Результаты экологического аудита и их применение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты экологического аудита и их применение



Результатом экологического аудита является составление экологического отчета предприятия.

Отчет о проведении экоаудита должен отражать:

· соответствие системы экологического менеджмента целям экологической политики предприятия, законодательным требованиям и требованиям заинтересованных групп;

· выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки и эффективность корректирующих действий;

· заключение и рекомендации по улучшению системы менеджмента.

Информативные экологические отчеты содержат в себе:

· общие сведения о предприятии (5%);

· руководящие экологические принципы предприятия (5%);

· представление системы экологического менеджмента (10%);

· экологические программы и цели (15%);

· представление материальных и энергетических потоков (10%);

· анализ и оценку экологических проблемных областей (10%);

· описание экологических аспектов продуктов (15%);

· влияние природоохранных мероприятий на уровень выручки (5%);

· коммуникацию с адресатами (группами интересов) (5%);

· возможность обратной связи (5%);

· достоверность (5%);

· принципы составления баланса (5%);

· соответствие запросам целевых групп (5%).

Европейский Союз подчеркнул в своем решении об экологическом аудите собственную ответственность промышленности за преодоление ее экологических последствий. Это решение создает рамочные условия для добровольного участия в системах экологического менеджмента и проверки предприятий, приспособленной к системе сертифицирования и гарантий качества.

С введением системы экомаркировки продукции роль экоаудита становится весьма существенной.

Результатом экологического аудита становится план действий по минимизации экологического вреда компании и созданию условий для того, чтобы сделать все ее операции более безопасными в экологическом отношении. Таким образом, можно ожидать, что добровольное проведение экологического аудита будет способствовать улучшению системы экологического менеджмента на предприятии.

 

5.3. Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем эко­логического управления предприятием Современная система экологического менеджмента выросла из распространившихся с начала 1980 – х гг. «систем управления качества» (TQM Total Quality Management), когда многие предприятия почувствовали возможность получения выгоды от контроля за качеством выпускаемой продукции. Понимание того факта, что ущерб природе или здоровью от произведенного продукта является дефектом качества продукции, привело к созданию специальной системы контроля за качеством экологического менеджмента (TQEM – Total Quality Environmental Management). Центральной для TQEM являлась задача вовлечения в систему контроля за качеством продукции и процесса ее производства всего персонала, чтобы исключить возможные ущербы, которые могут быть нанесены окружающей среде, и соответственные дефекты качества продукции на протяжении всего цикла производства продукции. Для оценки эффективности систем производственного экологического управления и менеджмента возможно использование следующей методики, разработанную с учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001. Методика включает в себя следующие этапы:1. Оценка соответствия требованиям экологического законодательстваРоссийской Федерации;2. Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001;3. Качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO 14001;4. Оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия;5. Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента. Оценка эффективности производственного экологического управления и менеджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться несколькими способами:1. Получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства. Получение такого подтверждения может проводиться на предварительном этапе при сборе всех необходимых материалов для проведения оценки эффективности системы экологического менеджмента;2. Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований. Так, в Московской области приказом Комитета по охране окружающей среды от 2.09.96. утверждена форма Заключения о соблюдении норм экологической безопасности на химически опасных объектах Московской области. Выдачу Заключения осуществляют государственные органы по охране природы на основе выполнения предприятиями определенных требований;3. Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих:· отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке;· наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;· наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование,· наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;· наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной документации такой как, например: Проекты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и другой;· наличие порядка на промышленной площадке. Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение. На втором этапе оценивается соответствие деятельности предприятия в области экологического менеджмента формальным требованиям стандарта ISO 14001, таким как:· наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и общественности;· наличие экологических целей и задач;· наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;· четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;· проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;· ведение необходимой документации;· осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособности системы экологического менеджмента. При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки. На третьем этапе проводится оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента на предприятии расширенным требованиям стандарта ISO 14001 по следующим направлениям:· экологическая политика и планирование деятельности в области экологического менеджмента;· организация деятельности в области экологического менеджмента;· оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в области экологического менеджмента. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки. На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятием, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 последних года. В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается доста­точно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо. На последнем пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты. Процедура проведения экологического аудита на предприятии В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита. Объектами экологического аудита являются:· имущество;· текущие операции предприятия;· система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;· программы окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и т. д. Часто аудит предназначен для первичного анализа с целью выявления возможностей использования малоотходных производств и применения новейших технологий. Результаты такого аудирования могут служить отправной точкой для формирования системы управления окружающей средой на предприятии. Аудит отходов может также инициировать разработку плана действий по охране окружающей среды для проектов, предполагающих постепенное развитие природоохранных мероприятий.Процесс аудита может быть разбит на шесть этапов (рис. 5.1).При проведении аудита, в том числе с целью внедрения малоотходных производств, аудитору следует приступать к работе только после заключения контракта с аудируемой компанией. Как минимум в контракте должна быть подчеркнута конфиденциальность отношений аудитора и компании, но также возможно провозглашение и других условий.

 

Рис. 5.1. Этапы проведения экологического аудита

 

Аудиторская группа собирает общую информацию по процессам, используемым на предприятии. Еще до планирования первого посещения предприятия туда посылается анкета специальной формы. Могут использоваться характеристики предприятия в особом формате. Одновременно с направлением анкеты целесообразно запросить копии имеющихся официальных документов, таких как лицензии, разрешения и согласования, включая лицензии на пользование различными видами природных ресурсов.

Отправной точкой для подготовки собственно аудита являются сведения о местоположении предприятия, его транспортных связях, предшествующем развитии, текущих производственных мощностях, юридическом статусе, имеющихся планах на будущее. Они используются и при подготовке отчета по итогам аудита.

Необходимо, чтобы еще до первого посещения предприятия была доступна информация о видах продукции, производственных процессах, технологиях и оборудовании, используемых для переработки образующихся отходов.

Во время первого посещения аудиторской группой составляется «схема потоков» путем осмотра на месте и выявлении реальных «входов» и «выходов». Схема потоков предназначена для иллюстрации производственного процесса и должна быть дополнена таблицами данных, характеризующих экологические аспекты.

Важнейший элемент оценки – подготовка подробной схемы потоков, которая является основой разработки балансов потребления материалов и энергии. Эта схема может быть разработана в виде блок схемы, увязывающей между собой отдельные производственные операции. После подготовки ее можно дополнить основными входными и выходными потоками ресурсов.

Схема потоков выполняется с учетом, так называемых экологических аспектов, участвующих в производственном процессе. Всего существует 14 различных категорий экологических аспектов. К ним относятся:

1. Сырьевые материалы (составляющие и объемы сырья, а также поставщики и торговые марки);

2. Вспомогательные материалы (материалы, используемые в качестве добавок (присадок) в процессе производства, для очистки сточных вод и т. д.);

3. Производимая продукция (объемы по каждому типу производимой продукции);

4. Топливо (все виды топлива и масел, используемых на предприятии);

5. Электричество (общий объем потребления электроэнергии, количество и тип счетчиков электроэнергии);

6. Вода (потребление, наличие и тип счетчиков);

7. Выбросы в атмосферный воздух (любые загрязняющие выбросы с указанием, образуются ли они в процессе производства или в результате работы вентиляции, действующей на предприятии, состав и объемы выбросов, количество выводящих труб на предприятии, устройства очистки выбросов);

8. Сточные воды (все точки отведения сточных вод, образующихся как в процессе производства, так и из умывальных и душевых комнат, их состав и объем, наличие и состав очистных сооружений);

9. Отходы (регистрируются отдельно все существующие отходы – производства, бытовые, опасные, указываются имеющиеся на территории места хранения отходов, описание методов утилизации отходов и процедур взятия проб);

10. Запахи (регистрируются все запахи, образующиеся в результате работы предприятия);

11. Шум (наиболее значительные источники шума с указанием оборудования, от которого исходит шум);

12. Вибрация;

13. Риски (все основные риски, например, от хранения опасных отходов, совместного хранения несовместимых химических веществ и все складские помещения на территории предприятия);

14. Сбои в работе предприятия (непосредственно сбои в работе и их последствия, вид загрязняющих веществ и их объем).

При осмотре предприятия следует проследить весь процесс от склада сырья до тех точек, где готовая продукция, отходы, сбросы, выбросы покидают производственную зону. При этом желательно получить информацию от тех, кто непосредственно занят на рабочих местах. Такие работники часто располагают информацией о реализуемых процессах, используемых методах производства и обращения с материалами и отходами.

Важно собрать информацию о количествах используемых ресурсов, образующихся отходах, сбросах и выбросах. Эти данные должны быть соотнесены с объемами производства, например, потребление электроэнергии на единицу производимой продукции.

Целью подготовки баланса масс является подсчет объемов сырья, вспомогательных материалов и энергии, потребляемых в процессе производства, и материальных и энергетических потоков, образующихся на выходе из него. Материальный баланс основан на принципе:

Входной поток - Выходной поток = Потери

Однако, если потери меньше 5 %, метод баланса масс вряд ли позволит определить источник потерь.

Баланс масс позволяет выявить и количественно оценить до этого не учитывающиеся потери, выбросы и сбросы. Основой расчета баланса масс является схема процесса. Баланс дает картину источников и причин образования отходов, выбросов и сбросов, которая необходима для выработки альтернатив малоотходного производства. Материальный баланс используется не только для выявления входных материально – энергетических потоков, но также и для расчета затрат, связанных с движением этих потоков.

В ходе второго посещения составляется список возможных альтернатив, направленных на улучшение или стабилизацию ситуации на конкретном предприятии, в ходе дальнейшей работы этот список корректируется, тщательно прорабатывается каждая из предложенных альтернатив и выбираются наилучшие.

Цель технической оценки заключается в определении технической целесообразности альтернатив малоотходного производства. Здесь для принятия решений о реализации сложных капиталоемких проектов следует оценить воздействие предлагаемых мер на производственный процесс, выпускаемую продукцию, объемы и степень безопасности производства и т.д. Кроме того, если предполагаемая альтернатива предусматривает серьезные изменения в действующих процессах, могут потребоваться лабораторные исследования или пробные пуски оборудования.

Далее необходимо просчитать экономическую эффективность той или иной альтернативы. Экономическая обоснованность является нередко основным соображением при оценке того, будет или не будет использована данная альтернатива. При проведении экономической оценки должны учитываться различные затраты и экономия.

Таким образом, в ходе проведения аудиторской проверки, рассматривается полный жизненный цикл продукта от сырья до готового изделия, включая побочные продукты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.60.33 (0.029 с.)