Руководство по разработке и внедрению систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство по разработке и внедрению систем



Руководство по разработке и внедрению систем

Экологического менеджмента

(Краткая версия)

 

 

Под редакцией к.э.н. П. А. Макеенко, к.э.н. А.А. Никольский

М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2004. 40 с.

Руководство содержит материалы, необходимые для понимания основных вопросов по разработке и внедрению систем экологического менеджмента. В Руководстве в краткой форме приводится описание основных требований и элементов систем экологического менеджмента, а также последовательности их разработки и внедрения в соответствии с положениями стандарта ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001).

НУМЦ, 2004

    СОДЕРЖАНИЕ
Введение  
1. Зачем нужно внедрять системы экологического менеджмента?  
  1.1. Законодательство и контроль его соблюдения  
  1.2. Внимание заинтересованных сторон, информированность, имидж, репутация  
  1.3. Конкурентоспособность  
  1.4. Финансы  
2. Что такое система экологического менеджмента?  
  2.1. Происхождение СЭМ  
  2.2. Цель СЭМ  
  2.3. Основные элементы СЭМ  
  2.4. Как разрабатывать СЭМ  
  2.5. Функции предприятия, связанные с СЭМ  
  2.6. Кто должен контролировать работоспособность системы?  
  2.7. Кто должен быть вовлечен?  
  2.8. Результаты  
3. С чего начать  
4. Интеграция с системами охраны труда, техники безопасности и управления качеством  
  4.1. Сходства и различия  
  4.2. Уровни интеграции  
  4.3. Подходы к интеграции  
  4.4. Факторы, которые могут способствовать или препятствовать интеграции  

Введение

Широкое внедрение в России комплексных систем экологического менеджмента потребует времени. Однако их эффективное применение является существенным фактором для успеха любой долгосрочной стратегии, направленной на достижение масштабных перемен, необходимых для перехода к устойчивому развитию – экономическому развитию, не разрушающему природные ресурсы, в которых будут нуждаться будущие поколения жителей Земли.

Определения основных терминов взяты из соответствующих материалов стандартов международной серии ISO 14000, иногда они отличаются от перевода этих же терминов, использованных в официальном издании стандартов данной серии, принятых в качестве российских в 1998 г. (серия ГОСТ Р ИСО 14000-98). Причина заключается в том, что терминология и основные понятия в этой области до конца не устоялись не только в русском, но и в английском языке. Процесс работы над международными стандартами серии ISO 14000 продолжается и в настоящее время. Так, Международной организацией по стандартизации (МСО) подготовлена новая оригинальная редакция основных стандартов данной серии, касающихся систем управления, в которых, в частности, уточняется и терминология.

В данном Руководстве излагается подход к разработке и внедрению систем экологического менеджмента, который в настоящее время принят в национальных и международных стандартах в области экологического менеджмента, таких как Британский стандарт 7750 (British Standard 7750), Нормативный акт Европейского Союза о добровольной схеме экологического менеджмента и аудита – ЭМАС (Тhe European Union Regulation on a Voluntary Community Eco Management and Audit Scheme – EMAS), стандартов серии ISO принятой Международной организацией стандартизации, в частности стандартов по системам экологического менеджмента (ISO 14001 и 14004) и экологическому аудиту (ISO 19011).

Законодательство и контроль его соблюдения

Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной деятельности и увеличивают санкции за нарушение экологических норм и условий выдаваемых разрешений. В последнее время во многих, в особенности в развивающихся странах, действительно существенно “позеленели” юридические нормы. За нарушение требований разрешений и нормативных актов, в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, например, подземным водам или качеству почв, вводятся новые, все более серьезные административные и уголовные наказания. К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соответствующих нормативных актов. Муниципальная полиция проходит специальную подготовку по методам выявления нарушений экологического законодательства.

Гражданская и уголовная ответственность за нарушение законов и других нормативных актов все более ужесточается, во многих странах существенно расширяется база ответственности, охватывая любые виды экологического ущерба, включая ущерб, нанесенный без видимой вины (“строгая” ответственность). Связанные с таким ущербом коммерческие риски включают потерю свободы деятельности или производственных операций, а также административное и уголовное наказание непосредственно для высших руководителей предприятия.

Власти могут усилить контроль деятельности и менее охотно идти на переговоры и компромиссы с предприятиями, про которые известно, что у них есть проблемы с выполнением условий разрешений и соблюдением нормативных требований, по сравнению с предприятиями, пользующимися репутацией законопослушных.

Помимо уголовной и гражданской ответственности за ущерб в результате аварийного и других видов загрязнения во все большем количестве стран предприятиям выдаются так называемые аварийные предписания, в которых власти приказывают им приостановить производство до тех пор, пока не будет ликвидирована угроза аварии. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или идти на очень существенные капиталовложения в новое природоохранное оборудование. В других случаях их вынуждают платить за реабилитацию загрязнения.

Конкурентоспособность

Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, предприятие рискует потерять свои позиции в конкурентной борьбе на внутренних и международных рынках. Наиболее очевидной причиной являются повышенные издержки, связанные с излишними расходами материалов и энергии. Предприятие, которое неспособно учитывать экологические факторы, может выпускать низкокачественную продукцию, отвергаемую потребителями. Загрязнение и отходы могут вызывать травмы или заболевания работников предприятия или жителей прилегающей территории.

Сегодня в США, странах Европейского Союза, других регионах мира с высоким уровнем благосостояния предприятиям приходится учитывать необходимость ответственного отношения к окружающей природной среде и во многих случаях брать на себя ответственность за экологические последствия своей деятельности как неотъемлемой части повседневной деловой практики. До недавнего времени эта тенденция не затрагивала предприятия в новых индустриальных странах. Однако быстрое глобальное развитие в этом направлении деловой практики и соответствующие международные соглашения призваны изменить эту ситуацию. Предприятия с серьезным грузом экологических проблем попросту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса.

Культура “зеленого потребления” является сегодня существенной рыночной силой. Производители или фирмы, которые непосредственно продают товары конечным потребителям, часто требуют от своих поставщиков выполнения новых, значительно более строгих экологических требований к поставляемой ими продукции. Это могут быть как требования обеспечения всех применимых к экспортируемой продукции норм действующего в стране-импортере экологического законодательства, так и жесткие требования к поставщикам строго соблюдать определенные минимальные экологические критерии, применяемые в соответствующей сфере бизнеса и отрасли производства. Жесткие стандарты качества продукции могут означать, что поставщик должен применять не менее строгие стандарты производства, чем заказчик его продукции и услуг. Некоторые компании прямо выдвигают требования соблюдения устанавливаемых ими стандартов всеми поставщиками и контролируют их выполнение.

Парламентами других стран, находящихся за многие тысячи километров и не имеющих права юрисдикции по отношению к предприятиям, расположенным в данной стране, могут быть приняты законы, которые, запрещая использование того или иного продукта или его компонента, могут привести к банкротству этих предприятий. Поскольку использование многих веществ, ранее считавшихся приемлемыми, начинает жестко регулироваться законодательством, предусматривающим их полный постепенный вывод из употребления, производители продукции, в состав которой входят такие вещества, вынуждены искать им замену. В противном случае они рискуют потерять свои рынки. Внутренние или зарубежные конкуренты могут получить преимущество в конкурентной борьбе за потребителя только за счет того, что демонстрируют “экологически дружественный” характер своей продукции или применяемых технологий. В подобной ситуации предприятие просто обязано доказать самой широкой общественности, что оно поддерживает определенный, причем достаточно высокий, уровень соблюдения экологических требований, если оно стремится сохранить свою конкурентоспособность.

Владелец или руководитель предприятия должны уделять самое серьезное внимание экологическому менеджменту хотя бы потому, что низкая результативность природоохранной деятельности существенно уменьшит ценность их работы и подорвет конкурентоспособность предприятия.

На первый взгляд, учет экологических соображений может показаться непозволительной роскошью для стран с переходной экономикой, для предприятий которых главная задача – выжить и обеспечить высокую степень ликвидности своих активов. В особенности это может показаться справедливым применительно к малым и средним предприятиям, которые распространяют свою продукцию и услуги главным образом на внутреннем рынке своих стран.

К настоящему времени сформировалась постоянно развивающаяся сеть национальных и международных стандартов и требований, соответствие которым должны обеспечивать предприятия, если они стремятся к выходу на новые международные рынки или даже просто намерены и дальше поддерживать нормальные деловые отношения с предприятиями и странами, в которые они уже экспортируют свою продукцию.

Вполне реально, что в самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды (низкая способность к биологическому разложению, содержание опасных веществ и т.д.) или произведенной в экологически неприемлемых условиях. Во многих отраслях промышленности прилагаются существенные усилия по сокращению выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, например, постоянно расширяется список видов продукции и отходов, обращение с которыми регулируется специальным законодательством.

Предприятиям стран с переходной экономикой вскоре придется играть по тем же правилам, что и их партнерам / конкурентам в США и странах Европейского Союза (ЕС). Чтобы иметь возможность продавать свою продукцию в США и ЕС, им придется демонстрировать следование в своей практике международно-признанным экологическим нормам.

В некоторых странах принимается законодательство, стимулирующее (но не содержащее прямого требования) проведение аудита факторов воздействия деятельности предприятий на состояние окружающей среды, уменьшение объемов отходов или совершенствование используемых технологий. В других, например в рамках Европейского Союза, устанавливаются общие требования к экологическому менеджменту и аудиту. Международная организация по стандартизации разрабатывает, в числе прочих, стандарты по системам экологического менеджмента. Новая Всемирная торговая организация (ВТО) уделяет растущее внимание экологическим аспектам в развитии международной торговли по мере того, как экологические стандарты и учет экологических аспектов начинают носить характер общепринятой практики деловых международных отношений.

Экологическое законодательство все в большей степени гармонизируется по всему миру. В ближайшем будущем законы “зон высокой толерантности” будут включены во всемирные стандарты. Зоны свободной торговли, такие как Европейский Союз, Европейское экономическое соглашение и НАФТА, охватывающая Северную и Центральную Америку, имеют сходную структуру экологического законодательства, механизмов контроля его соблюдения и выработки экологической политики. Развивающимся странам и странам с переходной экономикой в Южной Америке, Африке, Азии, Восточной Европе и СНГ придется следовать тем же стандартам, если они хотят экспортировать свою продукцию в эти регионы.

В самом ближайшем будущем деятельность предприятий по всему миру будет регулироваться рядом новых международных конвенций в области охраны окружающей среды. Например:

  • продавцы отходов обязаны обеспечивать выполнение положений Базельской конвенции по контролю трансграничного перемещения опасных отходов и их утилизации;
  • энергетические компании в Европе должны будут соблюдать лимиты выбросов серы, оксидов азота и летучих органических соединений, устанавливаемые Конвенцией Экономической комиссии ООН для Европы по трансграничному загрязнению атмосферы;
  • предприятия, торгующие химическими веществами в странах Европейского Союза, должны соблюдать нормы, установленные для импорта, упаковки и маркировки опасных химических веществ.

На стадии производства технологические усовершенствования, положительно влияющие на результативность природоохранной деятельности предприятия, могут иногда приводить к выпуску новых продуктов и формированию новых рынков. Уже существующие продукты могут получить преимущество в силу роста внимания к экологическим аспектам в других странах и, таким образом, выйти на новые рынки.

Продукция, которая в большей степени соответствует экологическим предпочтениям потребителей, может получить важное преимущество по сравнению с продукций конкурентов, не придающих должного значения этим соображениям, особенно при небольшой разнице цен.

Финансы

Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения или даже устранения загрязнения, отходов, а также экономии энергии, могут обеспечить существенную экономию финансовых затрат и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. В таких сферах, как эффективное энергопотребление, сокращение выбросов и сбросов, вторичное использование и восстановление отходов, минимизация потребления сырьевых материалов и т.д., имеется целый ряд возможностей использования общих подходов к организации экологически более чистого производства.

Такое поведение предприятий часто поддерживается с помощью экономических стимулов, в частности налогами и платежами за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Банки все чаще анализируют вопросы экологических обязательств предприятия, прежде чем принять решение о выделении кредитных ресурсов для финансирования его деятельности. Аналогичные тенденции характерны и для деятельности страховых компаний. Предприятие с меньшими экологическими рисками может легче и на более выгодных условиях привлечь финансовые ресурсы для новых инвестиций, получить более дешевую страховку.

Ужесточение законодательства может также привести к росту издержек производства не только в силу необходимости новых капиталовложений на самом предприятии, но и из-за введения новых требований по отношению к поставщикам предприятия, включая поставщиков энергии. Предприятия, которые могут спрогнозировать влияние предстоящих изменений в законодательстве на свою деятельность, имеют хорошие возможности снизить издержки, связанные с необходимостью выполнения требований новых законов.

Работники предприятия, которому в своей деятельности удается решить основные экологические проблемы, могут спокойно заниматься выполнением своих прямых обязанностей, не опасаясь последствий аварий или кампаний общественного протеста по поводу отрицательного воздействия предприятия на состояние окружающей среды. Значение предотвращения ущерба от незапланированных остановок в работе и благоприятного морального климата в коллективе не следует недооценивать.

Происхождение СЭМ

Предприятия по-разному реагируют на экологические вызовы: некоторые полностью их игнорируют, другие реагируют лишь на кризисные ситуации, третьи же встраивают экологический менеджмент в общую систему управления предприятием, ориентируясь на создание стройной системы экологического менеджмента.

Системы экологического менеджмента получили серьезный импульс в результате разработки и применения в течение последних пятнадцати дет двух независимых друг от друга инструментов управления:

  • рост затрат в связи с ответственностью за загрязнение окружающей среды привел многие компании в Северной Америке и Европе к осознанию необходимости создания системы экологического аудита как инструмента управления, направленного на выявление экологических проблем и оценку результативности природоохранной деятельности компаний, так же как финансовый аудит используется для оценки финансовой деятельности. Первоначально главной целью было обеспечение соблюдения компаниями норм природоохранного законодательства. Позднее цели аудита были расширены и стали также предусматривать выявление “передовых методов управления”, направленных на решение экологических проблем.
  • концепция “всеобщего управления качеством”, хотя первоначально и была направлена на снижение частоты и полное постепенное устранение дефектов (несоответствий техническим и технологическим нормативам и регламентам) в производстве, а также на повышение эффективности деловых операций, стала во все большей степени применяться и для управления решением экологических проблем.

Система экологического аудита была разработана в 70-х – 80-х годах рядом компаний, включая такие, как “Эллайд Сигнал”, “Вестингауз”, “Филипс”, “АйСиАй”, в ответ на рост издержек, связанных с несоблюдением законодательно установленных в странах (таких, как США, Канада и страны Западной Европы) с развитым регулированием требований в области охраны окружающей среды, а также охраны труда и техники безопасности. “Аудит соответствия” направлен на обеспечения соблюдения требований действующих законов и иных нормативных актов. Аудит с целью проверки свободы от обязательств перед третьими лицами (“due diligence” или “pre-acquisition”) используется предприятиями для характеристики экологической чувствительности и экологических проблем промышленного объекта или предприятия в целом перед тем, как будут сделаны новые инвестиции. Результаты такого аудита могут оказать существенное влияние на уровень инвестиций, цену приобретения, первоначальную стоимость акций при котировке на фондовой бирже, будущие инвестиции и текущие издержки, связанные с данной площадкой, или даже к отказу инвесторов от данного проекта.

Сегодня термин “экологический аудит” нередко используется в очень широком толковании и иногда неправильно применяется для обозначения первоначальной экологической оценки, направленной на выявление воздействий предприятия на состояние окружающей среды и экологических проблем, или для обозначения аудита системы экологического менеджмента. Оценка результативности природоохранной деятельности проводится для выявления экологических рисков, проблем и возможностей после того, как была разработана и внедрена система экологического менеджмента. По характеру она аналогична аудиту с целью проверки свободы от обязательств перед третьими лицами. Аудит СЭМ является инструментом, позволяющим определить, соответствует ли система экологического менеджмента планам организации, а также оценить, правильно ли она была внедрена, и насколько эффективно функционирует.

Происхождение концепции всеобщего управления качеством связано с усилиями специалистов в области эффективности промышленных систем, которые в 20-х годах ХХ века начали систематически исследовать методы организации производства. “Модель Деминга”, которая рассматривается ниже, была разработана американским инженером Эдвардс Демингом, одним из “отцов” концепции всеобщего управления качеством. Она широко используется по всему миру при совершенствовании организации и управления вообще и экологического менеджмента в частности.

Исторически сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью:

Никаких действий. Эти предприятия не обращают внимания на экологические возможности и угрозы до тех пор, пока не становится слишком поздно.

Реактивный подход. Руководство ожидает, пока кто-то вне предприятия определит подходы и правила решения тех или иных вопросов, прежде чем предприятие предпримет реальные шаги по их решению на своем уровне. Такие предприятия могут получить какой-то выигрыш на непродолжительное время, но они никогда не смогут уверенно решать проблемы и оказываются слабо подготовленными, когда такие проблемы возникают в действительности.

Упреждающий подход. Такие предприятия постоянно отслеживают экологические вопросы и опасения в своей повседневной деятельности и формулируют подходы к решению возникающих проблем до того, как они приобретут действительно критический характер. Такая политика отнюдь не означает, что данной категории компаний удается избегать трудностей, но они оказываются гораздо лучше подготовленными к кризисным ситуациям.

Модель Деминга ориентирует именно на третий – упреждающий, превентивный подход. Она исходит из того, что дешевле предупредить возникновение проблемы, чем бороться с ее отрицательными следствиями.

Цель СЭМ

Анализ результативности природоохранной деятельности и экологический аудит, хотя и являются весьма ценными инструментами управления, обладают, по крайней мере, одним существенным недостатком: они могут дать характеристику экологической ситуации на предприятии лишь на момент проведения анализа или аудита. Меры, принимаемые на основе такого анализа или аудита, отнюдь не гарантируют того, что через некоторое время не возникнут те же самые или новые экологические проблемы в деятельности организации. Нужна система управления, способная обеспечить эффективное достижение предприятием определенных им самим экологических целей и задач. Кроме того, поскольку взаимоотношения между различными функциональными подразделениями организации, а иногда и внутри них, часто весьма сложны, необходимо иметь систему координации их деятельности.

Таким образом, СЭМ направлена на взаимную увязку указанных сложных процессов путем формирования системы управленческих действий, процедур, документации и регистров данных.

Основные элементы СЭМ

Системы экологического менеджмента будут различными для различных типов организаций в зависимости от характера, масштабов и сложности деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Однако для всех систем экологического менеджмента характерен один и тот же набор основных элементов. К числу этих основных элементов относятся:

· Экологическая политика, которая обычно оформляется в виде Декларации (заявления) об экологической политике и выражает безусловное намерение высшего руководства организации реализовать современный подход к экологическому менеджменту. В большинстве случаев этот документ понимается как публичное заявление о намерениях и принципах, определяющих действия данного предприятия в области охраны окружающей среды. В Декларации должны быть определены наиболее общие цели природоохранной деятельности, которые были установлены для себя предприятием. Они наиболее содержательны, если выражены в количественных показателях. Например, химическая компания публикует политическое заявление, включающее следующую формулировку: “сократить в течение ближайших пяти лет выбросы и сбросы загрязняющих веществ на 95%”. Муниципалитет может принять политику, сформулированную следующим образом: “обеспечить в течение последующих трех лет 60% населения, проживающего на данной территории, канализацией и биологической очисткой накапливаемых шламов.

· План или программа действий по охране окружающей среды, содержащие описание мер, которые предприятие собирается предпринять в предстоящем году (последующие годы). План или программа действий по охране окружающей среды фактически “переводит” экологическую политику предприятия на язык целей и задач и определяет действия, необходимые для их достижения, устанавливает ответственность конкретных работников предприятия и предусматривает выделение необходимых для реализации программы (плана) людских и финансовых ресурсов. Если говорить о примере с химической компанией, то в плане действий должны быть: (а) определены шаги, которые необходимо предпринять в каждом подразделении предприятия для сокращения выбросов, сбросов и отходов; (б) обозначены работники и средства, требуемые для того, чтобы обеспечить решение каждой задачи; (в) расписаны действия по координации и мониторингу мероприятий, направленных на достижение каждой цели в отдельности и общей политической цели. При разработке программы используется также обобщенное представление обо всех экологических аспектах, связанных с деятельностью данной организации и обзор нормативных и иных требований, выполнение которых она должна обеспечивать. Изначально эта информация собирается при проведении предварительной экологической оценки.

· Организационная структура, которая фиксирует распределение функций, делегирование полномочий и ответственность за те или иные действия. Если речь идет о предприятиях, имеющих несколько площадок или сфер деловой активности, то, как правило, рассматривается организационная структура как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений. Обычно руководитель, ответственный за вопросы охраны окружающей среды, имеет прямое подчинение высшему исполнительному руководителю предприятия. Работники, наделенные функциями, связанными с решением стратегических, а также текущих экологических задач в подразделениях, должны иметь в своем распоряжении адекватные кадровые и финансовые ресурсы.

· Интеграция вопросов экологического менеджмента во все аспекты повседневной деятельности предприятия предусматривает процедуры “встраивания” природоохранных мероприятий в другие составляющие деятельности предприятия, такие как охрана труда, снабжение, НИОКР, разработка новых продуктов, слияние и поглощение, маркетинг, финансы и т.д. Здесь должны разрабатываться специальные экологические процедуры, обычно детально расписываемые в специальных руководствах и инструкциях, фиксирующих порядок выполнения мероприятий и действий, необходимых для реализации плана (программы) действий по охране окружающей среды. Экологические процедуры могут разрабатываться применительно к следующим функциям:

  • обеспечение информированности о соответствующих экологических проблемах, экологической политике, экологических целях и задачах, а также о роли каждого работника в рамках системы экологического менеджмента;
  • внутренне информационное взаимодействие, информационное взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами;
  • документальное и описание СЭМ и контроль правильности составления и поддержания этой документации;
  • контроль деятельности: процедуры контроля и критерии оценки операций и видов деятельности, равно как и товаров и услуг, а также поставщиков и подрядчиков данной организации;
  • оценка рисков и планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью выявления потенциальных аварий и исключения возможности их перерастания в катастрофы.
  • процедуры мониторинга, измерения и регистрации данных, что необходимо для документального оформления и мониторинга результатов, а также конкретных действий и программ, общего повышения результативности природоохранной деятельности.

· Корректирующие и превентивные действия, направленные на устранение фактических или возможных случаев отклонения от установленных целей, задач, критериев и нормативов.

· Аудиты СЭМ для проверки адекватности и эффективности внедрения и функционирования СЭМ.

Анализ СЭМ высшим руководством, представляющий собой формальную оценку высшим руководством предприятия состояния и адекватности СЭМ в свете меняющихся обстоятельств.

· Внутреннее распространение информации и обучение, для того чтобы все работники понимали, почему и как они должны выполнять свои функции, связанные с охраной окружающей среды, в контексте их повседневных служебных обязанностей.

· Внешнее информационное взаимодействие и взаимоотношения с населением прилегающей к предприятию территории, с тем чтобы информировать внешние заинтересованные стороны об экологических целях и результативности природоохранной деятельности предприятия, а также о конкретных экологических проблемах, трудностях и других моментах в деятельности предприятия, которые так или иначе, могут их затронуть.

Как разрабатывать СЭМ

Немногие предприятия при построении системы экологического менеджмента начинают с нуля. Большинство предприятий уже имеют некоторые процедуры или элементы системы, которые вполне могут быть использованы для интеграции экологического менеджмента. На многих предприятиях имеется работник (работники) или целая служба (службы), отвечающие за охрану труда и технику безопасности, а также вопросы охраны окружающей среды. Возглавить проект по разработке СЭМ может высшее руководство предприятия или исполнительный директор основной производственной единицы. Нередко ведущие международные корпорации или национальные предприятия стремятся помочь своим поставщикам развить их потенциал для улучшения охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности, стандартов на выпускаемую продукцию.

Модель Деминга для управления качеством, использованная в международной серии стандартов ISO 9000, является основой для подавляющего большинства систем экологического менеджмента на предприятиях. Она подразделяет действия предприятия на четыре фазы:

  • Планируй: фаза планирования – определяются общие цели и задачи предприятия, а также разрабатываются методы их достижения.
  • Действуй: фаза действий – реализуется принятый план и согласованные меры по достижению целей предприятия.
  • Проверяй: фаза оценки – меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с запланированными.
  • Совершенствуй: фаза корректирующих действий – выявляются и устраняются любые возможные ошибки или недостатки, после чего план может быть пересмотрен и адаптирован к изменившимся условиям, а процедуры усилены или переработаны, если это необходимо.

Планирование:

Предприятию необходимо задать себе два фундаментальных вопроса: “где мы сегодня находимся?” и “куда мы хотим двигаться?” Ответ на эти вопросы включает три стадии:

Первоначальная экологическая оценка: выяснение существующей на предприятии экологической обстановки, предъявляемых к нему требований, всех экологических аспектов его работы, характера и результативности его природоохранной деятельности, сильных и слабых сторон.

Формирование четкого представления о ближайшем будущем: понимание вероятных направлений изменений в экологических аспектах и факторах воздействия на состояние окружающей среды, а также соответствующих последствий этих изменений для предприятия с тем, чтобы определить риски и возможности, а также сформулировать экологическую политику, устанавливающую, каким образом предприятие будет реагировать на существующие и предполагаемые в будущем экологические проблемы.

Для того чтобы реализовать принятую стратегию, предприятия должны определить, разработать и внедрить необходимые структуры и процедуры, а также выделить необходимые ресурсы. Определение стратегических целей, планов действий и процедур последовательно вытекает одно из другого. План действий по охране окружающей среды должен предусматривать ряд основополагающих моментов, включая цели и задачи, приоритеты, распределение ответственности, подотчетность, график реализации и основные результаты, порядок информационного взаимодействия (внутреннего и внешнего), а также распределение ресурсов. Опять-таки, чем в большей степени в плане действий учитываются взгляды и интересы на всех уровнях предприятия, тем более реалистичным этот план может оказаться, тем больше понимания и поддержки он получит со стороны работников, которые будут отвечать за его реализацию.

Действия:

Распределение обязанностей и процедуры в идеале должны устанавливаться людьми, которым поручено их выполнение, а затем одобряться высшим руководством. Каждая процедура должна быть действенной и эффективной в максимально возможной степени. В плане действий должна быть также представлена программа обучения и внутреннего информационного взаимодействия.

Такой важный инструмент, как подготовка и распространение отчета о результативности природоохранной деятельности, вплоть до настоящего времени не является обязательным требованием стандарта ISO 14001 (в отличие от европейской схемы ЭМАС) и предприятие само может решать, использовать его или нет.

Проверка:

Предприятие должно иметь возможность получить ответ на вопрос: “как идут наши дела?” Необходимые для этого средства мониторинга и контроля обычно включают требования регистрации данных о выбросах, сбросах, отходах и природоохранной деятельности. Сюда же относятся корректирующие и превентивные меры, процедуры и программы экологического аудита. Цель данной фазы состоит в оценке фактической результативности природоохранной деятельности предприятия по отношению к установленной экологической политике, экологическим целям и задачам и плану действий

Совершенствование:

Периодически проводимая оценка высшим руководством поможет обеспечить адаптивность СЭМ в условиях постоянно меняющихся обстоятельств, включая появление новых научных знаний о воздействии химических веществ на состояние окружающей среды, изменение национальных и международных рынков продуктов и услуг, курсов валют, норм государственного регулирования, требований потребителей или клиентов.

Кто должен быть вовлечен?

Поскольку экологические аспекты присутствуют в деятельности практически всех служб и подразделений предприятия, СЭМ должна охватывать все стороны и виды деятельности в рамках данной организации, включая иногда деятельность, реализуемую вне территории предприятия, например утилизацию отходов и использованных продуктов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.044 с.)