиоралистского метода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей - психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

Нормативно-ценностный метод - предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

Функциональный метод - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

Системный метод, применительный к политике, был впервые разработан в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

Антропологический метод - противоположен во многом социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

Психологический метод - сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.

Социально-психологический метод аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

Критика-диалектический метод особенно широко используется в марксизме. Здесь речь идет об анализе политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются этим методом и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему леволиберальная и социалистическая мысль.

Сравнительный метод широко распространен в современной политологии, в ней выделяется специальная отрасль знания - сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение найболее эффективных форм политической организации.

Сущность и природа власти

Власть – это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими. Это способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определенное влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Свойства власти

1) Верховенство(обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти)

2) Всеобщность власти, её публичность, т.е. политическая власть действует н основе права от имени всего общества

3) Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны

4) Моноцентричность власти, т.е. существование общегосударственного центра принятия решений

5) Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти

Принцип разделения властей

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Ресурсы власти

1)Экономические ресурсы(земля, полезные ископаемые, невозобновляемые источники получения энергии, деньги, материальные ценности).

2)Силовые ресурсы – это принадлежащие государству политические институты, обладающие как правило оружием и являющиеся аппаратом принуждения (армия, система правоохранительных органов) Они обеспечивают оборону страны, охрану внутреннего порядка в стране и обеспечение безопасности политической власти, недопущения каких либо поползновений на власть с целью её свержения.

3)Социальные ресурсы – характеризуются способностью социальной защиты населения и решения проблем структурированного неравенства в обществе путем повышения социального статуса у личности (социальное страхование, мероприятия по охране здоровья, защита от безработицы, обеспечение реального доступа к образованию)

Оппозиция власти

«Оппозиция политическая» (от лат. oppositia - противопоставление) - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.

Различают парламентскую оппозицию, коей является организация, как правило, по партийному критерию, фракция, которая всеми доступными ей средствами ведет антиправительственную деятельность, добиваясь его отставки и своего прихода к власти.

Политическая оппозиция может быть реальной и нереальной, умеренной и радикальной, конструктивной и деструктивной, утопической и реалистической, демократической и антидемократической и т. д. В любом случае оппозиция есть свидетельство того, что в обществе и государстве есть иные, нежели официальные, точки зрения, позиции, программы деятельности, с которыми следует считаться и, если они конструктивны, принимать на вооружение и к исполнению. Ведь оппозиция позволяет правящей партии, государственно-властным структурам видеть их недостатки, чувствовать <дыхание> своих конкурентов.

Политическая оппозиция есть необходимый и желательный элемент политического бытия общества. В многообразии людских отношений политических пространства и времени всегда были и будут слои, группы людей, организованные и неорганизованные, официальные и неофициальные, которые недовольны действиями существующей политической власти ее институтов. Они критикуют власть, обнародуют свои программы действия, стараются показать, по их мнению, оптимальный в данных условиях способ и механизм деятельности конкретного органа власти и т.п. Власть в свою очередь, вынуждена прислушиваться к мнению оппозиции, если оно, с ее точки зрения, полезно и эффективно, не нарушает стратегического политического ядра, разработанного властями. Оппозиция способствует плюрализации мыслей и действий, если она конструктивна. Деструктивная оппозиция, наоборот, занимается критиканством, популизмом, мешает действиям властей.

В демократическом правовом обществе и государстве политическая оппозиция конструктивна, поскольку ее деятельность основывается на праве и культуре, реальных интересах социальных общностей людей.

Типы политических систем

Типология политических систем.

Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормативных категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между несколькими самостоят. объединениями или в руках одного:

1.Демократич. или конституционные ПС

2.Автократические ПС.

Маркс по типу формации и характерной соц. – экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС

Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения служит политический режим. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.

По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.

плюсы:

1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.

2.- Возможность быстро проконтролировать исполнение решений.

3.- Отсутствие конфронтации.

минусы:

1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.

2.- Отсутствие политической конкуренции.

3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.

Плюралистическая пс.

3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.

плюсы:

1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.

минусы:

Способность нарушения целостности общества.

Тоталитаризм

Тоталитарный режим (ТР) – означает (to totalis) целостный, полный, весь и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.

В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:

1) монополизация власти в руках одной партии.

2) срастание партии и государственного аппарата

3) правящая партия принимает статус государства в государстве

4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия

5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя

6) формир. власти на всех ур-нях через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры

7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса

8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона

9) монопольный контроль над вооружёнными силами

10) террор, насилие как средство политической борьбы

В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.

В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.

Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:

1) радик. критика предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.

2) представление о совершенстве общего будущего, светлого завтра

3) рецептов его достижения

Тем самым тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.

Фанатичная вера в окончательную истину объясняет поддержку ТР народом. Привержение общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.

Авторитаризм

Авторитарный режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:

1. Сосредоточение всей власти в руках опред. органа: единол. и коллект. В качестве автократа могут выступать: монарх, военная хунта и т.д.

2. Ограниченность выборности гос. органов, ограничение полномочий парламента, наделение широкими полномочиями распределительно-исполнительных органов.

3. Фактический отказ от концепции распределения власти.

4. Огранич. или полное запрещ. легальной оппозиции. Полит. партии сущ. только формально.

5. Строгая регламентация и контроль за деятельностью профсоюз и других общественных организаций, политической деятельности отдельных граждан.

6. Ликвидация или существование ограниченных политических прав и свобод граждан, а так же юридической гарантий их защиты.

7. Отстран. насел. от участия в контроле над деят. гос-ва, массовое отчужд. насел. от власти.

АР в отличие от ТР не претендует на контроль за всеми сторонами жизни общ-ва. Обеспечивая любым путём полит. власть, АР не вмешивается в те сферы, кот. не связаны непосредственно с политикой. Для АР хар-но разгосуд. экономики, культуры и соц. сферы. Авторит. общ-во построено по принципу: разрешено всё, кроме политики. Важное отличие АР от ТР сост. в том, что в АР нет «сверхъидеи» или она сильно размыта. Зап. политики утверждают, что АР можно назвать прагматической диктатурой, ТР – идеократической диктатурой. По мнению некот. политологов ТР – крайняя форма АР. АР могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развив. странах АР часто принимает форму военного режима.

Следует обратить внимание, что АР в отличие от ТР более гибок, способен к трансформации и модернизации. АР допускает размежевание и даже поляризацию различных сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике АР необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка ТР и АР. В целом ряде стран АР создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества.

Демократия

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:

1) Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

a. Свобода выдвижения кандидатур

b. Свобода избирательного права

c. Свобода голосования

2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6) Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7) Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

Формы правления

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Форма правления наряду с формой государственного устройства и политическим режимом характеризуют форму государства.

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, форма правления показывает:

как создаются высшие органы власти в государстве,

их структуру,

какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,

в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Различные формы государственного правления

1. Республика

1.1. Президентская республика

1.2. Парламентарная республика

1.3. Смешанная республика

2. Монархия

2.1. Абсолютная монархия

2.2. Конституционная монархия

2.3. Дуалистическая монархия

2.4. Парламентарная монархия

Типы политических партий

Разновидности политических партий в зависимости от их функций в обществе, способа получения и отправления власти, отношений с другими партиями и степени организованности. Исходя из этих признаков, различают три типа партий: авангардный, парламентский и правящий. По составу и численности членов партии различают кадровые и массовые партии. По месту, занимаемому в системе государственной власти, различают партии легальные и нелегальные, властвующие, правящие и оппозиционные. По степени демократичности партии подразделяются на демократические и тоталитарные, открытые и закрытые, представительные и мобилизующие. По степени идеологичности различают идейно-политические (мировоззренческие) и прагматические (избирательные) партии. По мировоззренческому признаку партии можно подразделить на аграрные, буржуазные, демократические, клерикальные, коммунистические, либеральные, социалистические, фашистские. По отношению к существующему общественному строю партии подразделяются на революционные, реформистские, консервативные и реакционные. Границы между различными типами П. п. имеют условный и временный характер

Кадровые и массовые партии

Массовые и кадровые партии. Массовые партии большей частью сформировались вне парламента. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, массовые партии приняли характер социальных движений. Считается, что массовую партию отличает программность политических установок и высокая степень идеологизированности. Их базовая субстанция - масс членов. Они существуют главным образом благодаря членским взносам, а члены партии активно участвуют в делах партии. Задача кадровых партий - мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимально большего числа избирателей из разных слоев населения, независимо от их идеологической ориентации.

Различаются организационно оформленные партии, члены которых получают партийные билеты и платят членские взносы, и организационно неоформленные партии, которые характеризуются отсутствием официального членства. Во тором случае, чтобы примкнуть к той или иной партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности этой партии. Наиболее типичным примером первых являются коммунистические партии, а вторых - республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Различаются также партии с прямым и косвенным членством. В первом случае прием в члены партии осуществляется в индивидуальном порядке, а во втором случае тот или иной человек становится членом определенной партии просто в силу того, что входит в какую-либо организацию, которая связана с этой партией. Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также социал-демократические партии Швеции, Норвегии и Ирландии профсоюзы входят на коллективных началах; здесь члены профсоюзов являются коллективными членами данных партий.

Партийные системы, их виды

Партийная система - совокупность отношений, характеризующих численность существующих в стране политических партий, их относительные размеры, коалиции и стратегии. В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Хотя многие исследователи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одной-единственной легальной партии заключается в демонстрации "всенародной" поддержки существующему режиму. При этом выделяются однопартийные системы в строгом смысле этого слова и фактически однопартийные системы ("искусственная многопартийность"), замаскированная под многопартийность. В первом случае исключается даже номинальное существование других партий, а официальная партия на деле является частью государственного аппарата. Данная система была характерна для СССР. Во втором случает, при номинальной многопартийности, осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии. Деятельность других партий жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989-1990 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии.

Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя преобладающими крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий. Но в данной системе, даже при наличии большого количества партий, реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.

Вслед за французским исследователем Ж. Шарло, можно выделить "совершенную" двухпартийную систему (как, например, в США и Великобритании), при которой две основные партии вместе собирают до 90 % голосов, и систему "двух с половиной партий" (как, например, в ФРГ), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы в привычную игру двух основных партий.

Многопартийная система - система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. При этом каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых и до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя крайними полюсами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.104 с.)