Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания



Вопросы к зачету

1. Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания.

2. Основные этапы развития социальной экологии: общая характеристика.

3. Функции и задачи социальной экологии.

4. Понятия биосферы и ноосферы. Идеи В.И.Вернадского и их значение для становления отечественной социальной экологии.

5. Сущность понятия «окружающая среда». Качество окружающей среды: критерии оценки.

6. Социоэкосистема как объект изучения социальной экологии.

7. Стадии развития социоэкосистем.

8. Исторические системы природопользования.

9. Принципы оптимизации природореформаторской деятельности (принципы социальной экологии) и законы социальной экологии

10. Охрана окружающей среды как форма взаимодействия общества с природой

11. Основные направления охраны окружающей среды: опыт международного сотрудничества.

12. Понятие экологического кризиса. Причины его возникновения.

13. Признаки и основные формы экологического кризиса.

14. Возможности преодоления экологического кризиса и пути обеспечения экологической безопасности.

15. Развитие социальной экологии представителями Чикагской школы.

16. Концепция «экологического комплекса» Л.Шноре и О.Дункана и ее значение для развития социальной экологии.

17. Глобальное моделирование социоэкосистем: опыт представителей Римского клуба и отечественный опыт.Сущность концепций «нулевого роста» (Д.Форрестер, Д.Медоуз) и «органического роста» (М.Месарович и Э.Пестель).

18. Сущность «новой энвайронментальной парадигмы» (У.Кеттон и Р.Данлеп).

19. Особенности современного инвайронментализма.

20. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Экологическая этика.

21. Экологическая ситуация в современной России.

22. Сущность, принципы, приоритеты и ограничения экологической политики государства.

23. Принципы, основные направления и механизмы реализации социально-экологической политики России.

24. Концепция «устойчивого развития» как основа экологической политики.

25. Экологические движения на Западе: традиции и современность.

26. Экологические движения в современной России.

27. Понятие и этапы формирования экологического сознания.

28. Сущность, формы и пути формирования экологической культуры в современном российском обществе.

29. Оценка состояния социально-экологических систем и проблема экологической оптимизации производства.

 

Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания

 

Предметом изучения СЭ является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий ее устойчивого развития. То есть предмет СЭ – это отношения в системе «общество – человек – техника – природная среда».

Объектом СЭ является система «общество – природа».

Теоретико-методологическую основу СЭ составляют принципы монизма и развития, общенаучные методы познания.

Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины.

СЭ возникла в первую очередь под влиянием биоэкологии. Изначально под СЭ подразумевалась экология животных и экология растений. Однако с развитием СЭ понимание ее места в системе наук усложнялось. Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.).

Т.о, СЭ – комплексная наука, исследующая взаимоотношения общества и природной среды.

 

 

Основные этапы развития социальной экологии: общая характеристика

Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека ». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку. Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы.

Всемирное признание социальной экологии как самостоятельной науки относят к 60-м годам ХХ столетия. Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки.

Начальный этап – эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях НТР. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.

Второй этап – «модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медо­уза и др. «Пределы роста». Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы.

Началом третьего – глобально-политического – этапасоциальной экологиисчитается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.

 

Функции и задачи социальной экологии

СЭ решает следующие задачи:

- анализирует природную среду, как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии;

- рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество»;

- раскрывает воздействие человека на природные экосистемы;

-ставит вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека и природы;

- вносит вклад в процесс интеграции современного научного знания.

Функции: природоохранная, теоретическая, прагматическая, прогностическая, мировоззренческая и методологическая.

 

Понятия биосферы и ноосферы. Идеи В.И.Вернадского и их значение для становления отечественной социальной экологии

Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием. Глобальная экосистема Земли. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества: живое; биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); косное (абиотическое, образованное вне жизни); биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва); вещество в стадии радиоактивного распада; рассеянные атомы; вещество космического происхождения.

Ноосфера – сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»). Ноосфера – предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

Вопросы к зачету

1. Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания.

2. Основные этапы развития социальной экологии: общая характеристика.

3. Функции и задачи социальной экологии.

4. Понятия биосферы и ноосферы. Идеи В.И.Вернадского и их значение для становления отечественной социальной экологии.

5. Сущность понятия «окружающая среда». Качество окружающей среды: критерии оценки.

6. Социоэкосистема как объект изучения социальной экологии.

7. Стадии развития социоэкосистем.

8. Исторические системы природопользования.

9. Принципы оптимизации природореформаторской деятельности (принципы социальной экологии) и законы социальной экологии

10. Охрана окружающей среды как форма взаимодействия общества с природой

11. Основные направления охраны окружающей среды: опыт международного сотрудничества.

12. Понятие экологического кризиса. Причины его возникновения.

13. Признаки и основные формы экологического кризиса.

14. Возможности преодоления экологического кризиса и пути обеспечения экологической безопасности.

15. Развитие социальной экологии представителями Чикагской школы.

16. Концепция «экологического комплекса» Л.Шноре и О.Дункана и ее значение для развития социальной экологии.

17. Глобальное моделирование социоэкосистем: опыт представителей Римского клуба и отечественный опыт.Сущность концепций «нулевого роста» (Д.Форрестер, Д.Медоуз) и «органического роста» (М.Месарович и Э.Пестель).

18. Сущность «новой энвайронментальной парадигмы» (У.Кеттон и Р.Данлеп).

19. Особенности современного инвайронментализма.

20. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Экологическая этика.

21. Экологическая ситуация в современной России.

22. Сущность, принципы, приоритеты и ограничения экологической политики государства.

23. Принципы, основные направления и механизмы реализации социально-экологической политики России.

24. Концепция «устойчивого развития» как основа экологической политики.

25. Экологические движения на Западе: традиции и современность.

26. Экологические движения в современной России.

27. Понятие и этапы формирования экологического сознания.

28. Сущность, формы и пути формирования экологической культуры в современном российском обществе.

29. Оценка состояния социально-экологических систем и проблема экологической оптимизации производства.

 

Объект, предмет и статус социальной экологии в системе научного знания

 

Предметом изучения СЭ является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий ее устойчивого развития. То есть предмет СЭ – это отношения в системе «общество – человек – техника – природная среда».

Объектом СЭ является система «общество – природа».

Теоретико-методологическую основу СЭ составляют принципы монизма и развития, общенаучные методы познания.

Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины.

СЭ возникла в первую очередь под влиянием биоэкологии. Изначально под СЭ подразумевалась экология животных и экология растений. Однако с развитием СЭ понимание ее места в системе наук усложнялось. Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.).

Т.о, СЭ – комплексная наука, исследующая взаимоотношения общества и природной среды.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.028 с.)