Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационные формы регионального управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По мере стабилизации социально-экономической ситуации в стране, углубления рыночных преобразований, в системе социокультурного управления стали неизбежно закрепляться новые реалии - наличие множественности субъектов культурной политики и управления, новые формы, подходы, новые организационные пространства партнерского, конструктивного взаимодействия всех субъектов социокультурного процесса. Современное управление социокультурного развития региона имеет приоритеты: - учет специфики исторического развития области (края, республики, округа); - опора на традиции, национальные и конфессиональные черты народа, проживающего на территории; - развитость социокультурной инфраструктуры, активности и творческого потенциала населения; - наличие профессиональных кадров, способных развивать социокультурный потенциал региона, спрос и удовлетворение культурных потребностей, информированности и образования. Предметная конкретизация приоритетов в управлении социокультурной деятельностью, которая могла бы очерчивать контуры вполне определенной оптимальной модели управления содержанием социокультурных процессов, может проявляться в виде реализации организационно-управленческих шагов социокультурного развития. 1. Принятие в каждом субъекте федерации Закона о социокультурном развитии, в качестве законодательной базы устой-
чивого развития культуры, искусства, социальной сферы региона. 2. Создание при администрации всех уровней общественных советов по культуре, социальному развитию, объединяющих представителей общественных организаций, политических партий и движений, религиозных конфессий, с целью координации и поддержки духовно-нравственной жизни в регионе. 3. Организация выпуска периодического издания "Социокультурное развитие региона" под патронажем администрации и органов управления культурой. 4. Реализация в полном объеме "Основ Законодательства РФ о культуре", в которых закреплена доля расходов на культуру региона не менее 6 % средств местных бюджетов. 5. Создание "Независимого фонда культуры" для поддержки культурных инициатив, творческих и научных талантов, с помощью субсидий населения, предпринимателей, общественных движений и политических партий. 6. Разработка и внедрение инновационных методов управления социокультурной, культурно-досуговой деятельностью адекватно запросам населения, в том числе социально незащищенных слоев. 7. Вовлечение в социокультурную сферу исторического, культурного наследия региона, музейных, архитектурных, художественных, литературных фондов, фольклора. 8. Восстановление объектов храмового зодчества, возрождение народных промыслов, создание природных и культурных заповедников. 9. Создание научно-общественных институтов регулирования научных исследований в области народной культуры, социокультурного развития. 10. Финансирование программ социокультурного развития, образовательных программ подготовки специалистов культуры, приобщения детей и молодежи к народной художественной культуре. В число приобретенных направлений управления социокультурной деятельности, таким образом, входит: - создание механизма эффективной реализации законов в области культуры и искусства;
- закрепление статуса работников культуры, творческих деятелей; - в сфере профессионального образования: расширение специализаций в подготовке кадров, разработка инновационных программ и методов обучения; - реорганизация системы управления социокультурной сферой, взаимоотношений "центра и периферии", развитие федерализма; - выравнивание социокультурного развития территорий, региона, обмен культурной продукцией между территориями, регионом и центром; - государственная поддержка культурной самобытности регионов, широкого доступа всех социальных групп к культурным ценностям; - установление налоговых льгот социокультурным учреждениям, материальная поддержка культуры средствами предпринимательской деятельности, бюджетных и внебюджетных источников, фондов и ассоциаций, меценатов, спонсоров, юридических лиц. Вопросы для самопроверки 1. В чем заключаются приоритеты региональных органов управления? 2. Дайте характеристику новой ситуации в социокультурной деятельности регионов. 3. Каков характер управленческих взаимоотношений федеральных и региональных органов управления? 4. Прогрессивные направления в управлении региональным социокультурным комплексом.
§ 2. Принципы формирования инновационных моделей управления социокультурной деятельностью
Некогда непререкаемый авторитет отделов и департаментов Министерства культуры, областных комитетов по культуре для районных органов и учреждений культуры сегодня значительно иссяк, реальная модель управления уже формируется не по принципу "накачки" руководством своих подчиненных, а на основе делового обсуждения и принятия решений с участием коллег по работе, что способствует повышению авторитета принимаемых решений. Стереотипы административно-командных отношений в системе управления социокультурной деятельностью, которые якобы в рыночных условиях изжиты, продолжают существовать не только на бумаге, в нормативных документах, они живы в реальном общении людей и продолжают воспроизводиться. Этот принцип управления неосознанно бытует на всех уровнях, а не только в отношениях верхних и нижних звеньев управления. Однако принципы, заложенные в основу организации^ функционирования социокультурной сферы в форме модели "центр-периферия", новой либерально-рыночной государственностью подорваны, они не отвечают реальным интересам людей.
Новый статус органов и учреждений
Социокультурная деятельность в своем развитии вступила в этап смены основных парадигм, принципов деятельности и управления, в этап расширения горизонта организационных и финансовых отношении органов управления и учреждений культуры с населением, организациями, учреждениями и предприятиями на местах. Отделы культуры, учреждения культуры все решительнее обретают новый статус, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей.
Органы и учреждения культуры все дальше отходят в своей деятельности от узкоотраслевых принципов и рамок. Динамичность общественного развития, социальных и культурных процессов ставит социокультурные институты в ситуацию быстрого реагирования на ситуации, в которых возникает потребность формирования временных коллективов, необходимых для выполнения тех или иных социокультурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социокультурные технологии. Но, определяя приоритеты в развитии социокультурной сферы, а особенно модель системы управления, следует внимательно отнестись к накопленному опыту разработки и реализации организационно-управленческих технологий. При формировании современной модели управления следует учитывать как минимум три важнейших фактора: - реорганизация системы управления социокультурной деятельностью и разработка инновационной модели управления будет эффективной при условии соответствия их глубины социально-экономическим реформам и рыночным отношениям, правовой и финансовой самостоятельности всех субъектов деятельности, демократическим свободам, творческой независимости личности; - соответствие модели управления реальным условиям и сложившейся ситуации в социокультурной сфере (социокультурное своеобразие региона, уровень развитости культурного потенциала населения, уровень готовности субъектов культуры реализации новаций, ресурсный потенциал, кадровая обеспеченность и т.д.); - осознание работниками социокультурной сферы всех уровней объективного сформировавшейся парадигмы - модель управления социокультурной деятельностью разрабатывается не верхними звеньями управления, а нижними с участием тех субъектов, чьи интересы затрагивают управленческие преобразования. Важнейшим звеном инновационной (оптимальной) модели управления являются субъекты культурной деятельности. В отличие от участников культурной деятельности субъекты культурной деятельности - физические лица и организации, которые обладают собственными, а не предписанными сверху
целями деятельности, которые самостоятельно определяют средства и методы, регламентируют условия по ее достижению и тем самым влияют на позитивное изменение социокультурной ситуации. Субъект деятельности как субъект управления
Субъектами социокультурной деятельности выступают лица, проживающие в регионе, способные своей инициативой и самостоятельностью объединить вокруг себя людей и направить их усилия на решение конкретных программ сохранения исторической и культурной среды, памятников истории и культуры, работы с детьми и подростками в жилом секторе, экологии культуры и других акций и проектов социально-культурного значения. Наиболее продвинутая часть субъектов культурной деятельности способна выступать в более сложном статусе - как субъекты культурной политики. Если субъект культурной деятельности ставит перед собой цель реализации своей собственной деятельности в индивидуальной или коллективной форме, то предметом интереса субъекта культурной политики является деятельность других субъектов социокультурной сферы и взаимодействие с ними, а также решение крупных задач в развитии культуры и инициирование законодательных инициатив в области государственной культурной политики. Таким образом, управление социокультурной сферой представляет собой деятельность одних людей по управлению деятельностью других людей, о чем говорилось в предыдущих параграфах. Такая модель управления в социокультурной сфере характеризует принципиально новое качество управления, которое свойственно только данной сфере. Социокультурная сфера в регионах сегодня нуждается в создании надежной базы для реализации механизмов саморазвития и утверждения такой управленческой модели, которая обеспечивала бы существенные изменения соотношения государственной и местной (как муниципальной, так и негосударственной) инициативы при решении актуальных региональных проблем. Изменения такого рода говорят о существенном расширении состава активных и самостоятельных субъектов культурной деятельности и культурной политики, к которым можно отнести
руководителей творческих союзов и ассоциаций, общественных фондов и самодеятельных объединений, религиозные и национально-культурные общества, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере культуры. Широкий круг субъектов культурной деятельности и субъектов культурной политики позволяет максимально расширить возможности социокультурного самоопределения личности, гибка учитывать культурные запросы и предпочтения населения, проектировать такие виды и формы деятельности, в которых смогут активно проявлять себя сами субъекты. Важнейшим принципом управленческой модели является реалистичность выдвигаемых целей. Само существование и развитие управленческой модели, ее характер и эффективность взаимосвязаны с числом субъектов, их инициативностью, их готовностью к активной деятельности. Дефицит или отсутствие таких субъектов ставит под вопрос реальность и целесообразность создания новых структур деятельности и управления. Определение их статуса и функций должно соответствовать реально программируемым видам и формам социокультурной деятельности, организаторскому и творческому потенциалу их инициаторов и исполнителей, характеру межсубъектных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.008 с.) |