Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая помощь женщинам

Поиск

Кризисная интервенция как форма психологической помощи женщинам, пострадавшим от сексуального насилия.

Главная цель кризисной интервенции - помочь женщине избавиться от психологической травмы, возникшей вследствие пережитого насилия; интегрировать опыт пережитого насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей. Для этого психологу необходимо выполнить следующие задачи:

· сформировать у женщины-жертвы адекватное и ясное представление о происшедшем;

· научить потерпевшую управлять своими чувствами и реакциями, помочь в преодолении аффекта;

· способствовать формированию поведенческих моделей, позволяющих преодолеть последствия травмы.

Предлагается следующая схема кризисной интервенции:

1. Представьтесь пострадавшей и объясните, как вы связаны с кризисной службой для женщин.

2. Расскажите о той помощи, которую вы можете оказать пострадавшей.

3. Признайте тяжесть происшедшего. Девальвируйте событие: беда, но не катастрофа.

4. Побудите пострадавшую говорить с вами о случившемся. Будьте терпеливы, дайте ей время для ответа на ваши вопросы. Возможность рассказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях помогает женщине избавиться от чувства беспомощности, стыда, в связи с воспоминанием о насилии.

5. Объясните, что многие жертвы сексуального насилия испытывают подобные чувства и у них возникают сходные реакции.

6. Выясните, что известно женщине о травматическом воздействии сексуального насилия, что она думает о своих действиях до и во время изнасилования. Объясните, что многие пострадавшие имеют неверные представления о мере своей ответственности за случившееся. На самом деле женщина, пережившая насилие, не может быть виновата в том, что она оказалась жертвой.

7. Резюмируйте высказанное и переходите к фазе решения проблемы.

8. Помогите пострадавшей определить отдельные переживания и установить приоритеты, т.е. выявить то, что ее больше всего беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь. Убедите женщину принять этот опыт и научиться жить с ним, в конце концов, теперь она понимает в жизни чуть-чуть больше, чем прежде.

9. Вместе составьте план действий, необходимых для решения важнейших проблем, вызванных пережитым насилием. Укрепите появившуюся у женщины уверенность, что она контролирует ситуацию, подчеркивая, что принимает решения она сама и будет выполнять их так, как считает нужным; что именно она несет ответственность за то, что будет происходить в ее жизни дальше.

10. Проверьте способность женщины-жертвы справиться с последствиями насилия. Просвещение и защита интересов пострадавшей являются важной частью терапевтического процесса.

11. Подготовьте пострадавшую к возможным реакциям на травму.

Технология групповой психосоциальной работы с жертвами насилия.

Помощь детям

Оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, как показывает многолетний опыт работы, является групповая психотерапия. Именно в ходе групповой работы у детей появляется возможность в спокойной доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах, проанализировать внутренние конфликты и переживания. В процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения. Работа в группе дает возможность детям почувствовать, что они не одиноки в своей беде, поверить в свои силы и ощутить радость дружеских отношений, построенных на взаимном уважении.

При организации детской психотерапевтической группы важно учитывать следующее:

· для детей предпубертатного возраста больше подходят однополые группы, это способствует установлению более доверительных отношений;

· желательно, чтобы число участников группы не превышало восьми человек;

· лучше, чтобы с девочками работала психотерапевт-женщина, а с мальчиками - мужчина.

Занятия в терапевтической группе проводятся еженедельно и длятся по полтора часа. Содержательно работа делится на три этапа.

1. Основная задача первого этапа - адаптировать детей к групповому взаимодействию и создать обстановку, способствующую работе с болезненными чувствами и душевными конфликтами, порожденными происшедшим насилием.

2. На втором этапе психотерапевт работает непосредственно с психологической травмой, полученной в результате сексуального злоупотребления и последующей огласки случившегося. Анализируются возникающие у детей чувства стыда, вины, беззащитности, беспомощности, ответственности за случившееся, ощущение предательства и потребность скрыть случившееся.

3. Задача третьего этапа - помочь участникам психотерапевтической группы увидеть «свет в конце тоннеля», переключить внимание с пережитой ими травмы на продолжение нормальной жизни. Затрагиваются такие темы, как самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание.

Групповая психотерапия с детьми включает в себя и параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к сексуальному насилию. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою причастность, вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка.

Помощь женщинам

Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов.

В некоторых случаях, работая с женщинами, пострадавшими от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами реабилитационной работы является включение в арт-терапевтические группы. Изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит положительные эмоции. В изобразительной деятельности часто выплескиваются агрессивные тенденции, что прерывает новый цикл насилия. для женщин, которые собрались вместе с целью перейти от старого образа жизни к новому, более здоровому, процесс творческого самовыражения является отличным инструментом, позволяющим справиться с переменами.

Основными задачами арт-терапевтической группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.

К эффективным методам групповой работы с женщинами - жертвами насилия могут быть отнесены:

· группы поэтической психотерапии;

· изготовление миниатюр-масок;

· изобразительная деятельность.

Так, в частности, метод драмотерапии предполагает разыгрывание драматических сценок с целью отреагирования и трансформации негативного эмоционального опыта. В работе с женщинами, пережившими насилие, этот метод доказал свою эффективность. Одним из приемов работы является драматическое изображение каких-либо предметов, существ, явлений природы с параллельным рассказом о переживаемых чувствах, возникающих мыслях, ассоциациях. В отличие от других подходов, в которых также используется проигрывание метафоры собственного состояния (психодрама, гештальт-терапия и: др.), драмотерапия предполагает театрализацию экспрессивного акта клиента.

Автор считает, что для женщины, подвергшейся насилию в семье, работа в группе - это возможность:

· выйти за пределы замкнутого пространства;

· увидеть, что такая же проблема существует и у других людей;

· понять, что многие проблемы взаимоотношений между мужчиной и женщиной являются результатом культурных установок и ложных убеждений, (а значит, в случившемсянетее вины, но есть ее проблема);

· осознать свои возможности в решении своих проблем и взять ответственность за свою жизнь на себя.

Если у кого-то в группе появляется положительный результат, то это стимулирует остальных женщин продвигаться в решении своих проблем. Таким образом, группа выступает катализатором изменений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.007 с.)