Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имидж государственных деятелей

Поиск

 

Имидж - это образ человека в целом. Это то, как человек выглядит в глазах других людей, это представление о внешнем и внутреннем облике.

Имидж, являясь феноменом массового сознания, функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики субъекта политики.

Имидж возникает только тогда, когда субъект становиться «публичным». Для возникновения имиджа депутата необходим хотя бы один член общества. Любой имидж отличается определенной мерой абстрактности, схематичности и упрощенности по сравнению с его носителем. В его формировании важную роль играют стереотипы и ассоциации, с помощью которых люди наделяют объект восприятия хотя и распространенными, но нередко не отвечающими в частном случае реальности качествами.

Имидж динамичен, он оперативно откликаться на меняющиеся экономические, политические, социальные и другие ситуации, которые оказывают влияние на «неосознанные» требования субъектов восприятия. В целом имидж всегда представляет собой в известном смысле «полуправду» – он задает определенные направления для «домысливания» в соответствии с имеющимся социальным опытом субъекта.

Применительно к содержанию имиджа политика речь всегда идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается как прямо на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, так и косвенно, на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам.

Главными функциями имиджа являются: экзистенциональная (бытийная представленность субъекта политики в сознании других людей); социокультурная (идентификации с определенными категориями поля имиджей); объективации внутренних характеристик носителя имиджа (физических и психических); аттитюдная (формирующая установку); отношенчески-детерминирующая.

Имидж определят отношение к субъекту политики, как в ситуациях формирования первого впечатления, так и в контексте последующих контактов. Основная часть взаимодействий (не считая контактов с близкими людьми и коллегами) строиться именно на основе имиджа. Поэтому политик, владеющий технологией имиджирования, адекватно своим задачам, попадает в ситуацию более легкого прохождения определенных этапов построения траектории карьеры и судьбы в целом.

Политический имидж – сложный, многофакторный феномен, его специфика связана с особенностью политики как видом деятельности, ее местом в жизни людей и характером деятельности политического лидера или организации. Роль эффективного политического имиджа проявляется как в высоком рейтинге популярности его носителя, так и в возможностях влияния на формирование общественного мнения, действенного формирования политической деятельности государства в целом

Таким образом, имидж, влияя на судьбу политика, как содержательно, через те социальные роли и позиции, уровень которых достигается субъектом, так и в темпокорректирующем плане - облегчая или затрудняя продвижения человека к достижению центральных смыслообразующих целей его жизни. Роль имиджа в жизни и объясняет интерес к данной проблематике, как у политических деятелей, так и у широкого круга профессионалов и обычных граждан.

Имидж политика – это сформированный у избирателей образ, являющийся результатом его непосредственного восприятия, его политической деятельности и продвижением в результате PR- деятельности в СМИ. Рассматривая содержание имиджа личности политика, авторы (Е.В. Егорова, О.В. Иванникова, А.И. Ковлер, Г.Г. Почепцев, Е.Б. Шестопал и др.) предлагают различные варианты трактовки его составляющих.

Дополнительно***

Можно добавить: политический имидж государственных деятелей, например, нашей страны влияет так же на международные отношения с другими странами.

Проблема формирования позитивного имиджа государственного служащего является одной из наиболее актуальных в контексте реформирования государственной системы власти, а также взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом. Без эффективной го-сударственной службы невозможны укрепление государственной власти и защита общенацио-нальных интересов, динамическое социально-экономическое развитие страны.

Имидж – это образ, постоянно воспроизводимый самим субъектом и средствами коммуникации: определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политиче-ских, мировоззренческих, нравственных, психо-логических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях электората»

Как образу, имиджу присущи следующие чер-ты [4]: субъективность (возможность оценить его лишь по отношениям и оценкам окружающих, проявляющимся в общении, деятельности, выбо-ре); эмоциональность (сочетание желательных и реалистичных черт); неустойчивость (требует постоянного подкрепления)

Имидж определяет степень поддержки власти обществом, отражает уровень доверия и эффек-тивность деятельности государственного аппара-та. Он фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожида-ниям конкретных социальных групп и общества в целом. Формирование позитивного имиджа государственной службы и государственных служащих является необходимым условием эф-фективного функционирования и развития дан-ного социального института.

Российское законодательство учитывает этот момент. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принци-пов служебного поведения государственных слу-жащих» устанавливает требования к служебному поведению государственных гражданских слу-жащих, направленные на повышение доверия общества к государственным институтам, обес-печение условий для добросовестного и эффек-тивного исполнения государственными служа-щими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на государствен-ной службе. В основе таких требований – ожида-ния честности и неподкупности служащих, их верности государству и закону. Они призваны обеспечить добросовестное исполнение должно-стных обязанностей, соблюдение установленных запретов и ограничений, соответствие служебно-го поведения правовым предписаниям и обще-принятым этическим нормам.

Требования к служебному поведению госу-дарственных служащих можно классифициро-вать по 3-м видам [6]:

– предписывающие, например: исполнять должностные обязанности добросовестно, на вы-соком профессиональном уровне; понимать, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и со-держание профессиональной служебной дея-тельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установлен-ной законодательством РФ компетенции госу-дарственного органа;

– запретительные, например: соблюдать огра-ничения, установленные законом; не совершать поступков, порочащих честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб персональной репутации или авторитету государственного органа;

– рекомендательные: проявлять корректность в обращении с гражданами; соблюдать установ-ленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Следует подчеркнуть, что в общественном сознании к государственным служащим предъ-являются более высокие и жесткие требования, по сравнению с теми, которые применяются для оценки поведения иных граждан. Однако слож-ность практической реализации положений За-кона о служебном поведении обусловлена субъ-ективностью оценок моральных, этических, нравственных категорий.

По результатам опроса населения [8] «иде-альный образ» государственного служащего ха-рактеризуется следующими профессиональными и личностными качествами: преданность своей стране и народу, желание приносить пользу об-ществу и государству, профессионализм, спра-ведливость и уважение к законам, ответствен-ность за дело, принципиальность, доброжела-тельность к людям. Но в настоящее время в мас-совом сознании сложился преимущественно не-гативный имидж государственного служащего. Можно выделить 3 основные группы негативных качеств, наиболее распространенных, по мнению населения, среди государственных служащих [6]:

– профессионально-деятельностные: бюро-кратизм (52,1 %), коррумпированность и взяточ-ничество (49,0 %), стремление использовать свою работу в корыстных целях (37,4 %), пре-небрежение к законам (21,1 %);

– профессионально-нравственные: безразлич-ное, неуважительное отношение к людям (47,9 %), непорядочность, нечестность (25,1 %),отсутствие принципиальности (12,6 %);

– профессионально-функциональные: имита-ция бурной деятельности (29,1 %), безответст-венное отношение к своим служебным обязанно-стям (21,5 %).

Очевидно, что основу негативных оценок нравственных качеств государственных служа-щих населением составляют преследование ими целей, не соответствующих интересам ни госу-дарственной службы, ни населения, а также про-явление пренебрежения к людям, обращающим-ся в органы государственной власти и управле-ния

Согласно программе «Реформирование и раз-витие системы государственной службы РФ на 2009–2013гг.», в 2011–2013 гг. предполагается мониторинг общественного мнения об эффек-тивности государственной службы, внедрение эффективных технологий и современных мето-дов кадровой работы, направленных на повыше-ние профессиональной компетентности, мотива-ции государственных служащих, повышение престижа и авторитета государственной службы. Все эти меры должны содействовать формирова-нию адекватного, многогранного взгляда на имидж государственного служащего.

На данный момент реализованы следующие мероприятия в рамках решения поставленных задач: введен конкурсный отбор и установлены новые квалификационные требования к государ-ственным служащим; обеспечено участие неза-висимых экспертов в аттестационных, конкурс-ных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегули-рованию конфликтов интересов на гражданской службе; разработан этический кодекс государст-венного служащего. Кодекс не является админи- стративно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой административного или уголовного наказания, но он определяет свод правил добросовестного, антикоррупционного поведения, призван помочь правильно ориенти-роваться в сложных ситуациях, выступает как инструмент общественного контроля над дея-тельностью государственных служащих, являет-ся важным критерием для профессионального подбора и отбора кадров в сфере государствен-ной службы.

При формировании позитивного имиджа ре-комендуется обращать внимание на освещение в средствах массовой коммуникации объективных успехов, достигнутых государственными служа-щими. Это следует признать более действенным, чем попытка полного искоренения негативных оценок в отношении чиновников. Указанные ме-роприятия могут содействовать повышению за-интересованности граждан, их большей осве-домленности об особенностях профессиональной деятельности государственных служащих, по-вышению их авторитета и доверия к власти в це-лом.

Таким образом, профессиональная деятель-ность государственных служащих связана с со-пряжением общественных, групповых и индиви-дуальных интересов. Ее можно считать разно-видностью управленческой деятельности, соче-тающей руководство процессами в различных жизненных сферах и руководство людьми.

Оценка эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и го-сударственного управления напрямую связаны с уровнем доверия в отношениях между общест-вом и властью, в формировании которого значи-тельную роль играет имидж служащих, сложив-шийся в общественном сознании.

В настоящий момент в общественном созна-нии сложился устойчивый негативный имидж государственного служащего; очевиден двойст-венный конфликт между его образом и субъек-тивным набором личностных и профессиональ-ных качеств «идеального» и «реального» чинов-ника. Наиболее распространенными чертами не-гативного образа государственных служащих являются представления о их бюрократизме, коррумпированности и взяточничестве, неува-жительном отношении к людям, стремлении ис-пользовать свою работу в корыстных целях.

В качестве мер формирования позитивного имиджа представителя власти можно выделить 2 группы. Одна – обращена к повышению эффек-тивности деятельности государственных служа-щих и реализуется за счет усовершенствования методов кадровой работы. Вторая – связана с разработкой и попытками внедрения строгих этических норм профессиональной деятельности государственных служащих, призванных дисци-плинировать их, повысить их компетентность в сложных ситуациях, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Отсутствие адекватного подкрепления, малая эмоциональная насыщенность и реалистичность содействуют ослаблению и разрушению созда-ваемого имиджа. Поэтому для создания и под-держания позитивного имиджа государственного служащего целесообразно использовать различ-ные средства массовой коммуникации. Освеще-ние ими особенностей деятельности, трудности решаемых задач, объективно достигнутых успе-хов способно формировать содержательный, реа-листичный образ государственных служащих, укреплять их авторитет, повышать доверие к вла-сти и государству.

Имидж государства

 

Имидж государства - это совокупность представлений о стране в основных сферах её жизнедеятельности-политической, социальной, экономической, экологической, научной, культурной, спортивной.

Но если брать во внимание тот факт, что серьёзное воздействие на внешний имидж страны оказывают мифы и стереотипы, живущие в массовом сознании жителей разных стран и масштабно распространяемые зарубежными средствами массовой информации, то можно дать следующее определение:

Имидж государства- это имеющая характер стереотипа, эмоционально окрашенная совокупность представлений о стране в основных сферах её жизнедеятельности.

Синтезируя различные определения данного понятия, можно сказать, что имидж государства- это разностороннее, многоплановое явление, требующее междисциплинарного подхода к рассмотрению, включающее в себя множество совершенно разных аспектов (от культуры до внешней политики) и требующее внимательного и комплексного исследования, включающего как анализ восприятия образа страны её гражданами (оно в значительной степени определяет внутриполитическую ситуацию), а также анализ восприятия её другими странами.

Действительно важен аспект восприятия страны её же гражданами. Потому как позитивный имидж государства в глазах его граждан способен усилить самоидентификацию народа, способствовать устойчивому развитию страны. Невозможно говорить о создании внешнего позитивного имиджа государства, если внутри страны нет единого следования национальной идее, нет понимания между властью и народом, если желаемый гражданами образ своей страны не совпадает с реальным положением вещей. В полной мере должны развиваться отношения между властью и обществом, должны решаться вопросы по взаимной ответственности, осознанию национальных интересов. В пример можно привести Россию, где за имиджевой задачей на самом деле скрывается более глубокая проблема. Перед тем, как пытаться сформировать привлекательный образ России, нужно сначала саму Россию в глазах её же граждан сделать привлекательной.

Внешний имидж государства формируется через деловые связи, путём культурного обмена (театр, музеи, выставки, кино, музыка), через СМИ (наиболее мощный и действенный фактор формирования представления о стране). Вот почему, анализируя текущий имидж государства, внимательно изучается образ, транслируемый через информационные каналы, характер публикаций в зарубежных средствах массовой информации, их масштабность, доступность зарубежному обывателю. *** (добавить: что имидж страны (государства) во многом зависит от ПР служб, которые работают как внутри страны, для приобретения государству авторитета в обществе, так и на внешних ее рубежах).

Имидж государства основывается на трёх уровнях сознания общества: мифологическом, стереотипном и предметном. Наиболее важным в формировании имиджа является стереотипный уровень. Однако при этом необходимо учитывать роль и значение двух других уровней, обеспечивающих баланс структуре моделируемого имиджа, его взаимосвязь с ожиданиями общественности и реальным положением дел в стране.

Формируя образ страны, адекватный действительности, в качестве основы используются позитивные характеристики, объективные преимущества и уникальные особенности государства. Необходимо подчеркнуть, что создания имиджа государства возможно лишь в контексте реальных успехов и достижений социально-экономического развития страны, укрепления авторитета власти, её легитимности, компетентности, усиления борьбы с коррупцией.

Также необходимо отметить, что образ государства не может быть постоянным, застывшим. Он непременно должен адаптироваться к требованиям времени, трансформироваться в связи с развитием экономических, социальных, технологических, информационных и иных процессов.

Структура имиджа несколько по-разному видится исследователями различных его ипостасей – индивидуального, политического, корпоративного. Однако как коммуникативная единица любой имидж – индивидуума, группы индивидуумов или социума – будет включать индивидуальные (персональные), социальные и символические блоки3, которые, в свою очередь, можно дифференцировать по принципу объективности характеристик и субъективности.. Некоторые исследователи4 делят их также на:

1. условно-статичные (их можно отнести к объективным):

  • природный ресурсный потенциал;
  • национальное и культурное наследие российского общества;
  • геополитические параметры (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т. д.);
  • исторические события, повлиявшие на развитие российской государственности;
  • базовая форма государственного устройства и структура управления.

Объективные параметры (условно-статичные) можно отнести скорее к блоку «персональных» характеристик, определяющихся некоторой «данностью». Как правило, при формировании имиджа персональный блок практически не поддается корректировке, но можно изменят «угол зрения», смысловое наполнение этих характеристик5.

2. условно-динамичные (их можно отнести к субъективным):

  • социально-психологические настроения в российском обществе;
  • характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России;
  • морально-нравственные аспекты развития российского общества;
  • устойчивость российской экономики (оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объема привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченности бюджетов, гарантий прав и свобод хозяйствующих на российском рынке субъектов реального сектора экономики и др.);
  • правовое пространство России и соответствие российских правовых норм международным требованиям;
  • функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в Российском государстве (эффективность властной конструкции).

Эти параметры можно отнести к социальному блоку. Последние изменяются в процессе трансформации страны и могут корректироваться при формировании имиджа.

Компонентом образа (и конструируемого имиджа) несомненно являются и образы политических лидеров государства. Саймон Энхолт − советник британского правительства по вопросам публичной дипломатии, специалист в области странового брендинга, так оценивает значимость лидеров для образа государства: «важно не то, насколько видным является лидер, но насколько простым он может быть… сегодня нужен сильный, харизматичный лидер, например, такой, как Маргарет Тэтчер, которая пользовалась большой популярностью в Европе»10.

Еще одним из ключевых компонентов имиджа, выходящим в последнее время на первый план, представляется инвестиционная привлекательность (в теории корпоративного имиджа – бизнес-имидж). Чтобы политические и экономические параметры стали выглядеть привлекательными для инвестирования средств, в современном мировом сообществе составляющими бизнес-имиджа должны быть цивилизованность, прозрачность и социальная ответственность (экологическая и технологическая безопасность, финансирование образовательных и научных программ, разработка социальных пакетов для сотрудников предприятий и компаний и др.). Государство должно продемонстрировать готовность принять условия мирового рынка: стабильные правила игры, регламентированные законом, реформирование естественных монополий, налог Международный имидж России в различные эпохи был чаще негативным, чем позитивным. С ней ассоциировались агрессия, военно-полицейский режим, культурная отсталость и т.д. В досоветский период Россию представляли как «тюрьму народов» и «жандарм Европы», в советский период она стала «империей зла», в постсоветский период – царством нищеты, коррупции и преступности. Сегодня получают распространение новые стереотипы. Так, например, на постсоветском пространстве Россия предстает как внешняя угроза, как чуждая сила, уже однажды нарушившая нормальное развитие «коренных народов», нанесшая огромный ущерб репрессиями, русификаторской политикой и т.д.14

Позитивные и нейтральные сюжеты чаще всего мелькают на европейских каналах, в частности на нидерландских и немецких. А вот в телепрограммах США, Великобритании, всемирных каналов присутствуют в основном криминальные сюжеты, героями которых являются голодные попрошайки в переходах или люди без определенного места жительства15.

Однако это лишь один фокус из многих. И здесь мы вернемся к мысли, что формируемый имидж должен представать разными гранями своего объема тем, кому предназначен. Для этого отправной точкой исследований должно стать определение ожиданий аудитории.

По мнению некоторых PR -специалистов17, попытки России представить свое новое лицо пока что сводятся к усилиям нейтрализовать негативный заряд зарубежных СМИ. Это своего рода оборонительная стратегия, игра на «своем поле».

Информационные потоки должны быть объединены, но это не значит, что этот мощный импульс должен исходить из одного источника. «Трудности, с которыми Россия сталкивается при продвижении своего имиджа в западных СМИ, объясняются во многом особенностями его структуры: он монолитен. Государство самостоятельно формирует требования, предъявляемые к имиджу страны, определяет его «экспортное» содержание и оберегает от сторонних вмешательств, направленных на возможную корректировку»

СМИ в практике паблик рилейшнз – ключевая аудитория, с которой устанавливаются контакты разных уровней. Зарубежные СМИ – подсистема в медиасистеме государства как корпорации. Основа взаимоотношений со СМИ – формирование постоянного информационного потока. И, хотя речь идет о зарубежных аудиториях – формирование этого потока в первую очередь внутри страны (поскольку у зарубежных СМИ источниками информации будут и российские медиа). Поэтому одна из главных целевых групп – работающие в России и с информацией о России иностранные журналисты.

Кроме того, предоставление отчетливой информации вовне: «какие бы усилия мы не предпринимали, чтобы преобразовать социально-политический и экономический ландшафт страны, о происходящих изменениях нужно информировать мировое сообщество18. «России… необходим диалог с влиятельными мировыми масс-медиа»

 

овой, судебной, банковской и других систем Взаимоотношения со СМИ, в том числе и иностранными, будут эффективными для формирования имиджа – а в перспективе – и устойчивой репутации, только если строить отношения с ними на доверительной основе: доверять объективности журналистов и уважать их стремление опубликовать информацию, действительно ценную и актуальную для аудитории его издания, избегать стандартов. Для иностранных журналистов особенно важно мнение о распространителях информации (например, официальных СМИ) и степень открытости источников для получения информации «из первых рук».

Таким образом, оценка существующего международного образа страны, анализ формирования определенного рода информационной сетки и устранение причин, направляющих негативное, неадекватное, фрагментарное освещение, установление на основе законов медиарынка и взаимного сотрудничества надежных взаимоотношений с мировым медиасообществом − главные направления корректировки имиджа России в мировой системе.

http://mediascope.ru/node/252 - 11

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.013 с.)