Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательная система школы: понятия, признаки деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воспитание -творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и родителей по созданию оптимальных условий, процесса организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие индивидуальности личности и ее самореализации. Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно- воспитательный процесс в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач: 1. повышение воспитательного потенциала обучения; 2. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них; 3. воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений. Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме. Наиболее эффективной формой мы считаем личностно - ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели: - ориентация педагогов на позиции интересов учащихся; - совместная деятельность учителей и учащихся; - возможность выбора дел, групп, ролей; - подчеркивание вклада каждого, - признания ценности мнений и позиций всех ребят При этом четко моделируется позиция педагога, которая обязательно должна учитывать: . Искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков. 2. Установка на себя меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимости своей личности как средства педагогической работы. 3. Стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самореализации ее участников. В школе сложились традиционные коллективные творческие дела, в которых принимают участие все учащиеся школы, учителя и много родителей. Характерными признаками воспитательной системы является дух свободы и ответственности, творчества, уважения каждого ребенка, ритма его развития, обращенность к существу человека, В школе делается попытка выработать совместные формы жизнедеятельности педагогов, учащихся и родителей. Разнообразнее реализовать себя каждому - есть главная цель при организации различных форм школьной жизни. Отсюда наиболее общим, охватывающим все сферы школьной жизни, является пространство права. По своей сути право и есть то необходимое условие, при котором человек только и может осуществлять себя как свободную суверенную личность. V. VI. В школе развивается ученическое самоуправление (Президентский Совет, клуб Лидер, школа актива). В их задачу входит: VII. • защита прав учащегося; VIII. • забота о школе и окружающих людях; IX. • организация досуга; X. • организация жизнедеятельности в школе на основе прав и обязанностей, творчества и самореализации. XI. XII. Социальные проблемы, характерные для нашей школы XIII. XIV. В школе как в социальном институте проявляются основные функции социальной организации детей: XV. - закрепление общественных отношений в данной социальной среде; XVI. - регулирование отношений между разновозрастными и одновозрастными группами учащихся; XVII. - обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения; XVIII. - обеспечение устойчивости формирующихся между детьми социальных отношений XIX. Эти функции обуславливают в первую очередь развитие воспитательной системы в школе, как едином социокультурном пространстве развития личности, её самоопределения и самореализации. XX. XXI. Социальные функции XXII. XXIII. - мировоззренческая функция будет способствовать формированию человека с осознанным пониманием цели и смысла своей жизни, уровнем духовно-нравственного развития; XXIV. - познавательная функция обеспечит усвоение норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести, достоинстве; XXV. - компенсирующая функция отразит направленность воспитания на нейтрализацию тех факторов, условий, воздействий, которые отрицательно влияют на процесс формирования личности; XXVI. - корректирующая функция обеспечит упреждающую, психолого-профилактическую ориентацию воспитания; XXVII. - практическая функция будет способствовать активному приложению сил, способностей личности к решению практических задач в духовной, социальной, экономической сферах жизни общества; XXVIII. - функция социального контроля будет направлена на создание механизмов внутреннего самоконтроля, саморегуляции и самореализации личности. XXIX. XXX. Принципы педагогического воздействия XXXI. XXXII. Принцип результативности; предполагает достижение предварительно намеченного результата. XXXIII. Принцип эффективности; требует такого педагогического воздействия, чтобы результат достигался с наименьшими усилиями и в кратчайшее время. XXXIV. Принцип личностной ориентированности; в качестве конечного эффекта педагогического воздействия выступает личность учащегося, а педагогическое воздействие отражает конкретную позицию личности педагога. XXXV. Принцип субъективизации; педагогическое воздействие инициирует гуманистически ценные формы активности школьника. XXXVI. Принцип индивидуализации; педагогическое воздействие строится с учетом индивидуально - типологических особенностей учащегося как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. XXXVII. Принцип гармоничности; единое педагогическое воздействие осуществляется, как составная определенной системы педагогических воздействий для достижения общего эффекта. XXXVIII. Принцип рефлексивности; педагог рассматривает себя, свои знания, ценностные ориентации, способности как важнейший фактор эффективности педагогического воздействия. XXXIX. XL. Целевое назначение XLI. XLII. Программа воспитательной системы регламентирует жизнедеятельность школьного организма на основе преемственности обучения и воспитания, основного и дополнительного образования школьного и семейного воспитания. XLIII. XLIV. Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем XLV. XLVI. Задачи: 1. Формирование человека с осознанным пониманием цели и смысла своей жизни, уровнем духовно-нравственного развития. XLVII. 2. Усвоение функционирования в обществе норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести и достоинстве. XLVIII. 3. Нейтрализация тех факторов, условий, воздействий, которые отрицательно влияют на процесс формирования личности. XLIX. 4. Формирование социальных качеств личности и её поведения, в побуждении личности к просоциальному поведению, направленному на создание механизмов внутреннего контроля, самореализации и самоопределения личности. L. 5. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала личности, реализация склонностей и способностей каждой личности в разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности. LI. 6. Воспитание ценностного отношения к труду, развитие потребности в творчестве, личностно и социально значимой целеустремленности. LII. Основные признаки воспитательной системы школы: LIII. LIV. - наличие тесной взаимосвязи всех составных частей школы, всех ее состояний; LV. LVI. - всякий фрагмент школьной жизни должен быть объяснен с точки зрения ее отношения к целому; LVII. LVIII. - наличие системообразующих факторов (цели – деятельность – отношения – идеология); LIX. LX. - сохранение, развитие и преумножение школьных традиций, как основы воспитательной системы. LXI. LXII. Введение в практику работы школ направления воспитательной экспериментальной или инновационной деятельности активизирует жизнь на всех уровнях. Внедрение нового в воспитательную деятельность школы, позволяет включить большой процент школьников, как в воспитательный, так и образовательный процесс в целом. Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Воспитательная система складывается из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания округа и города, экскурсионной и творческой деятельности, на основе школьных традиций. Система воспитательной работы формируется по направлениям: в рамках, которых происходит формирование всех видов социокультурного опыта подростков: LXIII. LXIV. 1. Формирование этической культуры личности, навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей личности. LXV. LXVI. 2. Гражданское, патриотическое воспитание, формирование культуры межнационального общения. LXVII. LXVIII. 3. Трудовое и экономическое воспитание, формирование готовности к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации на рынке труда. LXIX. LXX. 4. Воспитание экологической культуры. LXXI. LXXII. 5. Эстетическое воспитание. LXXIII. LXXIV. 6. Воспитание организационной культуры. LXXV. LXXVI. 7. Правовое и политическое воспитание. LXXVII. LXXVIII. 8. Воспитание культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности. LXXIX. LXXX. 9. Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. LXXXI. LXXXII. 10. При этом формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, профилактические осмотры и диспансеризации, воспитание гражданина России, ученического самоуправления, системы работы классного руководителя, общешкольных дел (традиций). LXXXIII. LXXXIV. Воспитательная система - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту. Системный подход позволяет педагогу рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса. В процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» коллектива, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов школьного сообщества. Воспитательная система школы позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития. LXXXV. LXXXVI. Формирование воспитательной системы открытого характера велось через участие родителей в процессе воспитания. Главная задача школы – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами. LXXXVII. LXXXVIII. 1. Сформировано методическое объединение классных руководителей. LXXXIX. XC. 2. Сформирована система ученического самоуправления, школьная республика «ШАР», детское объединение «Лошарики». XCI. XCII. 3. Функционирует система дополнительного образования – на бесплатной основе, 10 наименований кружков и секций, созданы учебные программы по элективным курсам. XCIII. XCIV. 4. Сформированы школьные традиции. XCV. XCVI. 5. Установлены внешние связи с организациями культуры, спорта, здравоохранения. XCVII. XCVIII. 6. Налажена работа классных руководителей согласно направлениям минимального объема социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении. XCIX. C. 7. Активизирована работа с родительской общественностью: CI. создан и функционирует управляющий совет, CII. создан и функционирует общешкольный родительский комитет. CIII. CIV. 8. Большое внимание уделяется вопросам воспитания через учебную деятельность. CV. Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции. CVI. CVII. CVIII. CIX. Основные задачи воспитательной деятельности: CX. CXI. Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей. CXII. CXIII. Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. CXIV. CXV. Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. CXVI. CXVII. Развитие общей культура школьников через приобщение национальной культуре, обычаям и традициям. CXVIII. CXIX. Практические задачи: CXX. CXXI. Моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс школы. CXXII. CXXIII. Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей: CXXIV. CXXV. воспитательная работа в процессе обучения; CXXVI. CXXVII. внеурочная деятельность; CXXVIII. CXXIX. внешкольная деятельность CXXX. 22. Этапы становления воспитательной системы школы. CXXXI. Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в несколько этапов. CXXXII. CXXXIII.1 Этап – Этап становления. CXXXIV. CXXXV. Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей. CXXXVI. CXXXVII. Задачи: CXXXVIII. CXXXIX.1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами. CXL. CXLI. 2. Введение инноваций в школьную жизнь. CXLII. CXLIII. 3. Создание модели выпускника. CXLIV. CXLV. 4. Формирование связей с внешней средой. CXLVI. CXLVII. Ожидаемый результат: CXLVIII. CXLIX. Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. CL. CLI. 2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы. CLII. CLIII. Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых. CLIV. CLV. Задачи: CLVI. CLVII. 1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы. CLVIII. CLIX. 2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные. CLX. CLXI. 3. Развивать самоуправление. CLXII. CLXIII. 4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой. CLXIV. CLXV. 5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы. CLXVI. CLXVII. Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы. CLXVIII. CLXIX. 3 Этап – Завершающий.Система окончательно сформирована. CLXX. CLXXI. Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности. CLXXII. CLXXIII. Задачи: CLXXIV. CLXXV. 1. Содружество детей и взрослых. CLXXVI. CLXXVII. 2. Реализация личностного подхода. CLXXVIII. CLXXIX. 3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве. CLXXX. CLXXXI. 4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы. CLXXXII. CLXXXIII. Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций. CLXXXIV. CLXXXV. 4 этап – Этап обновления и перестройки. CLXXXVI. CLXXXVII. Цель: Рост социальных потребностей коллектива. CLXXXVIII. CLXXXIX. Задачи: CXC. CXCI. 1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы. CXCII. CXCIII. 2. Разнообразие содержания. CXCIV. CXCV. 3. Усложнение организационных и управленческих процессов. CXCVI. CXCVII. Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень. CXCVIII. CXCIX. В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
23) Характеристика одной отечественной или зарубежной воспитательной системы (на выбор). В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рассматривая их, необходимо иметь в виду, что любая система, во-первых, не может претендовать на распространение своего опыта на всю сферу образования, во-вторых, она не может быть изолирована от общества в силу своей уникальности, а ее опыт должен подлежать описанию и трансляции в социокультурный контекст исторического развития страны, в-третьих, важно, чтобы она соответствовала правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе. Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа - союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса. В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания - видеть результаты своего труда.
Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. Они опираются на глубокие знания индивидуальных особенностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному. Вальдорфские учителя - это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании - развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса. Классный руководитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия, не давая готовых рецептов, готовых ответов, а вместе с учениками ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. При этом они показывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у самих детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром. Анализ различных зарубежных и российских современных воспитательных систем показывает, что в их основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой. Воспитательная система может быть создана в рамках любой школы как образовательного учреждения, но она не обязательно является атрибутом последнего. Хорошая как образовательное учреждение школа может не иметь сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников. Воспитательные системы - системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство. Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.205 (0.013 с.) |