Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государственного экологического управления

Поиск

Несмотря на разнообразие задач и особенности компетенции рассмот­ренных государственных органов, их деятельность в той или иной степени затрагивает ряд общих вопросов управления в сфере использования природ­ных ресурсов и охраны окружающей природной среды. В связи с этим мож­но говорить об основных направлениях деятельности органов экологическо­го управления или их функциях.

Исходя из характера и содержания составляющих их правомочий следу­ет выделить несколько наиболее важных функций государственного эколо­гического управления:

1. Учет и ведение кадастров природных ресурсов. Учет и регистрация при­родных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку она воз­можна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресур­сах. Так, в ст. 79 Водного кодекса сказано, что в целях обеспечения текущего и перспективного планирования, рационального использования водных объ­ектов, их воспроизводства и охраны осуществляется учет поверхностных и подземных вод, который представляет собой систему определения и фикса­ции в установленном порядке состояния водных объектов по качественным и количественным показателям, степени изученности и использования. Госу­дарственный учет лесного фонда ведется для организации рационального ис­пользования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, сис­тематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде ком­петентных органов, юридических лиц и граждан (ст. 67 Лесного кодекса РФ). Аналогичные нормы содержатся в других законах, определяющих правовой режим природных ресурсов.

Учет природных ресурсов осуществляется по административно-террито­риальным единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количествен­ном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.

Государственный кадастр природного ресурса представляет собой сово­купность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйствен­ном и правовом положении природного ресурса.

Органы, на которые возложены функции по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными норматив­ными актами. Законодательством предусмотрено ведение следующих видов кадастров природных ресурсов.

Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендато­рам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйст­венной ценности земель (ст. 110 Земельного кодекса РСФСР). В нем содер­жатся сведения о размерах и сравнительной оценке сельскохозяйственных угодий (бонитировка почв), экономические показатели урожайности, до­ходности, окупаемости и др. (экономическая оценка земель).

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъ­ятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного зе­мельного кадастра обеспечивается осуществлением топографических, геоде­зических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследова­ний и изысканий и возложено на Государственный комитет РФ по земельной политике и его территориальные органы на местах.

В целях проведения единой политики в области земельных отношений, информационного обеспечения управления земельными ресурсами на всех уровнях, функционирования цивилизованного земельного рынка в Россий­ской Федерации на базе новейших компьютерных сетей и информационных технологий осуществляется разработка и развертывание комплексной зе­мельно-информационной системы в соответствии с Федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государствен­ного земельного кадастра», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 № 932.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о вод­ных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о во­допользователях. Он ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод (ст. 79 Водного кодекса РФ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О ведении государственного водного кадастра РФ» от 23 ноября 1996 г. № 1403 его осуществляют специально уполномоченные органы по управлению водным хозяйством - Министерст­во природных ресурсов РФ и Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда РФ, которые используются при государственном управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные, изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей т. д. Веде­ние лесного кадастра возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России и ее территориальные органы (ст. 68 Лесного кодекса РФ).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных иско­паемых включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидро­логические, экологические и другие условия разработки месторождений, со­держащие геолого-экономическую оценку каждого месторождения и сведе­ния по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Кадастр ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, предоставляемой пред­приятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также раз­ведку и добычу полезных ископаемых (ст. 30 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокуп­ность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие данные, необходимые в целях обеспе­чения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановле­ния среды его обитания (ст. 14 Федерального Закона «О животном мире»).

Ведение кадастра возлагается на различные специально уполномоченные государственные органы в зависимости от вида объектов животного мира, подлежащих учету: по охотничьим животным - на Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; рыбным запасам - на Государственный ко­митет РФ по рыболовству; другим животным и животным, занесенным в Красную книгу - Государственный комитет РФ по охране окружающей сре­ды; по объектам животного мира, занесенным в специальные перечни вреди­телей леса или опасных для человека - соответственно на Федеральную служ­бу лесного хозяйства России и Министерство здравоохранения РФ (п. 2 Постановления Правительства «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов живот­ного мира» от 10 ноября 1996 г. № 1342).

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает сведения о статусе этих территорий, их географическом положе­нии и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности и ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эф­фективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов (ст. 4 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Кадастр составляется соответствующими органами исполнительной вла­сти (федеральной, субъектов РФ и местного самоуправления), в ведении ко­торых они находятся. Свод кадастровых сведений в целом по Российской Федерации осуществляет Государственный комитет РФ по охране окружаю­щей среды (п. 3 Постановления Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 ок­тября 1996 г. № 1249).

Своеобразным кадастром можно считать и Красную книгуРФ, так как она представляет собой официальный свод сведений о состоянии и распро­странении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений с целью их охраны и воспроизводства*.

_________

* См. Постановление Правительства РФ «О Красной книге Российской Федерации» от 19 февраля 1996г № 158.

 

2. Определение и проведение единой экологической политики, разработ­ка и принятие планов и программ по рациональному использованию природ­ных ресурсов и охране окружающей природной среды. В рамках указанной функции осуществляется разработка экологических концепций государст­венного развития РФ, федеральных целевых программ, ежегодных планов Правительства по вопросам рационального использования природных ре­сурсов и охране окружающей природной среды и других документов в сфе­ре экологии.

Одним из важнейших актов такого рода, принятых за последние годы, стал Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окру­жающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236, положения которого определяют основные направления развития экономики России в условиях рыночных отношений в неразрывной связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбереже­нию и восстановлению природных ресурсов.

В соответствии с ним был принят документ, который должен иметь ос­новополагающее значение при разработке прогнозов и программ социаль­но-экономического развития, подготовке нормативных актов, принятии хо­зяйственных и иных решений - Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1994 г. № 440.

На основе рекомендаций и принципов, изложенных в документах, приня­тых на Конференции ООН по охране окружающей среда и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), в Концепции определяются задачи, направления и условия перехода России «к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансиро­ванное решение социально-экономических задач и проблем сохранения бла­гоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей настоящих и будущих поколений людей».

К числу наиболее важных федеральных программ, утвержденных поста­новлениями Правительства РФ в 1995-1998 гг., относятся:

- Федеральная целевая программа «Леса России» на 1997-2000 гг., ут­вержденная Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 № 1240;

- Федеральная целевая программа «Мировой океан», утвержденная По­становлением Правительства от 10 августа 1998 № 919;

- Концепция федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой», утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мар­та 1998 № 292;

- Федеральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий», утв. Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 № 1242;

- Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 гг.», утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 № 1030;

- Федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обста­новки на реке Волге и ее притоках, восстановление и прекращение деградации природных комплексов волжского бассейна» (Программа «Возрождение Вол­ги»), утв. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 № 95 и др.;

- Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 № 917.

3. Финансирование и материально-техническое обеспечение экологичес­ких программ и мероприятий. В соответствии с законодательством финанси­рование программ и мероприятий по рациональному использованию при­родных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:

- федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

- средств предприятий, организаций и учреждений;

- экологических фондов;

- фондов экологического страхования;

- кредитов банков;

- добровольных взносов юридических лиц и граждан;

- других источников (ст. 17 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Финансирование экологических программ и мероприятий в федераль­ных, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

В настоящее время наблюдается значительное сокращение объема средств, выделяемых на осуществление мероприятий по охране окружаю­щей среды из федерального и местных бюджетов. В связи с этим важным ис­точником финансирования становятся экологические фонды.

Экологические фонды представляют собой единую внебюджетную систе­му государственных фондов, объединяющую федеральный, республиканские и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от предпри­ятий, организаций, учреждений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

- сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за эколо­гические правонарушения;

- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

- процентов, полученных в виде дивидендов по вкладам от долевого ис­пользования собственных средств фонда в деятельности предприятий и юридических лиц;

- инвалютных поступлений от юридических лиц и граждан.

Экологические фонды расходуются на решение неотложных природо-охранительных задач, воспроизводство природных ресурсов, научные иссле­дования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очист­ных сооружений, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсацию вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением окру­жающей среды, развитие экологического воспитания и образования и др.

Помимо рассмотренных фондов могут создаваться также фонды эколо­гического страхования с целью добровольного и обязательного страхования юридических лиц и граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического вреда. Их средства используются на прогнозирование, пре­дотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедст­вий, аварий и катастроф.

4. Установление правил и норм по рациональному использованию природ­ных ресурсов и охране окружающей среды; стандартизация в сфере экологии. Органы государственного экологического управления в пределах своей ком­петенции принимают нормативные акты, содержащие правила, требования и нормы по рациональному использованию, воспроизводству и охране земель, лесов, вод, недр, животного мира и других природных ресурсов. Эти акты являются важнейшей составной частью экологического законодательства.

Большую роль в регулировании охраны окружающей природной среды играет стандартизация (нормирование), то есть создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т. д.

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на нее, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия основываются на медицинских, технических и других показателях, то есть разрабатываются с учетом вредности того или иного воздействия для здоровья людей, а также с учетом уровня технического состояния производственных и других объектов и возможностей предотвращения вредного воздействия их деятельности на окружающую среду.

Указанные нормативы разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды – Госкомэкологией России, Госстандартом России, Государственной саритарно-эпидемиологической службой РФ, Госгортехнадзором России, Госатомнадзором России, Госгидрометом и др.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия имеют юриди­ческое значение, так как закрепляются в нормативно-правовых актах и явля­ются обязательными для исполнения. Они выступают критериями правомер­ности поведения субъектов экологических отношений, и за их нарушение установлена юридическая ответственность.

Система экологических стандартов включает в себя нормативы предель­ных воздействий на окружающую среду (производственных, территориаль­ных и др.), нормативы организации охраны окружающей среды и контроля за ее качеством, а также стандарты, определяющие экологические понятия и термины.

Наиболее важное значение среди них имеют нормативы предельно допу­стимых воздействий на окружающую природную среду:

- нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в воздухе, воде и почве. ПДК установлены для нескольких сотен хи­мических веществ при их изолированном действии и их комбинаций в мг/куб. м (двуокиси азота, бензола, окиси углерода, пыли, сажи, свинца, ртути, фенола, хлора и т. д.);

- нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воз­действий (ПДУ), таких, как шум, вибрация, ультразвук, радиация, магнит­ные поля и др., для которых приняты различные единицы измерения (на­пример, децибелы - для шума, мкВт/кв. см - для электромагнитных полей, мбэр/час - для радиационного облучения и др.). Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных ве­ществ в воду, воздух, почву (ПДВ). Они устанавливаются с учетом производ­ственных мощностей объекта (источника загрязнения), данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК. Источники загрязне­ния должны также соблюдать установленные уровни шума, вибрации, элек­тромагнитных полей и других вредных физических воздействий (ПДУ).

Эти нормативы в отличие от предыдущих являются по существу индиви­дуальными для каждого источника загрязнения (вредного физического воз­действия) и фиксируются в разрешениях (лицензиях), выдаваемых компе­тентными государственными органами;

- предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Это комплексные нормативы, учитывающие суммарное хозяйствен­ное и рекреационное воздействие на окружающую среду и потенциальные возможности природы при формировании территориально-производствен­ных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строи­тельстве и реконструкции городов и других населенных пунктов с целью обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения разру­шения естественных экологических систем, необратимых изменений в ок­ружающей природной среде.

В сфере охраны окружающей природной среды применяются также пре­дельно допустимые нормы использования агрохимикатов в сельском хозяй­стве (минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, стимуляторов роста и др.), нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания (минимально допустимые дозы, безвредные для здоровья человека), нормативы санитарных и защитных зон для охраня­емых водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оз­доровительных зон, экологические требования к продукции, новым техни­ке, технологии, материалам, веществам и т. д., а также другие нормативы.

5. Распределение и перераспределение природных ресурсов; лицензиро­вание и лимитирование природопользования и охраны окружающей природ­ной среды. Данная функция подразумевает осуществление государственны­ми органами деятельности по предоставлению природных объектов в пользование, собственность, аренду, а также их изъятие у природопользователей по основаниям, установленным в законе.

Деятельность по распределению и перераспределению природных ресур­сов проводится в рамках государственной системы лицензирования и лими­тирования использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования соответствующих лицензий на право пользования природ­ными ресурсами, а также определения предельных объемов такого исполь­зования (изъятия природных ресурсов или загрязнения окружающей при­родной среды) - лимитов. Общие вопросы лицензирования и установления лимитов в сфере природопользования рассматриваются в предыдущем раз­деле учебного пособия, а конкретный порядок предоставления отдельных видов природных ресурсов - в соответствующих темах, посвященных пра­вовому режиму земель, лесов, вод, недр и др.

6. Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов. Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов представ­ляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение реальной возможности использования природного объекта, предоставленного в пользо­вание, и предполагает осуществление взаимосвязанных действий по обосно­ванию и определению границ выделяемого природного объекта, установле­нию их на местности, разработке планов и схем их использования, отводу соответствующих участков земель, лесов, вод, недр и т. д., составлению про­ектов внутрихозяйственной организации их территорий. Эта деятельность осуществляется на основе топографо-геодезических, картографических работ, инвентаризации, обследования, надзора за проведением устроительных про­ектов и т. д.

Функции землеустройства, лесоустройства, недроустройства и др. регла­ментируются законодательством о соответствующих видах природных ре­сурсов (например, ст. 112-114 Земельного кодекса РСФСР, ст. 7 Закона РФ «О недрах», ст. 72, 73 Лесного кодекса РФ и др.).

7. Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и ох­раной окружающей природной среды. Контроль является важнейшей функ­цией государственного управления в любой его отрасли. Однако контроль в сфере экологии имеет особое значение в силу той роли, которую он способен играть в предупреждении экологических правонарушений, вред от которых, причиненный природной среде, зачастую оказывается необратимым.

Поэтому общей характеристике экологического контроля, его понятию и видам, методам его осуществления (включая экологическую экспертизу) посвящается специальный раздел данного учебного пособия (Тема 5).

8. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответст­венности за экологические правонарушения.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия природных ресурсов, порядка и условий их использования, а также нарушения прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных этим убытков, в на­стоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбит­ражных судов, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан (ст. 109 Лесного кодекса РФ, ст. 129 Водного кодекса РФ, ст. 57 Федераль­ного Закона «О животном мире», п. 4 Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767 и др.). Защита прав пользования природными объ­ектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, преду­смотренных федеральным законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Для рассмотрения споров, возникающих между природопользователями, находящимися на территориях разных субъектов РФ, законодательством ус­тановлен особый порядок. Такие конфликты рассматриваются специально созданными комиссиями, образованными на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов (ст. 79 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Процедура разрешения споров регламентируется законодательством о судопроизводстве.

Органы государственного экологического управления специальной компетенции участвуют в применении юридической ответственности за экологические правонарушения. Это может выражаться в предъявлении исков в суд о возмещении ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью граждан, а также имуществу государства, юридических лиц и граждан; в наложении административных взысканий за нарушение экологических требований, направлении материалов о привлечении виновных в них лиц к дисциплинарной ответственности; в содействии компетентным правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и выявле­нию экологических преступлений, привлечению к уголовной ответственно­сти лиц, их совершивших.

 

5 вопрос:

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и опреде­ление допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельно­сти на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, эко­номических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).

Таким образом, сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) про­верке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требовани­ям, а ее цель - в предупреждении вредных экологических и иных последст­вий такой деятельности.

Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об эколо­гической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.

В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экс­пертиза делится на два вида: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключитель­ное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Госу­дарственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориаль­ным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей сре­ды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контроли­ровать выполнение ее требований. Государственная экологическая эксперти­за может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организа­циями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том чис­ле проведение экологической экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы является обяза­тельным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом обществен­ная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:

- специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);

- экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномо­ченным органом по проведению экспертизы;

- заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, ор­ганизация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводить­ся экологическая экспертиза.

Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяй­ственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окру­жающую природную среду, а также ее результаты.

Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводи­мой на федеральном уровне, подлежат:

- проекты правовых актовРФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;

- проекты комплексных и целевых федеральных программ;

- проекты генеральных планов развития территорий свободных эконо­мических зон и территорий с особым режимом природопользования;

- проекты схем развития отраслей народного хозяйства;

- проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри­ториальной организации производительных сил РФ;

- проекты инвестиционных программ;

- проекты комплексных схем охраны природы;

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, рекон­струкции, расширения, технического перевооружения, консервации и лик­видации объектов хозяйственной деятельности;

- проекты международных договоров;

- договоры, предусматривающие использование природных ресурсов;

- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую природную среду;

- проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;

- проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, создания особо охраняемых природных терри­торий;

- иные виды документации.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечае­мой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической эксперти­зы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологиче­скую экспертизу;

- независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересован­ных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Стадии экспертного процесса подробно урегулированы законодательст­вом. Его результатом становится заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обос­нованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объ­екта экологической экспертизы.

Заключение экспертной комиссии подлежит утверждению специально уполномоченным государственным органом в области экологической экс­пертизы, после чего оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Аналогичный порядок утверждения предусмот­рен законом и для заключения общественной экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспер­тизы. Правовым последствием отрицательного заключения будет запрет ре­ализации объекта экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.

6 вопрос:

· Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и как функция государственного управления в данной сфере.
В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет.
Для получения лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Такими органами в сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне являются: Минприроды, Роскомнедра, Роскомрыболовства, Рослесхоз, Росгидромет и др. Правом предоставления лицензии (разрешения) обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов.
В зависимости от вида лицензии (разрешения) определяется ее (его) содержание.

    • Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать:
      • данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию;
      • данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
      • указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
      • сроки действия лицензии и сроки начала работ;
      • условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
      • условия выполнения установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами требований по охране недр и окружающей среды;
      • некоторые другие элементы.

Отдельные виды лимитов на природопользование могут быть объединены в лицензию на комплексное природопользование с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных требований. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории.

    • Исходя из этого, в лицензию на комплексное природопользование включаются:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.016 с.)