![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как основной элемент антропоэкосистемы
Семья представляет собой объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Она играет ничем не заменимую роль как в общественном развитии в целом, так и жизни каждого человека. Семья — первичная социальная ячейка общества. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Семья берет на себя заботу о малолетних, престарелых и больных. Она создает условия для социализации детей и молодежи. Как социальный институт она реализует жизненно необходимую функцию самосохранения общества, воспроизводства новых поколений. В идеале семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности людей друг к другу. Рассматривая семью в контексте экологии человека, необходимо исследовать факторы, которые оказывают влияние на тип семьи, ее прочность, количество детей, образ жизни (рис. 3). Семьи всегда формировались в конкретных природных и исторических условиях, что отражалось на жизнедеятельности людей вообще и семьи в
Рис. 3. Внешние факторы, влияющие на формирование семьи
частности. Многие религиозные догмы, обряды и народные обычаи, связанные с семьей и браком, сформировались в конкретных природных условиях и имели важное практическое значение. В русских селах обычай играть свадьбы осенью приурочен к окончанию уборки урожая. Действительно, если вместо весенних работ в поле гулять на свадьбе, можно потерять урожай, а с ним и благополучие семьи. Формирование семей во многом зависит от демографической ситуации. Диспропорция полов, возникающая, например, после кровопролитных войн, приводит к появлению большого числа одиноких женщин. В исламском мире в результате особенностей военной организации и гибели воинов сложился институт многоженства, освященный религией. Понятно, что и возрастная структура населения влияет на формирование семей и их количество. Постарение населения России, наряду с другими факторами, привело к резкому снижению числа заключаемых браков. Социально-экономическая обстановка — важный фактор, который может или препятствовать заключению брака, или наоборот помогать ему. К социально-экономическим факторам можно отнести доходы семьи, питание, обеспеченность жильем и его качество. Тесно связаны между собой народные традиции, религия, местные обычаи. На протяжении веков у разных народов формировались свои представления о нормах семейной жизни. Российский «Домострой», мусульманский Шариат, иудаистский Талмуд — яркие образцы свода правил семейной жизни. На формирование семьи и ее жизнедеятельность влияет уровень урбанизации. Жизнь в городах резко меняет сложившиеся у людей социально-психологические установки, снижает или полностью нивелирует многие нормы поведения и следование обычаям. Для поддержания жизнеспособности семьи, высокого уровня здоровья ее членов необходимо разумное самосохранительное поведение, т.е. забота о собственном здоровье и здоровье своих близких. Одно из важных условий самосохранительного поведения — здоровый образ жизни. В последние годы сформировалась специальная наука о здоровом образе жизни, получившая название валеология.
Семья как неформальная группа не имеет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень контактов между ее членами определяется отношениями родства, чувствами любви, привязанностью друг к другу и ответственностью за каждого. Кроме того, в ней осуществляется совместная деятельность всех членов, выполняется большое количество функций. Низшим пределом численности семьи выступает триада, если она полная, или диада, если в ней нет ребенка. В семье может быть 7—11 человек, если она многодетна и насчитывает не одно поколение. Поскольку руководство в семье имеет синтетический характер (с одной стороны, подчиняется норме, с другой — зависит от признания членов семьи), оно проявляется в разных формах — авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаше других приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами. Равным образом и лидерство в семье проявляется в разных формах — директивы, попустительства, психологического равенства. Самый высокий уровень несогласия и непонимания отмечается в семьях, где общее руководство имеет попустительский, а лидерство — анархический характер.
Важнейший показатель семьи как малой социально-психологической группы — удовлетворенность семейным образом жизни. Этот показатель позволяет судить о стабильности семьи. Образ жизни семьи как процесс распадается на несколько стадий: 1) молодая семья; 2) семья с детьми: а) маленькими, б) среднего возраста, в) старшего возраста, г) создавшими собственную семью. Каждая стадия имеет свои особенности и свои противоречия. В период адаптации молодых супругов при совместной жизни происходит выработка реалистического восприятия друг друга и ориентации на семью, нередко сопровождающаяся противоречиями. Неумение взять на себя и играть роль родителей также порождает противоречия в отношениях супругов. Проблемы возникают при необходимости решать задачи опеки и автономии детей, создания для них среды не только внутрисемейного, но и внесемейного общения. Наконец, когда выросшие дети уходят из дома, выдвигается проблема снятия отчуждения, формирования специфических интересов пожилых людей. Социологическое исследование современной семьи в России и США выявило ряд основных отличий семейного образа жизни в этих странах. Первое из них касалось добрачного поведения и выбора супруга. В России, принимая решение о браке, только 50 % женщин и 65 % мужчин уверены в успехе семьи; 15 % женщин и 10% мужчин убеждены в неизбежности развода; остальные не имеют на этот счет определенного мнения. В Америке от 80 до 90 % мужчин и женщин, вступая в брак, уверены в счастливом будущем своей семьи. Очевидно, что в России возможность распада брака закладывается уже на стадии выбора партнера. Установки на преодоление противоречий, укрепление единства семьи фактически не существует. В России, по мнению исследователей, слабее, чем в США, сформировано чувство ответственности за будущее брака. Для российской молодежи брак обычно является легальной возможностью жить отдельно от родителей, иметь право получить собственную квартиру. В США — это союз лиц, принявших решение создать семейную общность, иметь спутника жизни и детей. В США выявлено более серьезное отношение к семье и к судьбам старшего поколения. Старость для пожилых американцев — это возвращение к романтике двадцатилетнего возраста. В России для многих — это доживание, отчуждение от среднего и молодого поколений, общества в целом. Существует также большое различие в поведении супругов после развода. В России — это, как правило, полный разрыв отношений. В США — продолжение общения, соучастие в воспитании детей, взаимопомощь. В результате этого появились понятия «благополучный развод» и «бинуклеарная семья», соединяющая две семейные структуры. На материале социологических исследований было разработано понятие «способность к браку». Оно предполагает развитие умения человека общаться, эмоционально сопереживать, заботиться о ближних, а также самоконтроля и самодисциплины, сотрудничества. Большое число разводов, высокий уровень внебрачной рождаемости приводят к увеличению количества неполных семей с несовершеннолетними детьми, что в свою очередь приводит к деформациям в их воспитании.
Одна из ключевых проблем любого общества — воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своей семье, своей социальной общности, своей стране, уважения и сохранения духовных ценностей своего народа. В наиболее общем виде воспитание представляет собой постоянное и планомерное влияние родителей и школы на младенца, ребенка и подростка. К числу главных средств воспитания относятся: личный пример старших (родителей, учителей, взрослых родственников, знакомых), умение убеждать, справедливо требовать или запрещать, обучать. Выпадение одного или нескольких элементов воспитания может приводить к отрицательным эффектам, ущербному воспитанию, что часто наблюдается в неполных семьях. Социальные психологи и передовые педагоги предлагают следующую воспитательную стратегию. В младенчестве ребенок склонен к подражанию. Позже, в дошкольный период, его нужно научить чувствовать себя творцом, способным осуществлять собственные замыслы. В школьном возрасте с помощью семьи, школы и внешкольных структур развивать способности к самопознанию, умение понимать свои действия, оценивать их и анализировать действия других. В результате ребенок начинает стремиться искать собственные ответы на любые вопросы, верить не авторитету, а логике доказательств. Разумеется, все это должно сопровождаться развитием навыков самостоятельной деятельности и социального взаимодействия. Поступательное развитие общества (индустриализация, урбанизация, эмансипация женщин, перемещение производственной деятельности за пределы семьи и пр.) ведет к тому, что традиционная многодетная семья все больше уступает место семье городской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи. В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее отделение детей от родительской семьи. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов. Меняются представления о семейных ролях и семейной морали. Наблюдается активный процесс эгалитаризации (установления равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям, к демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми. Меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.
Любые социальные процессы имеют как положительные, так и негативные последствия. Трансформация брачно-семейных отношений сопровождается большим числом разводов и неполных семей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения, конфликтностью и дезорганизацией значительной части семей. На смену традиционным родственно-семейным отношениям, доминированию семейных ценностей над личностными, пришло преобладание эгоистических, индивидуальных, прежде всего экономических целей в семейной жизни. На место семейного домохозяйства с его неразделенностью дома и работы пришло их абсолютное территориальное и психологическое размежевание. В урбанизированных регионах получает распространение чисто потребительский тип семьи, в которой общесемейная деятельность сводится в основном к удовлетворению личных физиологических и психологических потребностей ее членов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений и институтов за счет индивидуальных доходов, получаемых за пределами семьи. Физическое и психологическое размежевание дома, семьи и работы обусловило возникновение резкого контраста между первичностью внутрисемейных отношений, с одной стороны, и обезличенностью отношений в окружающем семью мире — с другой. Утратилась профессиональная и социальная преемственность между отцами и детьми. На смену ей пришла относительная независимость социального положения детей от их происхождения, а также выход индивидов на внесемейные поприща за счет личных усилий. В системе семейных ценностей вместо превалирующих долга, ответственности перед всеми членами семьи, обеспечения благополучной старости родителям стали преобладать индивидуализм, независимость, личный успех и др. Семейно-родственная система, объединяющая не менее трех поколений и несколько боковых ветвей с доминированием старших, уступает место децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родительско-родовых связей, причем в самом супружестве доминируют индивидуальные, эгоистические интересы. На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), чрезвычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительно межличностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому переставший быть чем-то чрезвычайным. Брачный выбор, осуществляемый родителями или другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак, сменяется выбором молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки воле родственников и предписаниям обычаев. Многовековая традиция многодетности с характерным для нее жестким запретом на любое преднамеренное вмешательство в репродуктивный цикл сменяется новыми социокультурными нормами, не только допускающими, но и поощряющими такое вмешательство.
Семья способствует удовлетворению потребностей человека. Потребности человека выступают источником его активности. Они обусловлены его воспитанием (социализацией) в широком смысле этого слова — приобщением к миру культуры, представленной как предметно (материальные потребности человека), так и духовно, в том числе эстетические потребности. При широком понимании экологии практически все потребности человека — это экологические потребности. Неудовлетворенность потребностей — один из источников стресса. Между потребностями и возможностями их удовлетворить имеется дистанция огромного размера. Рассмотрим это на конкретном примере. Потребность в качественном полноценном питании и ее реальное удовлетворение можно оценить, анализируя табл. 4, в которой приведены данные о потреблении продуктов на душу населения в России и других странах. Практически всегда, в том числе и в наши дни, жители России отставали не только по потреблению мяса, но и по потреблению молочных продуктов, растительного масла, овощей, ягод и фруктов. Необходимая калорийность рациона достигается за счет хлеба и мучных изделий. Подобный рацион отражается на качестве здоровья населения. При этом необходимо отметить, что усредненный рацион весьма условен. Значительная часть населения России из-за недостатка денег не может себе позволить и то количество продуктов (кроме хлеба), которое приведено в табл. 4. В то же время небольшая часть россиян может обеспечить себе и своим близким любой рацион. Исследование объема денежных доходов населения России показывает, что 20 % наиболее обеспеченных жителей страны получают почти половину всех доходов.
Таблица 4
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.77.161 (0.018 с.) |