Предмет, задачи и проблемы экологии человека



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и проблемы экологии человека



 

Экология человека — это наука, изучающая закономерности воз­действия на население конкретных регионов природных, социальных, бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи, ре­лигию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так­же причины их возникновения.

Объектом изучения эколо­гии человека служит антропоэкосистема — пространственное под­разделение среды обитания человека. Оно характеризуется сход­ством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятель­ности населения. Иными словами, антропоэкосистема это — система, в которой формируются основные свойства населяющих ее людей. Достаточно типичный пример двух соседних антропоэкосистем — город и окружающая его сельская местностью.

Цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оп­тимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Практическая задача экологии человека — создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. Особого внимания при решении этой задачи заслуживает демографическое поведение населения и нарушение его здоровья.

Теоретически и прак­тически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует. Важная роль здесь принадлежит философии и таким общественным наукам, как демография, социология, региональная экономика.

Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии поня­тия — рождаемость, смертность, детская смертность, продолжи­тельность жизни, средний возраст — одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоро­вья и жизнеспособности населения того или иного региона.

Экологическая демография, население и природные ресурсы, население и продовольственный вопрос, население и окружающая среда, население и урбанизация, население и здравоохранение, население и войны являются пограничными между демографией и экологией человека. Практическим осуществлением идеи о тес­ном взаимодействии антропоэкологии и демографии стало созда­ние в системе Российской академии наук Центра демографии и экологии человека.

Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования ин­формации и методов ряда наук о Земле — географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии. Медицина в этой системе наук представлена общей гигиеной, медицинской статистикой, организацией здравоохранения, эпидемиологией и др.; биология — антропологией, генетикой, микробиологией, бота­никой, зоологией, почвоведением. Таков далеко не полный пере­чень дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый спе­циалист, пытающийся установить связи между жизнедеятельно­стью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания (рис. 1).

 

 
 

 


Рис. 1. Взаимодействие экологии человека с другими науками.

 

В ходе развития экологии человека сфор­мировались ее теоретические основы, методологические поло­жения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Для формирования методических основ экологии человека важ­но понимание ее как науки о законах развития пространственно-временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обуслов­ленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора ин­формации, которые сложились в науках, послуживших базой фор­мирования экологии человека. Среди этих методов — оценивание, моделирование, карто­графирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной ин­формации и ее верификацию (проверку результатов). Большое зна­чение имеет правильный выбор формы представления получен­ных результатов.

При современном состоянии статистических материалов и сте­пени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания.

Оценивание среды обитания населения — один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оце­нивание служит важным способом получения необходимой ин­формации. Если объективные данные, выраженные в четкой ко­личественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследо­ватели используют метод оценок.

Оценивание — это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценива­ние нацелено на прогнозирование развития процесса или явления и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целена­правленное его изменение.

Один из видов оценивания нашел свое воплощение в методе балльных оценок, который широко применяется в исследованиях по охране окружающей среды и рациональному природопользо­ванию, оценке природных условий жизни населения, в медицине и т.д. Преимущество таких оценок состоит в том, что они придают гро­моздким словесным характеристикам, содержащим в себе некое сравнение с эталоном, числовую форму выражения и это делает их более универсальными, удобными для дальнейшей обработки. Уже привычными стали шкалы балльных оценок землетрясений и штормов, а ведь за каждой градацией стоит довольно подробное описание характера и силы разрушений, производимых тем или иным стихийным явлением.

Для антропоэкологического изучения территории, анализа проблем­ных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Таксонирование бывает нескольких видов. Наиболее простой — ареалирование, позволяющее в простран­стве и на карте выделять территорию распространения какого-либо явления, например, ареал клещевого энцефалита. При этом в общий контур заключены все территории, где встречается кле­щевой энцефалит. Следующий вид — районирование, т.е. выделе­ние индивидуальных (неповторимых во времени и пространстве) территориальных единиц.

Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны ок­ружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осу­ществления социально ориентированной экономической полити­ки, градостроительного проектирования и т.д. В качестве примера таксонирования можно привести деление городских агломераций на типологические (иными словами, сходные по одному или нескольким призна­кам) комплексы: индустриальные районы, в которых сосредоточено большинство промышленных предприятий; так называемые «спальные районы», где преимущественно находится жилая застройка и предприятия сферы обслуживания населения — детские сады, школы, магазины, поликлиники и т.д.; центральные районы с расположенными в них куль­турно-просветительными учреждениями, органами государствен­ного, областного и городского управлений; города-спутники со своими индустриальными, жи­лыми микрорайонами, культурно-торговыми центрами; пригородные лесопарковые районы.

Совершенно иной принцип заложен в муниципальном райо­нировании. Это районирование выполнено в целях облегчения административного управления. Для этого город делят на округа — Центральный, Северо-Восточ­ный, Южный, Юго-Западный и т.д.

В пределах всей России можно выделить аграрные, индустри­ально развитые, аграрно-индустриальные территории. Это будет типологическое таксонирование. Но Россия разделена и на круп­ные экономические районы (так называемое районирование Гос­плана), по которым до 2000 г. собиралась и публиковалась государ­ственная статистическая информация. В настоящее время информа­ция обобщается по семи федеральным округам — Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Си­бирскому и Дальневосточному. Вообще любую территорию для удобства изучения или управления можно делить по любым при­знакам или сочетанию признаков.

В экологии человека широко используются ме­тоды моделирования или построения различных моделей, ими­тирующих антропоэкологические процессы или явления.

Модель — один из важнейших инструментов научного познания. Она представляет собой условный образ и конструируется иссле­дователем так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.), существенные для цели исследования. Модель имеет практиче­ское значение при условии, что ее анализ более доступен иссле­дователю в соответствии с имеющимися у него средствами, чем непосредственное изучение объекта. При этом применяются са­мые разные модели — картографические, графические, матема­тические, физические.

Яркий пример компьютерного моделирования — модель воз­можных последствий ядерного конфликта между США и СССР. Модель разработали ученые Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР, ныне это ВЦ РАН) под руководством академика Н.Н. Моисеева. По предсказаниям, сделанным на ос­нове этой модели, были спрогнозированы глобальные последствия: «ядерная ночь», длящаяся три года, и как ее результат — «ядер­ная зима» на всей планете. Последствия «ядерной зимы» могли привести к фатальному концу существование человечества. Уче­ные сделали свою модель достоянием научной международной общественности, а также правительств. Видимо, благодаря и это­му обстоятельству человечество смогло избежать роковой пропасти.

При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно мо­гут быть использованы дистанционные методы и приемы иссле­дования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно исполь­зуются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеоро­логии и т.д.

С помощью дистанционной информации (в сочетании с на­земными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяй­ство, структура территориальной организации общества, природ­ные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в разви­тии этих явлений и процессов.

В итоге исследований с использованием перечисленных мето­дов может быть получена достаточно полная антропоэкологическая оценка территории. Совершенно очевидно, что за этим стоит огромная и очень сложная работа по сбору фактического мате­риала, его анализу, осуществлению процедуры сопоставления результатов, полученных разными специалистами различными методами. При этом обычно не только привлекаются материалы, относящиеся к изучаемым регионам, но и обязательно изучает­ся мировой опыт.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение дисциплине «Экология человека».

2. Каков главный объект и предмет изучения данной дисциплины?

3. Каковы цели и задачи экологии человека?

4. Как вы считаете: экология человека — это отдельная самостоятельная наука, ассоциация наук или определенное мировоззрение?

5. Каков принцип формирования системы методов, используемых экологией человека?

6. Каковы пути решения антропоэкологических задач?

7. Чем вызвано использование метода оценивания в антропоэкологии?

8. Приведите примеры использования балльных оценок в экологии человека и объясните, чем вызвано их использование.

9. Какова роль картографического метода в исследованиях по эколо­гии человека?

10. Что такое таксонирование территории и какие виды таксонирования вы знаете? Приведите примеры.

11. Какие виды моделирования вы знаете?

12. В чем различие между материальными и электронными моделями?

13. Какую роль в послевоенной истории мира сыграла модель «ядер­ной зимы»?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.014 с.)