История становления экологии человека



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления экологии человека



ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Учебное пособие для студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения специальности 280104.65 «Пожарная безопасность»

 

 

Екатеринбург

Грозин А.Н. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие – Екатеринбург.: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2009. – 120 с.

 

В учебном пособии рассматривается краткая история становления экологии человека как науки; предмет, задачи и проблемы данной дисциплины. Рассматривается ее связь с другими науками. Приводятся основные положения и аксиомы экологии человека, составляющие теоретическую основу этой науки, и раскрывается понятие и структура антропоэкосистемы — основного объекта изучения экологии человека. Под­робно рассматривается связь экологии человека с демографией и медициной, условия и образ жизни людей, их взаимодействие с окружающей сре­дой, проблемы нормирования качества окружающей среды, осуществле­ния практической деятельности в области экологии человека, различные виды безопасности человечества. Предлагается концепция экологического жилья и рассматривается его влияние на решение проблем городов и других поселений. Прослеживается вероятное влияние экологического жилья на экономические, социальные, экологические и другие глобальные процессы.

Пособие является основным материалом для изучения дисциплины экология, предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения по подготовке инженеров пожарной безопасности учебных заведений МЧС России.

 

Рецензенты:

 

Докторант Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России кандидат технических наук, доцент Вакуленко С.В.

Старший преподаватель кафедры гражданской защиты Ивановского института ГПС МЧС России кандидат биологических наук Зейнетдинова О.Г.

 

 

Учебное пособие одобрено на заседании методического совета института и рекомендовано к использованию при изучении курса «Экология»

 

 

© Уральский институт Государственной

противопожарной службы

МЧС России, 2009

© Грозин А.Н., 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

История становления экологии человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Предмет, задачи и проблемы экологии человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

 

Основные положения экологии человека

Аксиомы экологии человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Антропоэкосистема и ее структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

 

Демографическое поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Здоровье населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Качество и образ жизни населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

 

Современные антропоэкосистемы

Особенности сельской антропоэкосистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Особенности городской антропоэкосистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

 

Жилище с позиции экологии человека

Эколого-гигиеническая характеристика современного жилья . . . . . . 61

Концепция экологического жилья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

 

Семья как основной элемент антропоэкосистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85

 

Нормирование качества среды обитания человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96

 

Практическая деятельность в области экологии человека

Выработка экологической политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108

Проблемы антропоэкологической безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . .114

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120

Предисловие

 

Человек всегда стремился жить в гармонии и согласии с окру­жающей его природой, в дружбе и мире с другими людьми. В последние десятилетия эти естественные стрем­ления человечества были зафиксированы во многих документах международных организаций — Уставе ООН, Всеобщей деклара­ции прав человека и т.д. К сожалению, многовековые надежды жителей планеты Земля осуществляются очень медленно и с боль­шими трудностями — полыхают войны, происходят промышлен­ные катастрофы, стихийные бедствия...

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопас­ной среде — одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в по­следние два десятилетия так обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит «экологизация» обществен­ных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься эконо­мисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Особое по­ложение в экологизации науки и общественного сознания зани­мает экология человека, или антропоэкология.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные исторические этапы становления «экологии человека» как самостоятельной дисциплины.

2. Работы каких ученых поднимали вопросы связи здо­ровья людей с окружающей средой?

3. Назовите имена отечественных исследователей, внесших вклад в развитие экологии человека.

4. Что послужило причиной ускорения темпов развития «экологии человека» на последних исторических этапах ее формирования.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение дисциплине «Экология человека».

2. Каков главный объект и предмет изучения данной дисциплины?

3. Каковы цели и задачи экологии человека?

4. Как вы считаете: экология человека — это отдельная самостоятельная наука, ассоциация наук или определенное мировоззрение?

5. Каков принцип формирования системы методов, используемых экологией человека?

6. Каковы пути решения антропоэкологических задач?

7. Чем вызвано использование метода оценивания в антропоэкологии?

8. Приведите примеры использования балльных оценок в экологии человека и объясните, чем вызвано их использование.

9. Какова роль картографического метода в исследованиях по эколо­гии человека?

10. Что такое таксонирование территории и какие виды таксонирования вы знаете? Приведите примеры.

11. Какие виды моделирования вы знаете?

12. В чем различие между материальными и электронными моделями?

13. Какую роль в послевоенной истории мира сыграла модель «ядер­ной зимы»?

 

Основные положения экологии человека

Аксиомы экологии человека

 

В свое время В.И. Вернадский прозорливо заметил: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это по­зволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой — расширить охват его со всех точек зрения». Исследование крупных проблем или комплекса проблем пред­ставляет собой так называемое сквозное направление в науке. Антропоэкологические исследования — пример сквозного науч­ного направления, интегрирующего данные географических, ме­дицинских, биологических, экономических, социологических, политологических наук. Теории, законы и парадигмы этих наук оказали существенное влияние на формирование антропоэкологической аксиоматики.

Экология человека впитала многие идеи и теории из смежных научных направлений. В становлении ее теории большую роль сыг­рали крупные обобщения в области медико-биологических и географо-геологических наук. Но, как и любая наука, она нуждается в собственных законах, постулатах или иных теоретических ориенти­рах, которые могли бы стать организующим началом ее теории, фактов, гипотез. В связи с этим была предпринята попытка сфор­мулировать ряд положений, раскрывающих основные антропоэко­логические закономерности.

1. Человечество, с одной стороны, биологический вид, часть природы; с другой — носитель созданной им цивилизации. Поэтому в основе его развития два главных процесса биологическая эволюция и культурный прогресс.

Базой исследо­вания основных закономерностей экологии человека и эволюции человеческого рода служит твердое понимание того, что человек — биосоциальное существо, генетически связанное с другими фор­мами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами.

Жизнедеятельность человека обусловлена как биологическими процессами в его организме, его анатомией и физиологией, так и навыками, полученными при общении с другими людьми (обу­чение, совместный труд, отношения в семье), т.е. в процессе со­циализации. Важную роль в его биосоциальной эволюции имеет тот факт, что человек в ходе индивидуального развития опирает­ся на свои генетические особенности, присущие ему способности к усвоению языков и т.д. Из понимания биосоциальной сущности человека следует понимание и всех остальных положе­ний экологии человека.

2. Главный биологический фактор физического выживания челове­ка в меняющихся условиях — адаптация.

Уменьшение приспособительных возможностей организма пред­ставляет одновременно и снижение уровня здоровья. Истощение по тем или иным причинам механизмов адаптации делает весьма проблематичным нормальное существование людей и даже их выживание. Проблемы адаптации встают особенно остро при освоении районов с неблагоприятными природно-климатическими условиями и переселении туда людей с терри­торий, более благоприятных по природным условиям.

3. Социализация каждого человека единственная возможность обеспечить жизнеспособность любой общности людей.

Люди — су­щества социально организованные. Для того чтобы занять свое место в любом обществе, человек должен пройти социализацию.

Социализация — это процесс становления личности, обуче­ния и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образ­цов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация включает приспособление, прежде всего, к усло­виям и характеру труда, а также к характеру межличностных отно­шений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, бытовой обстановке. Она осуществляется как в ходе целе­направленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. В любой общности людей социализация человека начинается с его рождения и продолжается практически всю жизнь.

4. Человеческие общности могут существовать и развиваться только благодаря совместной деятельности людей.

В одиночку выжить и остаться человеком невозможно. Все сообщество людей и каждая человеческая группа объеди­нены общественной жизнью, в которой выделяют четыре формы совместной деятельности — материальную, духовную, управленческую и обслуживающую (или гуманитарную).

5. Накопление и распространение хозяйственно-культурной инфор­мации — непременное условие развития человечества.

Вся история цивилизации — череда гениальных открытий, изобретений, ин­теллектуальных прорывов. очевидно, что для успешного развития хозяйства и совместного существования люди должны постоянно общаться, а также использовать знания, уме­ния, навыки дальних и ближних соседей. Прогресс в хозяйственно-культурной деятельности людей возможен только благодаря накоп­лению и распространению информации сначала внутри одной об­щности, постепенно распространяющейся среди других групп населения. Успеха достигают те общности людей, которые живут в едином информационном поле с остальным человечеством.

6. Антропоэкологический прогресс — это постоянно происходящее взаимодействие человеческих общностей с окружающей средой и по­следовательная смена результатов этого взаимодействия с момен­та появления человека на Земле.

Природные условия были и остаются важ­нейшим фактором формирования современного человека, заселение им планеты и продвижения к вершинам со­временной цивилизации постоянно находится под воздействием совокупности факторов окружающей среды. Но не только природные условия влияли на человека, он и сам активно воздействовал на природное окружение. В результа­те создалась новая, искусственная среда обитания, которая в свою очередь существенно повлияла на различные стороны жизнедея­тельности человека.

7. Ускорение темпов социально-технологического развития и эко­логической напряженности неотъемлемая особенность эволюции человечества.

Чем стремитель­нее под воздействием многообразной деятельности людей изме­няется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем быстрее происходят перемены в социальной, демографиче­ской, профессиональной структуре человеческих общностей, экономическом и техническом разви­тии общества.

Любые технологические нововведения не только облегчают жизнь людей и служат «двигателями прогресса», но и оказывают мощное, подчас негативное воздействие на природную среду и на человека. Скорость изменения среды обитания человека и самого чело­века непрерывно нарастает, при этом увеличиваются темпы на­копления негативных явлений в окружающей среде, на которые общество должно реагировать, нейтрализовать их или выводить за пределы своей жизненной среды. Велика вероятность того, что на определенном этапе социально-технологической эволюции ско­рость накопления отрицательных изменений в окружающей среде крупного региона или всей планеты превысит положительные результаты технологического развития и это приведет к региональной или глобальной экологической катастрофе.

8. Научно-технический прогресс причина роста числа факто­ров риска и их усложнения. При этом защита людей от факторов риска источник появления новых негативных факторов.

Испытывая постоянное давление внешних условий, люди на протяжении всей своей истории для уменьшения или предотвра­щения негативных воздействий факторов окружающей среды ис­кали средства защиты от них. Они строили жилища, создавали защищенные поселения, формировали устойчивые к засухе и за­морозкам агроценозы. Можно сказать, что они формировали искусственную среду оби­тания или «броню цивилизации».

«Броня цивилизации» не только защищает людей от факторов риска, но и, в свою очередь, ее компоненты сами формируют новые факторы риска, влияние которых необходимо непрерывно устранять или минимизировать.

9. Одни и те же факторы окружающей среды могут влиять на жизнедеятельность людей как положительно, так и отрицательно. Происходит двоякое влияние факторов среды на людей.

В Норильском промышленном районе на севере Красноярского края, где большую часть года господ­ствуют низкие температуры воздуха, физиологическое состояние человека чрезвычайно осложняется из-за постоянно дующих вет­ров. Но в редкие периоды со штиле­вой погодой концентрации двуокиси серы достигают 40 ПДК, концентрации других загрязнений — в 4 раза превышают санитар­но-гигиенические нормы. В этой связи понятно, что сильный ветер в Норильске становится положительным фактором. Другой пример, великим благом для всех людей в государстве является патриотизм его граждан, т.е. отношение народа к Родине, выра­жающееся в готовности служить ей, защищать ее от врагов. Но патриотизм доведенный до абсурда — ультранационализм, шови­низм — большое несчастье для жителей страны, позор для них.

10. Воздействие факторов окружающей среды на население мо­жет проявиться в изменении демографического поведения и состоя­ния здоровья как непосредственно после контакта с фактором рис­ка, так и через много лет и даже в следующих поколениях.

Человек постоянно находится под влиянием различных факторов риска. Вдыхание ядовитых газов, контакт с возбудителем инфекции, получение высокой дозы радиоактивно­го облучения и про­чее могут привести к изменению состояния здоровья в течение очень короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов). В то же время соприкосновение с веществом, обладающим канцерогенным действием, обычно приводит к воз­никновению онкологического заболевания через много лет. Ряд наследственных болезней возникает у детей, родители которых подвергались, например, радиоактивному облучению. Факторы риска влияют не только на общественное здоровье, но и на де­мографическое поведение. Так, в группе людей, получавших по­вышенную дозу радиации на протяжении короткого или длитель­ного периода, могут измениться намерения в отношении вступ­ления в брак или рождения ребенка. Интенсивное химическое загрязнение местности становится причиной экологической миг­рации людей.

11. Высокий уровень социально-экономического развития обычно обеспечивает высокое качество здоровья подавляющего большинства населения, но одновременно служит причиной накопления в человече­ской общности лиц с тяжелыми недугами из-за устранения влияния естественного отбора. Затяжные социально-экономические кризисы в результате природных или социальных катастроф сопровождаются эпидемиями, ростом заболеваемости, высокой смертностью, в первую очередь хронических больных, снижением продолжительности жизни всего населения, особенно мужской его части.

12. Рост населения Земли и уве­личение постоянно растущих его потребностей не могут продолжаться бесконечно из-за ограниченности ресурсов биосферы.

При современных формах аграрной и промышленной дея­тельности рост населения не может продолжаться до бесконечности. В этой связи приходится говорить о пределах социально-экономического и демографического роста как в отдельных регионах, так и на всей планете.

13. Социально-политическое и экологическое сотрудничество между всеми странами альтернатива глобальной катастрофе.

Ведущие специалисты по глобальному моделирова­нию пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе сотруд­ничество между странами оказывается для всех участников гораз­до выгоднее, чем соперничество или соревнование. Отказ всех стран от «национального, экологического и экономического эгоизма» — путь предотвращения глобальной ан­тропоэкологической катастрофы.

Рассмотренные основные положения экологии человека непременно будут уточняться, расширяться, дополняться новыми положениями. Тем не менее, предло­женная система положений фиксирует то состояние теории, которое сложилось в экологии человека в настоящее время.

 

 

ОБЩНОСТЬ

ЛЮДЕЙ

 
 

 


Рис. 2. Модель антропоэкосистемы.

 

Хозяйство.От уровня развития хозяйственной деятельности в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В наиболее обобщенной форме хозяйство трактуется как процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в результате которого люди посредством своего труда, используя орудия производства, в условиях конкретных произ­водственных отношений добывают себе необходимые средства су­ществования.

При антропоэкологических исследованиях современных сооб­ществ людей, так или иначе связанных с индустриальным произ­водством, обычно рассматриваются две стороны единой пробле­мы: 1) хозяйство как источник материальных благ и жизненного комфорта; 2) хозяйство как источник деградации окружающей среды, производственного травматизма, психологической уста­лости, стрессов и др. Очевидно, что любое общество должно стремиться к макси­мальному усилению производящей функции хозяйства и мини­мизации его отрицательных свойств. Проблема эта непростая и требует глубокого, системного изучения.

Социально-экономические условия.Этот блок объединяет боль­шое число показателей. Специалисты по экологии человека ис­пользуют в своих исследованиях официальные материалы, харак­теризующие социально-экономические условия жизни населения, которые публикует Госкомстат России. Материалы содержат све­дения о размере жилой площади на одного человека, об уровне оплаты труда, денежных доходах населения, среднем размере пен­сий, безработице, преступности, составе пищевых рационов и их стоимости и др.

Культура.В повседневной жизни она представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, тра­дициями), духовными ценностями. Формируется культура путем обобщения опыта многих поколений, в результате материаль­ной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество.

Религия.Бесспорно влияние религии на жизнедеятельность лю­дей, на отношение к собственному здоровью и здоровью близ­ких, на отношение к природе, к людям, к культурному наследию и другим конфессиям, к проблемам войны и мира.

Загрязнение окружающей среды.На условия жизни людей весь­ма существенное и постоянно увеличивающееся негативное воз­действие оказывают факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности человечества. Прессинг внешних факторов на общность людей приводит к изменениям в самой общности. Эти изменения отражаются на здо­ровье населения, его демографическом поведении, экологическом сознании, профессиональных предпочтениях.

Уровень здоровья населения.Уровень или качество обществен­ного здоровья можно оценить или «измерить» с помощью меди­ко-демографических коэффициентов заболеваемости, инвалидно­сти, смертности и т.д. Уровень здоровья — показатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропоэкологической ситуации). Он зависит от природ­ных, социальных, эколого-гигиенических условий и отражает степень комфортности этих условий для нормальной жизнедея­тельности данной общности людей.

Демографическое поведение.К базовым понятиям демографии, имеющим клю­чевое значение для экологии человека, относятся: рождаемость, смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный потенциал населения, миграция населения. Демографическое поведение населения, как и любые проявления его жизнедеятельности, сильно зависят от внешних факторов. Так, техногенные воздействия приводят не только к бесплодию и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных районах некоторые люди опасаются иметь детей из-за страха рож­дения ребенка с врожденными дефектами.

Экологическое сознание.Означает понимание неразрывной свя­зи человеческого сообщества с природой, зависимости благополу­чия людей от целостности и сравнительной неизменности природ­ной среды, способствующего практической деятельности. Наличие в тех или иных группах людей высокого уровня эко­логического сознания чаще всего обусловлено пережитыми ими экологическими катаклизмами, которые заставляют людей за­думаться о последствиях своей хозяйственной деятельности для окружающей среды.

Профессиональные предпочтения.Условия жизни существенно влияют на выбор профессий внутри общностей людей. При этом определяющая роль принадлежит как природным, так социально-экономическим условиям. Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общно­сти в значительной мере определяют род занятий людей. Исчезно­вение ресурса ведет к перестройке профессиональной структуры общности.

Современная жизнь породила десятки тысяч профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любо­му занятию. Тем не менее по-прежнему остаются (правда, в очень сглаженном виде) препятствия для выбора той или иной профес­сиональной карьеры. Существуют национальные, общинные, се­мейные традиции, разделяющие занятия на престижные и непре­стижные. Как и в старину, окружающая природа очень часто дик­тует людям выбор профессии.

Уровень образования.Образование применительно к анализу структуры антропоэкосистемы рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важ­ных функций: экономическую, социальную и культурную.

Эко­номическая функция состоит в создании и поддержании про­фессиональной структуры общества. Образование формирует ра­ботников, владеющих необходимыми знаниями и навыками для выполнения необходимой для общества деятельности.

Социальная функция — участие, наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации личности, т.е. в процессе становле­ния каждого человека, усвоения им духовных и культурных цен­ностей, норм, образцов поведения, которые присущи данному обществу или группе людей.

Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленное культурное наследие в целях просвещения и воспитания людей, формирования их творческих спо­собностей. Вполне закономерно, что образование влияет на пове­дение людей. Один из важных разделов современного образова­ния — его экологическая составляющая.

Информационное поле. Информация циркулирующая внутри антропоэкосистемы может быть разложена на несколько уровней. Первый из них — этнический, т.е. тот запас культурных ценностей, религи­озных представлений, определяющих самосознание общности и предопределяющих включение ее именно в состав данного народа и никакого другого. Второй уровень, видимо, составляют те зна­ния и представления, которые связаны с отношением данной си­стемы с другими антропоэкосистемами сходного или, наоборот, противоположного типа, т. е. все то, что входит в сферу обмена и контактов. Наконец, в качестве третьего уровня можно выделить конкретные знания, накопленные в коллективе и составляющие его узколокальную специфику. К ним относятся определенные агротехнические навыки и наблюдения, полученные в процессе ведения земледельческого хозяйства на данных почвах, навыки пастьбы животных в условиях именно данного ландшафта и выбо­ра лучших пастбищ, знакомство с охотничьими угодьями, т.е. по возможности полное представление о микрорайоне.

Надо отметить, что большой объем информационного поля даже у малочисленно­го коллектива будет способствовать его хозяйственному процвета­нию, обеспечивая высокую производительность труда и более эффективное использование эксплуатируемой территории.

Пространство.Любая антропоэкосистема занимает определен­ное пространство, существует на конкретной территории. Изме­няется площадь антропоэкосистемы — меняется и сама система. Трансформация одной системы в другую может происходить эво­люционным путем, без каких-либо экстремальных катаклизмов. Изменение территории антропоэкосистемы чаще всего происхо­дит на протяжении достаточно длительных промежутков време­ни и связано с ее саморазвитием, т.е. речь идет о пространствен­но-временной динамике. Примером ее может послужить изменения территории города Москвы. Здесь каждый раз формирова­лась иная антропоэкосистема, что было связано не только и даже не столько с изменением занимаемой площади, сколько с исто­рическими переменами в экономике, культуре, численности и структуре населения.

Иногда происходит очень быстрое увеличение или уменьше­ние площади антропоэкосистемы, которое также при­водит к изменению ее характеристик и, следовательно, к появле­нию новой антропоэкосистемы на месте исчезнувшей. Изменения такого рода обычно связаны с какими-то интенсивными внешни­ми или внутренними процессами.

Причиной изменения границ антропоэкосистем могут быть и иные процессы, например экономическое освоение новых райо­нов. Так, освоение месторождений угля в се­верных регионах Западной Сибири изменили границы террито­рий традиционного природопользования коренного населения — сократились площади оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, мест сбора ягод, лекарственных растений. Выросли новые города и поселки, возникло население с иным укладом жизни, иными интересами. В результате появились новые антропоэкосистемы, изменилась жизнь корен­ного населения и не всегда к лучшему.

Время.Срок существования каждой антропоэкосистемы ограни­чен и связан с социальными и хозяйственными преобразованиями. Существенные изменения любого из основных элементов антропо­экосистемы (природы, хозяйства, общности людей) приводят к тому, что на ее месте появляется другая антропоэкосистема.

Для рассмотрения хронологической трансформации антропо­экосистемы можно снова вернуться к Москве. На месте современ­ной Москвы в прошедшие времена одна антропоэкосистема по­следовательно сменяла другую, сохраняя прежнее название. Но каждая «новая» Москва имела другую территорию, принципиаль­но иное население (по его возрастной, половой, профессиональной структуре и численности), непохожее хозяйство. Любой временной срез, например Москва 1147 года -> Моск­ва 1500 года -> Москва 1612 года -> Москва 1812 года -> Москва 1900 года -> Москва 1924 года -> Москва 1941 года -> Москва I960 года -> Москва 2002 года, показывает, что каждый раз перед нами иная антропоэкосистема, которая существует и развивает­ся по своим правилам, занимает другую площадь, в ней иное по численности и структуре население, которое живет в других усло­виях, мыслит и действует сообразно современной для него об­становке. Следовательно, рассматривая определенные временные ряды для любых антропоэкологических явлений и процессов, не­обходимо очень внимательно выбирать временные отрезки, в пределах которых корректно осуществлять сравнения или стро­ить прогнозы.

Изучение антропоэкосистем преследует определенные цели, которые на основе теории систем можно сформулировать следу­ющим образом: 1) выделение конкретной системы из множества других объек­тов; 2) изучение структуры системы; 3) изучение поведения системы; 4) прогнозирование поведения системы; 5) управление системой (оптимизация).

При этом необходимо принимать во внимание, что антропоэкосистемы обладают определенной устойчивостью, которая мо­жет быть нарушена неадекватными действиями руководителей, самого населения, внешних сил.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как вы понимаете содержание основных аксиом экологии человека?

2. В чем отличия и сходство человека и животного мира?

3. Почему человек стал строить свою собственную экосисте­му?

4. Полностью ли человек независим от лимитирующих фак­торов?

5. Почему человек, в отличие от животных, поставил вид в условия широчайшей экологической ниши?

6. В чем особенности адаптационных процессов в искусст­венной, городской среде?

7. Какими факторами ограничен рост человеческой популя­ции?

8. Назовите основные блоки, из которых состоит антропоэкосистема.

9. Как хозяйственная деятельность влияет на население?

10. Какие проблемы возникают в процессе взаимодействия человека со своим природным окружением?

11. Из каких элементов складывается блок «социально-экономиче­ские условия»?

12. Приведите примеры разных по размеру антропоэкосистем.

13. Какие факторы влияют на общность людей?

14. Как общность людей реагирует на внешние воздействия?

15. Значение информационного поля в развитии антропоэкосистем.

16. Роль времени в развитии и изменении антропоэкосистем.

17. Что происходит с антропоэкосистемой при изменении ее про­странственных границ?

Демографическое поведение

 

Одно из центральных мест в иссле­дованиях по экологии человека занимает анализ демографическо­го поведения, которое можно трактовать как систему взаимосвя­занных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния человеческой общности. Демографическое поведение включает действия, связанные с вос­производством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение).

Прослеживая путь, пройденный человечеством за весь период его существования, анализируя влияющие на длину человеческой жизни факторы и условия в историческом, географическом и со­циальном аспектах, экология человека выявляет причины преж­девременной смерти и содействует увеличению продолжительно­сти жизни. При этом экология человека использует накопленный демографией методический арсенал исследований.

Репродуктивное поведение представляет собой систему действий и отношений, ведущих к рождению или отказу от рождения ребенка в браке или вне брака.

Различают три основных типа репродуктивного поведения — многодетное (потребность в пяти и более детях), среднедетное (потребность в трех-четырех детях) и малодетное (потребность в одном-двух детях). Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рож­даемости в стране. Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействия современных условий жизни и условий прошлых лет. Потребность в детях — самая инерционная часть реп­родуктивного поведения, поскольку она представляет собой ре­зультат усвоения репродуктивных норм и традиций, принятых в данном сообществе людей, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений.

Репродуктивное поведение и воспроизводство населения тес­но связаны с процессом образования брачных (супружеских) пар в населении, получившим в демографии название брачность. Брачность обусловливается и регулирует­ся социально-культурными нормами, имеет юридические, соци­альные, экономические и другие аспекты. Особое значение для процесса брачности имеет юридическая и религиозная допустимость разво­дов и их процессуальная сложность.

К процессам, характеризующим демографическое поведение и имеющим большое значение для антропоэкологических иссле­дований, относится миграция населения. Под миграцией понима­ют перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Наиболее часто переселяются молодые люди в воз­расте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже. Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», поскольку в нем увеличи­вается доля молодежи, в местах же оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Есте­ственно, что в «молодом» и «старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста.

Миграция населения в мирное время при отсутствии социальных потрясений и экологических катастроф зависит от условий жиз­ни, территориального размещения производства и связанного с ним наличия рабочих мест. На протяжении длительного времени миграционная ситуация в России определялась двумя тесно связанными между собой ви­дами территориальных перемещений населения: 1) миграциями между регионами России и другими республиками бывшего СССР; 2) массовой миграцией из села в город.

С 1989 по 1991 г. из России выехало 239,4 тыс. человек. Миграции населения в России необычайно быстро отразились на главных событиях конца XX в. — распад СССР, процесс сувере­низации республик, рост национализма, экономический и поли­тический кризисы. Широкое



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.024 с.)