Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы к зачету 1. Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания. 2. Основные этапы развития социальной экологии: общая характеристика. 3. Функции и задачи социальной экологии. 4. Понятия биосферы и ноосферы. Идеи В.И.Вернадского и их значение для становления отечественной социальной экологии. 5. Сущность понятия «окружающая среда». Качество окружающей среды: критерии оценки. 6. Социоэкосистема как объект изучения социальной экологии. 7. Стадии развития социоэкосистем. 8. Исторические системы природопользования. 9. Принципы оптимизации природореформаторской деятельности (принципы социальной экологии) и законы социальной экологии 10. Охрана окружающей среды как форма взаимодействия общества с природой 11. Основные направления охраны окружающей среды: опыт международного сотрудничества. 12. Понятие экологического кризиса. Причины его возникновения. 13. Признаки и основные формы экологического кризиса. 14. Возможности преодоления экологического кризиса и пути обеспечения экологической безопасности. 15. Развитие социальной экологии представителями Чикагской школы. 16. Концепция «экологического комплекса» Л.Шноре и О.Дункана и ее значение для развития социальной экологии. 17. Глобальное моделирование социоэкосистем: опыт представителей Римского клуба и отечественный опыт.Сущность концепций «нулевого роста» (Д.Форрестер, Д.Медоуз) и «органического роста» (М.Месарович и Э.Пестель). 18. Сущность «новой энвайронментальной парадигмы» (У.Кеттон и Р.Данлеп). 19. Особенности современного инвайронментализма. 20. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Экологическая этика. 21. Экологическая ситуация в современной России. 22. Сущность, принципы, приоритеты и ограничения экологической политики государства. 23. Принципы, основные направления и механизмы реализации социально-экологической политики России. 24. Концепция «устойчивого развития» как основа экологической политики. 25. Экологические движения на Западе: традиции и современность. 26. Экологические движения в современной России. 27. Понятие и этапы формирования экологического сознания. 28. Сущность, формы и пути формирования экологической культуры в современном российском обществе. 29. Оценка состояния социально-экологических систем и проблема экологической оптимизации производства.
Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания
Предметом изучения СЭ является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий ее устойчивого развития. То есть предмет СЭ – это отношения в системе «общество – человек – техника – природная среда». Объектом СЭ является система «общество – природа». Теоретико-методологическую основу СЭ составляют принципы монизма и развития, общенаучные методы познания. Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины. СЭ возникла в первую очередь под влиянием биоэкологии. Изначально под СЭ подразумевалась экология животных и экология растений. Однако с развитием СЭ понимание ее места в системе наук усложнялось. Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.). Т.о, СЭ – комплексная наука, исследующая взаимоотношения общества и природной среды.
Основные этапы развития социальной экологии: общая характеристика Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека ». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку. Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы. Всемирное признание социальной экологии как самостоятельной науки относят к 60-м годам ХХ столетия. Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки. Начальный этап – эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях НТР. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы. Второй этап – «модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медоуза и др. «Пределы роста». Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы. Началом третьего – глобально-политического – этапасоциальной экологиисчитается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.
Функции и задачи социальной экологии СЭ решает следующие задачи: - анализирует природную среду, как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии; - рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество»; - раскрывает воздействие человека на природные экосистемы; -ставит вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека и природы; - вносит вклад в процесс интеграции современного научного знания. Функции: природоохранная, теоретическая, прагматическая, прогностическая, мировоззренческая и методологическая.
Понятия биосферы и ноосферы. Идеи В.И.Вернадского и их значение для становления отечественной социальной экологии Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием. Глобальная экосистема Земли. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества: живое; биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); косное (абиотическое, образованное вне жизни); биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва); вещество в стадии радиоактивного распада; рассеянные атомы; вещество космического происхождения. Ноосфера – сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»). Ноосфера – предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Вопросы к зачету 1. Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания. 2. Основные этапы развития социальной экологии: общая характеристика. 3. Функции и задачи социальной экологии. 4. Понятия биосферы и ноосферы. Идеи В.И.Вернадского и их значение для становления отечественной социальной экологии. 5. Сущность понятия «окружающая среда». Качество окружающей среды: критерии оценки. 6. Социоэкосистема как объект изучения социальной экологии. 7. Стадии развития социоэкосистем. 8. Исторические системы природопользования. 9. Принципы оптимизации природореформаторской деятельности (принципы социальной экологии) и законы социальной экологии 10. Охрана окружающей среды как форма взаимодействия общества с природой 11. Основные направления охраны окружающей среды: опыт международного сотрудничества. 12. Понятие экологического кризиса. Причины его возникновения. 13. Признаки и основные формы экологического кризиса. 14. Возможности преодоления экологического кризиса и пути обеспечения экологической безопасности. 15. Развитие социальной экологии представителями Чикагской школы. 16. Концепция «экологического комплекса» Л.Шноре и О.Дункана и ее значение для развития социальной экологии. 17. Глобальное моделирование социоэкосистем: опыт представителей Римского клуба и отечественный опыт.Сущность концепций «нулевого роста» (Д.Форрестер, Д.Медоуз) и «органического роста» (М.Месарович и Э.Пестель). 18. Сущность «новой энвайронментальной парадигмы» (У.Кеттон и Р.Данлеп). 19. Особенности современного инвайронментализма. 20. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Экологическая этика. 21. Экологическая ситуация в современной России. 22. Сущность, принципы, приоритеты и ограничения экологической политики государства. 23. Принципы, основные направления и механизмы реализации социально-экологической политики России. 24. Концепция «устойчивого развития» как основа экологической политики. 25. Экологические движения на Западе: традиции и современность. 26. Экологические движения в современной России. 27. Понятие и этапы формирования экологического сознания. 28. Сущность, формы и пути формирования экологической культуры в современном российском обществе. 29. Оценка состояния социально-экологических систем и проблема экологической оптимизации производства.
Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания
Предметом изучения СЭ является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий ее устойчивого развития. То есть предмет СЭ – это отношения в системе «общество – человек – техника – природная среда». Объектом СЭ является система «общество – природа». Теоретико-методологическую основу СЭ составляют принципы монизма и развития, общенаучные методы познания. Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины. СЭ возникла в первую очередь под влиянием биоэкологии. Изначально под СЭ подразумевалась экология животных и экология растений. Однако с развитием СЭ понимание ее места в системе наук усложнялось. Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.). Т.о, СЭ – комплексная наука, исследующая взаимоотношения общества и природной среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.007 с.) |