Качественные методы сбора социологических данных, их виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные методы сбора социологических данных, их виды.



Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

анализ документов;

социологическое наблюдение;

опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

социальный эксперимент;

Некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса.Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Виды: Анкета, интервью, тест.

 

Методы анализа и интерпретации социологических данных.

Выбор методов обработки и анализа информации зависит от целей и задач исследования, а также от способов измерения используемых показателей. Как правило, при решении реальных задач не удается обойтись одним каким-либо методом, поэтому их применяют комплексно - последовательно, на разных стадиях решения задачи, или параллельно, на одной и той же стадии, для более глубокого анализа материала.

-статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

- интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом

Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и аналитико-экспериментальные процедуры.

Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д.

Перекрестная группировка - это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Одна из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, динамики процесса.

Эмпирическая типологизация - наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типологизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеали­зированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

Статистический метод в социологии - совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита применительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.

К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экспериментов.

Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей, таксономические процедуры (математико-статистические методы многомерной типологизации социальных объектов, дополняющие корреляционный и факторный анализ).

Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следовательно, расширяет эмпирическую базу социологических исследований и сферу их приложения.

 

В социологии под методами анализа и обработки социологической

информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных

в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью

сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного

анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации. Хотя

невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и

методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры

преобразования данных, которые переплетаются с интерпретацией, а под

вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования

полученной информации.

Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное

образование составляет этап эмпирического социологического исследования, в

ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-

статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи

исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки

информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов

обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе

эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация":

ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами

таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных

распределений признаков, классификация и др.

Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных

первичной обработки, т. е. это методы получения показателей, рассчитываемых

по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер

рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной

обработки можно также отнести методы графического представления данных,

исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

Кроме того, методы анализа и обработки социологической информации можно

разделить на методы статистического анализа информации, в том числе методы

описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков,

средних величин, мер рассеяния), методы статистики вывода (например,

корреляционный, регрессивный, факторный, кластерный, причинный,

логлинейный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также

методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов

(например, анализ временных рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова

и пр.). Методы анализа и обработки социологической информации могут быть

разделены также на универсальные, которые пригодны для анализа большинства

видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных,

представленных в специальном виде информации (например, анализ

социометрических данных или контент-анализ текстов).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида

обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием

средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в

качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких

десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее

анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью

микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером

социологических исследований, в которых часто используется ручная

обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время

являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых

осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа

социологической информации. При этом анализ и обработка социологической

информации на ЭВМ проводятся, как правило, посредством специально

разрабатываемых машинных программ, реализующих методы анализа и обработки

социологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных

наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ анализа

социологической информации. В крупных социологических центрах анализ и

обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ

опираются на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только

хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при

осуществлении вторичного анализа социологических данных.

 

1. Объект и предмет социологии как науки, ее основные функции.

2. Структура социологического знания, его связь с другими науками.

3. Особенности метода социологического изучения общества.

4. Значение социологии для подготовки современного специалиста.

5. Становление социологии как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер).

6. Вклад Э Дюркгейма в развитие социологии.

7. Сущность понимающей социология М. Вебера.

8. Вклад П. Сорокина в развитие социологии.

9. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф).

10. Микросоциологческие теории (Д. Мид, Г. Гарфинкель).

11. Понятие личности, ее социальная структура и типы.

12. Сущность ролевой теории личности.

13. Понятие и основные факторы социализации личности.

14. Социальные сущность и роль культуры.

15. Понятие и типы социальных взаимодействий.

16. Социальное поведение, его виды.

17.Социальная структура, ее основные признаки и виды.

18. Социальные группы и общности, классификация социальных групп.

19. Сущность социальной стратификации, ее критерии и исторические типы.

20. Особенности социальной структуры белорусского общества.

21. Социальная мобильность, ее виды, значение для карьеры специалиста.

22. Понятие и важнейшие элементы социальной организации.

23. Социальные институты, их главные признаки и виды.

24. Семья как базовый социальный институт, основные функции, типы и современные проблемы семьи.

25. Образование как социальный институт, его основные функции и тенденции развития.

26. Понятие социальных изменений, основные типы обществ.

27. Глобализация социальной жизни, ее основные признаки и значение.

28. Понятие, виды и этапы проведения прикладного социологического исследования.

29. Структура и содержание программы социологического исследования.

30. Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды, достоинства и недостатки.

31. Опрос как метод сбора социологических данных, его разновидности, достоинства и недостатки.

32. Структура социологической анкеты, виды вопросов в анкете, техника анкетирования.

33. Выборочный метод в социологическом исследовании, типы выборки.

34. Качественные методы сбора социологических данных, их виды.

35. Методы анализа и интерпретации социологических данных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.042 с.)