Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы сбора социологической информации, их сравнительный анализ.

Поиск

«Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если бу­дет использован анализ документов, то следует указать, ка­кие документальные источники будут изучаться (какие ста­тистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие ме­тоды анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его тех­ники, организационной структуры и содержания, где прово­дится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомст­венной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетиро­вания применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура иссле­дования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняю­щих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттеста­ции управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все ка­чества оценивались по словарю деловых, личностных и ор ганизаторских качеств экспертами 3 уровней: 12) эксперты группы А, занимающие более высокую должность; 2) экс­перты группы Б — находящиеся на равном должностном уровне; 3) эксперты группы В — находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возмож­ность объективности оценки, характеризующей данного ру­ководителя или специалиста как подчиненного — исполни­теля, сотрудника и товарища по работе — смежника и уп­равляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экс­пертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соот­ветствующая фраза и внесена в производственно-психоло­гическую характеристику. Психологическая предрасполо­женность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь основное внимание будет уде­ляться предрасположенности к активной жизненной пози­ции, общительности, эмоциональной устойчивости и само­стоятельности суждений.

При определении методов сбора информации социо­лог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оператив­ность и экономичность исследования не должны обеспечи­ваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не являет­ся универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вооб­ще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекват­ные или неадекватные поставленной исследователем зада­че; 3) надежность метода обеспечивается не только его обос­нованностью, но й соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд дру­гих преимуществ по сравнению с другими методами: 1) Ана­лиз документов позволяет оперативно получить фактогра­фические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих. 2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная инфор­мация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не сов падают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в доку­ментах, должна перерабатываться, переосмысливаться со­циологом; г) подавляющее большинство данных в ведомст­венной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достато­чен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточ­но фактографической информации.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюде­нию, опросу, тестированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом не­посредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы че­ловеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях ин­дивидов. Другим важным достоинством этого метода явля­ется то, что исследователь в определенной степени не зави­сит от объекта своего исследования, он может собирать фак­ты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы..

В наблюдении заложена определенная доля объек­тивности, которая задается самой установкой фиксирова­ния происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюде­ние предполагает неразрывную связь наблюдателя с объек­том наблюдения, которая накладывает отпечаток и на вос­приятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоцио­нальная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и некон­тролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабо­раторное, случайное и систематическое и т. д.

Наиболее распространенным методом сбора социоло­гической информации является опрос. Опрос предусматри­вает, во-первых, устное или письменное обращение иссле­дователя к определенной совокупности людей — респон­дентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикато­ров, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпре­тацию. По формам и условиям общения социолога с респон­дентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с ан­кетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена докумен­тальными источниками информации, либо когда такие ис­точники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследова­ния или отдельные его характеристики недоступны для на­блюдения. 3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. 4) В качестве контрольного (допол­нительного) метода для расширения возможностей описа­ния и анализа изучаемых характеристик и для перепровер­ки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социоло­гической информации в ситуации социально-психологиче­ского общения. И это накладывает свой отпечаток на содер­жание и качество получаемых данных. В социологии выра­ботано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, по­высить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации» [8, c.198-201].

 

 

2. Особенности обработки социологической информации, ее анализ и рекомендации социологического исследования.

«Заключительный этап эмпирического социологического ис­следования предполагает обработку, анализ и интерпрета­цию данных, получение эмпирически обоснованных обобще­ний, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие ком­поненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвеча­ет на те вопросы, которые необходимо решить в исследова­нии. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо прове­сти обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статисти­ческий анализ. Этот шаг является ключевым в процессе ана­лиза социологических данных. В ходе статистического ана­лиза выявляются некоторые статистические закономернос­ти и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статис­тического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В со­временной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистичес-кой обработки.

В зависимости от методов получения первичной ин­формации возможно применение различных приемов обра­ботки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источни­ков, то он использует два основных метода анализа докумен­тов: неформализованный (традиционный) и формализован­ный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации со­держания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на из влечение социологических информации из больших масси­вов документальных источников, недоступных традицион­ному интуитивному анализу. Он основан на выявлении неко­торых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что ко­личественные характеристики содержания документов от­ражают некоторые существенные черты изучаемых соци­альных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержа­нии документа единиц счета, которыми могут быть отдель­ные слова (термины, географические названия, имена поли­тических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, те­мам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования. Процедура исследо­вания, основанного на технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в специальной литературе.

При обработке и анализе данных, полученных мето­дом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (пред­почтительности) исследуемых объектов на основе их упоря­дочивания. Ранг — это показатель, характеризующий по­рядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойст­вами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полу­ченную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими метода­ми экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое иссле­дование формированием выводов, предложений и реко­мендаций. Выводы, предложения и рекомендации долж­ны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными» [8, c. 202-203].

 

ГЛОССАРИЙ

МЕТОДИКА (от греч. methodikeсо­вокупность методов)англ. те-thodics; нем. Methodik; фр. methodique; чешек, metodika.

1. Совокупность методов, приемов це­лесообразного выполнения к.-л. дея­тельности. 2. Всоциологии — система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их систе­матизации и средств их анализа. К М. относят: способы сбора первичной информации, правила осуществления выборочных исследований, способы построения соц. показателей и др. спе­циализированные процедуры эмпири­ческого исследования, а также М. ана­лиза данных и др. техники, разраба­тываемые в других областях знания и используемые в социологии.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ —англ. methods of sociological research; нем. soziologische Methoden; фр. methodes sociologiques de recherche; чешек, metody sociologickych vyzkumu. Способы построения и обоснования со­циол. знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания соц. действи­тельности. М. с. и. включают: методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.); методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, диспер­сионный анализ, ранжирование, шка­лирование, индексирование и т. д.); ме­тоды построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причин­ный, структурно-функциональный, ге­нетический, идеографический и др.).

НАБЛЮДЕНИЕангл. observation;

нем. Beobachtung; фр. observation; чешек, pozorovdni. 1. Непосредственное восприятие пред­метов и явлений. 2. Метод сбора пер­вичной информации путем непосред­ственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проис­ходящих в определенных условиях.

НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ

nehmende; фр. observation en partici-pante; чешек, pozorovdni zucastnene. Тип наблюдения, введенный в упот­ребление Э. Линдеманом, при к-роь исследователь получает информацив будучи действительным участников изучаемой группы в процессе непо средственного контакта с ней.

НАБЛЮДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЕ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ)англ. observation, experimental; нем. Labor beobachtung; фр. observation en laboratoire; чешек, pozorovdni laboratorni (experimentdlni).

Тип наблюдения, при к-ром сбор ин­формации проводится в искусствен­но созданных для изучаемой группы условиях, контролируемых исследо­вателем.

НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕангл. observation, non-partic­ipant; нем. Beobachtung, nichtteilneh-mende; фр. observation поп partici-pante; чешек, pozorovdni nezucastnene. Тип наблюдения, при к-ром исследо­ватель получает информацию об изу­чаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.

НАБЛЮДЕНИЕ НЕСПЛОШНОЕангл. observation, non-complete; нем. Beobachtung, unvollstandige; фр. obser­vation incomplete; чешек, pozorovdni neuplne.

Тип наблюдения, при к-ром обследо­ванию подлежат не все единицы изу­чаемой совокупности, а только опре­деленная часть, достаточная для по­лучения обобщающих статист, харак­теристик. См. ВЫБОРКА, МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ.

НАБЛЮДЕНИЕ НЕСТАНДАРТИ-ЗИРОВАННОЕ (НЕФОРМАЛИЗО­ВАННОЕ)англ. observation, non-standardized; нем. Beobachtung, nich-tstandardisierte; фр. observation поп standardisee; чешек, pozorovdni nestan-dardizovane.

Тип наблюдения, структурированный лишь планом, в к-ром заранее не оп­ределяются элементы процесса, под­лежащие изучению; чаще всего ис­пользуется с целью понимания про­блемной ситуации.

НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ — англ. observation, field; нем. Feldbeobach-tung; фр. observation sur le terrain; чешек, pozorovdni tereni. Тип наблюдения, осуществляемый в ес­тественных условиях реальной жизни.

НАБЛЮДЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕС­КОЕангл. observation, systematic;

нем. Beobachtung, systematische; фр. observation methodique; чешек, pozo­rovdni systematicke. Тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изу­чения объекта в течение определен­ного времени.

НАБЛЮДЕНИЕ СЛУЧАЙНОЕангл. observation, random; нем. Beo­bachtung, zufdllige; фр. observation аи hasard; чешек, pozorovdni ndhodne. Тип наблюдения, характеризующий­ся получением неожиданной, не пред­полагавшейся исследователем инфор­мации

НАБЛЮДЕНИЕ СТАНДАРТИЗИ­РОВАННОЕ (ФОРМАЛИЗОВАН­НОЕ) — англ. observation, standardized; нем. Beobachtung, standardisierte; фр. observation standardisee; чешек, pozo- rovdni standardizovane. Тип целенаправленного структуриро­ванного жесткой программой наблю­дения, при к-ром заранее определя­ются процедуры исследования и эле­менты изучаемой ситуации, имеющие наибольшее значение для реализации целей исследования. Используется для проверки гипотез, уточнения уже имеющихся данных, описания пред­мета исследования.

НАБЛЮДЕНИЕ СТАТИСТИЧЕС­КОЕангл. observation, statistic; нем. Beobachtung, statistische; фр. observa­tion statistique; чешек, pozorovdni sta-tisticke. Сбор количественных данных о соц.-экон. явлениях путем регистрации их существенных признаков по заранее составленной программе.

НАБЛЮДЕНИЯ ЕДИНИЦА — англ. observation unit; нем. Beobachtungsein-heit; фр. unite d'observation; чешек. jednotka pozorovdni. Элементы определенного класса объ­ектов или индивидов, к-рые подвер­гаются регистрации или измерению.

 

ОПРОС — англ. survey /opinion poll; нем. Befragung; фр. enquete; чешек. dotazovdni/pruzkum/anketa. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (рес­пондентам). Различают О. письменные (анкетирование) и устные (интервью­ирование), очные и заочные (почто­вые, телефонные, прессовые), экс­пертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум), обще­национальные, региональные, локаль­ные и др.

ОПРОС АНКЕТНЫЙ. См. АНКЕТА.

ОПРОС ВИЛОЧНЫЙангл. survey, forked; нем. Gdbelbefragung; фр. enquete par sondage; чешек, dotazovdni/pruz­kum/anketa sonddzni. Опрос, проводимый с помощью двух вариантов одной анкеты, предлагаю­щихся двум выборочным совокупнос­тям населения.

ОПРОС ВЫБОРОЧНЫЙ. См. ВЫ­БОРКА.

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕ­НИЯ — англ. poll/survey, public opin­ ion; нем. Meinungsumfrage; фр. Enquete de I'opinion publique; чешек, vyzkum vefejniho mineni.

Опрос, как правило, выборочный, на­правленный на получение ршформации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной соц.-полит. ситуа­ции. См. МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ.

ОПРОС ПАНЕЛЬНЫЙ — англ. survey, panel; нем. Panellbefragung; фр. enquete panele/panele; чешек, dotazo-vdni panelove.

Многоразовый опрос, проводимый через определенные временные ин­тервалы на одной и той же совокуп­ности с целью исследования соц. яв­лений и процессов в их динамике.

ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — англ. survey, mail; нем. Briefumfrage; фр. enquete par poste; чешек, anketa postovni. Вид заочного анкетного опроса, при к-ром анкета распространяется по почте, по специально подобранным адресам.

ОПРОС ПРЕССОВЫЙ — англ. survey, press; нем. Befragung, konzen-trierte; фр. enquete par les journaux; чешек, anketa tiskovd. Вид заочного анкетного опроса по­средством публикации анкет в пери­одической печати.

ОПРОС РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙангл. survey, representative; нем. Be­fragung, representative; фр. enquete representative; чешек, dotazovdni/ pruzkum/anketa reprezentativni. Опрос, проводимый на основе выбо­рочной совокупности, позволяющий экстраполировать выводы на всю ге­неральную совокупность. См. РЕПРЕ­ЗЕНТАТИВНОСТЬ.

ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙгл. survey, sociometric; нем. Befra­gung, soziometrische; фр. enquete so-ciometrique; чешек, dotazovdni socio-metricke.

Опрос, направленный на получение информации о межличностных отно­шениях в группе путем фиксации предпочтений, чувства симпатии, антипатии и т. д.

ОПРОС СПЛОШНОЙ — англ. survey, complete; нем. Totalbefragung; фр. enquete auprcs de Vensemble d'une pop­ulation; чешек, dotazovdni uplne. Опрос, охватывающий всю генераль­ную совокупность.

ОПРОС ТЕЛЕФОННЫЙангл. survey, telephone; нем. Telefonumfrage; фр. enquete par telephone; чешек. dotazovdni'/pruzkum/'anketa telefonni. Вид заочного опроса, когда реципи­ент задает вопросы респонденту по телефону.

ОПРОС ЭКСПЕРТОВ. См МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ. См. АНКЕТА.

АНКЕТА (ОПРОСНЫЙ ЛИСТ) (от фр. enqueteрасследование)англ. questionnaire; нем. Fragebogen; фр. questionnaire; чешек, anketa/dotaznik. 1. Инструмент сбора первичной инфор­мации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа. 2. В социо­логии — метод сбора эмпирической информации. Различается: А. прямая, домашняя, почтовая, прямая групповая и др. См. АНКЕТИРОВАНИЕ, ИНТЕР­ВЬЮ, ОПРОС, СОЦИОМЕТРИЯ.

АНКЕТИРОВАНИЕангл. survey; нем. Befragung; фр. enquete; чешек. dotaznikove setfeni (dotazovdni). Метод получения первичной информа­ции, заключающийся в составлении ан­кет и проведении опроса; применяется в обществ, науках, при переписях насе­ления, в изучении обществ, мнения

ИНТЕРВЬЮ (от англ. interviewвстреча, беседа)англ. interview; нем. Interview; фр. interview; чешек. interview/r ozhovor. Метод сбора данных социол. исследо­вания, заключающийся в том, что спе­циально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контак­те с респондентом устно задает вопро­сы, предусмотренные программой ис­следования.

ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ — англ. interview, in depth/depth; нем. Tief en-interview; фр. interview/entretien en profondeur; чешек, interview/rozhovor hlubinny/hloubkovy. Интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения не­известных переменных глубоких пластов более широкого соц.-психол. контекста, недоступных при стан­дартизированном интервью.

ИНТЕРВЬЮ ГРУППОВОЕангл. interview, group; нем. Gruppeninter-view; фр. discussion collective; чешек. interview/rozhovor skupinovy. Вид интервью, в к-ром одновременно участвуют несколько респондентов.

ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ — англ. interview, clinical; нем. Interview, klinisches; фр. entretien clinique; чешек. interview/rozhovor klinicky. Вид глубинного интервью, предназна­ченный для выяснения причин пове­дения, установок, мотивации, иногда вытекающих из биографии опраши­ваемого.

ИНТЕРВЬЮ ЛИЧНОЕангл. in­terview, personal; нем. Interview, personliches; фр. entretien personnel; чешек, interview/rozhovor osdbni. Интервью, проводимое в условиях не­посредственного соц. взаимодействия.

ИНТЕРВЬЮ "МЯГКОЕ""ЖЕСТ­КОЕ"англ. interview, softhard; нем. Interview, weicheshartes; фр. entretien тойstrict; чешек, inter­view /rozhovor тёккуtvrdy. Форма интервью, характеризующая­ся поведением интервьюера по отно­шению к опрашиваемому. При "мяг­ком" интервью интервьюер стремит­ся достичь доверия опрашиваемого, демонстрируя ему свою симпатию. При "жестком" интервью интервью­ер занимает исключительно автори­тетную позицию по отношению к оп­рашиваемому, т. е. интервью в извест­ной степени принимает технику допроса.

ИНТЕРВЬЮ НАПРАВЛЕННОЕангл. interview, structured/guided; нем. Interview, gerichtetes; фр. entretien dirige; чешек, interview/rozhovor fizeny. Интервью, в к-ром интервьюер зада­ет тщательно подготовленный зара­нее набор вопросов, предназначенных для исследования предварительно определенных проблем.

ИНТЕРВЬЮ НЕНАПРАВЛЕН­НОЕангл. interview, non-directive/unguided; нем. Interview, ungerichtetes; фр. entretien non-dirige; чешек, inter­ view /rozhovor nefizene/nefizeny.
Интервью, в к-ром представляется максимум свободы вести спонтанную беседу по темам, выбранным респон­дентом.

ИНТЕРВЬЮ ОПОСРЕДСТВОВАН­НОЕангл. interview, mediated; нем. Interview, vermitteltes; фр. entretien mediatise; чешек, interview/rozhovor prostredkovany.

Вид интервью, при к-ром взаимодей­ствие между интервьюером и респон­дентом осуществляется при помощи техн. средств (напр., телефон, магни­тофон, телевидение, почта).

ИНТЕРВЬЮ ПЛАНангл. interview desin; нем. Interviewplan; фр. plan d* entretien; чешек, plan rozhovoru. Список тем при относительно не­структурированном интервью, необ­ходимый для упорядочения интервью и являющийся гарантией того, что все важные проблемы будут охвачены

интервьюером. И. п. отличается от вопросника тем, что не содержит на­боров фокусированных вопросов, и поэтому способствует большей гибкос­ти и информированности в отноше­ниях между опрашиваемым и интер­вьюером.

ИНТЕРВЬЮ СТАНДАРТИЗИРО­ВАННОЕангл. interview, stan­dardized; нем. Interview, standardisi-ertes; фр. entretien standartise; чешек. interview/rozhovor standardizovany. Интервью, при к-ром используется опросный лист с четко определенны­ми порядком и формулировками во­просов, с целью получения макси­мальной сопоставимости данных, со­бранных разными интервьюерами.

ИНТЕРВЬЮ СТРУКТУРИРОВАН­НОЕангл. interview, structured; нем. Interview, strukturiertes; фр. en­tretien structure; чешек, interview/ rozhovor strukturovany. Интервью, при к-ром заранее опре­деляется порядок следования вопро­сов, предлагаемых респонденту, либо порядок подачи тематических облас­тей (блоков вопросов).

ИНТЕРВЬЮ ТЕРАПЕВТИЧЕС­КОЕангл. interview, therapeutic; нем. Interview, therapeutisches; фр. entretien therapeutique; чешек, inter­view /rozhovor terapeuticky. Интервью, предназначенное не столь­ко для получения информации, сколь­ко для того, чтобы дать возможность респонденту рассказать о своих не­приятностях, фрустрации, достичь большого самопонимания.

ИНТЕРВЬЮ ФОКУСИРОВАН­НОЕангл. interview, focused; нем. In­terview, fokussiertes; фр. entretien focalise; чешек, interview/rozhovor orientovany. Интервью, сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуа­ции, пережитой респондентом.

ИНТЕРВЬЮ ЭКСПЕРТОВангл. interview, expert; нем. Experteninter-view; фр. entretien d' expert; чешек. interview /rozhovor expertu.
Вид интервью с компетентными ли­цами, не являющимися объектами исследования, дающими важную ин­формацию.

ИНТЕРВЬЮЕРА ЭФФЕКТангл. interviewer, effect/bias; нем. Interviewereffekt; фр. effet d' enqueteur; чешек. efekt tazatele.

Искажения в ответах респондентов, обусловленные влиянием со стороны интервьюера.

РЕСПОНДЕНТ (от лат. responsumответ)англ. respondent; нем. Proband/Befrager; фр. repondant/ interviewe/enquete; чешек, respondent. Участник конкретного социол. иссле­дования, являющийся источником устной или письменной информации.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimen-tum —проба, попытка, опыт)англ. experiment; нем. Experiment; фр. expe­rience/epreuve; чешек, experiment. Общенаучный метод получения в кон­тролируемых и управляемых услови­ях новых знаний о причинно-следствен­ных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОР­НЫЙангл. experiment, laboratory; нем. Laborexperiment; фр. experience de laboratoire; чешек, experiment la-boratorni.

Контролируемый эксперимент, в ходе к-рого экспериментатор имеет воз­можность определять и изменять его условия.

ЭКСПЕРИМЕНТ ОДНОФАКТОР­НЫЙангл. experiment, one/sin­gle-factorial; нем. Experiment, einfak-torielles; фр. experience monofactori-elle; чешек, experiment jednofaktorovy. Эксперимент, в процессе к-рого на­блюдается изменение одной незави­симой переменной, тогда как др. пере­менные остаются неизменными.

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙангл. experiment, social; нем. Experi­ment, soziales; фр. experience sociale; чешек, experiment socidlni. Метод изучения соц. явлений и про­цессов, осуществляемый путем на­блюдения за изменением соц. объек­та под воздействием факторов, к-рые контролируют и направляют его раз­витие в соответствии с программа­ми и практическими целями иссле­дования. Э. с. предполагает внесение изменений в сложившиеся отноше­ния; контроль за влиянием измене­ний на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оцен­ку результатов этого влияния. Э. с. выполняет познавательные функции проверки гипотезы и получения но­вого знания, практической провер­ки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершен­ствования.

ЭКСПЕРИМЕНТ ФАКТОРНЫЙангл. experiment, factorial; нем. Exper­iment, faktorielles; фр. experience fac-torielle; чешек, experiment faktorovy.

Эксперимент, при к-ром оценивает­ся влияние двух или более перемен­ных одновременно. При этом иссле­дуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗангл. content analysis; нем. Content-Analyse;

фр. analyse du contenu; чешек. obsahovd analiza.

1. Метод качественно-количественного анализа содержания документов с це­лью выявления имеющихся тенденций развития соц. факторов. 2. Формализо­ванный метод исследования содержа­ния соц. информации посредством вы­явления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т. д.).

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ — англ. analysis, document; нем. Dokumente-nanalyse; фр. analyse des documents; чешек, analyza dokumentu. Оценка различных документов (дип­ломатических документов, полит, кон­цепций и т. д.) с помощью формаль­ных методов анализа содержания.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.012 с.)