Сущность и признаки политической партии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и признаки политической партии



Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении ее. При социологическом анализе первостепенной задачей будет способность партий удовлетворять потребность людей в ассоцииации друг с другом.

В основании деятельности партий могут лежать различные групповые потребности, и предъявляемые к высшим государственным институтам. Тем самым через партии население заявляет о своих групповых требованиях. Правящие структуры тоже используют партии для обращения к народу за поддержкой или решения тех или иных вопросов. Деятельность партии является важным механизмом распределения и перераспределения властных ресурсов.

От других политических институтов партию отличает свойственные ей функции в отношениях власти и наиболее характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действия той или иной идеологической системы ориентации, а также ряд других менее значимых признаков.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям относится набор членов, положение партийной кассы, регулирование имущественных или других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами.

Осуществление же внешних основополагающих задач предполагает:

• борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах той или иной группы населения, основываясь на своих программах по решению, как внутренних, так и международных проблем.

• обеспечение связи масс с государственными структурами и инстутуцианализацию политического участия граждан,

• отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех этапах политической системы, участие с их помощью управлением делами общества.

• согласование собственных интересов целей, программ с другими участниками политического процесса.

• осуществление политической социализации граждан. Основным спо собом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии выдвигают своих лидеров и пытаются склонить к поддержке своего кандидата, как можно большее число населения.

Партии, которые одержали победу на выборах, или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, в подборе и установке управленческих кадров. Прежде всего, через них партии

Типы политических партий

Разновидности политических партий в зависимости от их функций в обществе, способа получения и отправления власти, отношений с другими партиями и степени организованности. Исходя из этих признаков, различают три типа партий: авангардный, парламентский и правящий. По составу и численности членов партии различают кадровые и массовые партии. По месту, занимаемому в системе государственной власти, различают партии легальные и нелегальные, властвующие, правящие и оппозиционные. По степени демократичности партии подразделяются на демократические и тоталитарные, открытые и закрытые, представительные и мобилизующие. По степени идеологичности различают идейно-политические (мировоззренческие) и прагматические (избирательные) партии. По мировоззренческому признаку партии можно подразделить на аграрные, буржуазные, демократические, клерикальные, коммунистические, либеральные, социалистические, фашистские. По отношению к существующему общественному строю партии подразделяются на революционные, реформистские, консервативные и реакционные. Границы между различными типами П. п. имеют условный и временный характер

Кадровые и массовые партии

Массовые и кадровые партии. Массовые партии большей частью сформировались вне парламента. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, массовые партии приняли характер социальных движений. Считается, что массовую партию отличает программность политических установок и высокая степень идеологизированности. Их базовая субстанция - масс членов. Они существуют главным образом благодаря членским взносам, а члены партии активно участвуют в делах партии. Задача кадровых партий - мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимально большего числа избирателей из разных слоев населения, независимо от их идеологической ориентации.

Различаются организационно оформленные партии, члены которых получают партийные билеты и платят членские взносы, и организационно неоформленные партии, которые характеризуются отсутствием официального членства. Во тором случае, чтобы примкнуть к той или иной партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности этой партии. Наиболее типичным примером первых являются коммунистические партии, а вторых - республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Различаются также партии с прямым и косвенным членством. В первом случае прием в члены партии осуществляется в индивидуальном порядке, а во втором случае тот или иной человек становится членом определенной партии просто в силу того, что входит в какую-либо организацию, которая связана с этой партией. Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также социал-демократические партии Швеции, Норвегии и Ирландии профсоюзы входят на коллективных началах; здесь члены профсоюзов являются коллективными членами данных партий.

Левые, правые, центристские партии

В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию, коммунизм, социальный (противопоставленный классическому) либерализм, анархизм. Противоположностью являются правые. Несмотря на отсутствие однозначного разделения некоторых политических сил на левых и правых, термин широко используется в обществе.

В классическом значении левой политики, она стремится к равным условиям для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности – согласно идеалам Французской революции «Свобода, равенство, братство» (liberté, égalité, fraternité). Само разделение на левых и правых является порождением французской революции: ещё в Законодательном собрании (1791) представители революционных клубов, выступавшие в защиту Третьего сословия, рассаживались по левую сторону, тогда как фельяны и прочие роялисты занимали места справа от председательствующего.

В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым, в частности ставящие капитализм, экономические или национальные цели выше равенства прав и шансов для всех слоёв населения. К ним относят консерватизм, монархизм, анархо-капитализм, фашизм, национализм и его наиболее крайнюю форму — национал-социализм, которую обычно называют ультраправой или праворадикальной. Несмотря на отсутствие однозначного разделения некоторых политических сил на левых и правых, термин широко используется в обществе.

К центристским партиям относятся: либералы, и свободные демократы, они придерживаются отчасти политики и методов левых и правых.

Партийные системы, их виды

Партийная система - совокупность отношений, характеризующих численность существующих в стране политических партий, их относительные размеры, коалиции и стратегии. В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Хотя многие исследователи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одной-единственной легальной партии заключается в демонстрации "всенародной" поддержки существующему режиму. При этом выделяются однопартийные системы в строгом смысле этого слова и фактически однопартийные системы ("искусственная многопартийность"), замаскированная под многопартийность. В первом случае исключается даже номинальное существование других партий, а официальная партия на деле является частью государственного аппарата. Данная система была характерна для СССР. Во втором случает, при номинальной многопартийности, осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии. Деятельность других партий жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989-1990 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии.

Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя преобладающими крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий. Но в данной системе, даже при наличии большого количества партий, реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.

Вслед за французским исследователем Ж. Шарло, можно выделить "совершенную" двухпартийную систему (как, например, в США и Великобритании), при которой две основные партии вместе собирают до 90 % голосов, и систему "двух с половиной партий" (как, например, в ФРГ), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы в привычную игру двух основных партий.

Многопартийная система - система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. При этом каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых и до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя крайними полюсами.

Как правило, в многопартийных системах ни одна партия не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Они типичны для парламентской формы правления и обычно формируют коалиционные правительства или кабинеты министров. В данном случае ни одна партия не способна выступить в качестве представителя всей нации или ее большинства, поэтому не может формировать правительство без привлечения поддержки или представителей других партий.

При многопартийной системе можно выделить, условно говоря, "совершенную" многопартийность (как в большинстве индустриально развитых стран) и многопартийность с одной доминирующей партией (как в Японии), которую не следует путать с однопартийной системой.

С принципом представительства тесно связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выборы по сути дела являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, а также определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той или иной партии, программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

Таким образом, выборы - это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие.

Группы давления

Различного типа организации, которые, в отличие от политических партий, стремятся не к непосредственному управлению страной, а к влиянию (давлению) на органы власти для достижения своих конкретных целей

Лоббизм

Лобби́зм — практика отстаивания интересов в парламенте неправительственными объединениями и финансово-промышленными группами. Иногда ассоциируется с коррупцией во власти или служит её эвфемизмом. Депутаты представляющие интересы этих группировок называются лоббистами, а их группы лобби. Они участвуют в продвижении нужных законопроектов. Специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.

В более широком понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти. Под лоббизмом подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанное с подкупом госдеятелей. При этом речь, как правило, идет о защите интересов не какой-то отдельной компании, а целой отрасли. И легализация этой деятельности позволяет сделать прозрачными взаимоотношения власти и бизнеса, чтобы избиратели видели, чьи интересы отстаивает тот или иной политик.

Лобби́зм(англ. lobbyism, от lobby — кулуары) — давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует во всех демократических странах. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах.

Сущность идеологий

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов.

28. Либерали́зм

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством закона, частной собственностью[1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан[2].

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

29. Консервати́зм

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия радикальных реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, поддержка традиционных союзников, разумный протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается естественное, эволюционное развитие общества, сохранение его традиций, институтов, верований и даже "предрассудков". Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма - неприятие революционных изменений.

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлеты Эдмунда Бёрка). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства.

Следует отличать от ретроградства, как от стремления вспять и враждебности к нововведениям и от традиционализма.Современный консерватизм (неоконсерватизм) часто оказывается даже более гибким и подвижным чем другие политические течения. Реформы Рейгана в США, реформы Тетчер в Великобритании.

Определения консерватизма

Консерватизм — направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ… (Брокгауз и Ефрон)

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conservo - охраняю, сохраняю), приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в… (БСЭ)

Социалистические идеологии

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин

"социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы

XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру

Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI

веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода

первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном

строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию,

поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную

собственность, стали называть утопическим социализмом. Его

основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор

книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший

"Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает

условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и

социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и

для личности и для общества.

На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу

идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный

богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку

социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-

Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн

(1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой

Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды

теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между

собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть

условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы

покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований

должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех

счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы

трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма -

коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более

последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства

посредством установления общественной собственности на средства

производства, а иногда и на предметы потребления.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы

организации будущего справедливого общества: от каждого по его

способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и

гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и

деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного

развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты

считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто.

Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть

счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута

эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную

поэзию.

Представители утопического социализма и коммунизма по-разному

относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что

главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие,

например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.044 с.)