Система государственных органов Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственных органов Российской Федерации



государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Это обусловливает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Органы законодательной власти это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Характеристика Федерального Собрания РФ:

1. имеет представительный характер (рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов);

2. является законодательным органом (принятие законов - это основная задача Федерального Собрания);

3. является постоянно действующим органом;

4. состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Совместные заседания проводятся лишь для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

В целях обеспечения независимости, Федеральное Собрание, не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

Органы судебной власти Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие Федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особой группой государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, являются органы прокуратуры, которые составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы..

В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.


 

 

Экономическая теория

1. Сущность экономической теории (определение, объект и предмет исследования)

Экономика – многозначное, многогранное и сложное понятие. Экон. наука возникла не сразу в готовых и завершённых формах, она является результатом длительного процесса научных исканий, её содержание уточнялось и обогащалось в процессе развития общества. Экон. знания появились вместе с человеческим обществом. Так, в древневавилонском царстве действовали законы царя Хаммурапи, в которых устанавливалась верхняя граница ссудного процента, ограничивался срок долгового рабства тремя годами, вводилась в действие система штрафов и компенсаций за некачественно выполненную работу и пр. Однако научный облик эконом.воззрения приобрели в античный период в Древней Греции и Риме. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (занимался проблемой разделения труда, при этом выделял труд руководителей и исполнителей), Платон (идеальное государство), Аристотель (первый установил два свойства товара – потребительную и меновую стоимость, выделил два вида богатства: богатство вещей, полезных для потребителя, которое носит естественный характер и ограничено разумными потребностями, источником которого явл.натур. хозяйство – это экономия или –ка, и богатсво денег – хрематистика, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, которое осуждалось Аристотелем, т.к. безнравственно и рождает в людях желание к безграничному обогащению и становится конечной целью их действий) считаются первыми учёными-экономистами. В целом же экономика считалась искусством хорошего управления домом. Далее экон.наука развивалась под названием политическая экономия, т.е. наука о законах, управляющих общественным хозяйством. В нашей стране она называлась так до 90-х годов 20в., а после стала экономической теорией.

Экономическая теория - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов, это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве. Экономическая теория – научная дисциплина, которая занимается изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей, условий и элементов производства. (Сажина, с. 15)

Объектом экономической теории являются отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ (обществ. производство).

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономикаобъясняет как и почему принимаются экон.решения на уровне отдель.экономических субъектов: дом.хоз-в, фирм, конкретных рынков и отраслей. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические явления и процессы на уровне национального хоз-ва в целом.

По мере развития экономической науки менялся и её предмет. Француз Антуан Монкретьен (поздний меркантилизм – источником обществ. богатства явл. торговля, представитель теории активного торгового баланса – надёжный способ привлечь в страну деньги- развивать производство экспорта над импортом и добиваться превышения вывоза над ввозом) определял её как науку о законах, управляющих обществ.хоз-вом, долгие годы её предметом называли богатство народов (собственность?), во многих современных учебниках в качестве предмета рассматривается экономическое поведение людей.

Таким образом, предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Эта наука изучает поведение человека и как производителя, и как потребителя. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

На всякий случай:

Производительные силы – это средства производства (средства и предметы труда), и люди с их умениями и навыками. Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека (сырьё, материалы, природные ресурсы), а средства труда – это то, с помощью человек воздействует на предмет труда (машины, станки, оборудование, хранилища и др.)

Ресурсы: природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные.

Осн. Проблема – проблема экон. выбора.

2. Экономический рост национальной экономики

Экономический рост (ЭР) означает количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов производства. Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью роста общественных потребностей. ЭР может быть экстенсивным (простое наращивание его факторов- массы средств производства и количества работников) и интенсивным (высокоэффективные качественно совершенные факторы –новая техника, технологии, высококвалифицированные кадры). На практике нельзя провести чёткой границы между этими двумя типами экономического роста, т.е. в чистом виде они не существуют. Так, рост производства может происходить как за счёт увеличения количества используемых ресурсов, так и за счёт новых технических и технологических совершенствований, инновационных внедрений и модернизации. Поэтому обычно говорят о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типах ЭР. Экономический рост – долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале. Это реальное увеличение объемов и масштабов созданных за четко определенный промежуток времени материальных и нематериальных благ, качественное усиление экономического потенциала национальной экономики и ее позиции в мировой экономике. Он свидетельствует о положительной динамике развития экономики. ЭР следует отличать от экономического развития, которое предполагает, что нац.хоз-во может находиться как в состоянии ЭР, так и спада. Причём спад рассматривается как период, в течение которого восстанавливается равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, с рынка уходят неэффективно работающие предприятия. В результате создаётся основа для будущего экономического роста.

Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д

Показатели экономического роста могут быть абсолютными (прирост реального ВНП, то есть темп роста реального объема национального производства) и относительными (прирост реального объема национального производства на душу населения).

Главная цель экономического роста – повышение материального благосостояния (Сажина, 440), а в более общем случае – рост уровня жизни населения. В последнем случае следует говорить о качестве экономического роста, которое проявляется в следующих составляющих:

- улучшение материального благосостояния; рост среднедушевого дохода;

- увеличение свободного времени; «пространство для игры жизненных сил»;

- рост инвестиций в человеческий капитал;

- обеспечение безопасности труда;

- социальная защищенность занятых и нетрудоспособных.

ЭР измеряется как в натуральных показателях – штуках, тоннах, так и в стоимостных. К основным стоимостным показателям относятся:

- темп прироста реального объёма производства X, X=(Y1-Yo)/Yo)*100%, где Y1 – реальный объём ВВП текущего года, Yo – реальный объём ВВП предшествующего года;

- темп прироста реального объёма производства на душу населения X1, X1=(Z1-Zo)/Zo *100%, где Z1 и Zo – реальный ВВП на душу населения в текущем и предшествующих годах.

Между темпами экономического роста, с одной стороны, и повышением качества — с другой, существует определенное противоречие. Высокие темпы могут достигаться за счет ухудшения качества роста. Например, повышение продолжительности рабочего дня или увеличение интенсивности труда, ведущие к росту трудозатрат и тем самым способствующие увеличению темпов экономического роста, на качестве экономического роста будут сказываться негативно вследствие снижения свободного времени. Напротив, низкие и даже отрицательные темпы роста могут сопровождаться повышением потребительской удовлетворенности в результате выпуска более качественной продукции. Поэтому многие экономисты считают, что наиболее предпочтительны невысокие (2—3% в год), но устойчивые темпы экономического роста.

Факторы экономического роста: прямые (определяющие физическую возможность экономического роста) и косвенные (обеспечивающие превращение возможности в действительность).

Факторы экономического роста
Прямые (см. факторы производства: труд, земля, капитал, знания) Косвенные (см. рынок: спрос, предложение, распределение)
1 увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов 2 совершенствование технологии и организации производства 3 увеличение количества и качества природных ресурсов в хозяйственной деятельности 4 рост предпринимательских способностей в обществе 1 снижение степени монополизации рынка 2 уменьшение цен на производственные ресурсы 3 снижение налога на прибыль 4 расширение возможности получения кредитов 5 рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов (о гос. расходах – см. вопр. 7, 8) 6 механизм распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности
Экстенсивные Интенсивные
1 рост количества трудовых ресурсов 2 рост капитала 3 рост количества вовлекаемых в производство природных ресурсов и земель 1 повышение качества используемых ресурсов (повышение качества трудовых ресурсов и улучшение качества вещественного капитала) 2 улучшение способов использования ресурсов (совершенствование технологии, улучшение организации и управления производством и сбытом)

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия «эффективность производства», в том числе улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности, освоение производства новых товаров, углубление специализации и кооперирования производства с учетом территориальных преимуществ, освоение новых технологий, позволяющих сократить затраты, повышение отдачи от использования ресурсов, улучшение структуры распределения последних и т.д. (Эффективность – отношение результата к затратам в %)

Графически экономический рост может быть представлен тремя способами:

  1. через кривую реального ВВП;
  2. через кривую производственных возможностей;
  3. с помощью модели совокупного спроса – совокупного предложения (модели AD-AS).

На рис.5.1.(а) кривая (тренд) отражает долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП. На рис.5.1.(б) экономический рост показан с помощью кривой производственных возможностей.

Основные виды товаров, производящихся в экономике, это инвестиционные товары (производственного назначения) и потребительские товары. Кривая производственных возможностей (КПВ) отражает ограниченность ресурсов в экономике в определенный период времени. Каждая точка кривой соответствует некоторому сочетанию количеств потребительских товаров и инвестиционных товаров, которое можно произвести с помощью имеющихся экономических ресурсов. Например, в точке А на КПВ1 с помощью того количества ресурсов, которое соответствует этой кривой, можно произвести количество потребительских товаров С1 и инвестиционных товаров I1. Если поставлена цель увеличить количество потребительских товаров до величины С2, то находясь на той же кривой производственных возможностей (переход из т.А в т.В), можно решить эту проблему только за счет сокращения производства инвестиционных товаров до I2, т.е. иметь альтернативные издержки. Если экономика перейдет на новую кривую производственных возможностей (КПВ2), т.е. из т.А в т.D, то увеличивается производство и потребительских (до С3), и инвестиционных товаров (до I3), причем без альтернативных издержек. А это и есть экономический рост, т.е. переход на новый уровень производственных возможностей, решение проблемы ограниченности ресурсов и альтернативных издержек. Таким образом, экономический рост может быть представлен как сдвиг (не обязательно параллельный) кривой производственных возможностей. На рис.5.1.(в) экономический рост изображен с помощью модели AD-AS. Поскольку экономический рост представляет собой рост потенциального ВВП, т.е. реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения (LRAS) и рост объема производства от Y*1 до Y*2.

 

На рост производительности труда и уровня жизни населения существенное воздействие оказывает экономическая политика государства. Прежде всего с помощью экономической политики государство может влиять на величину физического и человеческого капитала. Если растет запас капитала в экономике, то увеличивается экономический потенциал страны, и экономика может производить в будущем большее количество товаров и услуг. Поэтому, если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:
• Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в экономику (например, в Японии, Южной Корее), тем выше темпы экономического роста.

• Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны. Очевидно, что увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций.
• Стимулировать образование. Образование - это инвестиции в человеческий капитал.

• Стимулировать исследования и разработки.

  • Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.

• Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно.

• Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает капиталовооруженность, т.е. количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния. Особенно остро проблема темпов роста населения проявляется при анализе изменений человеческого капитала. Высокие темпы роста населения, то есть увеличение доли детей и молодежи, создают серьезные трудности для системы образования, особенно в развивающихся странах.

3. Экономическая природа товара и его свойства

Товар – это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена. Чтобы благо стало товаром, необходимы следующие условия: 1) благо должно быть продуктом труда; 2) обладать общественной полезностью- должно быть предназначено для удовлетворения потребностей не его производителей, а других людей; 3) должно быть не для потребления внутри хозяйства, а для обмена Важнейшими характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость. Эти свойства были рассмотрены в трудах А.Смита, Д.Рикардо, Т. Мальтуса, К. Маркса. Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять потребность человека или служить средством производства и материальных благ. Чтобы созданная вещь стала товаром она должна быть предназначена для обмена.. Значение имеет и другая характеристика товара – меновая стоимость, представляющая собой количественные отношения – пропорции, в которых обмениваются различные потребительские стоимости. В современной экономической науке – в основе обмена лежит не меновая стоимость товара, а полезности, определяющие субъективную ценность блага (товара).

Потребительная стоимость в основном находится в зависимости от естественных свойств товаров, и на нее не оказывает влияния величина труда по изготовлению данного товара.

Стоимость, т. е. воплощённый в товаре труд имеется до обмена. В обмене же проявляется внешняя сторона стоимости – меновая стоимость. Меновая стоимость представляет собой товар, который способен обмениваться в фиксированной количественной пропорции на другие различные товары. Иначе говоря, способность товара обмениваться на другие товары в определённой количественной пропорции есть меновая стоимость.

При осуществлении обмена действует определенная закономерность, т. е. меновые соотношения вещей в среднем притягиваются к определенному уровню, предполагается их объективное равенство. Однако равенство, а также соизмерение вещей не являются их потребительской стоимостью, т. к. они разнородны и не равны между собой. Общей основой для всех товаров, участвующих в обмене, служит общественно затраченный труд на их изготовление, поскольку он делает их количество соизмеряемым.

Товар обладает двойственностью: потребительской стоимостью и стоимостью, это было открыто ученым—экономистом К. Марксом. Данное обстоятельство объясняется двойственным характером труда, т. к. труд является и абстрактным, и конкретным.

Абстрактный труд представляет собой труд человека, который не зависит от его определенной формы, т. е. это затраты мозга, сил, мускулов, затраты энергии в физиологическом смысле слова. Он создаёт стоимость товара.

Конкретный труд – это конкретный вид деятельности, создающий потребительную стоимость, т.е. полезность вещи - труд гончара, повара, слесаря. Конкретный труд у каждого товаропроизводителя различен по виду труда, характеру выполняемых операций, а также по использованию средств производства.

Услуги представляют собой специфическую форму товара, поскольку обладают теми же свойствами, что и материальные товары.

Сущ. ещё неоклассическая теория; опирается на теорию предельной полезности (маржиналисты) и полагает, что в основе обмена лежит не стоимость товара, а его полезность – способность удовлетворить потребность, источником стоимости товара является его полезность (закон Госсена: чем меньше количество товара, тем выше его полезность и ценность; ср. бриллианты и ДеБирс)

Стоимость товара измеряется общественно необходимым рабочим временем, т. е. временем, затраченным на производство.

Производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.

Закону стоимости свойственны следующие черты:

  • в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;
  • величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;
  • обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;
  • с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;
  • через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды.

 

4. Макроэкономические показатели (ВВП и ВНП)

Для измерения объемов производства в макроэкономике используются показатели, входящие в систему национальных счетов – СНС – это совокупность данных, используемых государством для описания итогов хозяйственной деятельности стран в целях их последующего анализа. Система национальных счетов — это специальные балансы, в которых отражены, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой — их использование (принцип двойной записи). Система национальных счетов — это своеобразные таблицы для выражения равновесных состояний совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. Полагается, что счета ведут агенты — участники экономических отношений.

СНС носит универсальный характер, что позволяет унифицировать процесс обмена информацией и проводить международные сопоставления.

В СНС входят следующие показатели:

  • валовой внутренний продукт;
  • валовой национальный доход;
  • чистый национальный продукт;
  • национальный доход.

ВВП – gross domestic product - GDP – суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных в границах данной страны за данный период времени.

 

ВНП – gross national product – GNP – показатель, рассчитываемый параллельно с ВВП – суммарная стоимость товаров и услуг, произведенная резидентами данной страны за данный период.

Т.е различие между ВВП и ВНП заключается в том, на какой основе делается выборка товаров и услуг, включаемых в итоговый показатель: на основе географической принадлежности (ВВП) или на основе национальной принадлежности (ВНП).

Если страна обладает полностью закрытой экономикой, то подсчет ВВП и ВНП дает одинаковый результат. В случае стран с открытой экономикой статистическое расхождение показателей образуется за счет деятельности нерезидентов на территории рассматриваемой страны и за счет деятельности резидентов за границей.

Большинство стран для подсчета валового продукта использует именно показатель ВВП. В России он рассчитывается с 1993 г, с момента перехода на СНС.

Подсчет ВВП может быть осуществлен несколькими методами: как по доходам, так и по расходам.

ВВП по расходам рассчитывается как сумма совокупных расходов всех субъектов рыночного хозяйствования. При этом принимаются во внимание результаты деятельности трех основных групп экономических субъектов: домохозяйства, фирмы и государства. Именно они и осуществляют совокупные расходы.

Компоненты этих расходов обозначаются следующим образом:

  • C; consumption – личное потребление, потребление домохозяйств;
  • Ig; gross investment – валовые инвестиции, потребление фирм;

Надо отметить, что в ВВП включаются именно валовые инвестиции, то есть внутренние инвестиции фирмы, включая амортизацию

Ig = In + d,

где In – net investment – чистые инвестиции, d – depreciation – амортизация

  • G; government – государственные расходы.

 

В открытой экономике к этим компонентам совокупных расходов добавляется еще один: NX – net export – чистый экспорт, то есть экспорт минус импорт.

Чистый экспорт составляет положительную величину и соответственно увеличивает сумму совокупных расходов, если расходы резидентов рассматриваемой страны на иностранные товары и услуги меньше, чем расходы нерезидентов на товары и услуги, производимые в данной стране.

Таким образом, ВВП, рассчитываемый по расходам, выглядит следующим образом:

ВВП = C + Ig + G + NX

Это уравнение называют:

  • уравнением ВВП по расходам, или ВВП по использованию;
  • уравнением совокупного спроса;
  • основным кейнсианским уравнением.

 

При подсчете ВВП важно суммировать расходы именно на конечные товары и услуги, исключая при этом двойной счет.

Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью подсчета ВВП по добавленной стоимости: суммирование товаров и услуг, должно осуществляться за вычетов промежуточных продуктов на каждой стадии производства.

ВВП по доходам подсчитывается как сумма всех доходов, полученных владельцами факторов производства (труда, земли, капитала и предпринимательства) за их участие в производственной деятельности. Это суммарная заработная плата, суммарная рента и суммарная прибыль.

Оба подхода при подсчете ВВП дают одинаковый результат.

При подсчете ВВП важно учитывать, что в этот показатель включаются только вновь созданные в рассматриваемом периоде товары и услуги и не включаются те виды сделок, которые не создают добавленной стоимости, а именно:

  • перепродажа подержанных товаров;
  • стоимость сделок с ценными бумагами;
  • государственные трансферты (выплаты пособий, стипендий);
  • частные трансферты (переводы денежных средств).

Кроме этого, следует иметь в виду, что сам показатель ВВП может неточно отражать реальную экономическую ситуацию. Не включается в ВВП производство в неформальном секторе экономики, начиная с элементарного приусадебного участка и заканчивая всей теневой экономикой.

Несмотря на это, те методы подсчета ВВП, которые были рассмотрены, являются официально принятыми, а сам показатель остается основным в СНС.

Выше рассмотренные показатели характеризуют уровень совокупного продукта без учета изменения цен. Однако сам уровень цен оказывает существенное влияние на все реальные показатели, потому для более точного описания макроэкономической ситуации необходимо принимать во внимание и ценовые изменения. Они учитываются с помощью следующей группы показателей.

Номинальный ВВП – ВВП, отраженный в ценах текущего периода.

Реальный ВВП – ВВП, в котором устранено изменение уровня цен, то есть ВВП в постоянных ценах, в ценах базисного периода.

Чистый национальный продукт (ЧНП) – ВНП вычесть амортизационные отчисления, национальный доход (НД) – это чистый продукт общества или вновь созданная стоимость (ЧНП за вычетом косвенных налогов на бизнес) Его можно разделить на фонды потребления и фонды накопления. С точки зрения затрат труда НД делится на необходимый и прибавочный продукт.

 

5. Сущность и причины теневой экономики

Под теневой экономикой подразумевается совокупность неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов хозяйственной деятельности. Ее общими признаками являются:

- скрытый, тайный характер (такая деятельность не регистрируется государством и не отражается в официальной статистике);

- охват всех фаз кругооборота общественного богатства (производства, распределения, обмена и потребления);

- незаконное обогащение посредством утаивания доходов от государственного налогообложения, безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение общественного богатства.

По разным оценкам, в странах Запада в теневом секторе экономики производится от 5 до 20% валового национального продукта. Во второй половине 90-х годов в России под контролем криминальных структур находилось 40% всех предприятий.

Теневую экономику можно подразделить на следующие основные укрупненные блоки: неофициальная, фиктивная и подпольная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.071 с.)