Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления экологии человека↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Учебное пособие для студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения специальности 280104.65 «Пожарная безопасность»
Екатеринбург Грозин А.Н. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие – Екатеринбург.: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2009. – 120 с.
В учебном пособии рассматривается краткая история становления экологии человека как науки; предмет, задачи и проблемы данной дисциплины. Рассматривается ее связь с другими науками. Приводятся основные положения и аксиомы экологии человека, составляющие теоретическую основу этой науки, и раскрывается понятие и структура антропоэкосистемы — основного объекта изучения экологии человека. Подробно рассматривается связь экологии человека с демографией и медициной, условия и образ жизни людей, их взаимодействие с окружающей средой, проблемы нормирования качества окружающей среды, осуществления практической деятельности в области экологии человека, различные виды безопасности человечества. Предлагается концепция экологического жилья и рассматривается его влияние на решение проблем городов и других поселений. Прослеживается вероятное влияние экологического жилья на экономические, социальные, экологические и другие глобальные процессы. Пособие является основным материалом для изучения дисциплины экология, предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения по подготовке инженеров пожарной безопасности учебных заведений МЧС России.
Рецензенты:
Докторант Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России кандидат технических наук, доцент Вакуленко С.В. Старший преподаватель кафедры гражданской защиты Ивановского института ГПС МЧС России кандидат биологических наук Зейнетдинова О.Г.
Учебное пособие одобрено на заседании методического совета института и рекомендовано к использованию при изучении курса «Экология»
© Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2009 © Грозин А.Н., 2009 СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................ 4 История становления экологии человека.................................5 Предмет, задачи и проблемы экологии человека.......................... 8
Основные положения экологии человека Аксиомы экологии человека...................................14 Антропоэкосистема и ее структура.............................18
Демографическое поведение......................................... 24 Здоровье населения................................................. 29 Качество и образ жизни населения.....................................39
Современные антропоэкосистемы Особенности сельской антропоэкосистемы..................... 45 Особенности городской антропоэкосистемы.................... 51
Жилище с позиции экологии человека Эколого-гигиеническая характеристика современного жилья...... 61 Концепция экологического жилья............................. 67
Семья как основной элемент антропоэкосистемы........................ 85
Нормирование качества среды обитания человека........................96
Практическая деятельность в области экологии человека Выработка экологической политики...........................108 Проблемы антропоэкологической безопасности.................114
Заключение.......................................................118 Литература....................................................... 120 Предисловие
Человек всегда стремился жить в гармонии и согласии с окружающей его природой, в дружбе и мире с другими людьми. В последние десятилетия эти естественные стремления человечества были зафиксированы во многих документах международных организаций — Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и т.д. К сожалению, многовековые надежды жителей планеты Земля осуществляются очень медленно и с большими трудностями — полыхают войны, происходят промышленные катастрофы, стихийные бедствия... Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде — одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в последние два десятилетия так обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит «экологизация» общественных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные исторические этапы становления «экологии человека» как самостоятельной дисциплины. 2. Работы каких ученых поднимали вопросы связи здоровья людей с окружающей средой? 3. Назовите имена отечественных исследователей, внесших вклад в развитие экологии человека. 4. Что послужило причиной ускорения темпов развития «экологии человека» на последних исторических этапах ее формирования.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение дисциплине «Экология человека». 2. Каков главный объект и предмет изучения данной дисциплины? 3. Каковы цели и задачи экологии человека? 4. Как вы считаете: экология человека — это отдельная самостоятельная наука, ассоциация наук или определенное мировоззрение? 5. Каков принцип формирования системы методов, используемых экологией человека? 6. Каковы пути решения антропоэкологических задач? 7. Чем вызвано использование метода оценивания в антропоэкологии? 8. Приведите примеры использования балльных оценок в экологии человека и объясните, чем вызвано их использование. 9. Какова роль картографического метода в исследованиях по экологии человека? 10. Что такое таксонирование территории и какие виды таксонирования вы знаете? Приведите примеры. 11. Какие виды моделирования вы знаете? 12. В чем различие между материальными и электронными моделями? 13. Какую роль в послевоенной истории мира сыграла модель «ядерной зимы»?
Основные положения экологии человека Аксиомы экологии человека
В свое время В.И. Вернадский прозорливо заметил: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой — расширить охват его со всех точек зрения». Исследование крупных проблем или комплекса проблем представляет собой так называемое сквозное направление в науке. Антропоэкологические исследования — пример сквозного научного направления, интегрирующего данные географических, медицинских, биологических, экономических, социологических, политологических наук. Теории, законы и парадигмы этих наук оказали существенное влияние на формирование антропоэкологической аксиоматики. Экология человека впитала многие идеи и теории из смежных научных направлений. В становлении ее теории большую роль сыграли крупные обобщения в области медико-биологических и географо-геологических наук. Но, как и любая наука, она нуждается в собственных законах, постулатах или иных теоретических ориентирах, которые могли бы стать организующим началом ее теории, фактов, гипотез. В связи с этим была предпринята попытка сформулировать ряд положений, раскрывающих основные антропоэкологические закономерности. 1. Человечество, с одной стороны, — биологический вид, часть природы; с другой — носитель созданной им цивилизации. Поэтому в основе его развития два главных процесса — биологическая эволюция и культурный прогресс. Базой исследования основных закономерностей экологии человека и эволюции человеческого рода служит твердое понимание того, что человек — биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Жизнедеятельность человека обусловлена как биологическими процессами в его организме, его анатомией и физиологией, так и навыками, полученными при общении с другими людьми (обучение, совместный труд, отношения в семье), т.е. в процессе социализации. Важную роль в его биосоциальной эволюции имеет тот факт, что человек в ходе индивидуального развития опирается на свои генетические особенности, присущие ему способности к усвоению языков и т.д. Из понимания биосоциальной сущности человека следует понимание и всех остальных положений экологии человека. 2. Главный биологический фактор физического выживания человека в меняющихся условиях — адаптация. Уменьшение приспособительных возможностей организма представляет одновременно и снижение уровня здоровья. Истощение по тем или иным причинам механизмов адаптации делает весьма проблематичным нормальное существование людей и даже их выживание. Проблемы адаптации встают особенно остро при освоении районов с неблагоприятными природно-климатическими условиями и переселении туда людей с территорий, более благоприятных по природным условиям. 3. Социализация каждого человека — единственная возможность обеспечить жизнеспособность любой общности людей. Люди — существа социально организованные. Для того чтобы занять свое место в любом обществе, человек должен пройти социализацию. Социализация — это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация включает приспособление, прежде всего, к условиям и характеру труда, а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, бытовой обстановке. Она осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. В любой общности людей социализация человека начинается с его рождения и продолжается практически всю жизнь. 4. Человеческие общности могут существовать и развиваться только благодаря совместной деятельности людей. В одиночку выжить и остаться человеком невозможно. Все сообщество людей и каждая человеческая группа объединены общественной жизнью, в которой выделяют четыре формы совместной деятельности — материальную, духовную, управленческую и обслуживающую (или гуманитарную). 5. Накопление и распространение хозяйственно-культурной информации — непременное условие развития человечества. Вся история цивилизации — череда гениальных открытий, изобретений, интеллектуальных прорывов. очевидно, что для успешного развития хозяйства и совместного существования люди должны постоянно общаться, а также использовать знания, умения, навыки дальних и ближних соседей. Прогресс в хозяйственно-культурной деятельности людей возможен только благодаря накоплению и распространению информации сначала внутри одной общности, постепенно распространяющейся среди других групп населения. Успеха достигают те общности людей, которые живут в едином информационном поле с остальным человечеством. 6. Антропоэкологический прогресс — это постоянно происходящее взаимодействие человеческих общностей с окружающей средой и последовательная смена результатов этого взаимодействия с момента появления человека на Земле. Природные условия были и остаются важнейшим фактором формирования современного человека, заселение им планеты и продвижения к вершинам современной цивилизации постоянно находится под воздействием совокупности факторов окружающей среды. Но не только природные условия влияли на человека, он и сам активно воздействовал на природное окружение. В результате создалась новая, искусственная среда обитания, которая в свою очередь существенно повлияла на различные стороны жизнедеятельности человека. 7. Ускорение темпов социально-технологического развития и экологической напряженности — неотъемлемая особенность эволюции человечества. Чем стремительнее под воздействием многообразной деятельности людей изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем быстрее происходят перемены в социальной, демографической, профессиональной структуре человеческих общностей, экономическом и техническом развитии общества. Любые технологические нововведения не только облегчают жизнь людей и служат «двигателями прогресса», но и оказывают мощное, подчас негативное воздействие на природную среду и на человека. Скорость изменения среды обитания человека и самого человека непрерывно нарастает, при этом увеличиваются темпы накопления негативных явлений в окружающей среде, на которые общество должно реагировать, нейтрализовать их или выводить за пределы своей жизненной среды. Велика вероятность того, что на определенном этапе социально-технологической эволюции скорость накопления отрицательных изменений в окружающей среде крупного региона или всей планеты превысит положительные результаты технологического развития и это приведет к региональной или глобальной экологической катастрофе. 8. Научно-технический прогресс — причина роста числа факторов риска и их усложнения. При этом защита людей от факторов риска — источник появления новых негативных факторов. Испытывая постоянное давление внешних условий, люди на протяжении всей своей истории для уменьшения или предотвращения негативных воздействий факторов окружающей среды искали средства защиты от них. Они строили жилища, создавали защищенные поселения, формировали устойчивые к засухе и заморозкам агроценозы. Можно сказать, что они формировали искусственную среду обитания или «броню цивилизации». «Броня цивилизации» не только защищает людей от факторов риска, но и, в свою очередь, ее компоненты сами формируют новые факторы риска, влияние которых необходимо непрерывно устранять или минимизировать. 9. Одни и те же факторы окружающей среды могут влиять на жизнедеятельность людей как положительно, так и отрицательно. Происходит двоякое влияние факторов среды на людей. В Норильском промышленном районе на севере Красноярского края, где большую часть года господствуют низкие температуры воздуха, физиологическое состояние человека чрезвычайно осложняется из-за постоянно дующих ветров. Но в редкие периоды со штилевой погодой концентрации двуокиси серы достигают 40 ПДК, концентрации других загрязнений — в 4 раза превышают санитарно-гигиенические нормы. В этой связи понятно, что сильный ветер в Норильске становится положительным фактором. Другой пример, великим благом для всех людей в государстве является патриотизм его граждан, т.е. отношение народа к Родине, выражающееся в готовности служить ей, защищать ее от врагов. Но патриотизм доведенный до абсурда — ультранационализм, шовинизм — большое несчастье для жителей страны, позор для них. 10. Воздействие факторов окружающей среды на население может проявиться в изменении демографического поведения и состояния здоровья как непосредственно после контакта с фактором риска, так и через много лет и даже в следующих поколениях. Человек постоянно находится под влиянием различных факторов риска. Вдыхание ядовитых газов, контакт с возбудителем инфекции, получение высокой дозы радиоактивного облучения и прочее могут привести к изменению состояния здоровья в течение очень короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов). В то же время соприкосновение с веществом, обладающим канцерогенным действием, обычно приводит к возникновению онкологического заболевания через много лет. Ряд наследственных болезней возникает у детей, родители которых подвергались, например, радиоактивному облучению. Факторы риска влияют не только на общественное здоровье, но и на демографическое поведение. Так, в группе людей, получавших повышенную дозу радиации на протяжении короткого или длительного периода, могут измениться намерения в отношении вступления в брак или рождения ребенка. Интенсивное химическое загрязнение местности становится причиной экологической миграции людей. 11. Высокий уровень социально-экономического развития обычно обеспечивает высокое качество здоровья подавляющего большинства населения, но одновременно служит причиной накопления в человеческой общности лиц с тяжелыми недугами из-за устранения влияния естественного отбора. Затяжные социально-экономические кризисы в результате природных или социальных катастроф сопровождаются эпидемиями, ростом заболеваемости, высокой смертностью, в первую очередь хронических больных, снижением продолжительности жизни всего населения, особенно мужской его части. 12. Рост населения Земли и увеличение постоянно растущих его потребностей не могут продолжаться бесконечно из-за ограниченности ресурсов биосферы. При современных формах аграрной и промышленной деятельности рост населения не может продолжаться до бесконечности. В этой связи приходится говорить о пределах социально-экономического и демографического роста как в отдельных регионах, так и на всей планете. 13. Социально-политическое и экологическое сотрудничество между всеми странами — альтернатива глобальной катастрофе. Ведущие специалисты по глобальному моделированию пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе сотрудничество между странами оказывается для всех участников гораздо выгоднее, чем соперничество или соревнование. Отказ всех стран от «национального, экологического и экономического эгоизма» — путь предотвращения глобальной антропоэкологической катастрофы. Рассмотренные основные положения экологии человека непременно будут уточняться, расширяться, дополняться новыми положениями. Тем не менее, предложенная система положений фиксирует то состояние теории, которое сложилось в экологии человека в настоящее время.
ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ
Рис. 2. Модель антропоэкосистемы.
Хозяйство. От уровня развития хозяйственной деятельности в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В наиболее обобщенной форме хозяйство трактуется как процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в результате которого люди посредством своего труда, используя орудия производства, в условиях конкретных производственных отношений добывают себе необходимые средства существования. При антропоэкологических исследованиях современных сообществ людей, так или иначе связанных с индустриальным производством, обычно рассматриваются две стороны единой проблемы: 1) хозяйство как источник материальных благ и жизненного комфорта; 2) хозяйство как источник деградации окружающей среды, производственного травматизма, психологической усталости, стрессов и др. Очевидно, что любое общество должно стремиться к максимальному усилению производящей функции хозяйства и минимизации его отрицательных свойств. Проблема эта непростая и требует глубокого, системного изучения. Социально-экономические условия. Этот блок объединяет большое число показателей. Специалисты по экологии человека используют в своих исследованиях официальные материалы, характеризующие социально-экономические условия жизни населения, которые публикует Госкомстат России. Материалы содержат сведения о размере жилой площади на одного человека, об уровне оплаты труда, денежных доходах населения, среднем размере пенсий, безработице, преступности, составе пищевых рационов и их стоимости и др. Культура. В повседневной жизни она представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Формируется культура путем обобщения опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество. Религия. Бесспорно влияние религии на жизнедеятельность людей, на отношение к собственному здоровью и здоровью близких, на отношение к природе, к людям, к культурному наследию и другим конфессиям, к проблемам войны и мира. Загрязнение окружающей среды. На условия жизни людей весьма существенное и постоянно увеличивающееся негативное воздействие оказывают факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности человечества. Прессинг внешних факторов на общность людей приводит к изменениям в самой общности. Эти изменения отражаются на здоровье населения, его демографическом поведении, экологическом сознании, профессиональных предпочтениях. Уровень здоровья населения. Уровень или качество общественного здоровья можно оценить или «измерить» с помощью медико-демографических коэффициентов заболеваемости, инвалидности, смертности и т.д. Уровень здоровья — показатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропоэкологической ситуации). Он зависит от природных, социальных, эколого-гигиенических условий и отражает степень комфортности этих условий для нормальной жизнедеятельности данной общности людей. Демографическое поведение. К базовым понятиям демографии, имеющим ключевое значение для экологии человека, относятся: рождаемость, смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный потенциал населения, миграция населения. Демографическое поведение населения, как и любые проявления его жизнедеятельности, сильно зависят от внешних факторов. Так, техногенные воздействия приводят не только к бесплодию и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных районах некоторые люди опасаются иметь детей из-за страха рождения ребенка с врожденными дефектами. Экологическое сознание. Означает понимание неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды, способствующего практической деятельности. Наличие в тех или иных группах людей высокого уровня экологического сознания чаще всего обусловлено пережитыми ими экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для окружающей среды. Профессиональные предпочтения. Условия жизни существенно влияют на выбор профессий внутри общностей людей. При этом определяющая роль принадлежит как природным, так социально-экономическим условиям. Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общности в значительной мере определяют род занятий людей. Исчезновение ресурса ведет к перестройке профессиональной структуры общности. Современная жизнь породила десятки тысяч профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любому занятию. Тем не менее по-прежнему остаются (правда, в очень сглаженном виде) препятствия для выбора той или иной профессиональной карьеры. Существуют национальные, общинные, семейные традиции, разделяющие занятия на престижные и непрестижные. Как и в старину, окружающая природа очень часто диктует людям выбор профессии. Уровень образования. Образование применительно к анализу структуры антропоэкосистемы рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важных функций: экономическую, социальную и культурную. Экономическая функция состоит в создании и поддержании профессиональной структуры общества. Образование формирует работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками для выполнения необходимой для общества деятельности. Социальная функция — участие, наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации личности, т.е. в процессе становления каждого человека, усвоения им духовных и культурных ценностей, норм, образцов поведения, которые присущи данному обществу или группе людей. Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленное культурное наследие в целях просвещения и воспитания людей, формирования их творческих способностей. Вполне закономерно, что образование влияет на поведение людей. Один из важных разделов современного образования — его экологическая составляющая. Информационное поле. Информация циркулирующая внутри антропоэкосистемы может быть разложена на несколько уровней. Первый из них — этнический, т.е. тот запас культурных ценностей, религиозных представлений, определяющих самосознание общности и предопределяющих включение ее именно в состав данного народа и никакого другого. Второй уровень, видимо, составляют те знания и представления, которые связаны с отношением данной системы с другими антропоэкосистемами сходного или, наоборот, противоположного типа, т. е. все то, что входит в сферу обмена и контактов. Наконец, в качестве третьего уровня можно выделить конкретные знания, накопленные в коллективе и составляющие его узколокальную специфику. К ним относятся определенные агротехнические навыки и наблюдения, полученные в процессе ведения земледельческого хозяйства на данных почвах, навыки пастьбы животных в условиях именно данного ландшафта и выбора лучших пастбищ, знакомство с охотничьими угодьями, т.е. по возможности полное представление о микрорайоне. Надо отметить, что большой объем информационного поля даже у малочисленного коллектива будет способствовать его хозяйственному процветанию, обеспечивая высокую производительность труда и более эффективное использование эксплуатируемой территории. Пространство. Любая антропоэкосистема занимает определенное пространство, существует на конкретной территории. Изменяется площадь антропоэкосистемы — меняется и сама система. Трансформация одной системы в другую может происходить эволюционным путем, без каких-либо экстремальных катаклизмов. Изменение территории антропоэкосистемы чаще всего происходит на протяжении достаточно длительных промежутков времени и связано с ее саморазвитием, т.е. речь идет о пространственно-временной динамике. Примером ее может послужить изменения территории города Москвы. Здесь каждый раз формировалась иная антропоэкосистема, что было связано не только и даже не столько с изменением занимаемой площади, сколько с историческими переменами в экономике, культуре, численности и структуре населения. Иногда происходит очень быстрое увеличение или уменьшение площади антропоэкосистемы, которое также приводит к изменению ее характеристик и, следовательно, к появлению новой антропоэкосистемы на месте исчезнувшей. Изменения такого рода обычно связаны с какими-то интенсивными внешними или внутренними процессами. Причиной изменения границ антропоэкосистем могут быть и иные процессы, например экономическое освоение новых районов. Так, освоение месторождений угля в северных регионах Западной Сибири изменили границы территорий традиционного природопользования коренного населения — сократились площади оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, мест сбора ягод, лекарственных растений. Выросли новые города и поселки, возникло население с иным укладом жизни, иными интересами. В результате появились новые антропоэкосистемы, изменилась жизнь коренного населения и не всегда к лучшему. Время. Срок существования каждой антропоэкосистемы ограничен и связан с социальными и хозяйственными преобразованиями. Существенные изменения любого из основных элементов антропоэкосистемы (природы, хозяйства, общности людей) приводят к тому, что на ее месте появляется другая антропоэкосистема. Для рассмотрения хронологической трансформации антропоэкосистемы можно снова вернуться к Москве. На месте современной Москвы в прошедшие времена одна антропоэкосистема последовательно сменяла другую, сохраняя прежнее название. Но каждая «новая» Москва имела другую территорию, принципиально иное население (по его возрастной, половой, профессиональной структуре и численности), непохожее хозяйство. Любой временной срез, например Москва 1147 года -> Москва 1500 года -> Москва 1612 года -> Москва 1812 года -> Москва 1900 года -> Москва 1924 года -> Москва 1941 года -> Москва I960 года -> Москва 2002 года, показывает, что каждый раз перед нами иная антропоэкосистема, которая существует и развивается по своим правилам, занимает другую площадь, в ней иное по численности и структуре население, которое живет в других условиях, мыслит и действует сообразно современной для него обстановке. Следовательно, рассматривая определенные временные ряды для любых антропоэкологических явлений и процессов, необходимо очень внимательно выбирать временные отрезки, в пределах которых корректно осуществлять сравнения или строить прогнозы. Изучение антропоэкосистем преследует определенные цели, которые на основе теории систем можно сформулировать следующим образом: 1) выделение конкретной системы из множества других объектов; 2) изучение структуры системы; 3) изучение поведения системы; 4) прогнозирование поведения системы; 5) управление системой (оптимизация). При этом необходимо принимать во внимание, что антропоэкосистемы обладают определенной устойчивостью, которая может быть нарушена неадекватными действиями руководителей, самого населения, внешних сил.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете содержание основных аксиом экологии человека? 2. В чем отличия и сходство человека и животного мира? 3. Почему человек стал строить свою собственную экосистему? 4. Полностью ли человек независим от лимитирующих факторов? 5. Почему человек, в отличие от животных, поставил вид в условия широчайшей экологической ниши? 6. В чем особенности адаптационных процессов в искусственной, городской среде? 7. Какими факторами ограничен рост человеческой популяции? 8. Назовите основные блоки, из которых состоит антропоэкосистема. 9. Как хозяйственная деятельность влияет на население? 10. Какие проблемы возникают в процессе взаимодействия человека со своим природным окружением? 11. Из каких элементов складывается блок «социально-экономические условия»? 12. Приведите примеры разных по размеру антропоэкосистем. 13. Какие факторы влияют на общность людей? 14. Как общность людей реагирует на внешние воздействия? 15. Значение информационного поля в развитии антропоэкосистем. 16. Роль времени в развитии и изменении антропоэкосистем. 17. Что происходит с антропоэкосистемой при изменении ее пространственных границ? Демографическое поведение
Одно из центральных мест в исследованиях по экологии человека занимает анализ демографического поведения, которое можно трактовать как систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния человеческой общности. Демографическое поведение включает действия, связанные с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение). Прослеживая путь, пройденный человечеством за весь период его существования, анализируя влияющие на длину человеческой жизни факторы и условия в историческом, географическом и социальном аспектах, экология человека выявляет причины преждевременной смерти и содействует увеличению продолжительности жизни. При этом экология человека использует накопленный демографией методический арсенал исследований. Репродуктивное поведение представляет собой систему действий и отношений, ведущих к рождению или отказу от рождения ребенка в браке или вне брака. Различают три основных типа репродуктивного поведения — многодетное (потребность в пяти и более детях), среднедетное (потребность в трех-четырех детях) и малодетное (потребность в одном-двух детях). Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействия современных условий жизни и условий прошлых лет. Потребность в детях — самая инерционная часть репродуктивного поведения, поскольку она представляет собой результат усвоения репродуктивных норм и традиций, принятых в данном сообществе людей, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений. Репродуктивное поведение и воспроизводство населения тесно связаны с процессом образования брачных (супружеских) пар в населении, получившим в демографии название брачность. Брачность обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и другие аспекты. Особое значение для процесса брачности имеет юридическая и религиозная допустимость разводов и их процессуальная сложность. К процессам, характеризующим демографическое поведение и имеющим большое значение для антропоэкологических исследований, относится миграция населения. Под миграцией понимают перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Наиболее часто переселяются молодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже. Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», поскольку в нем увеличивается доля молодежи, в местах же оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Естественно, что в «молодом» и «старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста. Миграция населения в мирное время при отсутствии социальных потрясений и экологических катастроф зависит от условий жизни, территориального размещения производства и связанного с ним наличия рабочих мест. На протяжении длительного времени миграционная ситуация в России определялась двумя тесно связанными между собой видами территориальных перемещений населения: 1) миграциями между регионами России и другими республиками бывшего СССР; 2) массовой миграцией из села в город. С 1989 по 1991 г. из России выехало 239,4 тыс. человек. Миграции населения в России необычайно быстро отразились на главных событиях конца XX в. — распад СССР, процесс суверенизации республик, рост национализма, экономический и политический кризисы. Широкое
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.14 (0.019 с.) |