Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропоэкосистема и ее структура

Поиск

 

Экология человека изу­чает антропоэкосистемы различного уровня — от глобального (или мирового) до местного (небольшая деревня или район в городе) и даже до отдельного «точечного» (жилой дом, цех завода, салон автомобиля и т.д.). Но наиболее частым объектом антропоэкологических иссле­дований бывают такие территориальные комплексы, как страна, федеральный округ, крупный экономический район, админист­ративный район, город.

Антропоэкосистема состоит из совокупности компонентов и связывающих их процессов, происходящих в определенном про­странстве в конкретное время. В исследовательских целях обычно создаются модели соответствующих антропоэкосистем (рис. 2).

Рассмотрим каждый блок антропоэкосистемы более подробно.

Общность людей. Основной смысл антропоэкологических ис­следований сосредоточен на изучении условий, в которых проте­кает жизнедеятельность общности людей и тех процессов, кото­рые происходят внутри самой человеческой общности. Поэтому в представленной модели этот блок помещен в ее центр. Наиболее просто определить это достаточно сложное понятие можно следу­ющим образом: человеческая общность — объединение людей, в котором создана и сохраняется, хотя бы в течение очень коротко­го периода, определенная социальная связь.

Природа. Наиболее важные параметры хозяйства и условия жиз­ни населения определяет природа, но одновременно она нахо­дится под ощутимым прессингом хозяйственной деятельности людей. Влияние природных условий отражается не только на уровне популяционного здоровья, но и на демографическом поведении населения.

Население. Жизнедеятельность любой общности людей самым тесным образом связана с остальным населением. Эти связи носят преимущественно положительный характер, но могут иметь и от­рицательные последствия. Религия, система воспитания, торговля, строительство, защита от внешнего врага — все это и многое другое объеди­няет конкретные общности с остальными людьми, живущими с ними в едином хозяйственном, социальном, политическом про­странстве, делает возможным их существование.

В то же время отдельные человеческие общности могут постра­дать от ненамеренного или намеренного вмешательства в их жиз­недеятельность других людей. Не только случайный занос инфекционных болезней угрожает тем или иным человеческим общностям при взаимодействии с остальным населением. Даже в наш, казалось бы цивилизован­ный, век происходят кровавые межэтнические и межконфессиальные (религиозные) конфликты и войны.

 


ОБЩНОСТЬ

ЛЮДЕЙ

 
 

 


Рис. 2. Модель антропоэкосистемы.

 

Хозяйство. От уровня развития хозяйственной деятельности в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В наиболее обобщенной форме хозяйство трактуется как процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в результате которого люди посредством своего труда, используя орудия производства, в условиях конкретных произ­водственных отношений добывают себе необходимые средства су­ществования.

При антропоэкологических исследованиях современных сооб­ществ людей, так или иначе связанных с индустриальным произ­водством, обычно рассматриваются две стороны единой пробле­мы: 1) хозяйство как источник материальных благ и жизненного комфорта; 2) хозяйство как источник деградации окружающей среды, производственного травматизма, психологической уста­лости, стрессов и др. Очевидно, что любое общество должно стремиться к макси­мальному усилению производящей функции хозяйства и мини­мизации его отрицательных свойств. Проблема эта непростая и требует глубокого, системного изучения.

Социально-экономические условия. Этот блок объединяет боль­шое число показателей. Специалисты по экологии человека ис­пользуют в своих исследованиях официальные материалы, харак­теризующие социально-экономические условия жизни населения, которые публикует Госкомстат России. Материалы содержат све­дения о размере жилой площади на одного человека, об уровне оплаты труда, денежных доходах населения, среднем размере пен­сий, безработице, преступности, составе пищевых рационов и их стоимости и др.

Культура. В повседневной жизни она представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, тра­дициями), духовными ценностями. Формируется культура путем обобщения опыта многих поколений, в результате материаль­ной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество.

Религия. Бесспорно влияние религии на жизнедеятельность лю­дей, на отношение к собственному здоровью и здоровью близ­ких, на отношение к природе, к людям, к культурному наследию и другим конфессиям, к проблемам войны и мира.

Загрязнение окружающей среды. На условия жизни людей весь­ма существенное и постоянно увеличивающееся негативное воз­действие оказывают факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности человечества. Прессинг внешних факторов на общность людей приводит к изменениям в самой общности. Эти изменения отражаются на здо­ровье населения, его демографическом поведении, экологическом сознании, профессиональных предпочтениях.

Уровень здоровья населения. Уровень или качество обществен­ного здоровья можно оценить или «измерить» с помощью меди­ко-демографических коэффициентов заболеваемости, инвалидно­сти, смертности и т.д. Уровень здоровья — показатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропоэкологической ситуации). Он зависит от природ­ных, социальных, эколого-гигиенических условий и отражает степень комфортности этих условий для нормальной жизнедея­тельности данной общности людей.

Демографическое поведение. К базовым понятиям демографии, имеющим клю­чевое значение для экологии человека, относятся: рождаемость, смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный потенциал населения, миграция населения. Демографическое поведение населения, как и любые проявления его жизнедеятельности, сильно зависят от внешних факторов. Так, техногенные воздействия приводят не только к бесплодию и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных районах некоторые люди опасаются иметь детей из-за страха рож­дения ребенка с врожденными дефектами.

Экологическое сознание. Означает понимание неразрывной свя­зи человеческого сообщества с природой, зависимости благополу­чия людей от целостности и сравнительной неизменности природ­ной среды, способствующего практической деятельности. Наличие в тех или иных группах людей высокого уровня эко­логического сознания чаще всего обусловлено пережитыми ими экологическими катаклизмами, которые заставляют людей за­думаться о последствиях своей хозяйственной деятельности для окружающей среды.

Профессиональные предпочтения. Условия жизни существенно влияют на выбор профессий внутри общностей людей. При этом определяющая роль принадлежит как природным, так социально-экономическим условиям. Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общно­сти в значительной мере определяют род занятий людей. Исчезно­вение ресурса ведет к перестройке профессиональной структуры общности.

Современная жизнь породила десятки тысяч профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любо­му занятию. Тем не менее по-прежнему остаются (правда, в очень сглаженном виде) препятствия для выбора той или иной профес­сиональной карьеры. Существуют национальные, общинные, се­мейные традиции, разделяющие занятия на престижные и непре­стижные. Как и в старину, окружающая природа очень часто дик­тует людям выбор профессии.

Уровень образования. Образование применительно к анализу структуры антропоэкосистемы рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важ­ных функций: экономическую, социальную и культурную.

Эко­номическая функция состоит в создании и поддержании про­фессиональной структуры общества. Образование формирует ра­ботников, владеющих необходимыми знаниями и навыками для выполнения необходимой для общества деятельности.

Социальная функция — участие, наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации личности, т.е. в процессе становле­ния каждого человека, усвоения им духовных и культурных цен­ностей, норм, образцов поведения, которые присущи данному обществу или группе людей.

Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленное культурное наследие в целях просвещения и воспитания людей, формирования их творческих спо­собностей. Вполне закономерно, что образование влияет на пове­дение людей. Один из важных разделов современного образова­ния — его экологическая составляющая.

Информационное поле. Информация циркулирующая внутри антропоэкосистемы может быть разложена на несколько уровней. Первый из них — этнический, т.е. тот запас культурных ценностей, религи­озных представлений, определяющих самосознание общности и предопределяющих включение ее именно в состав данного народа и никакого другого. Второй уровень, видимо, составляют те зна­ния и представления, которые связаны с отношением данной си­стемы с другими антропоэкосистемами сходного или, наоборот, противоположного типа, т. е. все то, что входит в сферу обмена и контактов. Наконец, в качестве третьего уровня можно выделить конкретные знания, накопленные в коллективе и составляющие его узколокальную специфику. К ним относятся определенные агротехнические навыки и наблюдения, полученные в процессе ведения земледельческого хозяйства на данных почвах, навыки пастьбы животных в условиях именно данного ландшафта и выбо­ра лучших пастбищ, знакомство с охотничьими угодьями, т.е. по возможности полное представление о микрорайоне.

Надо отметить, что большой объем информационного поля даже у малочисленно­го коллектива будет способствовать его хозяйственному процвета­нию, обеспечивая высокую производительность труда и более эффективное использование эксплуатируемой территории.

Пространство. Любая антропоэкосистема занимает определен­ное пространство, существует на конкретной территории. Изме­няется площадь антропоэкосистемы — меняется и сама система. Трансформация одной системы в другую может происходить эво­люционным путем, без каких-либо экстремальных катаклизмов. Изменение территории антропоэкосистемы чаще всего происхо­дит на протяжении достаточно длительных промежутков време­ни и связано с ее саморазвитием, т.е. речь идет о пространствен­но-временной динамике. Примером ее может послужить изменения территории города Москвы. Здесь каждый раз формирова­лась иная антропоэкосистема, что было связано не только и даже не столько с изменением занимаемой площади, сколько с исто­рическими переменами в экономике, культуре, численности и структуре населения.

Иногда происходит очень быстрое увеличение или уменьше­ние площади антропоэкосистемы, которое также при­водит к изменению ее характеристик и, следовательно, к появле­нию новой антропоэкосистемы на месте исчезнувшей. Изменения такого рода обычно связаны с какими-то интенсивными внешни­ми или внутренними процессами.

Причиной изменения границ антропоэкосистем могут быть и иные процессы, например экономическое освоение новых райо­нов. Так, освоение месторождений угля в се­верных регионах Западной Сибири изменили границы террито­рий традиционного природопользования коренного населения — сократились площади оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, мест сбора ягод, лекарственных растений. Выросли новые города и поселки, возникло население с иным укладом жизни, иными интересами. В результате появились новые антропоэкосистемы, изменилась жизнь корен­ного населения и не всегда к лучшему.

Время. Срок существования каждой антропоэкосистемы ограни­чен и связан с социальными и хозяйственными преобразованиями. Существенные изменения любого из основных элементов антропо­экосистемы (природы, хозяйства, общности людей) приводят к тому, что на ее месте появляется другая антропоэкосистема.

Для рассмотрения хронологической трансформации антропо­экосистемы можно снова вернуться к Москве. На месте современ­ной Москвы в прошедшие времена одна антропоэкосистема по­следовательно сменяла другую, сохраняя прежнее название. Но каждая «новая» Москва имела другую территорию, принципиаль­но иное население (по его возрастной, половой, профессиональной структуре и численности), непохожее хозяйство. Любой временной срез, например Москва 1147 года -> Моск­ва 1500 года -> Москва 1612 года -> Москва 1812 года -> Москва 1900 года -> Москва 1924 года -> Москва 1941 года -> Москва I960 года -> Москва 2002 года, показывает, что каждый раз перед нами иная антропоэкосистема, которая существует и развивает­ся по своим правилам, занимает другую площадь, в ней иное по численности и структуре население, которое живет в других усло­виях, мыслит и действует сообразно современной для него об­становке. Следовательно, рассматривая определенные временные ряды для любых антропоэкологических явлений и процессов, не­обходимо очень внимательно выбирать временные отрезки, в пределах которых корректно осуществлять сравнения или стро­ить прогнозы.

Изучение антропоэкосистем преследует определенные цели, которые на основе теории систем можно сформулировать следу­ющим образом: 1) выделение конкретной системы из множества других объек­тов; 2) изучение структуры системы; 3) изучение поведения системы; 4) прогнозирование поведения системы; 5) управление системой (оптимизация).

При этом необходимо принимать во внимание, что антропоэкосистемы обладают определенной устойчивостью, которая мо­жет быть нарушена неадекватными действиями руководителей, самого населения, внешних сил.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как вы понимаете содержание основных аксиом экологии человека?

2. В чем отличия и сходство человека и животного мира?

3. Почему человек стал строить свою собственную экосисте­му?

4. Полностью ли человек независим от лимитирующих фак­торов?

5. Почему человек, в отличие от животных, поставил вид в условия широчайшей экологической ниши?

6. В чем особенности адаптационных процессов в искусст­венной, городской среде?

7. Какими факторами ограничен рост человеческой популя­ции?

8. Назовите основные блоки, из которых состоит антропоэкосистема.

9. Как хозяйственная деятельность влияет на население?

10. Какие проблемы возникают в процессе взаимодействия человека со своим природным окружением?

11. Из каких элементов складывается блок «социально-экономиче­ские условия»?

12. Приведите примеры разных по размеру антропоэкосистем.

13. Какие факторы влияют на общность людей?

14. Как общность людей реагирует на внешние воздействия?

15. Значение информационного поля в развитии антропоэкосистем.

16. Роль времени в развитии и изменении антропоэкосистем.

17. Что происходит с антропоэкосистемой при изменении ее про­странственных границ?

Демографическое поведение

 

Одно из центральных мест в иссле­дованиях по экологии человека занимает анализ демографическо­го поведения, которое можно трактовать как систему взаимосвя­занных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния человеческой общности. Демографическое поведение включает действия, связанные с вос­производством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение).

Прослеживая путь, пройденный человечеством за весь период его существования, анализируя влияющие на длину человеческой жизни факторы и условия в историческом, географическом и со­циальном аспектах, экология человека выявляет причины преж­девременной смерти и содействует увеличению продолжительно­сти жизни. При этом экология человека использует накопленный демографией методический арсенал исследований.

Репродуктивное поведение представляет собой систему действий и отношений, ведущих к рождению или отказу от рождения ребенка в браке или вне брака.

Различают три основных типа репродуктивного поведения — многодетное (потребность в пяти и более детях), среднедетное (потребность в трех-четырех детях) и малодетное (потребность в одном-двух детях). Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рож­даемости в стране. Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействия современных условий жизни и условий прошлых лет. Потребность в детях — самая инерционная часть реп­родуктивного поведения, поскольку она представляет собой ре­зультат усвоения репродуктивных норм и традиций, принятых в данном сообществе людей, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений.

Репродуктивное поведение и воспроизводство населения тес­но связаны с процессом образования брачных (супружеских) пар в населении, получившим в демографии название брачность. Брачность обусловливается и регулирует­ся социально-культурными нормами, имеет юридические, соци­альные, экономические и другие аспекты. Особое значение для процесса брачности имеет юридическая и религиозная допустимость разво­дов и их процессуальная сложность.

К процессам, характеризующим демографическое поведение и имеющим большое значение для антропоэкологических иссле­дований, относится миграция населения. Под миграцией понима­ют перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Наиболее часто переселяются молодые люди в воз­расте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже. Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», поскольку в нем увеличи­вается доля молодежи, в местах же оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Есте­ственно, что в «молодом» и «старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста.

Миграция населения в мирное время при отсутствии социальных потрясений и экологических катастроф зависит от условий жиз­ни, территориального размещения производства и связанного с ним наличия рабочих мест. На протяжении длительного времени миграционная ситуация в России определялась двумя тесно связанными между собой ви­дами территориальных перемещений населения: 1) миграциями между регионами России и другими республиками бывшего СССР; 2) массовой миграцией из села в город.

С 1989 по 1991 г. из России выехало 239,4 тыс. человек. Миграции населения в России необычайно быстро отразились на главных событиях конца XX в. — распад СССР, процесс сувере­низации республик, рост национализма, экономический и поли­тический кризисы. Широкое распространение получили стрессо­вые миграции, совершаемые под давлением этнической дискри­минации, так называемые вынужденные миграции. Появились и совершенно новые разновидности миграций — экологические. Наи­более яркий пример — переселение и добровольное отселение людей из районов, пострадавших в результате аварии на Черно­быльской АЭС.

Смертность населения с незапамятных времен занимала умы и волновала как ученых так и обывателей. В более широком и приближенном к реальным задачам антропоэкологии плане смертность трактуется как частота случаев смерти в данной сово­купности людей (население региона, страны, определенной че­ловеческой общности и т.д.). Она измеряется числом смертей на 1000 человек населения за 1 год.

Среди основных причин смертности в России лидируют сердечно-сосудистые за­болевания (более 50 %), несчастные случаи, отравления, травмы (14,3 %), а также онкологическая патология (13,3 %).

Соотношение рождаемости и смертности определяют воспро­изводство населения, которое является процессом непрерывного возобновления поколений людей. В целом по России с 1992 года началась естественная убыль населения, которая продолжает нарастать. В центральных регионах страны она достигает 10—15 человек на 1000 населения.

Важным показателем жизнеспособности популяции и качества ее здоровья служит продолжительность жизни. В России более ста лет назад (в 1897 г.) средняя продолжитель­ность жизни населения составляла 32 года. За шестьдесят лет, к концу 1950-х годов, она увеличилась более чем в 2 раза. После этого рост средней продолжительности жизни практически прекратился, после 1992 г. пошел вспять. В настоящее время Россия суще­ственно отстает по этому показателю от развитых стран. Так, в 2008 г. продолжительность жизни российских мужчин была на 15 — 17 лет ниже, чем у мужчин стран Запада. У женщин этот разрыв составлял 8—10 лет. При­нято считать, что с 1992 г. средняя продолжительность жизни снижалась в результате социально-психологического стресса из-за кардиналь­ной ломки привычных условий жизни. Начиная с 1995 г. люди стали постепенно адаптироваться к новым условиям жизни и средняя продолжительность жизни стала медленно увеличиваться. Следующий социальный стресс произошел в 1998 г. в результате экономического кризиса. Это событие также отразилось на продолжительности жизни.

Современную демографическую ситуацию во всем мире, в России, а также в развитых и развивающихся странах помогает понять табл. 1.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.106.207 (0.01 с.)