Тема 5. Семья в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Семья в современном обществе



1. Основные социологические ракурсы изучения семьи. Определение семьи.

2. Функции семьи. Типология семейных структур. Исторические изменения семьи.

3. Основные теории семьи.

4. Проблемы и противоречия семьи в современном обществе.

 

Метод проведения семинара

 

Инновационный семинар деловая игра «Защита научно – исследовательской работы по теме «Современный брак». Проблема данной темы: влияние критики близких людей на брак. Объект исследования: мужчины и женщины, разведенные и состоящие в браке. Цель исследования: выявит причины, факторы и последствия влияния друзей и родителей на разводы. Гипотезы исследования:

1. Чем чаще родители вмешиваются в семейные отношения, тем выше вероятность развода.

2. Чем чаще поступает деструктивная критика друзей одного из супругов, тем выше вероятность развода.

3. Основными причинами разводов у мужчин являются измена, однообразие жизни и вмешательство родителей.

4. Основные причины разводов у женщин – злоупотребление алкоголем, вмешательство родителей или друзей одного из супругов в семейные отношения.

Социологическое исследование проводится методом анкетного опроса. Анкета разработана в соответствии с программой исследования и включает следующие смысловые блоки:

1. Социально-демографический;

2. Блок вопросов, выясняющих наличие детей у супругов;

3. Вопросы, выявляющие характер распределения ролей в семье;

4. Блок вопросов, выясняющих наличие и частоту семейных конфликтов;

5. Блок вопросов, выявляющих причины и последствия разводов.

Подготовительный этап игры: студенты делятся на две группы: группа исследователей и группа оппонентов.

Группа исследователей проводит анкетирование среди родственников, в семьях друзей.

Группа оппонентов готовит вопросы для дискуссии.

Первый этап игры: исследователи делают доклад о своей работе, результате представляются в виде презентации с использованием компьютерных технологий. Оппоненты задают вопросы. Примерный перечень: насколько репрезентативно ваше исследование? Достаточно ли оснований для подтверждения ваших гипотез? Есть ли другие факторы, влияющие на разводы и не рассмотренные вами?

Второй этап: дискуссионный. Исследователи отвечают на вопросы оппонентов, отстаивая свои позиции. Оппоненты дают оценку работе исследователей, обязательно выделяя позитивные моменты и недостатки в проделанной работе.

Заключительный этап: подведение итогов. Итоги подводит преподаватель. Критерии оценки:

- уровень участия в работе членов группы;

- корректность дискуссии;

- умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы;

- владение материалом.

 

Основные категории

Семья как малая социальная группа. Семья как социальный институт.. Расширенная семья. Нуклеарная семья. Семейный статус. Семейные социальные роли. Семейные нормы. Семейные ценности. Жизненный цикл семьи.

Контрольные вопросы

1. Семья как противоречивое единство традиций и новаций.

2. Проанализируйте процесс институционализации семьи.

3. Каковы исторические формы брака?

4. Укажите исторические типы семьи?

5. Почему, несмотря на трудности и проблемы семейной жизни, большинство людей стремится к созданию семьи?

6. Сокращение количества детей в семье - следствие экономических трудностей или изменение системы ценностей?

7. Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением?

8. Всегда ли развод оправдан? Какие причины разводов можно считать уважительными, а какие – нет?

9. Внебрачные связи: мода или реальность.

10. Нетрадиционные формы брака.

11. Студенческая семья: за и против.

12. Сохранится ли семья в будущем.

13. Низкая рождаемость: в чем суть проблемы и для кого?

14. Ваше отношение к проблеме «дети из пробирки».

 

 

Дополнительная литература

2. Адзиев Х.Г., Гасанов – семья как институт гражданского общества // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 6.

3. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: Форум, 2010.

4. Бондаренко Н. Особенности адаптации бедных и самостоятельных семей // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 1.

5. Вардамова С.Н. и др. Семья и дети в жизненных установках россиян // СОЦИС, 2006. № 11.

6. Голод С.И. Социолого – демографический анализ состояния и эволюция семьи. // СОЦИС, 2008. №7

7. Горшкова О. Гражданский брак как социальная проблема // Наука. Культура. Общество, 2006. № 1.

8. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков. // Социально - гуманитарные знания, 2005. №5.

9. Зарицкий А.Д. Экономическая культура семейно-брачных отношений // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 6.

10. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних. // СОЦИС, 2006. № 1.

11. Лыткина Т.С. Трансформация семьи и домашнее хозяйство. // СОЦИС, 2008. №5

12. Каримова З.Х Жизненные ценности одиноких матерей //СОЦИС, 2007. №6

13. Малахова В.В. Семейная политика в программных документах политических партий и блоков // Вестник Московского Ун-та. Сер. 18 социология и политология, 2006. № 1

14. Мустаева Ф.А. Социальны проблемы современной семьи // СОЦИС, 2009. № 7

15. Новохацкая О.В. Повседневная деятельность семьи: гендерный аспект //СОЦИС, 2008. №3.

16. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально - демографическая ситуация в России. // СОЦИС, 2005. №7.

17. Ядова М.А. Поведенческие установки постсоветского поколения// СОЦИС, 2006. №10.

19.Ярмиева Р.Н. Роль семьи в формировании и развитии языка // СОЦИС, 2008. №5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.01 с.)