Модели социальной работы в микросоциальной среде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели социальной работы в микросоциальной среде.



Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика. Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям.

  Модель локального развития Модель социального планирования Модель социальных акций
Целевые акции Организация самопомощи, интеграция Рассмотрение проблемно-ориентированных задач Урегулирование взаимоотношений и ресурсов
Соблюдение структурных и проблемных условий Сохранение демократических взаимоотношений и традиций Социальные проблемы, психическое и физическое здоровье Социальная несправедливость, депривация.
Основные стратегии Широкий спектр социальных проблем и их решение Сбор фактов и рациональное решение проблем Организация сообществ против негативных проявлений
Тактика и техники деятельности Консенсус: групповые дискуссии и взаимодействие групп общества с заинтересованными лицами Консенсус- конфликт Конфликт- соревнование: конфронтация
Роли Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений Фасилитатор, аналитик, исполнитель программ Адвокат, агитатор, брокер
Средства Манипуляция, задаче-ориентированные группы Манипуляции формальной организацией и данными Манипуляции организацией масс и политическми процессами
Концепции клиентов горожане потребители жертвы

 

 

16. Технология индивидуальной работы с девиантными подростками.

Процесс индивидуального сопровождения выстраивается как организованное, планируемое и направляемое педагогом взаимодействие с подростком.

Маршрут индивидуального сопровождения состоит из определенных этапов, в полноценной реализации которых и заключается эффективность осуществляемой программы индивидуального сопровождения:

1. Диагностика.

2. Социально-педагогическая концепция индивидуального сопровождения.

3. Организация определенных пространственно-бытовых условий (среды).

4. Организация эффективного взаимодействия педагога и подростка.

Диагностика – это этап наблюдения, описания и толкования совокупных признаков, всесторонне характеризующих развитие ребенка.

В своей деятельности социальный педагог может использовать различные доступные виды диагностики, взаимодействуя при сборе данных с другими специалистами службы сопровождения: медиками и психологами.

· Медицинская диагностика–позволяет использовать данные медицинского диагноза. При этом социальный педагог учитывает психосоциальные последствия заболеваний, которые по-разному могут влиять на формирование личности.

· Психологическая диагностика–изучение и анализ индивидуально-психологических особенностей и отклонений ребенка, а также прогнозирование их возможного дальнейшего развития. При этом выявляются возможные факторы риска. Например, склонность к агрессии и аффективности поведения, сниженный уровень самоконтроля, отсутствие мотивации к обучению и др.

· Социально-педагогическая диагностика – это процесс изучения ближайшего социального окружения ребенка, выявление существующих причинно-следственных связей и отношений конкретной личности с обществом и коллективом. Происходит сбор данных и анализ отношений в семье, отношений в школе, социального поведения подростка и др.

Диагностика поведения подростка и происходящих в нем изменений осуществляется во время всего процесса социально-педагогической профилактики. Методами диагностики могут быть дневники наблюдения за подростком, беседы, тестирование и др.

На основании диагностики, с учетом выявленных особенностей отклоняющегося поведения происходит планирование социально-педагогической концепции индивидуального сопровождения девиантного подростка.

Данная концепция должна учитывать все группы факторов, формирующих девиантное поведение и целый ряд особенностей, которые могут осложнять профилактику:

· Девиантные подростки закрепляют отрицательные стереотипы поведения. Поэтому очень важно перестроить этот отрицательный стереотип, переключить силы и способности воспитанника на полезные дела, развить положительные качества личности. Однако ломка привычного образа жизни часто вызывает отрицательные эмоции, чувство настороженности, недоверие к педагогу, настроенность на конфликт.

· У девиантных подростков снижена социальная компетентность, они слабо представляют и анализируют особенности своего поведения и своего окружения. Поэтому важно создать условия для анализа ситуаций и своего поведения.

· Подростки с девиантным поведением постоянно испытывают на себе негативную оценку окружающих. Все это создает негативный эмоциональный фон. Поэтому важно опираться на положительные качества ребенка, воспринимать его таким, каков он есть.

Далее формулируются примерные педагогические цели (поскольку диагностика осуществляется на всех этапах проекта, поэтому цели могут корректироваться и дополняться), (например формирование социально приемлемого поведения; развитие эмпатии (сопереживания).

Организация определенных пространственно-бытовых условий (среды). В основе практического опыта индивидуального сопровождения девиантного подростка заложена идея максимально полного изменения окружения подростка, погружения его в иную среду. При этом изменяются условия и образ жизни подростка, но сохраняется его идентичность, развиваются природные задатки и способности.

Пространственно-бытовые условия, должны способствовать эмоциональной стабилизации подростка за счет близости к природе, нейтрализации внешних раздражителей (ограничения общения с прежним окружением, удаленности от городской суеты и шума, недоступности магазинов с алкоголем и сигаретами, невозможности сомнительных знакомств и связей).

Эффективность взаимодействия педагога и подростка заключается в умении педагога вызвать доверие к себе и актуализировать внутренний потенциал подростка, вселить уверенность в возможности преодоления проблемы.

Взаимодействие педагога и подростка проходит определенные стадии развития:

· Выстраивание доверительных отношений. Становление доверительных отношений служит основой для построения новых моделей мышления и поведения подростка. Педагог и подросток находятся в единой пространственно-бытовой среде. Педагог инициирует постоянное интенсивное общение с подростком. При этом ребенок должен чувствовать, что взрослый всегда рядом и всегда готов помочь преодолеть трудности. Это необходимо для возникновения чувства защищенности и доверия к педагогу. Вся деятельность осуществляется совместно. Для успешной мотивации подростка, для формирования четкого понимания происходящего, для общей стабилизации и «встраивания» в профилактический процесс необходимо совместное планирование жизнедеятельности.

· Вовлечение в новые социальные отношения и разнообразную положительную деятельность, проживание новых жизненных ситуаций. В процессе наблюдения и общения педагог и подросток определяют возможные виды деятельности. Планирование происходит с учетом личной предрасположенности ребенка, его индивидуальных способностей, вкусов и педагогических целей. Наиболее эффективным для процесса социально-педагогической профилактики является сочетание различных видов положительной деятельности: трудовой, учебно-развивающей, спортивной, развлекательной и т. д. Например, это ежедневное бытовое самообслуживание, работа на свежем воздухе в саду, регулярные занятия спортом на природе, подготовка уроков, посещение музеев и культурных мероприятий, занятий рисованием, музыкой, рукоделием и т.д.

· Следующим этапом развития процесса профилактики становится формирование и закрепление новых ценностных установок. Задача педагога все больше вовлекать подростка в предпочитаемые формыдеятельности и ответственности, актуализируя при этом нравственные позиции ребенка. Важно целенаправленно включать в повседневную жизнь подростка виды деятельности, закрепляющие новые ценностные структуры и установки, позволяющие ему переживать ситуацию успеха. Показателем эффективности осуществляемой социально-педагогической профилактики должно стать дальнейшее использование подростком приобретенных форм решения проблемных ситуаций; новые способы выстраивания отношений в социуме; успешная интеграция в социум.

Каждый процесс сопровождения своеобразен и персонифицирован, что определено индивидуальностью субъекта профилактики. К сожалению, результаты социально-педагогической профилактики не всегда предсказуемы и зависят от множества субъективных обстоятельств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.007 с.)