Тема 2. Социологическое исследование: структура, этапы, методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Социологическое исследование: структура, этапы, методы



1. Социологическое исследование и его структура:

а) количественная и качественная традиция в социологических исследованиях;

б) характеристика, виды и основные этапы социологического исследования. Обоснование выборки;

в) место, роль и структура программы в социологическом исследовании.

2. Методика и техника сбора социологической информации:

а) методы сбора эмпирических данных, особенности, достоинства и недостатки;

б) инструментарий социологического исследования: специфика применения;

в) анализ результатов, обработка социологической информации и подготовка отчета.

Метод проведения семинара

 

Метод решения проблематической ситуации. После того, как на семинаре были рассмотрены методы социологического исследования, преподаватель предлагает студентам модель ситуации конкретного исследования. Студентам надо самостоятельно составить программу исследования и определить адекватные методы. Этот метод не только активизирует внимание студентов, но и стимулирует интеллектуальный процесс, формирует навык применения теоретических знаний на практике. При обсуждении составленных программ может возникнуть дискуссия, связанная с выбором наиболее эффективных методов исследования.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, делает выводы.

 

Основные категории

Социологическое исследование. Методика исследования. Техника исследования. Процедура социологического исследования.

Структура программы.. Гипотеза социального исследования. Генеральная совокупность. Выборочная совокупность. Единицы отбора. Репрезентативность выборки.

Социологический опрос. Групповой анкетный опрос. Интервью. Наблюдение. Эксперимент в социологических исследованиях. Документ как источник социологической информации. Метод контент-анализа. Анкета и ее структура.

 

Контрольные вопросы

1. Дать сравнительный анализ основных социологических методов

2. Привести примеры известных социологических исследований современного российского общества

3. Чем отличаются друг от друга социологические исследования, проведенные в качественной и количественной стратегии?

4. Что такое программа социологического исследовании?

5. Укажите виды социологического опроса?

6. В каких случаях эффективно применение наблюдения?

7. Выборка и ее роль в социологическом исследовании?

8. В чем отличие применения эксперимента в естественных науках от его использования в социологии?

 

Дополнительная литература

1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: уч. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2004.

2. Иванов О.И. Методология социологии: учеб.-метод. пособие. СПб., 2005

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях: в 2кн. / отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990.

4. Общая социология /под ред. А.Г.Эфендиева. – М.: Инфра, 2009

5. Олейник А.Н. Триангуляция в контент – анализе // СОЦИС, 2009. №6

6. Темницкий А.Л. Теоретико – методологические подходы к исследованию трудового поведения // СОЦИС, 2007. №6

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега, 2007.

8. Якушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей //СОЦИС, 2007, №8

 

Тема 3. Личность и общество: социологический подход

1. Сущность понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Социологические концепции личности.

3. Личность: структурный компонент.

4. Социализация личности как процесс. Средства социализации: нормы, ценности, знаки.

5. Девиация и девиантное поведение.

 

Метод проведения семинара

 

Инновационный семинар ролевая игра. Тема «Человек в обществе или общество в человеке?».

Цель ролевой игры – овладение студентами знаний и человек и обществе как основных концептах социологии.

Подготовительная часть занятия.

Группа предварительно делится на три команды: первая – условно команда Э.Дюркгейма, вторая – команда М.Вебера, третья – команда П.Бурдье. Каждая команда получает задание изучить соответствующую литературу так, чтобы быть готовыми отвечать на вопросы и задавать вопросы с условно своих позиций.

Сценарий ролевой игры

Проблема «человек – общество» может быть рассмотрена с трех позиций. Первая: человек – ансамбль общественных отношений; вторая – человек – автономный индивид;. Третья – попытка примирить обе позиции и рассмотреть общество как продукт производства людьми своей жизни. С методической и методологической точек зрения следует сначала предоставить слово представителям первых двух команд, а затем, третьей. Дискуссия между командами позволит выявит «слабые» и «сильные» стороны представленных позиций.

Первый этап игры. Определить основные понятия, которые будут использоваться в ходе игры: «индивид», «личность», «индивидуальность», «социализация», «социальный статус», «социальная роль», «девиантное поведение».

Второй этап игры Преподаватель предлагает командам задавать вопросы друг другу. Примерные вопросы для второго этапа игры:

1. Влияние процесса социализации на формирование личности с точки зрения указанных подходов.

2. Каково соотношение объективного и субъективного в социализации?

3. Личность – это «личина», «маска» или автономный субъект?

4. Если общество воспроизводит ту или иную программу, которая в нем заложена, то как возможны инновации?

5. Может ли социализация потерпеть неудачу?

Третий этап игры. На этом этапе команды вступают в дискуссию. Преподаватель руководит процессом с помощью уточняющих вопросов:

1. Кто из мыслителей наиболее полно выразил данную точку зрения?

2. К каким направлениям следует отнести высказывания: «Личность не есть часть общества, как не есть часть рода. Проблема человека, то есть проблема личности, первичнее проблемы общества» (Н.А.Бердяев); «Духовное «Я» человека, точно так же и субъект его, его социальная личность порождается в той же социальной атмосфере, которая ему родная». (А.Ф.Лосев)

Подведение итогов: при подведении итогов необходимо оценивать как знания отдельных студентов, так и командные действия. Критерии оценки:

- корректность дискуссии;

- глубина раскрытия категорий;

- умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- навыки в анализе текстов.

 

 

Основные категории

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Современные концепции личности. Социальная роль. Социальный статус. Интересы. Ценности. Саморегуляция и самоконтроль. Социализация личности: факторы, этапы, противоречия. Самореализация. Типы личности. Девиантное поведение. Негативные и позитивные девиации. Социальные причины девиантного поведения.

Контрольные вопросы

 

1. Условия жизни у нас примерно одинаковые, а люди разные. Почему?

2. Определите смысл и основные этапы процесса социализации?

3. Расширяют ли современные социально-экономические реформы в России возможности самореализации личности?

4. Укажите виды статусов?

5. Раскройте понятие «ролевой набор»?

6. Из каких элементов складывается социальный контроль?

7. Насколько социальное происхождение сегодня определяет будущий социальный статус человека?

8. Каковы социальные причины девиантного поведения?

9. Почему один и тот же человек может совершить подвиг (с риском для своей жизни) и может оскорбить (действием в том числе) слабого?

10. Насколько свободна личность в современном обществе?

11. Почему в нашей стране довольно распространена социальная инерция (апатия) личности?

12. В чем Вы видите основные причины широкого распространения «подросткового синдрома» (максимализм, неисторичность, нетерпеливость, нигилизм) в поведении людей у нас?

13. От чего зависит изменение (уменьшение или увеличение) количества самоубийств, убийств и других видов преступлений в обществе?

Дополнительная литература

1. Губанов Д.Н., Новиков Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления. М.: Форум, 2010.

2. Еременко В.В. Наркомания в образовательной среде // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 4.

3. Климова СВ. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы. // СОЦИС, 2006. № 9.

4. Козлова О.Н. Личность - граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 3, 4.

5. Мнацаканян М.О. Парадоксальный человек в парадоксальном обществе // СОЦИС, 2006. № 6.

6. Самара Г.Н. Социокультурная адаптация в современном российском обществе // Вестник Московского Ун-та. Сер. 18, 2006. № 3.

7. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни //СОЦИС, 2007. №2

8. Спасибенко С. С. Критерии социальной типологии человека. // Социально - гуманитарные знания, 2006. №3, 4.

9. Спасибенко С.Г. Социальная типология человека: теоретический подход // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 2,3.

10. Спасибенко С.Г. Типология как завершающий этап социологического анализа человека // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 5.

11. Трошева И.А. Социальный контроль в практике профилактики девиации // СОЦИС, 2008. №2

12. Хахулина Л. Человек в системе социальных связей. // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. №1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.018 с.)