Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №6. Методы педагогического исследования.

Поиск

Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:

1) сплошные и дискретные наблюдения;

2) открытые и конспиративные;

3) лонгитюдные и ретроспективные.

2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:

1) тесты для выявления успеваемости учащихся;

2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;

3) тесты для выявления уровня интеллекта;

4) тесты для выявления креативности.

3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.

В практике наиболее популярны три вида методов:

1) беседа;

2) интервьюирование;

3) анкетирование.

4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:

1) глобальные;

2) локальные.

Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.

В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:

1) «мысленный»;

2) «стендовый»;

3) констатирующий;

4) созидательно-преобразующий;

5) контрольный.

«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.

 

Понятие о воспитании. Социальная и педагогическая функция воспитания, его сущность, классификация видов воспитания.

Воспитание рассматривается как общественное явление, как деятель, как процесс, как ценность, как система, как воздействие, как взаимодействие и т.д.

Воспитание(в широком соц.смысле)-воздействие общества на человека (социализация)

Воспитание(в широком пед. смысле)-целенаправленное воспитание в системе учебно-воспитательных учреждений.

Воспитание(в узком пед. смысле) –воспитательная работа с целью формирования качеств и убеждений у человека.

Воспитание(в узком смысле)-применение конкретных воспитательных задач.

Точка зрения к характеру воспитания-это целенеправленное воздействие старшего поколения на младшее и их взаимодействие при руковод-й роли.

Воспитание как обьективный соц процесс в ходе историч.развития общества преобретало своё спецефическое значение:православная пед-ка ориентировала человека не на самосовершенствование,самореализацию, а на преодоление греховности путем смирения.

Развитие человека в процессе воспитания происходитне только в детстве, но и в течении всего жизненного цикла.

Соц. Воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно цельного развития и духовно ценностной ориентации человека в процессе его социализации.

Классификация видов воспитания:

1)общая:

а)умственное

б)нравственное

в)трудовое

г)физическое

2)по направлению воспитательной

а)гражданское

б)политическое

в)нравственнее

г)эстетическое

д)трудовое

е)физическое

ж)экологическое и т.д.

3)по институционному признаку

а)семейное воспитание

б)дошкольное

в)школьное

г)внешкольные

д)конфессиональные (религиозные)

е)по месту жительства

ж)в детских объединениях

з)в спец-х образовательных учреждениях

 

8.Цели и содержание современного воспитания.

Современное гуманное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками пед процесса.

Цель воспитания: идеальный образ будущего, который определяет действие воспитателей в настоящем.

Выделяют 2 уровня целей воспитания:

1.социальная или общественная цельная

2.личностная цель(самовоспитание, познание, освоение окружающего мира, самореализация) зависит от особенности личности.

Для любой цели характерна позитив. направитель. Например: гарморичное развитие предполагает сочетание в пед деятельности общечеловеч-х,социальных, национальных и личностных ценностей, гармоничное развитие здорового образа жизни (интеллект+тело+душа)

Постановка целей воспитания ведет к определению задачи воспитания, которые отражаются в содержании воспитательной работы классного руководителя. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств, черт личности, устойчивых привычек, которыми должен обладать ученик.

Определить конкретные элементы содержания воспитания учитель должен самостоятельно с использованием творчества.

 

Гуманистический и авторитарный подходы в современном воспитательном процессе.

 

Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе.

Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.

 

Авторитарный подход.

Это тип воспитания, в рамках которого слово педагога принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между ним и воспитанниками. Чем жестче рамки отношений между воспитателем и воспитанниками, тем меньше самостоятельности, а следовательно, ответственности у воспитанника. Действует формула «Педагог всегда прав, а ученик ни за что не отвечает». В данном типе воспитания доминирует манипулирование действиями воспитанников и чаще всего присутствует насилие над ними, выраженное в различной форме. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализоваться педагогом в режиме собственных ощущений, который можно описать с помощью метафор: «Я – командующий» или «Я – отец».

При позиции «Я – командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил.

При позиции«Я – отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях играет забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.009 с.)