Методы управления качеством охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управления качеством охраны окружающей среды



Анализ мирового опыта по развитию механизма управления охраной окружающей среды позволяет типологизировать эти методы, и свести их в три основные группы управления, которые отражают две основные функции экологического менеджмента – мотивацию и контроль. К этим группам относятся:

· Административное регулирование (контроль);

· Система экологических стимулов (мотивация);

· Формирование рыночных отношений (мотивация и контроль).

Административное регулирование – введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать.

Экономические механизмы - введение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий и других экологических стимулов, чтобы заинтересовать производителя в рациональном природопользовании.

Формирование рыночных отношений – осуществляется через распределение прав на загрязнение, компенсационных платежей и.т.д.

Все три подхода могут применяться на различных стадиях производственного процесса, рассмотрения в контексте его возможного воздействия на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов. Специфики производственного процесса, применяемых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.

Рассмотрим указанные методы управления качеством окружающей среды.

Административные методы управления природоохранной деятельностью

 

В административном регулировании главное место занимают стандарты и нормативы.

Рассмотрим основные стандарты и меры административного воздействия на виновников загрязнения окружающей среды.

1. Стандарты.

Стандарты качества окружающей среды – регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейна, почв и других составляющих. Основу составляет норма предельно допустимой концентрации агрессивных веществ в атмосфере (ПДК). ПДК бывают: среднесуточные, максимально разовые; рабочие зоны.

Стандарты воздействия на окружающую среду – устанавливают уровень сбросов и выбросов из данного точечного источника, называемого «трубой», после применения очистного оборудования. Основу стандартов составляют: ПДК (предельно допустимые концентрации), ПДВ (предельно допустимые выбросы), ПДС (предельно допустимые сбросы в водную среду) и ВСС (временно согласованные сбросы).

Технологические стандарты – устанавливают определенные требования для процесса производства или технологической очистки.

Стандарты качества продукции – наиболее показательный стандарт – содержание вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.

2. Меры административного воздействия на виновников загрязнения.

Прямые запреты – применяются, если определенное производство оказывает крайне нежелательное (чрезвычайное) воздействие на окружающую среду. Например, запрещено применение ДДТ (ядохимикат, применявшийся для уничтожения насекомых в сельском хозяйстве (дуст)): с января 1996 г. введен запрет на производство и потребление хлорфторуглеводородов, разрушающих озоновый слой Земли, и т.п.

Сертификаты на использование земель и воды – выдаются для ранжирования потенциально конфликтующих пользователей в «целях обеспечения максимальной эффективности и природопользования».

Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) – служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках производства. Процедура ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации проекта, о возможностях и издержках на технологии очистки, об альтернативах проекта; позволяет оценить крупномасштабные проекты развития ресурсного потенциала, строительства химических комбинатов и других проектов, сопряженных с сознательным воздействием на окружающую среду.

Разрешения и лицензии – для фирм, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Чаще всего они привязаны к технологии реализации проекта и стандартам качества окружающей среды. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период и возобновляются через установленные промежутки времени.

Разрешения и лицензии сочетаются с другими рычагами: сертификатами на использование земель; требованиями осуществить ОВОС как условие предоставления разрешения и т.п. Они также могут быть дополнены платой за загрязнение, налогами, платежами пользователей при комбинированной экономической стратегии.

Именно такая система существует в России. Для предприятия сначала устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду. Затем на их основе определяются лимиты выбросов.

 

Экономические методы управления природоохранной деятельностью

Методы экономического управления природоохранной деятельностью представляют собой совокупность инструментов, приемов и способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты с целью побуждения их к рациональному использованию природных ресурсов.

Методы экономического управления, включают в себя:

1. Метод экономического стимулирования производства экологически чистой продукции, выпускаемой с помощью применения экологически чистых технологий.

2. Метод экономического сдерживания развития грязного производства.

Под экономическим стимулированием управления рациональным природопользованием понимается привлечение государством природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов.

Следует отметить три основных принципа экономического стимулирования природопользования:

─ принцип комплексности;

─ принцип сочетания стимулирования на различных уровнях экономического регулирования;

─ принцип сочетания материального и морального стимулирования.

Комплексность стимулирования необходима для стимулирования операций технологических процессов, а также природоохранных мероприятий.

Принцип сочетания стимулирования на различных уровнях экономического регулирования подразумевает поощрение работников за природоохранную деятельность не только в рамках предприятия, для достижения более полного эффекта по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Принцип сочетания морального и материального стимулирования как

отдельных работников, так и предприятия в целом рассматривает человека как биологическое существо, который должен удовлетворять свои материальные потребности, а как социальное существо – духовные интересы. Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью льготного кредитования, льготного налогообложения, дотации государства производителям экологически чистой продукции и т. п.

Под методом экономического сдерживания понимается воспрепятствование появлению и развитию экологически грязных технологий и способов производства продукции.

Существуют два принципа экономического сдерживания экологически грязного производства:

─ принцип экологического приоритета;

─ принцип соответствия.

Экологический приоритет означает то, что при использовании природных ресурсов и решении других вопросов, связанных с окружающей средой, предпочтение всегда должно отдаваться охране жизни и здоровья человека, обеспечению благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения.

Принцип соответствия означает, что для оптимального развития общества постоянно возрастающие потребности людей должны соответствовать фактическому наличию природных ресурсов.

К методу экономического сдерживания экологически грязного производства можно отнести: платежи за нормативное и сверхнормативное потребление природных ресурсов, платежи за лимитное и сверхлимитное загрязнение окружающей среды, штрафы за нарушение природоохранного законодательства и т. д.

Среди экономических рычагов управления природоохранной деятельностью, методов ее мотивации и контроля основное место занимают платежи и налоги за загрязнение.

Под экологическими платежами понимаются выплаты всех хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды в результате их деятельности, а также затраты на природоохранные и природовосстановительные мероприятия. К источникам ее загрязнения можно отнести выбросы и сбросы вредных веществ в атмосферу и в водные объекты, захоронение радиоактивных отходов и т.д.

Экологические платежи можно разделить на две основные группы:

─ платежи природопользователей за использование природных ресурсов:

─ затраты на восстановление природных объектов и природоохранные мероприятия.

Поскольку экологические платежи выражаются в установлении платы за выбросы и сбросы вредных веществ, то такая система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания очистки и платы за остаточный выброс; позволяет минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы (вместо того, чтобы платить налог). Теоретически она сократит их до оптимального уровня, когда затраты на добавочную очистку становятся равными ставке платежа.

К экологическим платежам можно отнести:

· экологическое налогообложение;

· экологические сборы за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов;

· экологические сборы за лимитное и сверхлимитное загрязнение природной среды;

· экологические штрафы;

· плату, возмещающую нанесенный ущерб государству, природе и другим природопользователям;

· экологическое страхование;

· импортные тарифы;

· экспортные тарифы.

Экологическое налогообложение – метод взимания платы с природопользователей за использование природных ресурсов в своей деятельности.

Экологические сборы – платежи, взимаемые с природопользователей за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов, а также за лимитное и сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Экологические штрафы – платежи, взимаемые с природопользователей за нарушение природоохранного законодательства, а также норм и правил рационального использования природных ресурсов.

Плата, возмещающая нанесенный ущерб – вид платежа, взимаемый с хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности природные ресурсы, в результате нанесения ущерба государству, природе и другим природопользователям.

Сущность взимаемых с предпринимателей экологических сборов, штрафов и плат за природопользование заключается в том, что стоимость ресурсов или произведенной продукции при их участии возрастает на величину, возмещающую наносимый ущерб окружающей среде.

Экологическое страхование – это вид страхования природопользователей, чья деятельность связана с риском непреднамеренного нанесения ущерба окружающей среде в результате каких – либо аварий или катастроф. В качестве примера можно привести довольно хорошо известную аварию, которая произошла на Чернобыльской атомной станции.

Цель экологического страхования – защита имущественных интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении неожиданного загрязнения окружающей среды.

Импортные тарифы – вид платежа, взимаемый с природопользователей за ввоз на территорию страны веществ, представляющих токсичную опасность, отходов и т.п.

Экспортные тарифы – вид платежа, взимаемый с природопользователей за вывоз каких – либо природных ресурсов за территорию страны.

Следует отметить, что плата за загрязнение – это плата за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т.д. (т.е. это не просто способ пополнения государственной казны).

Платежи пользователей за покрытие административных расходов включают плату за получение разрешения или лицензии. Это, по сути, лицензионный сбор и самостоятельного значения не имеет.

Субсидии – специальные выплаты фирмам – загрязнителям за сокращение выбросов (инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов и т.п.).

Системы обязательной ответственности – ущерб рассчитывается по факту выброса (после него) для каждого конкретного случая. Нанесшая ущерб фирма должна его либо каким-то образом компенсировать, либо выплатить компенсацию пострадавшим и т.п.

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов – используется для создания стимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара осуществляется вклад, предопределяющий предстоящее загрязнение, который возвращается с процентами после утилизации отходов, например, покупка батареек, напитков в жестяных банках и т.п. Известны случаи применения данной системы для стимулирования восстановления и утилизации отработанных масел, рециклирование озоноразрушающих веществ.

Информационные системы в виде обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней играют роль, подобную экономическим стимулам.

 

Рыночные методы управления природоохранной деятельностью

Создание рыночных отношений в сфере экологии предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, продавать, торговать или перераспределять права на загрязнение.

Принцип «пузыря» - это трактовка многочисленных источников загрязнения как единой регулирующей системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем.

Принцип «пузыря» создает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.

Разрешение на выброс – распределяются между отдельными фирмами. От фирмы требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистных технологиях, либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов. Речь идет о превышении федеральных норм выброса предприятиями со слабой технологией очистки и о предприятиях, выбросы которых значительно меньше среднесуточных норм в регионе (городе). Например, 60 и 40% - средняя норма . Тогда второе предприятие может «продать» первому разрешение на выброс в пределах 10%. Данный подход создает стимулы:

1. Для фирм, представляющих права на загрязнение на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать установленного стандарта наиболее эффектным способом, фактически получая компенсации у других фирм за сэкономленные права;

2. Фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов слишком велики, могут достигнуть стандарта, покупая права на выброс, а не делая инвестиции в природоохранное оборудование, также минимизируя свои издержки на требуемое сокращение выбросов.

Этот метод развивает торговлю правами на загрязнение, фактически создавая рынок таких прав.

Банки прав на загрязнение представляют собой развитие предыдущего подхода. Предприятия, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас прав, продающим и покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования. Банки также могут предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т.е. временные права на увеличение выбросов. Предприниматель не должен платить столь значительную сумму, какую он платит, покупая права на выбросы. С точки зрения экологии это тоже очень хорошо, так как предприниматель знает, что по истечении срока предоставления кредита ему надо сократить выбросы. Если он купит разрешение на загрязнение, то стимулов сократить свои выбросы у него будут меньше.

Биржи прав на загрязнение. При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле – продаже прав на выбросы.

По своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды следующим образом:

· общество определяет допустимые масштабы воздействия на природу, затем распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами;

· предпринимателям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии;

· органы управления следят за эквивалентностью сделок (т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось); способствуют созданию рыночной инфраструктуры (закрепление прав собственности, реализацию этих прав (в том числе выдача лицензий или сертификатов собственности)); осуществляют контроль за деятельностью экологических банков и бирж.

Стоит отметить, что рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью, но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, и, следовательно, каждый из методов имеет свою сферу применения.

 

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды в российской практике

Система экономического регулирования природопользования в России сформулирована Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды согласно данного Закона относятся:

· разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

· разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

· разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

· установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

· проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

· проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

· поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

· возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

· иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. №344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Внесение платы согласно Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ (ст.16) не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Предпринимательская деятельность согласно данного Закона (ст. 17), осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством и осуществляется им посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

 

Контроль экологической регламентации хозяйственной деятельности природопользователя

Контроль экологической регламентации хозяйственной деятельности природопользования предусматривает:

· экологическую аттестацию и паспортизацию;

· организацию баз эколого-экономической информации (БЭЭИ);

· процедуру ОВОС;

· экологическую экспертизу.

Экологическая аттестация и паспортизация предназначены для документального описания эколого – экономических характеристик объектов природоохранной деятельности природопользователя.

Экологический паспорт природопользователя – документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Природопользователь – юридическое лицо (организация, предприятие, общество и т.п.), осуществляющее на территории РФ независимо от формы собственности хозяйственную или иные виды деятельности с использованием природных ресурсов и оказывающее воздействие на окружающую природную среду.

Экологический паспорт природопользователя составляется на основании ГОСТ Р 17.0.0.06 – 2000 (дата введения – 7 января 2001 г.).

Основой для разработки экологического паспорта служат основные показатели производства, проекты расчетов ПД (предельно – допустимых) воздействий на природу, разрешения на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной и статистической отчетности и другие нормативные документы.

Организация баз эколого – экономической информации ( БЭЭИ)

 

Организация баз эколого-экономической информации (БЭЭИ) – комплекс средств для унифицированного сбора, централизованной обработки и многоцелевого использования данных о состоянии всех структур – объектов природопользования.

Современные темпы развития народного хозяйства, специализация отраслей промышленности и производств и их укрупнение в малоотходные ТПК повлекли за собой существенный рост экономико – организационных и технико – экономических взаимосвязей. Это привело к усложнению задач управления, вызванное значительным увеличением объема подлежащей обработке информации, функциональным разделением управленческого труда, изменением форм взаимного влияния между отраслевыми управляющими и санитарно – эпидемиологическими организациями в любом экономическом регионе. Возникшие неувязки приводили к расширению штата управленческого персонала, занимающегося обработкой, передачей и анализом технико – экономической и эколого – экономической информации. Такое решение вопроса оказалось эффективным лишь на определенном этапе развития народного хозяйства, а в дальнейшем это не стало давать сколько – нибудь ощутимого экономического эффекта.

Вовлекаемое в процесс управления новое лицо не только участвует в переработке информации, но и само становится ее источником, следовательно, возникает еще одно недостаточно надежное звено в цепи сбора, обработки и передачи технико-экономической информации. А значит, снижается надежность всей цепи управления экономикой природопользования и появляется неадекватность затрат полученным результатам управления. К тому же при делении информации между большим числом управленческого персонала уменьшается вероятность принятия им наилучших решений.

В период дифференциации управленческих функций и усложнения управленческого труда возник новый класс задач организационно-управленческого и экономико-организационного характера, решением которых в целях оптимального функционирования организованных ЭЭС является комплекс научных методов исследования и средств вычислительной техники.

Научные методы прогнозирования, программно-целевое планирование и мощная вычислительная техника позволили принципиально по – новому решать вопросы автоматизации управленческого труда, выполнять комплексный системно-статистический анализ технико-экономической и эколого – экономической информации и выбирать оптимальные режимы работы органов.

Системы экологического менеджмента ТПК позволяют выбрать наиболее рациональные очистные технологии и оборудование, позволяют оптимизировать процедуру принятия решений на основе научных методов эколого-экономического прогнозирования за относительно короткий промежуток времени, выполнять более полный учет технико-экономической и эколого – экономической информации, необходимой для управления экономикой природопользования при сокращении общей численности управленческого персонала и, следовательно, совокупных затрат на управление побочным производством (в частности, на водоочистку, рекультивацию нарушенных земель и газоочистку), повысить надежность РЭЭС управления и уменьшить производственные и природные потери ресурсов.

В настоящее время для улучшения экономических показателей охраны окружающей среды появилась необходимость в создании систем управления производством получения побочных продуктов из отходов, которые явились бы управляемыми подсистемами общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством.

На первом этапе создания базы эколого-экономической информации (БЭЭИ) необходимо составить информационную модель, отображающую самые общие взаимосвязи источников информации и ту общую часть, которая независимо от любой системы обмена комплексной технологической, экономической, экологической и другой информацией могла бы составить их основу и позволила бы выполнить расчет эколого-экономических показателей в соответствии с их объемом, содержанием и значением.

Под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимается всякий материальный объект, энергетические показатели, интенсифицирующие деятельность системы управления (СУ), а содержание этой информации – объективное отражение основных технико - экономических и других свойств, отношений и признаков, характеризующих качественные и переходные характеристики звеньев системы.

Информационная модель создается на базе существующей схемы расположения производств, сложившихся форм управления с учетом перспективного их развития и строительства новых источников выбросов, содержащих агрессивные примеси, оптимизация которых диктуется реальной угрозой биосферы.

Бизнес – план функционирования исследуемого комплекса строится на базе информации о плановых нормах расхода всех видов ресурсов, устанавливаемых техническим управлением комитета по охране природы (если система выделится в самостоятельную отрасль), сведений о фактическом состоянии расхода ресурсов, взятых из учетных документов, составленных в бухгалтерии, данных о качестве отходов производств уловленных продуктов.

При комплексном системно – статистическом исследовании особенно важен учет специфики региональных систем охраны при синтезе их управления таких, как:

1. Выбор критериев оптимальности и адекватности экономико-математической модели, используемой для целей научного прогнозирования и оптимального планирования режимов работы исследуемого объекта, оценки качества решений, принимаемых в процессе автоматизированного управления;

2. Формирование методологии решения комплексных задач управлении. Системно-статистическая увязка решаемых задач с учетом их взаимообусловленности;

3. Выбор типов и построение системы взаимоувязанных экономико-математических и других моделей, обеспечивающих возможности оптимального решения задач;

4. Разработка методов системно-статистического анализа технико-экономических и других параметров и показателей работы РЭЭС в целях определения возможностей их оптимизации.

Отличительной чертой расчета экономической эффективности СУУП является взаимнокоррелированность с обоснованием достоверности технико-экономической, эколого-экономической, экономико-организационной и другой информации, используемой при принятии решений.

Эколого-экономическая эффективность от внедрения СУ обусловливается ростом производительности труда на 4-6%, улучшением использования оборудования – на 20-30%, высвобождением оборотных средств на 20-30%, увеличением объема производства на 3-10%, повышением загрузки оборудования на 10-30%, снижением себестоимости вторичной продукции, выпускаемой объектом управления, на 4-5%, сокращением оборотных средств – на 15-20%, что позволит сократить на 10-20% складские запасы.

С помощью факторного анализа сначала определяется общее высвобождение работающих в результате роста производительности труда, а затем высвобождение работающих и прирост производительности труда по каждой переменной экономико-математической модели.

Дальнейшее повышение экономического эффекта функционирования эколого-экономических систем охраны окружающей среды возможно при успешном решении задач оптимизации экономико-организационных структур первичной обработки информации в СУПП, в которых необходимо провести тщательный системный анализ исследуемых информационных схем.

БЭЭИ состоит из следующих функциональных блоков:

· блок данных о техногенных потоках, основы которых составляют результаты экологической паспортизации источников загрязнения на территории;

· блок сведений о природном потенциале территории, содержащей количественное описание природных условий, оценку факторов самоочищения, а также групп биологических индикаторов;

· блок нормативов, содержащий совокупность экологических, технологических, санитарно – гигиенических нормативов, а также нормативов размещения загрязняющих производств;

· блок моделей и прикладных программ, обеспечивающих оценку экологической сбалансированности экономического объекта и выбор варианта коррекции эколого – экономической системы.

Процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности; является основой подготовки экологически основой подготовки экологически значимых хозяйственных решений; составляет основу экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза – установление соответствия намеченной хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием реализации проекта.

Контрольные вопросы по теме

1. Какие методы управления качеством охраны окружающей среды вы знаете?

2. Что вы понимаете под «административным регулированием»?

3. Что регламентируют стандарты качества окружающей среды?

4. Что вы понимаете под понятием «экономические механизмы»?

5. Что регламентируют стандарты воздействия на окружающую среду?

6. Что регламентируют стандарты качества продукции?

7. Для чего предназначена ОВОС (оценка воздействия на состояние окружающей среды)?

8. Кому выдаются разрешения и лицензии?

9. Что означает плата за загрязнение?

10. Что входит в плату платежей пользователей на покрытие административных расходов?

11. Каким предприятиям выдаются субсидии?

12. Что означает разрешение на выброс?

13. Зачем проводят экологическую аттестацию и паспортизацию?

14. Что означает организация баз эколого – экономической информации (БЭЭИ)?

15. Из каких фундаментальных блоков состоит БЭЭИ?

16. Что означает экологическая экспертиза?

Используемая литература

1. Коробко, В. И. Экологический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» / В. И. Коробко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 303 с.

2. Трифонова, Т. А., Селиванова Н. В., Ильина М. Е. Экологический менеджмент: Учебное пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 320 с.

3. Петрова, Н. Р. Международный стандарт ISO 14001-2004 на предприятиях РФ [Текст]: учебно-методическое пособие по внедрению / Н. Р. Петрова, Г. Шпак-Левенберг. – Самара: ООО «ИПК «Содружество»,2006. – 120 с.

4. Гринин, А. С. Экологический менеджмент [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов/ Гринин А. С., Орехов Н. А, Шмидхейни С. - М.: Из-во «Юнити-Дана», 2001.- 149 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.078 с.)