Потребление продуктов питания на душу населения, кг/год



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребление продуктов питания на душу населения, кг/год



 

Продукты Россия Австрия Франция США
Мясо и мясопродукты
Молоко и молочные продукты
Рыба и рыбопродукты 9,9 8,6 20,0 10,0
Сахар
Растительное масло 9,3 18,2 15,2 24,0
Овощи и бахчевые
Фрукты и ягоды
Хлеб и мучные изделия

 

Любой биологический вид тем жизнеспособнее, чем он более активен в различных сферах, в том числе и в репродуктивной. Человек как биологический вид полностью подчинен этой закономерности. Репродуктивные возможности человека значительно выше, чем этого требует повседневная жизнь. Вне конкретных социальных условий физиологические возможности позволяют женщине в сред­нем произвести на свет более 10—15 детей, возможности мужчи­ны, естественно, еще выше. Социальные условия значительно ог­раничивают реальное число детей. Таким образом, человек в боль­шинстве случаев не имеет возможности полностью реализовать свой биологический потенциал. Этой сексуальной неудовлетво­ренностью, вероятно, и объясняется интерес людей к вопросам отношений между полами, который пронизывает самые различ­ные сферы человеческой деятельности: и литературу, и искусст­во, а также обыденные разговоры людей и т.д.

В ходе развития цивилизации отчетливо проявляются ограни­чения проявлений сексуальности человека, препятствующие ее реализации на уровне физиологических возможностей. Во-первых, это возрастающая с развитием культуры избирательность в выбо­ре партнера для сексуальных отношений. Во-вторых, это возра­стающее разнообразие социальных обязанностей человека, заня­тость его в сфере материального производства и др. В-третьих, в условиях семьи появление детей ограничивает проявление сексу­альных возможностей родителей из-за разнообразных дел по ухо­ду и воспитанию. В любом случае можно говорить о наличии до­статочно большого количества факторов, препятствующих пол­ной реализации сексуальных потенций человека. К этому следует добавить ограничения профессионального или идеологического плана, например связанные с религией. Сексуальные обычаи, установки относительно секса, партнера глубоко обусловлены спецификой каждой культуры. Знаком­ство с сексуальными обычаями, традициями, отношением к сек­су в культурах мира позволяет отойти от этноцентризма, от пер­спективы, ограниченной лишь рамками собственной культуры, обогатить наше сексуальное поведение.

Специфика сексуальности человека состоит в том, что женщи­на, как и мужчина, способна к интимным отношениям с момен­та достижения половой зрелости. В этом заключается одно из от­личий человека от животных, в мире которых господствует целе­направленный, механический секс, связанный с продолжением рода, и лишь у немногих животных секс не связан только с этой целью (у обезьян, дельфинов). У человека сексуальные контакты служат в основном удовлет­ворению половых потребностей, удовольствию. Другое отличительное свойство сексуальности человека — оргазм у женщины, что очень важно в сексуальных отношениях партнеров.

Социологи различных стран, изу­чающие проблемы секса, отмечают, что в современную эпоху уве­личивается число женщин, испытывающих оргазм, возрастает частота интимных отношений, и продолжаются они до глубокой старости, расширяются сексуальные контакты, одобряются раз­личные формы интимной жизни. Новые сексуальные обычаи обладают как положительными, так и отрицательными чертами. Положительными сторонами этого явления можно считать рост сексуальной просвещенности, пози­тивную оценку секса, обогащение сексуальной жизни, увеличение возможностей лечения сексуальных расстройств, рациональное планирование рождаемости и др. Отрицательные стороны совре­менной сексуальной нравственности включают секс без чувств, соперничество полов, определенную заданность в сексу­альном поведении, погоню за оргазмом как единственным смыс­лом интимных отношений, дезориентацию в системе сексуаль­ных ценностей. Секс в современной культуре стал иным, он на пороге новых изменений. Вопреки мнению пессимистов, предрекавших широ­кое распространение разного рода отклонений и извращений, отказ от брака, исчезновение таких чувств, как верность, любовь, подавляющее большинство людей рассматривают любовь, брак, верность как высокую ценность.

Обыденной темой массовой культу­ры становится секс, он открыто демонстрируется, в нем остается все меньше тайн. В различных течениях этой культуры сексуальные традиции трактуются неоднозначно. Одни представители культуры проповедуют свободу сексуальных отношений во всех их проявле­ниях как высшее достижение демократии, другие — рассматри­вают секс в системе человеческих ценностей, а не изолированно. По мнению одних, эротизация массо­вой культуры ведет к дегуманизации секса. По мнению других, она не несет никаких негативных последствий, а наоборот, разру­шая сексуальные стереотипы, способствует более полной сексу­альной жизни.

Таким образом, в определенной степени воздействующая на молодежь массовая культура должна рассматриваться как фак­тор, воспитывающий и формирующий отношение к сексу. Моло­дежь ищет в ней философию жизни, образцы и модели поведения.

Отдельно следует рассмотреть сексуальные проблемы в России. За прошедшие 100 лет в сексу­альном поведении россиян наблюдалось несколько этапов, в те­чение которых происходили принципиальные изменения этого поведения. После 1917 г. традиционные системы моральных ценностей, брачно-семейных и сексуальных отношений были разрушены. Это сопровождалось ростом внебрачных связей, нежелательных бере­менностей, абортов, безотцовщины, изнасилований, венерических заболеваний и проституции. Хотя взгляды молодежи на сексуаль­ную свободу были значительно радикальнее ее собственного пове­дения, в обществе возникла острая дискуссия и поднялась волна моральной паники. Советское государство провозгласило сексуаль­ную свободу буржуазной и подрывающей новую идеологию. Не умея справиться с возникшими социальными трудностями, советская власть пыталась преодолеть их репрессивными мерами. По мере либерализации советского режима в 1960—1980-х годах стало ясно, что главные тенденции сексуального поведения рос­сиян были теми же, что и на Западе. Проявлялись отчетливые признаки надвигающейся сексуальной революции:

более раннее сексуальное созревание и пробуждение эроти­ческих чувств у подростков;

более раннее начало сексуальной жизни;

социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства;

ослабление двойного стандарта, разных норм и правил сек­суального поведения для мужчин и для женщин;

рост значения сексуальной удовлетворенности как фактора успешности брака и его прочности;

признание сексуальности женщин, которых лживая и фаль­шивая мораль считала вообще фригидными;

сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике;

снисходительное отношение к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности;

увеличение разрыва между поколениями в сексуальных уста­новках, ценностях и поведении.

В настоящее время происходит даль­нейшее быстрое снижение возраста начала половой жизни, пре­вращение сексуальности в предмет массового потребления, ее отрыв от любовно-романтических ценностей, увеличение разры­ва между сексуальными установками подростков и тем, что было принято в поколении их родителей, и т.д. Таким образом, можно отметить, что в 1990-е годы в России произошла сексуальная ре­волюция. Сексуальная революция — процесс радикальной ломки тради­ционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных от­ношений, связанный преимущественно с молодежными бунтарскими настроениями. Заметную роль в истории сексуальной революции сыграло появление надежных контрацептивов, а также распространение наркотиков среди мо­лодежи. К середине 1990-х годов возраст приобретения сексуального опыта в России стал сопоставим с показателями западных стран. Наиболее точные исследования показывают, что средний возраст сексуального дебюта составляет 17 лет для девушек и 16 лет для юношей. К 18 годам доля имеющих сексуальный опыт достигает приблизительно 70—80 % для мужчин и более 50 % для женщин. Возросшая сексуальная активность среди подростков связана с несколькими видами рисков, среди которых нежелательные бере­менности, аборты, внебрачные рождения, заболевания, переда­ваемые половым путем, и повышенная материнская смертность.

Прогнозируя сексуальное поведение молодежи в XXI веке, можно отметить, что с ослаблением сексуальных страхов и резко сократившимся числом насаждаемых различными организациями в своекорыстных целях юридических и моральных запретов на сексуально-эротические материалы, потребление эротики станет делом индивидуального усмотрения, а свобода распространения сексуальной информации — одним из неотчуждаемых прав человека. Виртуальный секс станет самостоятельной формой сексуального удовлетворения, особенно для тех людей, которым по тем или иным причинам трудно реализовать свои эротические желания в обычных отношениях. Коммерческий секс (проституция) не исчезнет, но станет преимущественно прибежищем тех, кто по тем или иным причинам не может сочетать сексуальные отношения с любовными. Моногамный брак и юридически неоформленные постоянные партнерские отношения (сожительства) сохранятся, но их характер изменится. Если традиционный брак является, прежде всего, социальным институтом, то современные парные союзы тяготеют к тому, чтобы быть "чистыми", самоценными отношениями. Такие психологические отношения значительно менее устойчивы, чем брак по расчету, основанный на общности имущества и социальных обязанностей. Это означает неизбежное увеличение числа разводов и связанных с ними проблем. Типичная форма партнерства у современных молодых людей - так называемая серийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером или партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. В XXI в. этот тип отношений у городской молодежи, вероятно, станет господствующим, причем такие взаимоотношения становятся, с одной стороны, более верными, а с другой - менее продолжительными. Меняется и само понятие "верности", сексуальная исключительность рассматривается как производная от любви и эмоциональной близости. Новый стиль сексуальных отношений снимает одни психосексуальные проблемы и трудности, но порождает другие. Самой массовой сексуальной проблемой XXI века будет скука, отсутствие сексуального желания. Люди имеют все социальные и физиологические предпосылки для занятий сексом, но их просто не тянет к нему. Это особенно характерно для женщин. Еще более трудным становится положение мужчин. Сексуальная революция XX в. была по преимуществу женской, впервые за многие века женщины снова почувствовали себя сексуальными существами. Однако многих "традиционных" мужчин ("мужиков") женское равноправие, включая и постель, застало врасплох. "Исполнительская тревожность", от которой чаще всего страдают современные мужчины, не поддается медикаментозному лечению. Нужна выработка нового языка и стиля общения с самостоятельными и образованными женщинами и преодоление многих древних стереотипов, согласно которым мужчина, образно говоря, всегда и всюду должен быть "сверху". Эта проблема выходит далеко за рамки сексуальных отношений. Выработка нового стиля взаимоотношений между полами - одна из важнейших задач нового столетия. Главные трудности, с которыми будут сталкиваться в своей личной жизни люди ХХI в., — не сексуальные, а коммуникативные - чувство одиночества, потребность в самораскрытии, любви и психологической интимности. Перечисленные выше сдвиги являются глобальными, но они по-разному проявляются в разных странах и социальных средах. Россия, с ее традиционно низким уровнем сексуально-эротической культуры и культуры межличностных отношений, оказывается в этом отношении в более трудном положении, чем Запад. Если мы этого своевременно не поймем и будем держаться за устаревшие стереотипы, это дорого обойдется молодым поколениям.

Таким образом, специфика современной сексуальной рево­люции заключается в полной раскрепощенности и независимости половых связей от семейных традиций, религиозных норм, взгля­дов общества, сложившихся в прошлом. Сексуальную револю­цию нельзя оценивать по принципу «хорошо или плохо». К ней необходимо относиться как к объективному массовому процес­су, который, несомненно, будет изменяться, эволюционировать и постепенно приведет к тому, что на некоторое время сформи­рует определенные морально-этические и правовые нормы. Эле­менты этих норм уже можно наблюдать в некоторых европейских странах, где законодательно разрешены однополые браки и се­мьи геев и лесбиянок обладают всеми гражданскими правами. Тем не менее, всплеск сексуальности преимущественно в моло­дежной и подростковой среде, беспорядочные половые связи, нетрадиционный секс имеют ряд серьезных отрицательных по­следствий, которые общество не может игнорировать и которые требуют соответствующего урегулирования.

Таким образом, семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственности поко­лений, развитие личности и общества в целом может быть до­стигнуто только при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политических перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль семьи в обществе?

2. Как развод родителей влияет на поведение детей?

3. Какова роль семьи в воспитании?

4. В чем разница между семьей и домохозяйством?

5. Перечислите основные потребности человека.

6. Как удовлетворяются потребности людей?

7. Каково соотношение доходов у разных групп населения в совре­менной России?

8. Как государство влияет на жизнедеятельность семей?

9. Какие причины привели к возникновению сексуальной революции на Западе и в России?

10. Какое отношение к сексуальной революции наблюдается в настоя­щее время в России и странах Запада?

11. Как отражается сексуальная раскрепощенность на формировании семьи?

12. Широкое распространение каких заболеваний связано с беспоря­дочным сексуальным поведением?

13. Нужно ли в наших школах сексуальное воспитание?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.024 с.)