Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет социологии, ее место среди других наук об обществе

Поиск

Пермский институт (ФИЛИАЛ)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Одобрено УМС

Пермского института (ф) РГТЭУ

Протокол № _____________________

«_______» _________________ 200 ___ г.

Председатель ____________________

 

 

Л Ю Ц ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

 

Социология

Учебно-методический комплекс

 

 

Специальности: 080301 – Коммерция (торговое дело);

080401 – Товароведение и экспертиза товаров;

080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит;

080507 – Менеджмент организации;

080502 – Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)

260501 – Технология продукции общественного питания

 

Утверждено на заседании методической комиссии кафедры

гуманитарных дисциплин

Пермского института (ф) РГТЭУ

Протокол № 2

«25» ноября 2011 г.

Зав. кафедрой_____________________

 

Пермь 2012

Автор составитель:

Люц Е.П. кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080301 Коммерция (торговое дело); 080401 Товароведение и экспертиза товаров; 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080507 Менеджмент организации; 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания); 260501 Технология продукции общественного питания.

Для этих специальностей дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональные дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

 

 

Согласовано:

 

Зав кафедрой русского языка и делового этикета

к. филол. н., доцент /С.Н. Узнадзе/

 

Начальник учебного отдела /Н.В. Горохова/

«___» ______________ 2012 г.

_________________________

 

Зав. библиотекой ________________ /Н.М. Гилёва/

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Стр.
1.   2.   3.   4.       6.1   6.2       7.1.       9.1   9.2   9.3 Цели и задачи дисциплины   Требования к уровню освоения содержания дисциплины   Государственный стандарт   Содержание дисциплины   Планы семинарских занятий   Задания для самостоятельной работы студентов   Контрольные вопросы   Тест по дисциплине «Социология»   Методические рекомендации по выполнению контрольной работы   Темы контрольных работ   Вопросы для подготовки к экзамену, зачету   Учебно-методическое обеспечение   Литература   Методическое обеспечение дисциплины   Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины                              

 

 

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

1.1. Цели преподавания дисциплины

– Изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе;

- Показать структуру и особенности предмета современного теоретического социологического знания;

- Раскрыть прикладной характер социологии. Дать навыки и умения применять полученные социологические знания при решении профессиональных задач, при разработке социальных проектов межчеловеческих коммуникаций в сфере управления деятельности и бизнеса.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Предметом изучения данной дисциплины являются следующие объекты:

­ представление о специфике социологии, ее месте в системе гуманитарных наук, особенностях становления социологии как науки;

­ понимание классических и современных социологических теорий;

­ понимание сущности общества, его структуры, тенденций развития;

­ представление о содержательном наполнении социальных систем, социальных институтах, социальных связях, процессах, в системе социальных отношений;

­ понимание социальной сущности человека, складывающейся в процессе социальных взаимодействий;

­ представление о методах социологического исследования.

 

2. требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Глубокое усвоение особенностей социологии, ее места и роли в современном обществе, структуры и понятийного аппарата общей социологической теории, умение использовать полученные знания в своей будущей профессии.

Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом.

В результате изучения дисциплины студент должен:

­ знать содержание типовой программы курса;

­ уметь пользоваться учебной методической и справочной литературой по дисциплине; уметь работать с первоисточниками (анализ и интерпретация); работать с монографиями, научными статьями, периодической печатью; составить доклад или реферат по заданной проблеме; аргументировано излагать материал по заданной теме с использованием различных точек зрения, имеющихся в научной литературе.

­ иметь представление о содержании основных разделов социологического значения: социальные стратификации, социологии семьи, социологии культуры, социологии организации, экономической социологии, социологии труда, социологии права;

­ приобрести навыки работы с первоисточниками по социологии и навыки исследовательской работы.

­ владеть основными социологическими категориями, иметь опыт выступлений с докладами по социологической тематике.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальности: 080301 Коммерция (торговое дело); 080401 Товароведение и экспертиза товаров; 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080507 Менеджмент организации; 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания); 260501 Технология продукции общественного питания

 

ГСЭ. Ф. 09 СОЦИОЛОГИЯ    
  Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта.    
  Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.    
  Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.    
  Социальные группы и общности. Виды общностей.    
  Общность и личность. Малые группы и коллективы.    
  Социальная организация. Социальные движения.    
  Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.    
  Социальное взаимодействие и социальные отношения.    
  Общественное мнение как институт гражданского общества.    
  Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.    
  Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.    
  Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.    
  Методы социологического исследования.    

 

 

4. Содержание дисциплины

 

4.1. Предмет социологии, ее место среди других наук об обществе

Объект и предмет социологии. Социология как наука о современном обществе, социальных изменениях и процессах, социальных общностях и институтах, механизмах социального взаимодействия. Особенности социологической науки.

Методы и функции социологии. Социологические законы и категории. Понятие «социального». Социальный факт, его гносеологическая характеристика.

Многообразие и единство социологического знания. Теоретическая, прикладная социология, эмпирические социологические исследования, их специфика и взаимосвязь, специальные социологические теории. Отрасли социологии.

Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук. Сфера социологического познания. Характеристика современного состояния отечественной социологии, проблемы перспективы ее развития. Повышение роли социологии в решении узловых проблем современного общества, в подготовке специалистов.

4.2. История становления и развития социологических идей теории

Предыстория и социально – философские предпосылки социологии как науки. Критерии выделения основных этапов развития социологического знания.

Социологический проект О. Конта. Поиски критериев общественной жизни в естественных факторах развития. Социологическая концепция Г. Спенсера. Характерные черты позитивизма: механицизм, натурализм, эволюционизм, феноменализм, психологизм; их развитие во второй половине XIX в. Эмпирические социальные исследования.

Классический этап в развитии мировой социологии. Ф. Теннис и его теория о социальных отношениях и социальных связях, уровнях социологии. Социологический подход к социальным явлениям и процессам Э. Дюркгейма. Социология М. Вебера. Формальная социология Г. Зиммеля. Развитие марксистской социологии.

Русская социологическая мысль, ее основные течения и своеобразие. Развитие социологии П. Л. Лавровым, Н. К. Михайловским, Н. И. Кареевым, М. М. Ковалевским, Л. И. Мечниковым, Е. Де Роберти, Н. Я. Данилевским. Марксистское направление – экономический детерминизм.

Социология ХХ века. Основные периоды ее развития. Эмпирическая социология. Концепция социокультурной динамики и интегральная теория общества П. Сорокина. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Социология франкфуртской школы. Социология в России, ее основные этапы и особенности развития.

Современные социологические теории (70 - 90-е гг. XX в.). Становление новой парадигмы социологического знания и нового социологического мышления: этнометодология, символический интеракционизм, теории социального обмена и социального конфликта. Основные тенденции в развитии отечественной социологии.

4.3.Социологическое исследование: структура, этапы, методы

Понятие социологического исследования, его структура и функции. Основные виды и этапы социологических исследований. Методы социологического исследования.

Программа социологического исследования, ее элементы и их последовательность, определение цели, задач и гипотез в исследовании.

Сущность выборки в социологическом исследовании, ее основные типы и виды. Понятие точности и репрезентативности выборки.

Методы сбора социологической информации. Анализ документов. Наблюдение в социологии. Метод опроса в исследовании, его основные виды, специфика применения, социальный эксперимент, социологические методы измерения и анализа. Метод экспертных оценок.

Методы анализа и обработки социологической информации. Статистические методы. Ручная и машинная обработка информации.

Анализ и обобщение результатов социологического исследования. Составление научного отчета, основные требования к нему. Практическая реализация исследования.

 

4.4. Личность и общество: социологический подход

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» и их использование в социологии. Специфика социологического изучения личности. Личность как активный субъект. Социологические концепции личности.

Структура личности и ее компоненты. Личность как социальный тип. Формальные и неформальные связи. Понятие социального статуса. Социальная роль, социальное признание личности. Ролевые теории личности. Общество и личность Социальный контроль и девиация Личность как деятельный субъект.

Отношения «личность-общество» в тоталитарном и демократическом режимах. Понятие социальной свободы личности и ее воплощение в реальности. Характеристика гуманности и демократичности общества через положение в нем человека.

Гармонично развитая личность: проблемы формирования в современном российском обществе.

 

4.5. Общество как социальная система

Система как сложное, целостное образование: понятие, виды, основные черты. Системный подход, основные требования, применение в социологической науке.

Социальная система и ее специфика. Многообразие социальных систем, их классификация.

Общество как целостная, саморазвивающаяся, открытая система. Социальный генетический, структурный, функциональный, динамический подходы к анализу общества. Социальные группы и общности.Виды общностей Общество и социальные институты. Социальные институты. Социальные организации.Социальные движения. Социальный контроль. Социальные нормы и их роль в жизни общества. Социальные действия, связи и взаимодействия. Функционирование и развитие социальной системы. Саморегуляция, адаптация, достижение целей, интеграция, латентность. Типология обществ в социологии. Современные концепции общества.

 

4.6.Социальные институты современного общества.

Характеристика социальных институтов и их отличие от социальных общностей. Функции социальных институтов как социальных организаций. Система социальных институтов как важный фактор стабильности и развития общества. Роль социальных институтов в социальном изменении и развитии общества. Общественное мнение как институт гражданского общества. Проблемы деформации социальных институтов в современном обществе.

4.7. Социальная структура и социальная стратификация современного общества.

Социальное различие и социальное неравенство. Закон разнообразия как универсальный закон жизни. Социальная стратификация, ее многомерность. Основные концептуальные подходы к трактовке социальной структуры (К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, П. Сорокин), их динамика в современных условиях.

Основные элементы социальной структуры общества: исторические типы; виды стратификации: социально-демографический, профессионально-отраслевой, социально-территориальный. Средний класс, его критерии и стабилизирующая роль в обществе. Взаимодействие элементов социальной структуры. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.

Социальная мобильность: ее виды, критерии, уровни, влияние на изменение социальной структуры общества.

Тенденции изменения социальной структуры современного российского общества. Рыночные отношения и социальная дифференциация.

 

4.8. Семья в современном обществе

Семья как общественный институт и малая социальная группа. Определение понятий «брак» и «семья». Исторические фермы семьи и брака.

Многообразие функций семьи, ее структура и типология. Жизненный цикл семьи. Проблемы лидерства в семье.

Тенденции развития современной семьи. Кризис семьи как традиционного социального института. Стабильность современной семьи и ее основные факторы. Студенческая семья. Будущность семьи.

4.9. Этносы и этнические процессы

Социально-этнические общности и отношения. Признаки этносов, многообразие их типов.

Этнические процессы. Процессы этнического объединения и разделения. Этноцентризм и этнонигилизм. Национализм, его формы и проявления. Феномен этносоциальной стратификации, ее факторы. Межнациональный конфликт: причины и поводы, уровни и формы проявления, генезис, факторы обострения, способы предотвращения. Национальные отношения. Национальный вопрос.

Современная ситуация в сфере межнациональных отношений..

4.10. Социологические концепции культуры

Обыденное, общенаучное и социологическое понятия культуры. Структура культуры. Функции культуры в обществе. Типология культуры. Характеристика основных подсистем культуры (науки, образования, идеологии, религии, искусства, воспитания и т. д.). Культура и образ жизни.

Взаимодействие культур. Социокультурные процессы, их динамика. Специфика социокультурной деятельности. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Элитарная, массовая, народная культуры. Субкультура. Контркультура. Культурный релятивизм. Понятие культурного развития и культурной деградации. Культурная социализация личности.

Методы изучения культуры в социологии.

Социокультурные особенности российского общества. Проблемы развития культуры.

4.11. Молодежь как социальная группа.

Молодежь как особая социальная группа. Критерии выделения: возрастные, социальные, социально-психологические. Интеграция критериев. Социально-психологические особенности молодежи. Основные социальные группы молодежи. Особенности ее социального статуса. Молодежная субкультура.

Специфика и эффективность социализации молодежи. Ценностные ориентации, социальное самоопределение и идеалы молодежи. Особенности социальной активности молодежи. Сферы и формы социальной активности. Кризис традиционных молодежных организаций. Неформальные объединения и движения молодежи. Положение молодежи на рынке труда.

Социальные отклонения в молодежной среде: преступность, наркомания, проституция, суицидальное и криминальное поведение. Молодежная политика в условиях формирования рыночных отношений.

Студенчество: особенности положения и специфические проблемы.

 

4.12.Социальные процессы. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные изменения и их виды. Понятие социального процесса. Социальные процессы как формы функционирования и развития социальных систем. Структура социального процесса, его стадии. Направленность социальных процессов, их источники. Социальный процесс как специфическая форма социального изменения.

Многообразие социальных процессов, их классификация и уровни. Типологизация процессов. Процессы функционирования социального развития, их формы. Специфика социокультурных процессов. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса.

Современная цивилизация и ее специфические особенности. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Глобализация, модернизация, интеграция социальных и культурных процессов в современном мире. Мировая система и процессы глобализации.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Метод проведения семинара

Занятие проводится через информационное взаимодействие на базе информационно – коммуникативных технологий.

На лекции по этой теме преподаватель сообщает студентам необходимую информацию о предмете изучения социологии, ее законах и методах социологического исследования.

На семинарском занятии студенты рассматривают специфику социологического знания и сущность каждого закона. Затем преподаватель задает студентам вопросы о том, с какими социальными и общенаучными процессами связано возникновение социологии как самостоятельной науки? Какими проблемами должна заниматься социология? Какую роль играет социология в современном образовании, и какие задачи стоят перед ней?

Основные категории

Социология. Общесоциологическая теория. Социальные и отраслевые социологические теории. Макросоциология. Микросоциология. Социальное. Социологический закон.

Примечание: основные категории к каждой теме следует изучать по справочным изданиям:

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Пер. с англ. 2-е изд. – М.: Экономика,2004.

2. Социология. Терминологический словарь. 2-е изд. – М.: Экономика, 2004.

3. Тезаурус социологии: тематический словарь – справочник / Под ред. А.Т.Тощенко. – М.: Юнити – Дана, 2009.

 

Контрольные вопросы

1. Сходство и различие понятий «социальное» и «общественное».

2. Что является предметом социологии?

3. Каково соотношение социологии и других гуманитарных наук?

4. Определите функции социологии?

5. Раскройте содержание основных социологических законов?

6. В чем сходство и различие макро- и микросоциологических теорий?

7. Какова роль социологии в преобразовании современного российского общества?

 

Основная литература [1]

 

1. Кравченко А.И., Анурин В.Ф.Социология: Учебник. - СПб.: Питер, 2009.

2. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007.

4. Соколов С.В. Социология: учебн. пособие для вузов. – М.: Форум, 2009

5. Социология. Учебн. для вузов / под ред. Г.В.Осипова. – М.: Норма, 2009.

Дополнительная литература

1. Дугин А.Г. Социологическое воображение. – М.: Юнити-Дана, 2010.

2. Зборовский Г.Е. Социология в регионах – проблемы и перспективы//СОЦИС,2006.№8.

3. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра, 2009.

4. Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. О тенденции развития социологии в современном мире // СОЦИС, 2007. №6

5. Романовский Н.В. О современном развитии социологии // СОЦИС, 2007. №1.

 

Метод проведения семинара

 

Метод решения проблематической ситуации. После того, как на семинаре были рассмотрены методы социологического исследования, преподаватель предлагает студентам модель ситуации конкретного исследования. Студентам надо самостоятельно составить программу исследования и определить адекватные методы. Этот метод не только активизирует внимание студентов, но и стимулирует интеллектуальный процесс, формирует навык применения теоретических знаний на практике. При обсуждении составленных программ может возникнуть дискуссия, связанная с выбором наиболее эффективных методов исследования.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, делает выводы.

 

Основные категории

Социологическое исследование. Методика исследования. Техника исследования. Процедура социологического исследования.

Структура программы.. Гипотеза социального исследования. Генеральная совокупность. Выборочная совокупность. Единицы отбора. Репрезентативность выборки.

Социологический опрос. Групповой анкетный опрос. Интервью. Наблюдение. Эксперимент в социологических исследованиях. Документ как источник социологической информации. Метод контент-анализа. Анкета и ее структура.

 

Контрольные вопросы

1. Дать сравнительный анализ основных социологических методов

2. Привести примеры известных социологических исследований современного российского общества

3. Чем отличаются друг от друга социологические исследования, проведенные в качественной и количественной стратегии?

4. Что такое программа социологического исследовании?

5. Укажите виды социологического опроса?

6. В каких случаях эффективно применение наблюдения?

7. Выборка и ее роль в социологическом исследовании?

8. В чем отличие применения эксперимента в естественных науках от его использования в социологии?

 

Дополнительная литература

1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: уч. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2004.

2. Иванов О.И. Методология социологии: учеб.-метод. пособие. СПб., 2005

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях: в 2кн. / отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990.

4. Общая социология /под ред. А.Г.Эфендиева. – М.: Инфра, 2009

5. Олейник А.Н. Триангуляция в контент – анализе // СОЦИС, 2009. №6

6. Темницкий А.Л. Теоретико – методологические подходы к исследованию трудового поведения // СОЦИС, 2007. №6

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега, 2007.

8. Якушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей //СОЦИС, 2007, №8

 

Метод проведения семинара

 

Инновационный семинар ролевая игра. Тема «Человек в обществе или общество в человеке?».

Цель ролевой игры – овладение студентами знаний и человек и обществе как основных концептах социологии.

Подготовительная часть занятия.

Группа предварительно делится на три команды: первая – условно команда Э.Дюркгейма, вторая – команда М.Вебера, третья – команда П.Бурдье. Каждая команда получает задание изучить соответствующую литературу так, чтобы быть готовыми отвечать на вопросы и задавать вопросы с условно своих позиций.

Сценарий ролевой игры

Проблема «человек – общество» может быть рассмотрена с трех позиций. Первая: человек – ансамбль общественных отношений; вторая – человек – автономный индивид;. Третья – попытка примирить обе позиции и рассмотреть общество как продукт производства людьми своей жизни. С методической и методологической точек зрения следует сначала предоставить слово представителям первых двух команд, а затем, третьей. Дискуссия между командами позволит выявит «слабые» и «сильные» стороны представленных позиций.

Первый этап игры. Определить основные понятия, которые будут использоваться в ходе игры: «индивид», «личность», «индивидуальность», «социализация», «социальный статус», «социальная роль», «девиантное поведение».

Второй этап игры Преподаватель предлагает командам задавать вопросы друг другу. Примерные вопросы для второго этапа игры:

1. Влияние процесса социализации на формирование личности с точки зрения указанных подходов.

2. Каково соотношение объективного и субъективного в социализации?

3. Личность – это «личина», «маска» или автономный субъект?

4. Если общество воспроизводит ту или иную программу, которая в нем заложена, то как возможны инновации?

5. Может ли социализация потерпеть неудачу?

Третий этап игры. На этом этапе команды вступают в дискуссию. Преподаватель руководит процессом с помощью уточняющих вопросов:

1. Кто из мыслителей наиболее полно выразил данную точку зрения?

2. К каким направлениям следует отнести высказывания: «Личность не есть часть общества, как не есть часть рода. Проблема человека, то есть проблема личности, первичнее проблемы общества» (Н.А.Бердяев); «Духовное «Я» человека, точно так же и субъект его, его социальная личность порождается в той же социальной атмосфере, которая ему родная». (А.Ф.Лосев)

Подведение итогов: при подведении итогов необходимо оценивать как знания отдельных студентов, так и командные действия. Критерии оценки:

- корректность дискуссии;

- глубина раскрытия категорий;

- умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- навыки в анализе текстов.

 

 

Основные категории

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Современные концепции личности. Социальная роль. Социальный статус. Интересы. Ценности. Саморегуляция и самоконтроль. Социализация личности: факторы, этапы, противоречия. Самореализация. Типы личности. Девиантное поведение. Негативные и позитивные девиации. Социальные причины девиантного поведения.

Контрольные вопросы

 

1. Условия жизни у нас примерно одинаковые, а люди разные. Почему?

2. Определите смысл и основные этапы процесса социализации?

3. Расширяют ли современные социально-экономические реформы в России возможности самореализации личности?

4. Укажите виды статусов?

5. Раскройте понятие «ролевой набор»?

6. Из каких элементов складывается социальный контроль?

7. Насколько социальное происхождение сегодня определяет будущий социальный статус человека?

8. Каковы социальные причины девиантного поведения?

9. Почему один и тот же человек может совершить подвиг (с риском для своей жизни) и может оскорбить (действием в том числе) слабого?

10. Насколько свободна личность в современном обществе?

11. Почему в нашей стране довольно распространена социальная инерция (апатия) личности?

12. В чем Вы видите основные причины широкого распространения «подросткового синдрома» (максимализм, неисторичность, нетерпеливость, нигилизм) в поведении людей у нас?

13. От чего зависит изменение (уменьшение или увеличение) количества самоубийств, убийств и других видов преступлений в обществе?

Дополнительная литература

1. Губанов Д.Н., Новиков Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления. М.: Форум, 2010.

2. Еременко В.В. Наркомания в образовательной среде // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 4.

3. Климова СВ. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы. // СОЦИС, 2006. № 9.

4. Козлова О.Н. Личность - граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 3, 4.

5. Мнацаканян М.О. Парадоксальный человек в парадоксальном обществе // СОЦИС, 2006. № 6.

6. Самара Г.Н. Социокультурная адаптация в современном российском обществе // Вестник Московского Ун-та. Сер. 18, 2006. № 3.

7. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни //СОЦИС, 2007. №2

8. Спасибенко С. С. Критерии социальной типологии человека. // Социально - гуманитарные знания, 2006. №3, 4.

9. Спасибенко С.Г. Социальная типология человека: теоретический подход // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 2,3.

10. Спасибенко С.Г. Типология как завершающий этап социологического анализа человека // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 5.

11. Трошева И.А. Социальный контроль в практике профилактики девиации // СОЦИС, 2008. №2

12. Хахулина Л. Человек в системе социальных связей. // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. №1.

 

Метод проведения семинара

Метод постановки эвристических вопросов. Эффективность применения данного метода в том, что он позволяет рассмотреть социальную структуру не только как значимую теоретическую проблему, но и как отражение реального неравенства в обществе. Вопрос о социальном неравенстве имеет долгую философско – социологическую историю. Студенты должны рассмотреть различные виды неравенства и попытаться ответить на вопрос о возможности и необходимости реального равенства. Таким образом, мы достигнем цели процесса актуализации знаний: активизации личного опыта каждого и использование его в обучении.

 

Основные категории

.

Социальная организация. Социальная структура. Социальные общности. Социальные группы.. Групповая динамика. Социальная дифференциация. Социальное неравенство. Социальный статус. Социальная иерархия. Социальная стратификация.. Элита. Средний класс. Социальная интеграция. Социальная мобильность.. Социальная поляризация.

 

Контрольные вопросы

1. Определите понятие «социальная структура»?

2. Какое явление лежит в основе социальной стратификации?

3. Укажите номинальные и ранговые параметры стратификации?

4. Каковы основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества?

5. Дайте сравнительный анализ профиля стратификации современного российского и западного общества?

6. Какое общество для Вас предпочтительнее: большей социальной однородности или большей социальной дифференциации? Обоснуйте.

7. Мафия - является ли социальной организацией и элементом социальной структуры общества? Обоснуйте.

8. Кто является интеллигентом?

9. Средний класс: существует ли он в России?

10. Личность - маргинал: объективное, субъективное, позитивное или негативное явление в обществе?

11. Какие факторы влияют на уровень социальной мобильности?

 

 

Дополнительная литература

1. Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // СОЦИС, 2006. № 7.

2. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины, последствия // СОЦИС, 2006, №4.

3. Беленький В.Х. Российский высший класс: проблемы идентификации //СОЦИС, 2007. №5

4. Беленький В. X. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки// СОЦИС, 2006. №11.

5. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // СОЦИС, 2006, № 9.

6. Беляева Л.А. Материальное неравенство в России: реальность и тенденции //СОЦИС, 2007, №11

7. Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России // СОЦИС, 2007. №5

8. Бовин П.В. В ожидании среднего класса // Социальная реальность, 2006, № 3.

9. Волков А. И. Реванш и торжество нового класса// СОЦИС, 2006. №11.

10. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная стратификация общества: в поисках адекватного ответа // СОЦИС, 2008. №7

11. Горюнов СВ. Средний слой и средний класс в современном российском обществе // Общественные науки и современность, 2006. №4.

12. Дробеньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т.2. Социальная структура и стратификация. – М.,2007.

13. Левада Ю. Власть, элита и массы: параметры взаимоотношений в российских кризисах// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии //СОЦИС, 2006. № 1.

14. Леденева В.Ю. Бизнес-элита и власть в социальной структуре российского общества // Социология власти, 2006. №2.

15. Рывкина Р.В. Интеллигенция постсоветской России исчерпание социальной роли // СОЦИС, 2006. № 6.

16. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // СОЦИС, 2009. № 2

17. Цапко М.С., Анисимов Р.К. Ценность и ценностные ориентации интеллигенции // СОЦИС, 2006. №9.

 

 

Метод проведения семинара

 

Инновационный семинар деловая игра «Защита научно – исследовательской работы по теме «Современный брак». Проблема данной темы: влияние критики близких людей на брак. Объект исследования: мужчины и женщины, разведенные и состоящие в браке. Цель исследования: выявит причины, факторы и последствия влияния друзей и родителей на разводы. Гипотезы исследования:

1. Чем чаще родители вмешиваются в семейные отношения, тем выше вероятность развода.

2. Чем чаще поступает деструктивная критика друзей одного из супругов, тем выше вероятность развода.

3. Основными причинами разводов у мужчин являются измена, однообразие жизни и вмешательство родителей.

4. Основные причины разводов у женщин – злоупотребление алкоголем, вмешательство родителей или друзей одного из супругов в семейные отношения.

Социологическое исследование проводится методом анкетного опроса. Анкета разработана в соответствии с программой исследования и включает следующие смысловые блоки:

1. Социально-демографический;

2. Блок вопросов, выясняющих наличие детей у супругов;

3. Вопросы, выявляющие характер распределения ролей в семье;

4. Блок вопросов, выясняющих наличие и частоту семейных конфликтов;

5. Блок вопросов, выявляющих причины и последствия разводов.

Подготовительный этап игры: студенты делятся на две группы: группа исследователей и группа оппонентов.

Группа исследователей проводит анкетирование среди родственников, в семьях друзей.

Группа оппонентов готовит вопросы для дискуссии.

Первый этап игры: исследователи делают доклад о своей работе, результате представляются в виде презентации с использованием компьютерных технологий. Оппоненты задают вопросы. Примерный перечень: насколько репрезентативно ваше исследование? Достаточно ли оснований для подтверждения ваших гипотез? Есть ли другие факторы, влияющие на разводы и не рассмотренные вами?

Второй этап: дискуссионный. Исследователи отвечают на вопросы оппонентов, отстаивая свои позиции. Оппоненты дают оценку работе исследователей, обязательно выделяя позитивн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.013 с.)