Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи и проблемы экологии человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экология человека — это наука, изучающая закономерности воздействия на население конкретных регионов природных, социальных, бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причины их возникновения. Объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека. Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения. Иными словами, антропоэкосистема это — система, в которой формируются основные свойства населяющих ее людей. Достаточно типичный пример двух соседних антропоэкосистем — город и окружающая его сельская местностью. Цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях. Практическая задача экологии человека — создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. Особого внимания при решении этой задачи заслуживает демографическое поведение населения и нарушение его здоровья. Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует. Важная роль здесь принадлежит философии и таким общественным наукам, как демография, социология, региональная экономика. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии понятия — рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст — одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного региона. Экологическая демография, население и природные ресурсы, население и продовольственный вопрос, население и окружающая среда, население и урбанизация, население и здравоохранение, население и войны являются пограничными между демографией и экологией человека. Практическим осуществлением идеи о тесном взаимодействии антропоэкологии и демографии стало создание в системе Российской академии наук Центра демографии и экологии человека. Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле — географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии. Медицина в этой системе наук представлена общей гигиеной, медицинской статистикой, организацией здравоохранения, эпидемиологией и др.; биология — антропологией, генетикой, микробиологией, ботаникой, зоологией, почвоведением. Таков далеко не полный перечень дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый специалист, пытающийся установить связи между жизнедеятельностью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие экологии человека с другими науками.
В ходе развития экологии человека сформировались ее теоретические основы, методологические положения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Для формирования методических основ экологии человека важно понимание ее как науки о законах развития пространственно-временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обусловленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими. Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека. Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной информации и ее верификацию (проверку результатов). Большое значение имеет правильный выбор формы представления полученных результатов. При современном состоянии статистических материалов и степени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания. Оценивание среды обитания населения — один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оценивание служит важным способом получения необходимой информации. Если объективные данные, выраженные в четкой количественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследователи используют метод оценок. Оценивание — это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценивание нацелено на прогнозирование развития процесса или явления и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целенаправленное его изменение. Один из видов оценивания нашел свое воплощение в методе балльных оценок, который широко применяется в исследованиях по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, оценке природных условий жизни населения, в медицине и т.д. Преимущество таких оценок состоит в том, что они придают громоздким словесным характеристикам, содержащим в себе некое сравнение с эталоном, числовую форму выражения и это делает их более универсальными, удобными для дальнейшей обработки. Уже привычными стали шкалы балльных оценок землетрясений и штормов, а ведь за каждой градацией стоит довольно подробное описание характера и силы разрушений, производимых тем или иным стихийным явлением. Для антропоэкологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Таксонирование бывает нескольких видов. Наиболее простой — ареалирование, позволяющее в пространстве и на карте выделять территорию распространения какого-либо явления, например, ареал клещевого энцефалита. При этом в общий контур заключены все территории, где встречается клещевой энцефалит. Следующий вид — районирование, т.е. выделение индивидуальных (неповторимых во времени и пространстве) территориальных единиц. Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т.д. В качестве примера таксонирования можно привести деление городских агломераций на типологические (иными словами, сходные по одному или нескольким признакам) комплексы: индустриальные районы, в которых сосредоточено большинство промышленных предприятий; так называемые «спальные районы», где преимущественно находится жилая застройка и предприятия сферы обслуживания населения — детские сады, школы, магазины, поликлиники и т.д.; центральные районы с расположенными в них культурно-просветительными учреждениями, органами государственного, областного и городского управлений; города-спутники со своими индустриальными, жилыми микрорайонами, культурно-торговыми центрами; пригородные лесопарковые районы. Совершенно иной принцип заложен в муниципальном районировании. Это районирование выполнено в целях облегчения административного управления. Для этого город делят на округа — Центральный, Северо-Восточный, Южный, Юго-Западный и т.д. В пределах всей России можно выделить аграрные, индустриально развитые, аграрно-индустриальные территории. Это будет типологическое таксонирование. Но Россия разделена и на крупные экономические районы (так называемое районирование Госплана), по которым до 2000 г. собиралась и публиковалась государственная статистическая информация. В настоящее время информация обобщается по семи федеральным округам — Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному. Вообще любую территорию для удобства изучения или управления можно делить по любым признакам или сочетанию признаков. В экологии человека широко используются методы моделирования или построения различных моделей, имитирующих антропоэкологические процессы или явления. Модель — один из важнейших инструментов научного познания. Она представляет собой условный образ и конструируется исследователем так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.), существенные для цели исследования. Модель имеет практическое значение при условии, что ее анализ более доступен исследователю в соответствии с имеющимися у него средствами, чем непосредственное изучение объекта. При этом применяются самые разные модели — картографические, графические, математические, физические. Яркий пример компьютерного моделирования — модель возможных последствий ядерного конфликта между США и СССР. Модель разработали ученые Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР, ныне это ВЦ РАН) под руководством академика Н.Н. Моисеева. По предсказаниям, сделанным на основе этой модели, были спрогнозированы глобальные последствия: «ядерная ночь», длящаяся три года, и как ее результат — «ядерная зима» на всей планете. Последствия «ядерной зимы» могли привести к фатальному концу существование человечества. Ученые сделали свою модель достоянием научной международной общественности, а также правительств. Видимо, благодаря и этому обстоятельству человечество смогло избежать роковой пропасти. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т.д. С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов. В итоге исследований с использованием перечисленных методов может быть получена достаточно полная антропоэкологическая оценка территории. Совершенно очевидно, что за этим стоит огромная и очень сложная работа по сбору фактического материала, его анализу, осуществлению процедуры сопоставления результатов, полученных разными специалистами различными методами. При этом обычно не только привлекаются материалы, относящиеся к изучаемым регионам, но и обязательно изучается мировой опыт.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение дисциплине «Экология человека». 2. Каков главный объект и предмет изучения данной дисциплины? 3. Каковы цели и задачи экологии человека? 4. Как вы считаете: экология человека — это отдельная самостоятельная наука, ассоциация наук или определенное мировоззрение? 5. Каков принцип формирования системы методов, используемых экологией человека? 6. Каковы пути решения антропоэкологических задач? 7. Чем вызвано использование метода оценивания в антропоэкологии? 8. Приведите примеры использования балльных оценок в экологии человека и объясните, чем вызвано их использование. 9. Какова роль картографического метода в исследованиях по экологии человека? 10. Что такое таксонирование территории и какие виды таксонирования вы знаете? Приведите примеры. 11. Какие виды моделирования вы знаете? 12. В чем различие между материальными и электронными моделями? 13. Какую роль в послевоенной истории мира сыграла модель «ядерной зимы»?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.009 с.) |