Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития социальной экологии: общая характеристика

Поиск

Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека ». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку. Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы.

Всемирное признание социальной экологии как самостоятельной науки относят к 60-м годам ХХ столетия. Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки.

Начальный этап – эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях НТР. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.

Второй этап – «модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медо­уза и др. «Пределы роста». Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы.

Началом третьего – глобально-политического – этапасоциальной экологиисчитается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.

 

Функции и задачи социальной экологии

СЭ решает следующие задачи:

- анализирует природную среду, как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии;

- рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество»;

- раскрывает воздействие человека на природные экосистемы;

-ставит вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека и природы;

- вносит вклад в процесс интеграции современного научного знания.

Функции: природоохранная, теоретическая, прагматическая, прогностическая, мировоззренческая и методологическая.

 

Понятия биосферы и ноосферы. Идеи В.И.Вернадского и их значение для становления отечественной социальной экологии

Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием. Глобальная экосистема Земли. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества: живое; биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); косное (абиотическое, образованное вне жизни); биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва); вещество в стадии радиоактивного распада; рассеянные атомы; вещество космического происхождения.

Ноосфера – сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»). Ноосфера – предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

Сущность понятия «окружающая среда». Качество окружающей среды: критерии оценки

 

«Окружа́ющая среда́» — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, и их взаимодействие с человеком. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую систему (человека, животного и т.д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Для воздушной среды: ПДК - это предельно допустимая концентрация вещества в воздухе. Загрязняющие вещества по степени воздействия на организм человека разделены по следующим классам опасности (мало опасные, умеренно, высоко, чрезвычайно). Для воды:ПДКв - предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема. ПДКп - предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы.

 

 

Социоэкосистема как объект изучения социальной экологии

 

Социоэкосистема - совокупность структурных элементов и их функций, характеризующих экологическую безопасность населения, эти элементы и функции объеденены в 3 подсистемы:

1.население региона

2.объекты природной среды

3.воздействующие на нее соц.субъекты.

Основным показателем состояния социоэкостстемы явл-ся уровень ее экологической безопасности, характеризующий угрозу распада системы в рез-те локального эко кризиса или в рез-те соц кризиса, вызываемого обострением эко ситуации.

Уровни:

1.глобальный

2.региональный - террит.системы, объединение чел.популяции со всеми продуктами их деят-ти и окр.

3.локальный - прир среда в пределах более или менее автономно управляемых админстративно-хоз-ых единств

 

Стадии развития социоэкосистем

 

1.взаим-е земли и человека, общества и природы в совокупности представляет собой функционально не замкнутую глобальную социоэкосистему, в кот слабые антропогенные воздействия не вызывали сущ-ых изменений в окр среде.от нач возник. человека до позднего полиолита.

2.длилась 40 тыс лет-частично глобально замкнута, воздействие чел-ка, масштабы которого возрастали начали вызывать определенную реакцию природной среды, но динамическое воздействие не нарушалось. вымерли-гигант.олень, шерст. носорог. переход к скотоводству и земледелию, изменению окр.среды.

3.энергитеческий обмен нарушил окр.круговорот веществ; вступление в 3 стадию(2пол20века)-глобальная социоэкосистема стала функционально замкнутой и ее динамическое развитие в последствии стала неустойчивой. урбанизация, развивается медицина. возрастает число населения. масштабы человеческой деятельности начали превышать стихийные явления. все природные и соц. компоненты тесно взаимосвязаны, что даже незначительное воздействие чел-ка на какой-то компонент затрагивает всю систему в целом и вызывает далеко идущие последствия. антропогенное воздействие на природу вызывает угрозу для дальнейшего развития цивилизации.

 

Исторические системы природопользования

Присваивающее - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства,эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков. Производящее -хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Причины перехода: 1)нарастающий процесс разделения труда, 2) усложнение структуры мирового хозяйства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.008 с.)