Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропоэкосистема и ее структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экология человека изучает антропоэкосистемы различного уровня — от глобального (или мирового) до местного (небольшая деревня или район в городе) и даже до отдельного «точечного» (жилой дом, цех завода, салон автомобиля и т.д.). Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают такие территориальные комплексы, как страна, федеральный округ, крупный экономический район, административный район, город. Антропоэкосистема состоит из совокупности компонентов и связывающих их процессов, происходящих в определенном пространстве в конкретное время. В исследовательских целях обычно создаются модели соответствующих антропоэкосистем (рис. 2). Рассмотрим каждый блок антропоэкосистемы более подробно. Общность людей. Основной смысл антропоэкологических исследований сосредоточен на изучении условий, в которых протекает жизнедеятельность общности людей и тех процессов, которые происходят внутри самой человеческой общности. Поэтому в представленной модели этот блок помещен в ее центр. Наиболее просто определить это достаточно сложное понятие можно следующим образом: человеческая общность — объединение людей, в котором создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь. Природа. Наиболее важные параметры хозяйства и условия жизни населения определяет природа, но одновременно она находится под ощутимым прессингом хозяйственной деятельности людей. Влияние природных условий отражается не только на уровне популяционного здоровья, но и на демографическом поведении населения. Население. Жизнедеятельность любой общности людей самым тесным образом связана с остальным населением. Эти связи носят преимущественно положительный характер, но могут иметь и отрицательные последствия. Религия, система воспитания, торговля, строительство, защита от внешнего врага — все это и многое другое объединяет конкретные общности с остальными людьми, живущими с ними в едином хозяйственном, социальном, политическом пространстве, делает возможным их существование. В то же время отдельные человеческие общности могут пострадать от ненамеренного или намеренного вмешательства в их жизнедеятельность других людей. Не только случайный занос инфекционных болезней угрожает тем или иным человеческим общностям при взаимодействии с остальным населением. Даже в наш, казалось бы цивилизованный, век происходят кровавые межэтнические и межконфессиальные (религиозные) конфликты и войны.
ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ
Рис. 2. Модель антропоэкосистемы.
Хозяйство. От уровня развития хозяйственной деятельности в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В наиболее обобщенной форме хозяйство трактуется как процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в результате которого люди посредством своего труда, используя орудия производства, в условиях конкретных производственных отношений добывают себе необходимые средства существования. При антропоэкологических исследованиях современных сообществ людей, так или иначе связанных с индустриальным производством, обычно рассматриваются две стороны единой проблемы: 1) хозяйство как источник материальных благ и жизненного комфорта; 2) хозяйство как источник деградации окружающей среды, производственного травматизма, психологической усталости, стрессов и др. Очевидно, что любое общество должно стремиться к максимальному усилению производящей функции хозяйства и минимизации его отрицательных свойств. Проблема эта непростая и требует глубокого, системного изучения. Социально-экономические условия. Этот блок объединяет большое число показателей. Специалисты по экологии человека используют в своих исследованиях официальные материалы, характеризующие социально-экономические условия жизни населения, которые публикует Госкомстат России. Материалы содержат сведения о размере жилой площади на одного человека, об уровне оплаты труда, денежных доходах населения, среднем размере пенсий, безработице, преступности, составе пищевых рационов и их стоимости и др. Культура. В повседневной жизни она представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Формируется культура путем обобщения опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество. Религия. Бесспорно влияние религии на жизнедеятельность людей, на отношение к собственному здоровью и здоровью близких, на отношение к природе, к людям, к культурному наследию и другим конфессиям, к проблемам войны и мира. Загрязнение окружающей среды. На условия жизни людей весьма существенное и постоянно увеличивающееся негативное воздействие оказывают факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности человечества. Прессинг внешних факторов на общность людей приводит к изменениям в самой общности. Эти изменения отражаются на здоровье населения, его демографическом поведении, экологическом сознании, профессиональных предпочтениях. Уровень здоровья населения. Уровень или качество общественного здоровья можно оценить или «измерить» с помощью медико-демографических коэффициентов заболеваемости, инвалидности, смертности и т.д. Уровень здоровья — показатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропоэкологической ситуации). Он зависит от природных, социальных, эколого-гигиенических условий и отражает степень комфортности этих условий для нормальной жизнедеятельности данной общности людей. Демографическое поведение. К базовым понятиям демографии, имеющим ключевое значение для экологии человека, относятся: рождаемость, смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный потенциал населения, миграция населения. Демографическое поведение населения, как и любые проявления его жизнедеятельности, сильно зависят от внешних факторов. Так, техногенные воздействия приводят не только к бесплодию и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных районах некоторые люди опасаются иметь детей из-за страха рождения ребенка с врожденными дефектами. Экологическое сознание. Означает понимание неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды, способствующего практической деятельности. Наличие в тех или иных группах людей высокого уровня экологического сознания чаще всего обусловлено пережитыми ими экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для окружающей среды. Профессиональные предпочтения. Условия жизни существенно влияют на выбор профессий внутри общностей людей. При этом определяющая роль принадлежит как природным, так социально-экономическим условиям. Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общности в значительной мере определяют род занятий людей. Исчезновение ресурса ведет к перестройке профессиональной структуры общности. Современная жизнь породила десятки тысяч профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любому занятию. Тем не менее по-прежнему остаются (правда, в очень сглаженном виде) препятствия для выбора той или иной профессиональной карьеры. Существуют национальные, общинные, семейные традиции, разделяющие занятия на престижные и непрестижные. Как и в старину, окружающая природа очень часто диктует людям выбор профессии. Уровень образования. Образование применительно к анализу структуры антропоэкосистемы рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важных функций: экономическую, социальную и культурную. Экономическая функция состоит в создании и поддержании профессиональной структуры общества. Образование формирует работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками для выполнения необходимой для общества деятельности. Социальная функция — участие, наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации личности, т.е. в процессе становления каждого человека, усвоения им духовных и культурных ценностей, норм, образцов поведения, которые присущи данному обществу или группе людей. Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленное культурное наследие в целях просвещения и воспитания людей, формирования их творческих способностей. Вполне закономерно, что образование влияет на поведение людей. Один из важных разделов современного образования — его экологическая составляющая. Информационное поле. Информация циркулирующая внутри антропоэкосистемы может быть разложена на несколько уровней. Первый из них — этнический, т.е. тот запас культурных ценностей, религиозных представлений, определяющих самосознание общности и предопределяющих включение ее именно в состав данного народа и никакого другого. Второй уровень, видимо, составляют те знания и представления, которые связаны с отношением данной системы с другими антропоэкосистемами сходного или, наоборот, противоположного типа, т. е. все то, что входит в сферу обмена и контактов. Наконец, в качестве третьего уровня можно выделить конкретные знания, накопленные в коллективе и составляющие его узколокальную специфику. К ним относятся определенные агротехнические навыки и наблюдения, полученные в процессе ведения земледельческого хозяйства на данных почвах, навыки пастьбы животных в условиях именно данного ландшафта и выбора лучших пастбищ, знакомство с охотничьими угодьями, т.е. по возможности полное представление о микрорайоне. Надо отметить, что большой объем информационного поля даже у малочисленного коллектива будет способствовать его хозяйственному процветанию, обеспечивая высокую производительность труда и более эффективное использование эксплуатируемой территории. Пространство. Любая антропоэкосистема занимает определенное пространство, существует на конкретной территории. Изменяется площадь антропоэкосистемы — меняется и сама система. Трансформация одной системы в другую может происходить эволюционным путем, без каких-либо экстремальных катаклизмов. Изменение территории антропоэкосистемы чаще всего происходит на протяжении достаточно длительных промежутков времени и связано с ее саморазвитием, т.е. речь идет о пространственно-временной динамике. Примером ее может послужить изменения территории города Москвы. Здесь каждый раз формировалась иная антропоэкосистема, что было связано не только и даже не столько с изменением занимаемой площади, сколько с историческими переменами в экономике, культуре, численности и структуре населения. Иногда происходит очень быстрое увеличение или уменьшение площади антропоэкосистемы, которое также приводит к изменению ее характеристик и, следовательно, к появлению новой антропоэкосистемы на месте исчезнувшей. Изменения такого рода обычно связаны с какими-то интенсивными внешними или внутренними процессами. Причиной изменения границ антропоэкосистем могут быть и иные процессы, например экономическое освоение новых районов. Так, освоение месторождений угля в северных регионах Западной Сибири изменили границы территорий традиционного природопользования коренного населения — сократились площади оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, мест сбора ягод, лекарственных растений. Выросли новые города и поселки, возникло население с иным укладом жизни, иными интересами. В результате появились новые антропоэкосистемы, изменилась жизнь коренного населения и не всегда к лучшему. Время. Срок существования каждой антропоэкосистемы ограничен и связан с социальными и хозяйственными преобразованиями. Существенные изменения любого из основных элементов антропоэкосистемы (природы, хозяйства, общности людей) приводят к тому, что на ее месте появляется другая антропоэкосистема. Для рассмотрения хронологической трансформации антропоэкосистемы можно снова вернуться к Москве. На месте современной Москвы в прошедшие времена одна антропоэкосистема последовательно сменяла другую, сохраняя прежнее название. Но каждая «новая» Москва имела другую территорию, принципиально иное население (по его возрастной, половой, профессиональной структуре и численности), непохожее хозяйство. Любой временной срез, например Москва 1147 года -> Москва 1500 года -> Москва 1612 года -> Москва 1812 года -> Москва 1900 года -> Москва 1924 года -> Москва 1941 года -> Москва I960 года -> Москва 2002 года, показывает, что каждый раз перед нами иная антропоэкосистема, которая существует и развивается по своим правилам, занимает другую площадь, в ней иное по численности и структуре население, которое живет в других условиях, мыслит и действует сообразно современной для него обстановке. Следовательно, рассматривая определенные временные ряды для любых антропоэкологических явлений и процессов, необходимо очень внимательно выбирать временные отрезки, в пределах которых корректно осуществлять сравнения или строить прогнозы. Изучение антропоэкосистем преследует определенные цели, которые на основе теории систем можно сформулировать следующим образом: 1) выделение конкретной системы из множества других объектов; 2) изучение структуры системы; 3) изучение поведения системы; 4) прогнозирование поведения системы; 5) управление системой (оптимизация). При этом необходимо принимать во внимание, что антропоэкосистемы обладают определенной устойчивостью, которая может быть нарушена неадекватными действиями руководителей, самого населения, внешних сил.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете содержание основных аксиом экологии человека? 2. В чем отличия и сходство человека и животного мира? 3. Почему человек стал строить свою собственную экосистему? 4. Полностью ли человек независим от лимитирующих факторов? 5. Почему человек, в отличие от животных, поставил вид в условия широчайшей экологической ниши? 6. В чем особенности адаптационных процессов в искусственной, городской среде? 7. Какими факторами ограничен рост человеческой популяции? 8. Назовите основные блоки, из которых состоит антропоэкосистема. 9. Как хозяйственная деятельность влияет на население? 10. Какие проблемы возникают в процессе взаимодействия человека со своим природным окружением? 11. Из каких элементов складывается блок «социально-экономические условия»? 12. Приведите примеры разных по размеру антропоэкосистем. 13. Какие факторы влияют на общность людей? 14. Как общность людей реагирует на внешние воздействия? 15. Значение информационного поля в развитии антропоэкосистем. 16. Роль времени в развитии и изменении антропоэкосистем. 17. Что происходит с антропоэкосистемой при изменении ее пространственных границ? Демографическое поведение
Одно из центральных мест в исследованиях по экологии человека занимает анализ демографического поведения, которое можно трактовать как систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния человеческой общности. Демографическое поведение включает действия, связанные с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение). Прослеживая путь, пройденный человечеством за весь период его существования, анализируя влияющие на длину человеческой жизни факторы и условия в историческом, географическом и социальном аспектах, экология человека выявляет причины преждевременной смерти и содействует увеличению продолжительности жизни. При этом экология человека использует накопленный демографией методический арсенал исследований. Репродуктивное поведение представляет собой систему действий и отношений, ведущих к рождению или отказу от рождения ребенка в браке или вне брака. Различают три основных типа репродуктивного поведения — многодетное (потребность в пяти и более детях), среднедетное (потребность в трех-четырех детях) и малодетное (потребность в одном-двух детях). Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействия современных условий жизни и условий прошлых лет. Потребность в детях — самая инерционная часть репродуктивного поведения, поскольку она представляет собой результат усвоения репродуктивных норм и традиций, принятых в данном сообществе людей, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений. Репродуктивное поведение и воспроизводство населения тесно связаны с процессом образования брачных (супружеских) пар в населении, получившим в демографии название брачность. Брачность обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и другие аспекты. Особое значение для процесса брачности имеет юридическая и религиозная допустимость разводов и их процессуальная сложность. К процессам, характеризующим демографическое поведение и имеющим большое значение для антропоэкологических исследований, относится миграция населения. Под миграцией понимают перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Наиболее часто переселяются молодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже. Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», поскольку в нем увеличивается доля молодежи, в местах же оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Естественно, что в «молодом» и «старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста. Миграция населения в мирное время при отсутствии социальных потрясений и экологических катастроф зависит от условий жизни, территориального размещения производства и связанного с ним наличия рабочих мест. На протяжении длительного времени миграционная ситуация в России определялась двумя тесно связанными между собой видами территориальных перемещений населения: 1) миграциями между регионами России и другими республиками бывшего СССР; 2) массовой миграцией из села в город. С 1989 по 1991 г. из России выехало 239,4 тыс. человек. Миграции населения в России необычайно быстро отразились на главных событиях конца XX в. — распад СССР, процесс суверенизации республик, рост национализма, экономический и политический кризисы. Широкое распространение получили стрессовые миграции, совершаемые под давлением этнической дискриминации, так называемые вынужденные миграции. Появились и совершенно новые разновидности миграций — экологические. Наиболее яркий пример — переселение и добровольное отселение людей из районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Смертность населения с незапамятных времен занимала умы и волновала как ученых так и обывателей. В более широком и приближенном к реальным задачам антропоэкологии плане смертность трактуется как частота случаев смерти в данной совокупности людей (население региона, страны, определенной человеческой общности и т.д.). Она измеряется числом смертей на 1000 человек населения за 1 год. Среди основных причин смертности в России лидируют сердечно-сосудистые заболевания (более 50 %), несчастные случаи, отравления, травмы (14,3 %), а также онкологическая патология (13,3 %). Соотношение рождаемости и смертности определяют воспроизводство населения, которое является процессом непрерывного возобновления поколений людей. В целом по России с 1992 года началась естественная убыль населения, которая продолжает нарастать. В центральных регионах страны она достигает 10—15 человек на 1000 населения. Важным показателем жизнеспособности популяции и качества ее здоровья служит продолжительность жизни. В России более ста лет назад (в 1897 г.) средняя продолжительность жизни населения составляла 32 года. За шестьдесят лет, к концу 1950-х годов, она увеличилась более чем в 2 раза. После этого рост средней продолжительности жизни практически прекратился, после 1992 г. пошел вспять. В настоящее время Россия существенно отстает по этому показателю от развитых стран. Так, в 2008 г. продолжительность жизни российских мужчин была на 15 — 17 лет ниже, чем у мужчин стран Запада. У женщин этот разрыв составлял 8—10 лет. Принято считать, что с 1992 г. средняя продолжительность жизни снижалась в результате социально-психологического стресса из-за кардинальной ломки привычных условий жизни. Начиная с 1995 г. люди стали постепенно адаптироваться к новым условиям жизни и средняя продолжительность жизни стала медленно увеличиваться. Следующий социальный стресс произошел в 1998 г. в результате экономического кризиса. Это событие также отразилось на продолжительности жизни. Современную демографическую ситуацию во всем мире, в России, а также в развитых и развивающихся странах помогает понять табл. 1. Таблица 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.009 с.) |