Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамичность социокультурной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социально-культурная деятельность представляется межличностной (межиндивидуальной) реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, личных отношений. Иными словами, она является своеобразной социокультурной тканью, соединяющей людей друг с другом. Она может расширяться и сжиматься, так как индивиды встраиваются в нее или выходят из нее. Она усиливает или ослабляет качество взаимосвязей, например, - от знакомства и привязанности к совместной социокультурной деятельности. Она концентрируется и расслаивается, сближается и отдаляется, создавая или разрушая временные и постоянные коллек-
тивы. Их существование в качестве реальных объектов является иллюзорным, так как реально видны постоянные процессы группировки и перегруппировки, организации и реорганизации, процессы "структурирования" и формирования, а не стабильные группы, стабильные организации, формы, жесткие модели и структуры. В социокультурных системах протекают динамичные процессы во всех формах взаимодействия людей, и на них с разной интенсивностью и силой воздействуют как социальные регуляторы и нормативные установки, так и альтернативные потенции свободы. Известный русский культуролог Э.А. Орлова, например, считает, что категория регулятивных и референтных (референтными эти образования целесообразно назвать потому, что люди обращаются к ним как к критериям выбора и оценки своих действий и поведения, т.е. соотносятся с ними в социально значимых ситуациях) образований, в первую очередь, включает в себя ряд основных понятий - образцы деятельности, взаимодействия, поведения, культурные ценности, социокультурные нормы. Так, образцы конкретизируются через привычки, стереотипы, ритуа-лизированое поведение, ценности - предпочтение, убеждение, идеалы и т.п.; нормы - через нравы, обычаи, правила и т.д. Обратим внимание на глубокий смысл слов митрополита Питирима, который, определяя понятие "культура", подчеркивает ее земное происхождение, говоря, что культура - это, прежде всего, возделывание, поэтому сама по себе культура - это развитие из тех, естественно, лучших основ, которые заложены в самой идее бытия. "Мы верим, что почва, не испытывающая культивации, зарастает сорняками. И люди, которые не подвергаются культурному образованию, могут остаться в состоянии дикости или даже приобрести какие-то антикачества. Следовательно, понятие "культура" есть творчество в области совершенства". Учреждения культуры, таким образом, следует рассматривать не как совокупность объектов культуры и не совокупность проводимых мероприятий. Учреждения культуры служат людям. Культура создается и воспроизводится людьми. Сохраняют и уничтожают культуру тоже люди. Следовательно, носитель культуры - это не только музей, и не какой-либо совершенный памятник изобразительного искус -
ства, партитура, записанная определенными знаками, древними или новыми. Именно люди являются носителями культуры, и люди должны быть главным объектом внимания социокультурных систем. Из сказанного следует, что социокультурная система представляет собой своеобразное социокультурное пространство, с высоконасыщенной инфраструктурой социальных, культурных объектов и социокультурных отношений, где накапливаются, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нормы, формы общения, художественно- образные модели действительности. Это - место реализации интересов, ожиданий, потребностей социальных групп и отдельной личности. Социокультурный процесс следует рассматривать как способ включения личности в культурную жизнь общества - в систему его культурных отношений, духовно-нравственных ценностей, бытовых, семейных, производственных отношений, политического устройства. Уровень развитости социально-культурных процессов измеряется, прежде всего, степенью вовлечения человека в культурную деятельность, превращения его в субъект культурно-исторического процесса и творчества. Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения человека, интенсивность его творческой деятельности.
Событийность в социокультурном процессе
Изначальной частицей социокультурной системы становится событие, которое может быть представлено как любое моментальное состояние социокультурной деятельности (или ее сегмента). Социокультурные взаимоотношения, как отмечалось, связывают человеческие личности и их взаимоотношения, поэтому они обладают свойством "неотступности". Социокультурная система окружает человека, воздействуя на его сознание и психику своей многолюдностью или уединением, интеллектуальной сосредоточенностью или динамизмом происходящего вокруг. Социокультурная система обостряет в человеке ощущение его коллективной сущности, сопринадлежности общему, соучастия в событиях, культуре. Именно в социокультурной системе
сосредотачиваются институты руководства и управления, в ней происходят важные события, создается основной фонд произведений культуры и искусства. Знание, ощущение всего этого с детства усваивается человеком: обычаи, символы, учреждения и организации образуют культурную почву, на которой он вырастает, поддерживается его жизненная энергия. Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения личности, интенсивность ее творческой деятельности. Сосредоточение высших, наиболее творческих форм деятельности в социокультурной системе неизбежно стимулирует потребность в приобщении к этим высшим формам и результатам деятельности. В обществе, воплощающем в себе единство материальной и духовной культуры, все большую роль играет фактор социокультурной системы, степень ее насыщенности социальными, культурными и другими функциями, а также изменениями отношений личностей к социокультурной системе в целом, к динамике и содержанию ее структурных элементов. Более углубленное изучение этих связей приводит к пониманию того, что в действительности они связывают: духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения индивидов, которые помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми. Реальная культурная жизнь может быть творческой, разнообразной и насыщенной или малопродуктивной, интересы могут соответствовать или находиться в противоречии с характером и содержанием деятельности учреждений культуры. Отсюда напрашивается вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объединение культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий. Совокупность этих связей составляет оптимальное измерение культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей, идеалов образуют нормативное измерение понятия социокультурной среды.
В социально-культурной системе на каждом указанном уровне происходят непрерывные изменения, в результате чего можно рельефно выделить: изменения и пересмотр культурных ценностей; появление и разрушение культурных ориентиров; пересмотр норм, ценностей, образцов культуры; выработку, дифференциацию и переформирование путей социокультурного взаимодействия; возникновение и разрушение организационных, групповых социокультурных связей; возникновение или исчезновение творческих и культурно-нормативных групп, организаций, сфер общения. Происходящие в социокультурной жизни сложные процессы на всех уровнях протекают не независимо друг от друга, а, наоборот, находятся в многочисленных и многомерных взаимосвязях, что указывает на наличие в этом процессе определенной системности. Нетрудно заметить, что в социокультурной среде протекают социальные процессы в определенной последовательности событий; идет социокультурное развитие; идет прогресс, представляющий собой определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения. На наличие в социокультурной среде системы протекающих процессов указывает протяженность и непрерывность изменений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды - и практически совпадающие во времени и отдаленные - будут качественно различны. Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.
Содержательные смысл социокультурных преобразований
На этом основании можно сделать вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объединение культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий. Совокупность этих связей составляет оптимальное измерение культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей,
идеалов образуют нормативное измерение понятия социокультурной деятельности. Следовательно, социокультурную систему можно считать своеобразным механизмом социально-культурных процессов общества, носителем его социальной памяти. Побудителями этого феномена являются особенности технологических отношений в сфере производства, характере научных знаний, своеобразии культуры и возможности ее широкой трансляции. Осуществляемые в настоящее время изменения в социокультурной системе общества имеют полиативный характер и сводятся преимущественно к структурным преобразованиям. Между тем, несомненно, необходима коренная переориентация принципов и механизмов ее развития. Принципиально новые подходы в деятельности социокультурной системы могут обеспечивать: - разработку и внедрение в практику реальных экономических механизмов перехода от остаточной к приоритетной схеме хозяйственного обеспечения развития культуры; - организацию системы правового обеспечения самостоятельного развития культурного процесса, его плюрализма с гарантией от монопольного влияния со стороны ведомств; - переход от запрещающей модели управления к стимулирующей; - переход от нормативных методов управления к методам регулирования самоорганизующихся культуротворческих процессов; - переход к регулируемому рынку культуры, охраняемому от монополизации, как законодательными средствами, так и через экономическое стимулирование многообразия культурной продукции. Решение этого комплекса задач во многом зависит от того, насколько каждый человек реально будет иметь представление об истинном состоянии культуры, ибо лишь это даст возможность изменить отношение к ее состоянию. Важнейшее значение в решении данной проблемы имеет культурная политика государства, особенно ее ценностные ориентиры. В этой связи важна активная и обширная поисковая деятельность, которая должна:
- разработать реальную, без мифов и догм концепцию и инструментарий культуры в современном городе и обществе в целом; - определить роль и место отечественной культуры в мировой культуре и современном мире; - разработать теоретическую модель участия государства, творческих союзов, общественных организаций, системы образования, личности работника культуры и личностей в развитии отечественной культуры; - выявить сдерживающие механизмы в сфере культуры, разработать концепцию их преодоления; - предложить научно обоснованную организационную структуру, обеспечивающую прогрессивные преобразования в сфере культуры Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику основных признаков социокультурных институтов. 2. В чем заключается динамичность социокультурных процессов? 3. Каковы основные направления развития социокультурной системы? 4. Человек как носитель культуры и объект социокультурной деятельности. 5. В чем заключаются новые подходы в модернизации социокультурной деятельности? 6. Назовите культурные компоненты социокультурной системы. 7. "Событийность " как основа развития потенциала социокультурной системы.
Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
Вопросы, связанные с социальными системами, социальной деятельностью, социальными отношениями и в целом с социальной жизнью человека и общества, глубоко и всесторонне представлены в научной и учебной литературе. Например, социальная деятельность отражает виды и характер функционирования человека и социальных групп в обществе, она не является непосредственной производительной деятельностью, но представляет собой процесс социально-преобразующих действий людей, совершенствования общественных отношений. Возьмем другой пример - социализация. На первый взгляд, в этом понятии отсутствуют культурные смыслы, это также общественный процесс, но суть его заключается в усвоении и дальнейшем развитии человеком социального и культурного опыта, который воплощен в трудовых навыках, знаниях, нормах, ценностях, традициях, передаваемых от поколения к поколению. С одной стороны, социализация представляет собой процесс включения человека в систему общественных отношений, что является предметом социальной сферы, с другой стороны, включение человека в систему общественных отношений предполагает формирование у него норм и ценностей, которые определяют его культурный статус, уровень его общественного сознания, социальную активность, потребность в творчестве и развитии своих способностей.
Следовательно, категория "социализация" определяется дихотомией "социальное - культурное", другими словами, включение человека в систему общественных (социальных) отношений и представляет собой не только социальный, но социально-культурный процесс, протекающий в семье, школе, специальных учебных заведениях, трудовых коллективах, общественных организациях, учреждениях культуры, досуга, в кругу друзей, знакомых и т.д. Взаимодействие указанных социокультурных институтов формирует социокультурную реальность, в которой протекают культурные процессы с непосредственным участием учреждений культуры, общественных организаций культуры, художественно-творческих коллективов и групп, неформальных объединений, что позволяет сделать вывод о наличии в культурной жизни многообразных форм и видов культуротворческих процессов. Они протекают благодаря внутренним потенциям самого общества и с помощью разветвленной сети катализаторов, в виде разнообразных социокультурных субъектов. Совокупность указанных фактов говорит о наличии разветвленной сети компонентов, воздействующих на личность в плане ее культурного развития и социализации в обществе и о наличии в социальной оболочке общества определенной социокультурной системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.012 с.) |