Теория организации и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория организации и управления



Понятие организации.

Одной из самых сложных проблем в сознательной деятельности людей является управление работой систем, в которые человек входит в качестве главного составляющего элемента, т.е. организационных систем. Организационный фактор имел доминирующее значение в жизни общества во все времена и в культуре всех народов. Практическое применение теоретических положений: законов, закономерностей и сформулированных на этой основе принципов, методических рекомендаций и правил в организаторской деятельности – позволяет повысить степень обоснованности принимаемых решений, полнее использовать имеющиеся и приобретаемые ресурсы.

Термин «организация» используется в нескольких значениях: во-первых, деятельность для достижения определенного результата, область деятельности; во-вторых, некоторое, ориентированное на достижение определенных целей.

В обыденной речи слова «организовать», «организация», «организаторская деятельность» имеют более узкий смысл, более специальный. Чаще всего термин «организовать» означает сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства. Но при более глубоком анализе это понятие становится намного шире и относится не только к «человеческим активностям», к рабочей силе, к средствам производства, но и к живой и к неживой природе во всех ее проявлениях.

Исходя из этого, сущность понятия «организация» в более широком смысле можно определить: во-первых, как «внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленную ее строением»; во-вторых, как «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого».

Таким образом, в самом общем случае под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразном единстве.

Также «Организация – это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой в определенном порядке, для достижения поставленной цели»

Если рассматривать организацию как процесс, то организацию можно понимать и как одну из функций управления. Сyщнocть фyнкции cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить выпoлнeниe peшeния c opгaнизaциoннoй cтopoны, тo ecть coздaть тaкиe yпpaвлeнчecкиe oтнoшeния, кoтopыe бы oбecпeчили нaибoлee эффeктивныe cвязи мeждy вceми элeмeнтaми yпpaвляeмoй cиcтeмы.

С теоретической точки зрения все организации подразделяются на технические, биологические и социальные.

Социальная организация – это группа людей (два и более), действующих на основе определенных принципов и правил для реализации общей цели.

На практике социальные системы реализуются в форме организаций, компаний, фирм и т.д. В теории организации различают различные виды социальных организаций:

o социально-экономические (гл цель: получение максимальной прибыли в интересах учредителей)

o социально-культурные (гл цель: реализация эстетических установок; вторичная цель: получение максимальной прибыли)

o социально-образовательные (гл цель: удовлетворение потребности клиентов в информации и знаниях; вторич цель: получение прибыли)

Различают организации открытые и закрытые. Закрытые существенно игнорируют эффект внешнего воздействия. Открытая предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром, т.е. обмен энергией и информацией со внешней средой. Разграничение систем на открытые и закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможная и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации.

Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются ее нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основной целью здесь является выживание.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности неформальными.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает объем своей деятельности. Руководители выявляют новые возможности развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Однако важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т.п.

5. Этап упадка. Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка:

- снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;

- повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;

- возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;

- усложняется процесс создания товарных инноваций;

снижается прибыльность.

Миссия – это предназначение организации, то,ради чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия – понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

o представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

o создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные цели;

o помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

o вызывает понимание и поддержку внешних участников организации.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

 

Основные законы организации

Любая система подчинена действию законов природы и общества, законов управления. Законы в обществе понимают в двух смыслах:

как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти;

как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер.

Законы организации бывают общие, частные и особенные (специфические, второго уровня). Общие законы универсальны, т.е. они не зависят от страны, географического расположения. Частные действуют в каких-то конкретных ситуациях и определенных видах деятельности. Специфические – отражают специфику организации.

Общие законы организации действуют во всех материальных системах. К основным из них можно отнести закон синергии, закон самосохранения и закон развития.

а) Каждая организация имеет некий набор ресурсов (помещение, технологическое оборудование, персонал, материалы и.т.д.). Эти ресурсы составляют потенциал организации, ее способность к деятельности. В свою очередь, каждый ресурс в отдельности обладает своими качественными и количественными характеристиками, совокупность которых составляет потенциал этого конкретного ресурса.

Закон синергии говорит, что для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов.

Однако синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Положительная синергия реализуется за счет совпадения набора ресурсов и оптимального сочетания их характеристик. Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального подхода к порученной деятельности. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор, при котором ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии. Знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от руководителя, подчиненных и внешней среды по отношению к закону синергии.

Признаками достижения положительной синергии в социальной организации являются:

o хорошее настроение в коллективе;

o усиление интереса работников к профессиональному росту;

o активное приобретение акций своей организации;

o усиление лояльности к руководству своей организации;

o рост числа предложений относительно совершенствования технологии и структуры управления;

o благотворительная деятельность организации;

o устойчивость организации к внутренним и внешним воздействиям.

В настоящее время отсутствуют прямые методы оценки синергетического эффекта. Однако для успешной реализации закона синергии необходимо использовать методы организации и самоорганизации, управления и самоуправления: вопросы-ответы, конференция идей (мозговая атака), метод эвристического прогнозирования.**

 

**Метод «вопросов и ответов» наиболее прост в организационном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы вопросов трех уровней: вопросы, на которые есть практические ответы и известны конкретные результаты - это прошлый опыт; вопросы, на которые есть ответы, но мало конкретных результатов или они не подтверждены независимыми источниками; вопросы, которые ставятся по новым проблемам и на них еще нет ответов. Путем коллективного тренинга по первому и второму уровням вопросов можно прийти к решению и ряда вопросов третьего уровня.

Перспективным является метод «конференции идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. Основные принципы данного метода следующие: Число участников в пределах 3-9. Запрещаются насмешки, критика, в том числе и позитивная. Для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи Продолжительность конференции 30-50 минут. Ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. Затем через 1-2 недели специалисты компании анализируют все предложения более внимательно. Технология данного метода включает следующие этапы:

тренировка генерации коллективных идей по заранее заданным проблемам;

изучение возможностей участников тренинга;

корректировка состава участников генерации идей;

генерация участниками идей по новым проблемам;

обсуждение предложенных идей.

Метод «эвристического прогнозирования» основан на обсуждении прогнозных решений высококвалифицированными специалистами в узких областях техники, технологии, производства. Каждый специалист, опираясь на свою компетентность, оценивает предлагаемое решение, а возможно и совершенствует его. В результате глубокого профессионального анализа каждой стороны вариантов решений выявляется лучшее, а возможно и формулируется в ходе обсуждения совершенно новое. Этот метод является плодотворным в случае отсутствия алгоритмического подхода к выработке наилучшего решения.

 

б) Закон самосохранения говорит, что каждая система (биологическая или социальная) стремиться сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (в некоторых источниках: «экономнее расходовать свой ресурс»).

Закон самосохранения носит общий характер. Все системы стремятся сохранить себя как единое целое. В природе это получается далеко не у всех организаций – выживают победители в борьбе за существование. Эволюционные изменения обусловлены изменениями окружающей среды и являются результатом адаптации (такой реакции на изменение условий окружающей среды организации, которая противодействует действительному или возможному снижению эффективности организации). Это то, что делает возможным проводить аналогию между биологической и социальной эволюциями.

Этот закон имеет особое значение для социальных систем (компаний, фирм, товариществ, обществ). Текущее состояние организации зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся принципы деятельности организации, уровень квалификации персонала, использование ресурсов и технологии, степень сочетания функций и структуры управления и др. к внешним – экономическая и политическая ситуация, покупательная способность населения, уровень культуры, состояние развития науки и технологии и др. Если руководитель организации будет профессионально формировать внутренние факторы деятельности организации и усиливать устойчивость организации к внешним воздействиям, то он может существенно повысить созидательный потенциал организации, т.е. потенциал, который способствует ее развитию. Также различают потенциал разрушения, который стремится ликвидировать организацию, либо нанести ей ощутимый вред. Т.о., следуя закону, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Для анализа положения организации очень важным показателем является уровень самосохранения (УРс), определяемый как разность потенциалов созидания и разрушения, деленный на суммарный объем ресурсов созидания.

УРс = (С - Р) 100%´/ С

Данное соотношение имеет аналогию с рентабельностью выпускаемой продукции. Представляют практический интерес семь уровней самосохранения

в) Закон развития гласит, что каждая система (биологическая или социальная) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Существуют две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

- изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.)

- изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.)

- потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.)

- старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии)

- изменение экологии - технический прогресс - глобальное состояние мировой цивилизации

Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

 

Функции управления

Изучение процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности, позволяющий наряду с прочим сформировать структуру и организацию системы управления. В самом общем виде категория "функция управления" выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Эта категория широко используется в теории и на практике. Функции управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функций управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержание управленческого воздействия, т. е. сущность управленческих отношений.

Впервые функции управления выделил Файоль А. Он выделил следующие из них: планирование, организацию, координацию (подбор и расстановка персонала), мотивацию и контроль. В настоящее время в американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование (мотивация), контроль.

Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений.

Таким образом, функции управления - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели.

Анализ - управленческая деятельность познавательного характера. Это необходимая и исходная предпосылка принятия управленческого решения. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития. Анализ предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нем, черпают в его результатах информацию, причинно-следственные связи, закономерности, оценки, прогнозы и т.п.

Планирование (в широком смысле слова)- это управленческая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений. Целеполагание - это исходный пункт управленческих воздействий. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения метапространства.

Принятие решений - это управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике (органом, должностным лицом) того или иного варианта поведения управляемых. По сути, управленческое решение - это властный императив, обязательный для исполнения или реализации. Такое управляющее воздействие весьма обстоятельно реализуется в процессах планирования, однако без нее невозможно обойтись и при осуществлении других функций управления. При этом решение имеет форму конкретного предписания к действию для объекта управления (приказ, план, инструкция и т. д.).

Организация - это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений.

Координация - это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями.

Мотивация (и стимулирование) - это управленческая деятельность, осуществляющая цёленаправленное воздействие на структуру мотивов (предметов потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов. Реализация этой функции управления позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и повысить степень их использования.

Коммуникация - управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой. В более узком смысле это деятельность по управлению коммуникационными проблемами организации. Термин "коммуникация" используется также для обозначения совокупности приемов, методов, процедур, технологий, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между организацией и целевыми группами общественности. В связи с тем, что субъект и объект управления представляют собой тип структурированных отношений между людьми, эффективность управления в значительной степени зависит от качества коммуникационной системы.

Контроль - это управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль представляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами. Он позволяет осуществлять корректирующие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели. Контроль - важная функция реализации властных полномочий. Особая роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.

 

Процессы организации.

Формой динамического существования системы является процесс, т.е. единое последовательное и качественно определенное движение системы. Процессы, в которых участвует организация могут протекать как в организованной, так и в неорганизованной форме. Неорганизованные процессы деструктивны, т.е. ведут к нарушению равновесия системы и ее разрушению. Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.

Для каждой фазы жизненного цикла характерны свои качественно определенные процессы, различающиеся направленностью, глубиной и скоростью изменений, происходящих в системе, в уровне ее организованности, потенциале, положении в среде. Т.о., можно говорить о классификации процессов по фазам жизненного цикла системы.

1. Процессы образования системы, как новой качественной определенности, имеют четко фиксированные начальные и конечные точки: «система начинает формироваться» и «формирование системы завершено». В процессе образования новорожденная система получает:

- структуру, обеспечивающую стабильность системы;

- базовый уровень организованности;

- систему управления, способную поддерживать необходимый уровень равновесия;

- исходный потенциал;

- определенное положение в окружающей среде и каналы, по которым может осуществляться взаимодействие с этой средой.

В зависимости от формы, в которой осуществляется создание новой системы, процессы образования подразделяются на:

- интеграцию – процесс образования системы путем объединения нескольких самостоятельных систем;

- дезинтеграцию – процесс образования новых систем путем разделения более крупной системы;

- трансформацию – процесс преобразования одной системы в другую, качественно отличную от исходной.

2. Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы. Можно выделить следующие виды процессов роста:

- рост, как «взросление» новорожденных систем;

- устойчивый рост зрелой системы;

- циклический рост, предполагающий чередования периодов повышения и снижения количественных параметров системы

3. Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности. Они представляют собой движение от начального, более низкого уровня организованности к более высокому, конечному. Виды процессов развития:

- развитие новорожденных систем;

- развитие со стадии глубокого спада;

- развитие как профилактика «отставания от времени» и старения –«вторая молодость», например, реконструкция, модернизация.

Довольно часто процессы развития сочетаются с процессами количественного роста системы.

4. Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Начальная точка процесса – достижение соответствующего состояния количественных и качественных характеристик. Конечная – начало перехода на другой уровень функционирования системы. Могут быть выделены:

– временный застой, который через определенные периоды может повторяться многократно;

- функционирование как базовый процесс выполнения определенной функции, вытекающий из предназначения системы, на который уже могут накладываться процессы роста, развития, спада или регрессирования.

5. Процессы спада характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба. Виды:

- спад, как «старение» системы;

- спад, как целенаправленное ограничение;

- спад как временное ослабление;

- циклический спад.

Процессы спада совместимы не только с процессами функционирования и регрессирования системы, но и с процессами развития (при сокращении неорганизованной части системы).

6. Процессы регрессирования системы характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности. Виды

- регресс «стареющей» системы

- устойчивый регресс системы, не вступившей в фазу «старения» – «болезнь»;

- временный регресс системы.

Регресс совмещается преимущественно с процессами спада и функционирования системы, но может совмещаться и с процессами роста (когда разрастание системы ведет к ее дезорганизации).

7. Процессы разрушения системы, завершающиеся потерей ее качественной определенности.

- разрушение как завершение процесса старения;

- разрушение как завершение процесса регрессирования системы, находящейся в состоянии «болезни»;

- катастрофическое разрушение системы – одномоментная потеря качественной определенности и организованности.

 

Стратегия организации

Стратегия организации – это комплексный план выполнения миссии фирмы и достижения ее целей. Считается, что стратегия должна быть скрытной, но при этом свои работники должны быть информированы.

Процесс разработки и выбора стратегии может быть представлен виде следующей схемы.


Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании.

Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру, социальную ответственность перед обществом и своими работниками. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как та собирается выполнять свои обещания перед клиентами.

Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкупентные преимущества, внешняя ситуация, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и прочее миссия должна корректироваться.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и устойчивое функционирование в будущем. Прибыль не может провозглашаться главной целью организации, потому что прибыль - это сугубо внутренняя проблема, хотя и очень важная.

«Компак»: Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка

«Эксон» Обеспечить нашим акционерам сохранность их инвестиций и растущие доходы

«Эппл Компьютер»: Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей.

Анализ внешней среды проводится по различным факторам:

o экономические: инфляция, налоги, % за кредит, уровень занятости и т.д.;

o политические: законодательство, таможенные пошлины, соглашения по тарифам;

o рыночные: доходы населения, уровень конкуренции, жизненный цикл продукции и т.д.

o технологические: развитие науки и техники;

o факторы конкуренции: сильные и слабые стороны конкурентов, состояние их кадров, изучение сегментов рынка;

o социальные факторы: борьба с безработицей, движение в защиту прав потребителей.

Анализ сильных и слабых сторон (внутренняя среда) предприятия производится по направлениям маркетинг, финансы, производство, человеческие ресурсы, имидж.

Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды мeтoд SWOT-анализа (aббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв: cилa–strength, cлaбocть–weakness, вoзмoжнocти–opportunities и yгpoзы–threats) являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды. Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями. Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opгaнизaции.

Снaчaлa, c yчeтoм кoнкpeтнoй cитyaции, в кoтopoй нaxoдитcя opгaнизaция, cocтaвляютcя cпиcoк ee cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe cпиcoк yгpoз и вoзмoжнocтeй.

Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн кoнкpeтный cпиcoк cильныx и cлaбыx cтopoн opгaнизaции, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними. Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT, кoтopaя имeeт cлeдyющий вид.

 

Слeвa выдeляютcя двa paздeлa (cильныe cтopoны, cлaбыe cтopoны), в кoтopыe cooтвeтcтвeннo внocятcя вce выявлeнныe нa пepвoм этaпe cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции. В вepxнeй чacти мaтpицы тaкжe выдeляютcя двa paздeлa (вoзмoжнocти и yгpoзы), в кoтopыe внocятcя вce выявлeнныe вoзмoжнocти и yгpoзы.

Нa пepeceчeнии paздeлoв oбpaзyeтcя чeтыpe пoля. Нa кaждoм из дaнныx пoлeй иccлeдoвaтeль дoлжeн paccмoтpeть вce вoзмoжныe пapныe кoмбинaции и выдeлить тe, кoтopыe дoлжны быть yчтeны пpи paзpaбoткe cтpaтeгии пoвeдeния opгaнизaции.

В oтнoшeнии тex пap, кoтopыe были выбpaны c пoля "СИВ", cлeдyeт paзpaбaтывaть cтpaтeгию пo иcпoльзoвaнию cильныx cтopoн opгaнизaции для тoгo, чтoбы пoлyчить oтдaчy oт вoзмoжнocтeй, кoтopыe пoявилиcь вo внeшнeй cpeдe.

Для тex пap, кoтopыe oкaзaлиcь нa пoлe "СЛВ", cтpaтeгия дoлжнa быть пocтpoeнa тaким oбpaзoм, чтoбы зa cчeт пoявившиxcя вoзмoжнocтeй пoпытaтьcя пpeoдoлeть имeющиecя в opгaнизaции cлaбocти.

Еcли пapa нaxoдитcя нa пoлe "СИУ", тo cтpaтeгия дoлжнa пpeдпoлaгaть иcпoльзoвaниe cилы opгaнизaции для ycтpaнeния yгpoз.

Нaкoнeц, для пap, нaxoдящиxcя нa пoлe "СЛУ", opгaнизaция дoлжнa выpaбaтывaть тaкyю cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлилa бы eй кaк избaвитьcя oт cлaбocти, тaк и пoпытaтьcя пpeдoтвpaтить нaвиcшyю нaд нeй yгpoзy.

Нужно иметь в виду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты. И наоборот, часто предотвращенные угрозы создают дополнительные возможности.

Пpoaнaлизиpoвaв внeшниe oпacнocти и нoвыe вoзмoжнocти, пpивeдя в cooтвeтcтвиe c ними opгaнизaциoннyю cтpyктypy, pyкoвoдcтвo opгaнизaции пpиcтyпaeт к выбopy cтpaтeгии.

Выбop cтpaтeгии - цeнтpaльный мoмeнт cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния. Обычнo opгaнизaция выбиpaeт cтpaтeгию из нecкoлькиx aльтepнaтивныx вapиaнтoв.

Пpoцecc выбopa cтpaтeгии cocтoит из этaпoв paзpaбoтки, дoвoдки и aнaлизa (oцeнки). Нa пpaктикe эти этaпы тpyднo paздeлить, тaк кaк oни пpeдcтaвляют coбoй paзныe ypoвни oднoгo пpoцecca aнaлизa, нo иcпoльзyют paзныe мeтoды.

Нa этaпe paзpaбoтки фopмyлиpyютcя cтpaтeгии, пoзвoляющиe дocтичь пocтaвлeнныx цeлeй. Глaвнoй зaдaчeй дaннoгo этaпa являeтcя paзpaбoткa вoзмoжнo бoльшeгo чиcлa aльтepнaтивныx cтpaтeгий. Этo знaчитeльнo pacшиpяeт выбop и пoзвoляeт нe пpoпycтить пoтeнциaльнo лyчший вapиaнт. Пoэтoмy к paбoтe пpивлeкaютcя нe тoлькo выcшиe pyкoвoдитeли, нo и мeнeджepы cpeднeгo звeнa.

Слeдyющий этaп выpaбoтки cтpaтeгии зaключaeтcя в дoвoдкe oбщeй cтpaтeгии дo ypoвня ee aдeквaтнocти цeлям paзвития opгaнизaции вo вceм иx мнoгooбpaзии.

Рeшaющим мoмeнтoм выбopa cтpaтeгии paзвития являeтcя aнaлиз и oцeнкa aльтepнaтивныx вapиaнтoв. Зaдaчa oцeнки зaключaeтcя в выбope тaкoй cтpaтeгии, кoтopaя oбecпeчивaлa бы мaкcимaльнyю эффeктивнocть дeятeльнocти фиpмы в бyдyщeм для дocтижeния ee глaвныx цeлeй.

Исходя из содержания, говорят о стратегиях функционирования (конкурентных) и стратегиях развития. Конкурентные стратегии обуславливают действия организации на рынке с целью достижения конкурентных преимуществ. К ним относятся стратегия лидерства в низких издержках, стратегия дифференциации и стратегия фокусирования, а также портфельная стратегия.

Стратегии же развития в качестве объекта имеют потенциал фирмы и позицию на рынке.

Для oцeнки выбpaннoй cтpaтeгии пpoвoдитcя aнaлиз пpaвильнocти и дocтaтoчнocти yчeтa ocнoвныx фaктopoв, oпpeдeляющиx вoзмoжнocти ocyщecтвлeния cтpaтeгии. Пpoцeдypa выбopa cтpaтeгии в кoнeчнoм cчeтe пoдчинeнa oднoмy: пpивeдeт ли выбpaннaя cтpaтeгия к дocтижeнию фиpмoй cвoиx цeлeй. Этo являeтcя ocнoвным кpитepиeм oцeнки выбpaннoй cтpaтeгии. Еcли cтpaтeгия cooтвeтcтвyeт цeлям фиpмы, тo дaльнeйшaя ee oцeнкa пpoвoдитcя пo cлeдyющим нaпpaвлeниям.

· сooтвeтcтвиe выбpaннoй cтpaтeгии cocтoянию и тpeбoвaниям oкpyжeния.

· сooтвeтcтвиe выбpaннoй cтpaтeгии пoтeнциaлy и вoзмoжнocтям фиpмы.

· пpиeмлeмocть pиcкa, зaлoжeннoгo в cтpaтeгии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.129 с.)