Семья как основной элемент антропоэкосистемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как основной элемент антропоэкосистемы



 

Семья представляет собой объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общностью быта и взаим­ной ответственностью. Она играет ничем не заменимую роль как в общественном развитии в целом, так и жизни каждого человека. Семья — первичная социальная ячейка общества. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физи­ческую безопасность. Семья берет на себя заботу о малолетних, престарелых и больных. Она создает условия для социализации детей и молодежи. Как социальный институт она реализует жизненно необ­ходимую функцию самосохранения общества, воспроизводства новых поколений. В идеале семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности людей друг к другу.

Рассматривая семью в контексте экологии человека, необходимо исследовать факторы, которые оказывают влияние на тип семьи, ее прочность, количество детей, образ жизни (рис. 3).

Семьи всегда формировались в конкретных природных и исто­рических условиях, что отражалось на жизнедеятельности людей вообще и семьи в

 

 
 

 


Рис. 3. Внешние факторы, влияющие на формирование семьи

 

частности. Многие религиозные догмы, обряды и народные обычаи, связанные с семьей и браком, сформирова­лись в конкретных природных условиях и имели важное практи­ческое значение. В русских селах обычай играть свадьбы осенью приурочен к окончанию уборки урожая. Действительно, если вместо весенних

работ в поле гулять на свадь­бе, можно потерять урожай, а с ним и благополучие семьи. Формирование семей во многом зависит от демографической ситуации. Диспропорция полов, возникающая, например, после кровопролитных войн, приводит к появлению большого числа одиноких женщин. В исламском мире в резуль­тате особенностей военной организации и гибели воинов сложился институт многоженства, освященный религией. Понятно, что и возрастная

структура населения влияет на формирование семей и их количество. Постарение населения России, наряду с другими факторами, привело к резкому снижению числа заключаемых бра­ков. Социально-экономическая обстановка — важный фактор, ко­торый может или препятствовать заключению брака, или наобо­рот помогать ему. К социально-экономическим факторам можно отнести дохо­ды семьи, питание, обеспеченность жильем и его качество. Тесно связаны между собой народные традиции, религия, ме­стные обычаи. На протяжении веков у разных народов формиро­вались свои представления о нормах семейной жизни. Российский «Домострой», мусульманский Шариат, иудаистский Талмуд — яр­кие образцы свода правил семейной жизни. На формирование семьи и ее жизнедеятельность влияет уро­вень урбанизации. Жизнь в городах резко меняет сложившиеся у людей социально-психологические установки, снижает или пол­ностью нивелирует многие нормы поведения и следование обы­чаям. Для поддержания жиз­неспособности семьи, высокого уровня здоровья ее членов необ­ходимо разумное самосохранительное поведение, т.е. забота о собственном здоровье и здоровье своих близких. Одно из важных условий самосохранительного поведения — здоровый образ жиз­ни. В последние годы сформировалась специальная наука о здоро­вом образе жизни, получившая название валеология.

Семья как неформальная группа не имеет жестко заданной сис­темы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень контактов между ее членами определяется отношениями родства, чувствами любви, привязанностью друг к другу и ответственностью за каждо­го. Кроме того, в ней осуществляется совместная деятельность всех членов, выполняется большое количество функций. Низшим пре­делом численности семьи выступает триада, если она полная, или диада, если в ней нет ребенка. В семье может быть 7—11 человек, если она многодетна и насчитывает не одно поколение. Поскольку руководство в семье имеет синтетический характер (с одной стороны, подчиняется норме, с другой — зависит от признания членов семьи), оно проявляется в разных формах — авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаше других приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами. Равным образом и лидерство в семье проявляется в разных формах — директивы, попустительства, психологического равенства. Самый высокий уровень несогласия и непонимания отме­чается в семьях, где общее руководство имеет попустительский, а лидерство — анархический характер.

Важнейший показатель семьи как малой социально-психологической группы — удовлетворенность семей­ным образом жизни. Этот показатель позволяет судить о стабиль­ности семьи. Образ жизни семьи как процесс распадается на несколько стадий: 1) молодая семья; 2) семья с детьми: а) маленькими, б) среднего возраста, в) старшего возраста, г) создавшими соб­ственную семью. Каждая стадия имеет свои особенности и свои противоречия. В период адаптации молодых супругов при совместной жизни про­исходит выработка реалистического восприятия друг друга и ори­ентации на семью, нередко сопровождающаяся противоречиями. Неумение взять на себя и играть роль родителей также порождает противоречия в отношениях супругов. Проблемы возникают при необходимости решать задачи опеки и автономии детей, создания для них среды не только внутрисемейного, но и внесемейного общения. Наконец, когда выросшие дети уходят из дома, выдви­гается проблема снятия отчуждения, формирования специфиче­ских интересов пожилых людей.

Социологическое исследование современной семьи в России и США выявило ряд основных отличий семейного образа жизни в этих странах. Первое из них касалось добрачного поведения и вы­бора супруга. В России, принимая решение о браке, только 50 % женщин и 65 % мужчин уверены в успехе семьи; 15 % женщин и 10% мужчин убеждены в неизбежности развода; остальные не имеют на этот счет определенного мнения. В Америке от 80 до 90 % мужчин и женщин, вступая в брак, уверены в счастливом будущем своей семьи. Очевидно, что в России возможность рас­пада брака закладывается уже на стадии выбора партнера. Уста­новки на преодоление противоречий, укрепление единства семьи фактически не существует. В России, по мнению исследователей, слабее, чем в США, сфор­мировано чувство ответственности за будущее брака. Для россий­ской молодежи брак обычно является легальной возможностью жить отдельно от родителей, иметь право получить собственную квартиру. В США — это союз лиц, принявших решение создать семейную общность, иметь спутника жизни и детей. В США выявлено более серьезное отношение к семье и к судь­бам старшего поколения. Старость для пожилых американцев — это возвращение к романтике двадцатилетнего возраста. В России для многих — это доживание, отчуждение от среднего и молодого поколений, общества в целом. Существует также большое различие в поведении супругов после развода. В России — это, как правило, полный разрыв отношений. В США — продолжение общения, соучастие в воспитании детей, взаимопомощь. В результате этого появились понятия «благопо­лучный развод» и «бинуклеарная семья», соединяющая две се­мейные структуры. На материале социологических исследований было разработа­но понятие «способность к браку». Оно предполагает развитие умения человека общаться, эмоционально сопереживать, забо­титься о ближних, а также самоконтроля и самодисциплины, со­трудничества. Большое число разводов, высокий уровень внебрачной рожда­емости приводят к увеличению количества неполных семей с не­совершеннолетними детьми, что в свою очередь приводит к деформациям в их воспитании.

Одна из ключевых проблем любого об­щества — воспитание подрастающего поколения в духе преданно­сти и любви к своей семье, своей социальной общности, своей стране, уважения и сохранения духовных ценностей своего народа. В наиболее общем виде воспитание представляет собой постоян­ное и планомерное влияние родителей и школы на младенца, ре­бенка и подростка. К числу главных средств воспитания относятся: личный пример старших (родителей, учителей, взрослых родствен­ников, знакомых), умение убеждать, справедливо требовать или запрещать, обучать. Выпадение одного или нескольких элементов воспитания может приводить к отрицательным эффектам, ущерб­ному воспитанию, что часто наблюдается в неполных семьях. Социальные психологи и передовые педагоги предлагают сле­дующую воспитательную стратегию. В младенчестве ребенок скло­нен к подражанию. Позже, в дошкольный период, его нужно научить чувствовать себя творцом, способным осуществлять соб­ственные замыслы. В школьном возрасте с помощью семьи, школы и внешкольных структур развивать способности к самопознанию, умение понимать свои действия, оценивать их и анализировать действия других. В результате ребенок начинает стремиться искать собственные ответы на любые вопросы, верить не авторитету, а логике доказательств. Разумеется, все это должно сопровождать­ся развитием навыков самостоятельной деятельности и социального взаимодействия.

Поступательное развитие общества (индустриализация, урба­низация, эмансипация женщин, перемещение производственной деятельности за пределы семьи и пр.) ведет к тому, что традици­онная многодетная семья все больше уступает место семье город­ской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отноше­ниями членов семьи. В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее отделение детей от родительской семьи. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов. Меняются представления о семейных ролях и семейной морали. Наблюдается активный процесс эгалитаризации (установле­ния равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на под­чинении жены мужу, детей — родителям, к демократическим от­ношениям между супругами, родителями, детьми. Меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняе­мости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Любые социальные процессы имеют как положительные, так и негативные последствия. Трансформация брачно-семейных отно­шений сопровождается большим числом разводов и неполных се­мей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения, конфликтностью и дезорганизацией значительной части семей. На смену традиционным родственно-семейным отношениям, доминированию семейных ценностей над личностны­ми, пришло преобладание эгоистических, индивидуальных, прежде всего экономических целей в семейной жизни. На место семейного домохозяйства с его неразделенностью дома и работы пришло их абсолютное территориальное и психологи­ческое размежевание. В урбанизированных регионах получает рас­пространение чисто потребительский тип семьи, в которой обще­семейная деятельность сводится в основном к удовлетворению личных физиологических и психологических потребностей ее чле­нов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений и институтов за счет индивидуальных доходов, получаемых за пределами семьи.

Физическое и психологическое размежевание дома, семьи и работы обусловило возникновение резкого контраста между пер­вичностью внутрисемейных отношений, с одной стороны, и обезличенностью отношений в окружающем семью мире — с другой. Утратилась профессиональная и социальная преемственность между отцами и детьми. На смену ей пришла относительная независи­мость социального положения детей от их происхождения, а также выход индивидов на внесемейные поприща за счет личных усилий. В системе семейных ценностей вместо превалирующих долга, ответственности перед всеми членами семьи, обеспечения благо­получной старости родителям стали преобладать индивидуализм, независимость, личный успех и др. Семейно-родственная система, объединяющая не менее трех поколений и несколько боковых ветвей с доминированием стар­ших, уступает место децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родительско-родовых связей, причем в самом супружестве доминируют индивидуальные, эгоистические интересы.

На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), чрезвычай­но редкому, приходит развод, вызванный исключительно меж­личностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому переставший быть чем-то чрезвычайным. Брачный выбор, осуществляемый родителями или другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак, сменяется выбором молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки воле родственников и предписаниям обычаев. Многовековая традиция многодетности с характерным для нее жестким запретом на любое преднамеренное вмешательство в ре­продуктивный цикл сменяется новыми социокультурными нор­мами, не только допускающими, но и поощряющими такое вме­шательство.

Семья способству­ет удовлетворению потребностей человека. Потребности челове­ка выступают источником его активности. Они обусловлены его воспитанием (социализацией) в широком смысле этого слова — приобщением к миру культуры, представленной как предметно (материальные потребности человека), так и духовно, в том числе эстетические потребности. При широком понимании экологии практически все потреб­ности человека — это экологические потребности. Неудовлетво­ренность потребностей — один из источников стресса. Между потребностями и воз­можностями их удовлетворить имеется дистанция огромного раз­мера. Рассмотрим это на конкретном примере. Потребность в ка­чественном полноценном питании и ее реальное удовлетворе­ние можно оценить, анализируя табл. 4, в которой приведены данные о потреблении продуктов на душу населения в России и других странах. Практически всегда, в том числе и в наши дни, жители России отставали не только по потреблению мяса, но и по потреблению молочных продуктов, растительного масла, овощей, ягод и фрук­тов. Необходимая калорийность рациона достигается за счет хлеба и мучных изделий. Подобный рацион отражается на качестве здо­ровья населения. При этом необходимо отметить, что усреднен­ный рацион весьма условен. Значительная часть населения России из-за недостатка денег не может себе позволить и то количество продуктов (кроме хлеба), которое приведено в табл. 4. В то же время небольшая часть россиян может обеспечить себе и своим близким любой рацион. Исследование объема денежных доходов населения России по­казывает, что 20 % наиболее обеспеченных жителей страны получают почти половину всех доходов.

 

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.019 с.)