Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамичность социокультурной деятельности

Поиск

 

Социально-культурная деятельность представляется межличностной (межин­дивидуальной) реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, личных отноше­ний.

Иными словами, она является своеобразной социокультур­ной тканью, соединяющей людей друг с другом. Она может расширяться и сжиматься, так как индивиды встраиваются в нее или выходят из нее. Она усиливает или ослабляет качество взаимосвязей, например, - от знакомства и привязанности к со­вместной социокультурной деятельности.

Она концентрируется и расслаивается, сближается и отда­ляется, создавая или разрушая временные и постоянные коллек-

 

тивы. Их существование в качестве реальных объектов является иллюзорным, так как реально видны постоянные процессы группировки и перегруппировки, организации и реорганизации, процессы "структурирования" и формирования, а не стабильные группы, стабильные организации, формы, жесткие модели и структуры.

В социокультурных системах протекают динамичные про­цессы во всех формах взаимодействия людей, и на них с разной интенсивностью и силой воздействуют как социальные регуля­торы и нормативные установки, так и альтернативные потенции свободы.

Известный русский культуролог Э.А. Орлова, например, считает, что категория регулятивных и референтных (референт­ными эти образования целесообразно назвать потому, что люди обращаются к ним как к критериям выбора и оценки своих дей­ствий и поведения, т.е. соотносятся с ними в социально значи­мых ситуациях) образований, в первую очередь, включает в себя ряд основных понятий - образцы деятельности, взаимодействия, поведения, культурные ценности, социокультурные нормы. Так, образцы конкретизируются через привычки, стереотипы, ритуа-лизированое поведение, ценности - предпочтение, убеждение, идеалы и т.п.; нормы - через нравы, обычаи, правила и т.д.

Обратим внимание на глубокий смысл слов митрополита Питирима, который, определяя понятие "культура", подчеркива­ет ее земное происхождение, говоря, что культура - это, прежде всего, возделывание, поэтому сама по себе культура - это разви­тие из тех, естественно, лучших основ, которые заложены в са­мой идее бытия. "Мы верим, что почва, не испытывающая куль­тивации, зарастает сорняками. И люди, которые не подвергают­ся культурному образованию, могут остаться в состоянии дико­сти или даже приобрести какие-то антикачества. Следовательно, понятие "культура" есть творчество в области совершенства".

Учреждения культуры, таким образом, следует рассматри­вать не как совокупность объектов культуры и не совокупность проводимых мероприятий. Учреждения культуры служат лю­дям. Культура создается и воспроизводится людьми. Сохраняют и уничтожают культуру тоже люди.

Следовательно, носитель культуры - это не только музей, и не какой-либо совершенный памятник изобразительного искус -

 

ства, партитура, записанная определенными знаками, древними или новыми. Именно люди являются носителями культуры, и люди должны быть главным объектом внимания социокультур­ных систем.

Из сказанного следует, что социокультурная система пред­ставляет собой своеобразное социокультурное пространство, с высоконасыщенной инфраструктурой социальных, культурных объектов и социокультурных отношений, где накапливаются, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нормы, формы общения, художественно- образные модели действи­тельности. Это - место реализации интересов, ожиданий, по­требностей социальных групп и отдельной личности.

Социокультурный процесс следует рассматривать как спо­соб включения личности в культурную жизнь общества - в сис­тему его культурных отношений, духовно-нравственных ценно­стей, бытовых, семейных, производственных отношений, поли­тического устройства.

Уровень развитости социально-культурных процессов из­меряется, прежде всего, степенью вовлечения человека в куль­турную деятельность, превращения его в субъект культурно-исторического процесса и творчества.

Социокультурная система, следовательно, стимулирует са­мостоятельность мышления и поведения человека, интенсив­ность его творческой деятельности.

 

Событийность в социокультурном процессе

 

Изначальной частицей социокультур­ной системы становится событие, которое может быть представлено как любое мо­ментальное состояние социокультурной деятельности (или ее сегмента). Социо­культурные взаимоотношения, как отмечалось, связывают чело­веческие личности и их взаимоотношения, поэтому они облада­ют свойством "неотступности".

Социокультурная система окружает человека, воздействуя на его сознание и психику своей многолюдностью или уедине­нием, интеллектуальной сосредоточенностью или динамизмом происходящего вокруг.

Социокультурная система обостряет в человеке ощущение его коллективной сущности, сопринадлежности общему, соуча­стия в событиях, культуре. Именно в социокультурной системе

 

сосредотачиваются институты руководства и управления, в ней происходят важные события, создается основной фонд произве­дений культуры и искусства.

Знание, ощущение всего этого с детства усваивается чело­веком: обычаи, символы, учреждения и организации образуют культурную почву, на которой он вырастает, поддерживается его жизненная энергия.

Социокультурная система, следовательно, стимулирует са­мостоятельность мышления и поведения личности, интенсив­ность ее творческой деятельности. Сосредоточение высших, наиболее творческих форм деятельности в социокультурной системе неизбежно стимулирует потребность в приобщении к этим высшим формам и результатам деятельности.

В обществе, воплощающем в себе единство материальной и духовной культуры, все большую роль играет фактор социо­культурной системы, степень ее насыщенности социальными, культурными и другими функциями, а также изменениями от­ношений личностей к социокультурной системе в целом, к ди­намике и содержанию ее структурных элементов.

Более углубленное изучение этих связей приводит к пони­манию того, что в действительности они связывают: духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения индивидов, которые помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

Реальная культурная жизнь может быть творческой, разно­образной и насыщенной или малопродуктивной, интересы могут соответствовать или находиться в противоречии с характером и содержанием деятельности учреждений культуры.

Отсюда напрашивается вывод, что существуют определен­ные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объедине­ние культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребно­стей, правил общения, идей и действий.

Совокупность этих связей составляет оптимальное измере­ние культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей, идеалов образуют нормативное измерение понятия социокуль­турной среды.

 

В социально-культурной системе на каждом указанном уровне происходят непрерывные изменения, в результате чего можно рельефно выделить: изменения и пересмотр культурных ценностей; появление и разрушение культурных ориентиров; пересмотр норм, ценностей, образцов культуры; выработку, дифференциацию и переформирование путей социокультурного взаимодействия; возникновение и разрушение организацион­ных, групповых социокультурных связей; возникновение или исчезновение творческих и культурно-нормативных групп, ор­ганизаций, сфер общения.

Происходящие в социокультурной жизни сложные процес­сы на всех уровнях протекают не независимо друг от друга, а, наоборот, находятся в многочисленных и многомерных взаимо­связях, что указывает на наличие в этом процессе определенной системности.

Нетрудно заметить, что в социокультурной среде протека­ют социальные процессы в определенной последовательности событий; идет социокультурное развитие; идет прогресс, пред­ставляющий собой определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

На наличие в социокультурной среде системы протекаю­щих процессов указывает протяженность и непрерывность из­менений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды - и практически совпадающие во вре­мени и отдаленные - будут качественно различны.

Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

 

Содержательные смысл социокультурных преобразований

 

На этом основании можно сделать вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппи­ровать следующим образом: объедине­ние культурных интересов на основе

культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий.

Совокупность этих связей составляет оптимальное измере­ние культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей,

 

идеалов образуют нормативное измерение понятия социокуль­турной деятельности.

Следовательно, социокультурную систему можно считать своеобразным механизмом социально-культурных процессов общества, носителем его социальной памяти.

Побудителями этого феномена являются особенности тех­нологических отношений в сфере производства, характере на­учных знаний, своеобразии культуры и возможности ее широ­кой трансляции.

Осуществляемые в настоящее время изменения в социо­культурной системе общества имеют полиативный характер и сводятся преимущественно к структурным преобразованиям. Между тем, несомненно, необходима коренная переориентация принципов и механизмов ее развития. Принципиально новые подходы в деятельности социокультурной системы могут обес­печивать:

- разработку и внедрение в практику реальных экономиче­ских механизмов перехода от остаточной к приоритетной схеме хозяйственного обеспечения развития культуры;

- организацию системы правового обеспечения самостоя­тельного развития культурного процесса, его плюрализма с га­рантией от монопольного влияния со стороны ведомств;

- переход от запрещающей модели управления к стимулирующей;

- переход от нормативных методов управления к методам регулирования самоорганизующихся культуротворческих про­цессов;

- переход к регулируемому рынку культуры, охраняемому от монополизации, как законодательными средствами, так и че­рез экономическое стимулирование многообразия культурной продукции.

Решение этого комплекса задач во многом зависит от того, насколько каждый человек реально будет иметь представление об истинном состоянии культуры, ибо лишь это даст возмож­ность изменить отношение к ее состоянию.

Важнейшее значение в решении данной проблемы имеет культурная политика государства, особенно ее ценностные ори­ентиры. В этой связи важна активная и обширная поисковая деятельность, которая должна:

 

- разработать реальную, без мифов и догм концепцию и ин­струментарий культуры в современном городе и обществе в це­лом;

- определить роль и место отечественной культуры в миро­вой культуре и современном мире;

- разработать теоретическую модель участия государства, творческих союзов, общественных организаций, системы обра­зования, личности работника культуры и личностей в развитии отечественной культуры;

- выявить сдерживающие механизмы в сфере культуры, разработать концепцию их преодоления;

- предложить научно обоснованную организационную структуру, обеспечивающую прогрессивные преобразования в сфере культуры

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных признаков социокуль­турных институтов.

2. В чем заключается динамичность социокультурных процессов?

3. Каковы основные направления развития социокультур­ной системы?

4. Человек как носитель культуры и объект социокультур­ной деятельности.

5. В чем заключаются новые подходы в модернизации со­циокультурной деятельности?

6. Назовите культурные компоненты социокультурной системы.

7. "Событийность " как основа развития потенциала со­циокультурной системы.

 

Глава II. Социально-культурная деятельность и управление

 

Вопросы, связанные с социальными систе­мами, социальной деятельностью, социальными отношениями и в целом с социальной жизнью человека и общества, глубоко и всесторонне представлены в научной и учебной литературе. Например, социальная деятельность отражает виды и характер функционирования человека и социальных групп в обществе, она не является непосредственной производительной деятельно­стью, но представляет собой процесс социально-преобразующих действий людей, совершенство­вания общественных отношений.

Возьмем другой пример - социализация. На первый взгляд, в этом понятии отсутствуют культурные смыслы, это также общественный процесс, но суть его заключается в усвоении и дальнейшем развитии человеком социального и культурного опыта, который воплощен в трудо­вых навыках, знаниях, нормах, ценностях, тради­циях, передаваемых от поколения к поколению.

С одной стороны, социализация представля­ет собой процесс включения человека в систему общественных отношений, что является предме­том социальной сферы, с другой стороны, вклю­чение человека в систему общественных отно­шений предполагает формирование у него норм и ценностей, которые определяют его культурный статус, уровень его общественного сознания, со­циальную активность, потребность в творчестве и развитии своих способностей.

 

Следовательно, категория "социализация" определяется дихотомией "социальное - культур­ное", другими словами, включение человека в систему общественных (социальных) отношений и представляет собой не только социальный, но социально-культурный процесс, протекающий в семье, школе, специальных учебных заведениях, трудовых коллективах, общественных организа­циях, учреждениях культуры, досуга, в кругу друзей, знакомых и т.д.

Взаимодействие указанных социокультур­ных институтов формирует социокультурную ре­альность, в которой протекают культурные про­цессы с непосредственным участием учреждений культуры, общественных организаций культуры, художественно-творческих коллективов и групп, неформальных объединений, что позволяет сде­лать вывод о наличии в культурной жизни мно­гообразных форм и видов культуротворческих процессов. Они протекают благодаря внутренним потенциям самого общества и с помощью раз­ветвленной сети катализаторов, в виде разнооб­разных социокультурных субъектов.

Совокупность указанных фактов говорит о наличии разветвленной сети компонентов, воз­действующих на личность в плане ее культурно­го развития и социализации в обществе и о нали­чии в социальной оболочке общества определен­ной социокультурной системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.012 с.)