Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как основной элемент антропоэкосистемыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья представляет собой объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Она играет ничем не заменимую роль как в общественном развитии в целом, так и жизни каждого человека. Семья — первичная социальная ячейка общества. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Семья берет на себя заботу о малолетних, престарелых и больных. Она создает условия для социализации детей и молодежи. Как социальный институт она реализует жизненно необходимую функцию самосохранения общества, воспроизводства новых поколений. В идеале семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности людей друг к другу. Рассматривая семью в контексте экологии человека, необходимо исследовать факторы, которые оказывают влияние на тип семьи, ее прочность, количество детей, образ жизни (рис. 3). Семьи всегда формировались в конкретных природных и исторических условиях, что отражалось на жизнедеятельности людей вообще и семьи в
Рис. 3. Внешние факторы, влияющие на формирование семьи
частности. Многие религиозные догмы, обряды и народные обычаи, связанные с семьей и браком, сформировались в конкретных природных условиях и имели важное практическое значение. В русских селах обычай играть свадьбы осенью приурочен к окончанию уборки урожая. Действительно, если вместо весенних работ в поле гулять на свадьбе, можно потерять урожай, а с ним и благополучие семьи. Формирование семей во многом зависит от демографической ситуации. Диспропорция полов, возникающая, например, после кровопролитных войн, приводит к появлению большого числа одиноких женщин. В исламском мире в результате особенностей военной организации и гибели воинов сложился институт многоженства, освященный религией. Понятно, что и возрастная структура населения влияет на формирование семей и их количество. Постарение населения России, наряду с другими факторами, привело к резкому снижению числа заключаемых браков. Социально-экономическая обстановка — важный фактор, который может или препятствовать заключению брака, или наоборот помогать ему. К социально-экономическим факторам можно отнести доходы семьи, питание, обеспеченность жильем и его качество. Тесно связаны между собой народные традиции, религия, местные обычаи. На протяжении веков у разных народов формировались свои представления о нормах семейной жизни. Российский «Домострой», мусульманский Шариат, иудаистский Талмуд — яркие образцы свода правил семейной жизни. На формирование семьи и ее жизнедеятельность влияет уровень урбанизации. Жизнь в городах резко меняет сложившиеся у людей социально-психологические установки, снижает или полностью нивелирует многие нормы поведения и следование обычаям. Для поддержания жизнеспособности семьи, высокого уровня здоровья ее членов необходимо разумное самосохранительное поведение, т.е. забота о собственном здоровье и здоровье своих близких. Одно из важных условий самосохранительного поведения — здоровый образ жизни. В последние годы сформировалась специальная наука о здоровом образе жизни, получившая название валеология. Семья как неформальная группа не имеет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень контактов между ее членами определяется отношениями родства, чувствами любви, привязанностью друг к другу и ответственностью за каждого. Кроме того, в ней осуществляется совместная деятельность всех членов, выполняется большое количество функций. Низшим пределом численности семьи выступает триада, если она полная, или диада, если в ней нет ребенка. В семье может быть 7—11 человек, если она многодетна и насчитывает не одно поколение. Поскольку руководство в семье имеет синтетический характер (с одной стороны, подчиняется норме, с другой — зависит от признания членов семьи), оно проявляется в разных формах — авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаше других приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами. Равным образом и лидерство в семье проявляется в разных формах — директивы, попустительства, психологического равенства. Самый высокий уровень несогласия и непонимания отмечается в семьях, где общее руководство имеет попустительский, а лидерство — анархический характер. Важнейший показатель семьи как малой социально-психологической группы — удовлетворенность семейным образом жизни. Этот показатель позволяет судить о стабильности семьи. Образ жизни семьи как процесс распадается на несколько стадий: 1) молодая семья; 2) семья с детьми: а) маленькими, б) среднего возраста, в) старшего возраста, г) создавшими собственную семью. Каждая стадия имеет свои особенности и свои противоречия. В период адаптации молодых супругов при совместной жизни происходит выработка реалистического восприятия друг друга и ориентации на семью, нередко сопровождающаяся противоречиями. Неумение взять на себя и играть роль родителей также порождает противоречия в отношениях супругов. Проблемы возникают при необходимости решать задачи опеки и автономии детей, создания для них среды не только внутрисемейного, но и внесемейного общения. Наконец, когда выросшие дети уходят из дома, выдвигается проблема снятия отчуждения, формирования специфических интересов пожилых людей. Социологическое исследование современной семьи в России и США выявило ряд основных отличий семейного образа жизни в этих странах. Первое из них касалось добрачного поведения и выбора супруга. В России, принимая решение о браке, только 50 % женщин и 65 % мужчин уверены в успехе семьи; 15 % женщин и 10% мужчин убеждены в неизбежности развода; остальные не имеют на этот счет определенного мнения. В Америке от 80 до 90 % мужчин и женщин, вступая в брак, уверены в счастливом будущем своей семьи. Очевидно, что в России возможность распада брака закладывается уже на стадии выбора партнера. Установки на преодоление противоречий, укрепление единства семьи фактически не существует. В России, по мнению исследователей, слабее, чем в США, сформировано чувство ответственности за будущее брака. Для российской молодежи брак обычно является легальной возможностью жить отдельно от родителей, иметь право получить собственную квартиру. В США — это союз лиц, принявших решение создать семейную общность, иметь спутника жизни и детей. В США выявлено более серьезное отношение к семье и к судьбам старшего поколения. Старость для пожилых американцев — это возвращение к романтике двадцатилетнего возраста. В России для многих — это доживание, отчуждение от среднего и молодого поколений, общества в целом. Существует также большое различие в поведении супругов после развода. В России — это, как правило, полный разрыв отношений. В США — продолжение общения, соучастие в воспитании детей, взаимопомощь. В результате этого появились понятия «благополучный развод» и «бинуклеарная семья», соединяющая две семейные структуры. На материале социологических исследований было разработано понятие «способность к браку». Оно предполагает развитие умения человека общаться, эмоционально сопереживать, заботиться о ближних, а также самоконтроля и самодисциплины, сотрудничества. Большое число разводов, высокий уровень внебрачной рождаемости приводят к увеличению количества неполных семей с несовершеннолетними детьми, что в свою очередь приводит к деформациям в их воспитании. Одна из ключевых проблем любого общества — воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своей семье, своей социальной общности, своей стране, уважения и сохранения духовных ценностей своего народа. В наиболее общем виде воспитание представляет собой постоянное и планомерное влияние родителей и школы на младенца, ребенка и подростка. К числу главных средств воспитания относятся: личный пример старших (родителей, учителей, взрослых родственников, знакомых), умение убеждать, справедливо требовать или запрещать, обучать. Выпадение одного или нескольких элементов воспитания может приводить к отрицательным эффектам, ущербному воспитанию, что часто наблюдается в неполных семьях. Социальные психологи и передовые педагоги предлагают следующую воспитательную стратегию. В младенчестве ребенок склонен к подражанию. Позже, в дошкольный период, его нужно научить чувствовать себя творцом, способным осуществлять собственные замыслы. В школьном возрасте с помощью семьи, школы и внешкольных структур развивать способности к самопознанию, умение понимать свои действия, оценивать их и анализировать действия других. В результате ребенок начинает стремиться искать собственные ответы на любые вопросы, верить не авторитету, а логике доказательств. Разумеется, все это должно сопровождаться развитием навыков самостоятельной деятельности и социального взаимодействия. Поступательное развитие общества (индустриализация, урбанизация, эмансипация женщин, перемещение производственной деятельности за пределы семьи и пр.) ведет к тому, что традиционная многодетная семья все больше уступает место семье городской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи. В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее отделение детей от родительской семьи. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов. Меняются представления о семейных ролях и семейной морали. Наблюдается активный процесс эгалитаризации (установления равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям, к демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми. Меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. Любые социальные процессы имеют как положительные, так и негативные последствия. Трансформация брачно-семейных отношений сопровождается большим числом разводов и неполных семей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения, конфликтностью и дезорганизацией значительной части семей. На смену традиционным родственно-семейным отношениям, доминированию семейных ценностей над личностными, пришло преобладание эгоистических, индивидуальных, прежде всего экономических целей в семейной жизни. На место семейного домохозяйства с его неразделенностью дома и работы пришло их абсолютное территориальное и психологическое размежевание. В урбанизированных регионах получает распространение чисто потребительский тип семьи, в которой общесемейная деятельность сводится в основном к удовлетворению личных физиологических и психологических потребностей ее членов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений и институтов за счет индивидуальных доходов, получаемых за пределами семьи. Физическое и психологическое размежевание дома, семьи и работы обусловило возникновение резкого контраста между первичностью внутрисемейных отношений, с одной стороны, и обезличенностью отношений в окружающем семью мире — с другой. Утратилась профессиональная и социальная преемственность между отцами и детьми. На смену ей пришла относительная независимость социального положения детей от их происхождения, а также выход индивидов на внесемейные поприща за счет личных усилий. В системе семейных ценностей вместо превалирующих долга, ответственности перед всеми членами семьи, обеспечения благополучной старости родителям стали преобладать индивидуализм, независимость, личный успех и др. Семейно-родственная система, объединяющая не менее трех поколений и несколько боковых ветвей с доминированием старших, уступает место децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родительско-родовых связей, причем в самом супружестве доминируют индивидуальные, эгоистические интересы. На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), чрезвычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительно межличностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому переставший быть чем-то чрезвычайным. Брачный выбор, осуществляемый родителями или другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак, сменяется выбором молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки воле родственников и предписаниям обычаев. Многовековая традиция многодетности с характерным для нее жестким запретом на любое преднамеренное вмешательство в репродуктивный цикл сменяется новыми социокультурными нормами, не только допускающими, но и поощряющими такое вмешательство. Семья способствует удовлетворению потребностей человека. Потребности человека выступают источником его активности. Они обусловлены его воспитанием (социализацией) в широком смысле этого слова — приобщением к миру культуры, представленной как предметно (материальные потребности человека), так и духовно, в том числе эстетические потребности. При широком понимании экологии практически все потребности человека — это экологические потребности. Неудовлетворенность потребностей — один из источников стресса. Между потребностями и возможностями их удовлетворить имеется дистанция огромного размера. Рассмотрим это на конкретном примере. Потребность в качественном полноценном питании и ее реальное удовлетворение можно оценить, анализируя табл. 4, в которой приведены данные о потреблении продуктов на душу населения в России и других странах. Практически всегда, в том числе и в наши дни, жители России отставали не только по потреблению мяса, но и по потреблению молочных продуктов, растительного масла, овощей, ягод и фруктов. Необходимая калорийность рациона достигается за счет хлеба и мучных изделий. Подобный рацион отражается на качестве здоровья населения. При этом необходимо отметить, что усредненный рацион весьма условен. Значительная часть населения России из-за недостатка денег не может себе позволить и то количество продуктов (кроме хлеба), которое приведено в табл. 4. В то же время небольшая часть россиян может обеспечить себе и своим близким любой рацион. Исследование объема денежных доходов населения России показывает, что 20 % наиболее обеспеченных жителей страны получают почти половину всех доходов.
Таблица 4
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.009 с.) |