Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система и структура экологического права. Характеристика основных институтов экологического права.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источники экологического права Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды. К источникам (формам внешнего выражения) экологического права относятся нормативные акты и международные нормативные договоры. Основными источниками экологического права являются нормативные акты, принимаемые компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ. Она закрепляет право собственности на природные ресурсы в ее различных формах (ст. 9), провозглашает основные экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58). Специальная статья посвящена праву граждан РФ иметь в частной собственности землю и свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, установленных законом (ст. 36). В Конституции определены организационно-правовые основы осуществления экологической функции государства. Ст. 71, 72 и 114 устанавливают компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики. Особое место в системе экологического законодательства занимают федеральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов природных ресурсов. К числу первых можно отнести Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» и др. Ведущим нормативным актом является Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Законами, которые поресурсно регулируют отношения в сфере использования и охраны окружающей среды, являются: Лесной кодекс РФ 1997 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Закон РФ «О недрах» в ред. 1995 г., Федеральные Законы «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и др. Указанные нормативные акты являются кодифицированными законами, регламентирующими основные вопросы правового положения отдельных видов природных ресурсов, их понятие как объектов правового регулирования, право собственности и право пользования ими, меры охраны и ответственность за нарушение установленных экологических требований. Нормы указанных законодательных актов конкретизируются в ряде законов федерального уровня: Законе РСФСР «О плате за землю» 1991 г., Федеральных Законах «О континентальном шельфе» 1995 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., «Об использовании атомной энергии» 1995 г. и др. В настоящее время находятся в стадии разработки или принятия новые законопроекты экологического характера - о почвах, о растительном мире, новый Земельный кодекс, новая редакция закона об охране окружающей природной среды и др. Важные нормы, устанавливающие ответственность за экологические правонарушения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Большой массив нормативных актов в системе экологического законодательства образуют подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления. Среди них следует выделить акты, регулирующие использование отдельных видов природных ресурсов, определяющие систему органов государственного экологического управления в сфере использования и охраны земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, порядок осуществления экологической экспертизы и контроля, ведения государственных кадастров и мониторинга природных ресурсов, исчисления размеров ущерба, причиненного экологическими правонарушениями*. ________ Существенное значение в регулировании экологических отношений имеют нормы международных договоров Российской Федерации. Ст. 15 Конституции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, поэтому на территории Российской Федерации применяются правила международных договоров РФ, даже если внутренним российским правом установлены иные нормы, чем международным договором. Важное место среди актов международного права занимают документы международных конференций по охране окружающей природной среды, в частности, Стокгольмской 1972 г., Бразильской 1992 г., Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Соглашения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др.
Каково значение судебной и арбитражной практики в регулировании экологических отношений? Деятельность судебных и арбитражных органов играет весьма существенную роль в правовом регулировании экологических отношений. Особо важное значение имеют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и арбитражной практики и руководящие указания по вопросам применения действующего законодательства. Таково, например, Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в котором указано, что при разрешении споров, связанных с применением названного Закона, необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, однако указанным органам не предоставлено право вводить дополнительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, не предусмотренные законодательством РФ. Особо важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ, разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ» от 9 января 1998 г. Лесной кодекс РФ по порядку принятия и положения Кодекса о лесном фонде признаны соответствующими конституции РФ. Тема 2. Правовые основы государственного экологического управления. 1 вопрос: Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»). Таким образом, сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель - в предупреждении вредных экологических и иных последствий такой деятельности. Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698. В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Государственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориальным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контролировать выполнение ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы. Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней. Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают: - специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России); - экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом по проведению экспертизы; - заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза. Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяйственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окружающую природную среду, а также ее результаты. Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: - проекты правовых актовРФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду; - проекты комплексных и целевых федеральных программ; - проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования; - проекты схем развития отраслей народного хозяйства; - проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; - проекты инвестиционных программ; - проекты комплексных схем охраны природы; - технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности; - проекты международных договоров; - договоры, предусматривающие использование природных ресурсов; - материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую природную среду; - проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги; - проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, создания особо охраняемых природных территорий; - иные виды документации. Экологическая экспертиза основывается на принципах: - презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; - комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; - обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; - достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; - независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий; - научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; - гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения; - ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Стадии экспертного процесса подробно урегулированы законодательством. Его результатом становится заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экологической экспертизы. Заключение экспертной комиссии подлежит утверждению специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, после чего оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен законом и для заключения общественной экологической экспертизы. Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения будет запрет реализации объекта экологической экспертизы. Заключение экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке. 6 вопрос: · Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и как функция государственного управления в данной сфере.
Отдельные виды лимитов на природопользование могут быть объединены в лицензию на комплексное природопользование с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных требований. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории.
Лицензии на комплексное природопользование выдаются республиканскими, краевыми, областными органами Минприроды России и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам. Система и структура экологического права. Характеристика основных институтов экологического права. Система экологического права есть единство взаимосвязанных правовых норм, правил поведения (и соответственно нормативных правовых актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования общественных экологических отношений. Соответственно эти правовые нормы не входят в систему других отраслей права, хотя система экологического права не существует изолированно и формируется во взаимодействии с другими отраслями права, и в первую очередь с административным и гражданским. Наличие собственного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования любой другой отрасли права, является основным критерием отграничения экологического права от других отраслей, позволяющим признать самостоятельное место экологического права в системе российского права. В теории экологического права самостоятельность этой отрасли не вызывает сомнений, однако вопрос о ее системе остается дискуссионным. Соответственно различны и мнения относительно соотношения экологического права с другими отраслями права. Признание экологического права (права окружающей среды) комплексной отраслью вообще отрицает ее самостоятельность, собственно как и самостоятельность гражданского, административного, уголовного и других упомянутых отраслей права. Так, если общественные экологические отношения регулируются нормами, к примеру, входящими в систему гражданского права, то эти нормы становятся одновременно и гражданскими, и экологическими, а две отрасли права становятся комплексными. Гражданское право, равно как и экологическое, теряет свой самостоятельный фундаментальный характер. Созвучно этой теории представление об экологическом праве не только как о комплексной отрасли, но и как о над/супер/сверхотрасли. В этой теории, хотя она и привлекательна, не ясно, в чем выражается надотраслевой характер экологического права, если земельное, водное и другие отрасли рассматриваются все же в качестве независимых от экологического и лишь делятся с экологическим правом некоторыми своими нормами. Примечательно, что не экологическое право делится с лесным правом своими нормами, а наоборот. Это ставит экологическое право в подчиненное положение по отношению к таким отраслям. Кроме того, если далее анализировать эту теорию, то выделить собственно экологические нормы как ядро отрасли тоже становится крайне трудной задачей. Нормы, регулирующие воздействия на водные объекты, носят преимущественно административный характер. Решения по нормативам качества и нормативам воздействий принимают органы государственной власти в соответствии с административной процедурой. Их соблюдение обеспечивается мерами государственного контроля, а за их нарушение применяются меры юридической ответственности, в том числе административной. Практически полностью административный характер носит и процедура экологической экспертизы. Подобным образом право собственности на природные объекты устанавливается в специальных законах о природных объектах — Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ и др. Однако отношения собственности признаются предметом гражданского права, а Гражданский кодекс РФ имеет гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Конечно, можно включить в систему экологического права такую традиционную сферу правового регулирования, как консервативная охрана природы, куда входят нормы по охране ценных природных комплексов, хотя и здесь участвуют правоотношения собственности, пользования, административного контроля. В этом случае система экологического права будет сужена до таких пределов, в которых вряд ли можно провозглашать общую задачу экологического права — поддержание благоприятных Природных условий для существования человека. Трудно согласиться с точкой зрения о том, что в систему экологического права входят только нормы, обеспечивающие охрану природных объектов, а их использование исключается. В этом случае экологическое право вообще исчезает, а его место занимают отрасли земельного, водного, лесного, горного, фаунистического и атмосферного права. Между тем наибольший эффект охраны природных объектов достигается в первую очередь путем регулирования их использования, исключающего загрязнение данных объектов, истощение природных ресурсов, деградацию окружающей среды. В российском законодательстве это достигается обеспечением рационального природопользования. Рациональное природопользование не нуждается в мерах охраны окружающей среды и природных объектов. В необходимых случаях дополнительно могут устанавливаться требования по восстановлению природных объектов, но эти действия не носят самостоятельного характера, а являются частью пользования природными объектами. К примеру, лесопосадки как мера восстановления лесов, осуществляемые в рамках пользования лесным фондом, и охрана недр от пожаров, обводнения и других негативных изменений возлагаются на самого недропользователя в рамках его деятельности по добыче полезных ископаемых. Другими словами, охрана окружающей среды, хотя и имеет свои цели, не образует самостоятельной человеческой деятельности, отделенной от природопользования. В подавляющем большинстве случаев меры охраны окружающей среды, скажем, такие, как нормирование, лицензирование, экологическая экспертиза, инспекционный экологический контроль, являются по сути мерами регулирования природопользования. Исходя из этого выделение из системы экологического права норм, регулирующих отношения использования природных объектов, не соответствует фактически сложившейся в законодательстве системе правового регулирования отношений по поводу окружающей среды и ее компонентов — природных объектов. Еще более сложной является задача разграничения норм экологического пpaвa и норм административного и гражданского отраслей права. Если основным критерием выделения систем права признать наличие самостоятельного предмета правового регулирования — однородных общественных отношений, то все отношения по поводу окружающей среды как объекта этих отношений образуют систему отрасли экологического права и имеют свои жесткие границы, не сливаясь с другими отраслями права. Поэтому нормы, регулирующие отношения собственности, входят в систему экологического права, а не гражданского. Тот факт, что природные ресурсы объявлены недвижимым имуществом, не имеет значения, так как право собственности на них не может быть реализовано в соответствии с общими правилами о недвижимости гражданского права, а должны соответствовать естественным законам существования мира природы, выраженным в нормах экологического права. Подобным образом разграничиваются системы экологического и административного права. Распространенные стандартные административные процедуры, закрепленные в административном праве, в регулировании экологических отношений могут использоваться адаптированно к общим задачам и принципам, выраженным в экологическом праве. Соответственно нормы, определяющие административный порядок предоставления природных объектов в пользование, осуществления государственного контроля, проведения экологической экспертизы, входят в систему экологического права, а не административного. Сложным остается вопрос о нормах, определяющих меры юридической ответственности за экологические правонарушения. Вероятно, здесь следует признать, что особенности окружающей среды как части материального мира не имеют существенного значения и не требуют введения специальных мер ответственности, а объектом отношений ответственности выступают экологические правонарушения как вторичная категория по отношению к праву, выражающиеся в его несоблюдении. Поэтому нормы об ответственности, выраженные в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ, не входят в систему экологического права, а охватываются соответственно административным и уголовным правом. В систему экологического права входят лишь отсылочные нормы в этой области. Таким образом, систему экологического права образуют правовые нормы, регулирующие все общественные отношения, связанные с реализацией права собственности, предоставлением в пользование и с использованием природных объектов, отдельных экосистем, включая нормы, направленные на предупреждение отрицательных изменений в состоянии окружающей среды и восстановление нарушенных природных условий. Нормы земельного, водного, горного, лесного, атмосферного и фаунистического права входят в систему экологического права. Они не могут быть рядом, они находятся внутри его. Если система дает предметную, горизонтальную характеристику права, то структура — это вертикальное построение отрасли, иерархия норм, их построение и взаимное положение. Юридическая норма, регулирующая экологические отношения, — первичная ячейка права, элементарная единица в системе экологического права — представляет собой правило поведения соответствующих субъектов по отношению к окружающей среде и ее отдельным компонентам. Группы правовых норм объединяются и образуют различные по объему норм структурные образования — подотрасли и комплексные институты экологического права по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны отдельных природных объектов, объединяются в подотрасли земельного, водного, горного, лесного, фаунистического, атмосферного и заповедного права. Параллельно подотраслям существуют комплексные институты экологического права: правовое регулирование обращения с отходами; обеспечение экологической безопасности; институт государственного экологического управления; институт экологических прав граждан и др. В свою очередь, каждая подотрасль имеет внутреннюю структуру, когда нормы этих подотраслей также по принципу регулирования однородных отношений объединяются в институты. К примеру, система водного права включает институты: права водопользования; нормирования воздействий на водные объекты; правового режима территориального моря и др. Вместе с тем выделение институтов экологического права — процесс динамичный. Изменения в экологической политике, появление новых экологических проблем, воздействий на окружающую среду, новых форм природопользования создают условия для формирования новых институтов, исчезновения или преобразования старых. Динамичность экологического права особенно заметна в настоящее время, когда в условиях экономических и политических реформ решаются новые проблемы. К примеру, достаточно новыми являются институты: правового регулирования генно-инженерной деятельности; экологических прав граждан. Существенные изменения произошли в системе комплексного института обращения с отходами. Здесь появились не только новые правила, скажем, связанные с установлением процедуры лицензирования обращения с отходами, но и правила, определяющие отношения собственности на отходы, обращения с радиоактивными отходами. Более статично развитие подотраслей экологического права, хотя и здесь можно ожидать изменений. К примеру, освоение космоса может создать основу для развития новой подотрасли экологического права — космического права. Несмотря на такое структурное построение норм экологического права, подотрасли и институты не обладают полной автономией, границы между ними подвижны, а нередко и условными. 3 вопрос:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.016 с.) |