Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология групповой психосоциальной работы с беременными женщинами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психосоциальное направление деятельности с беременными женщинами и молодыми семьями только оформляется. Ищутся методы организации работы, апробируются новые технологии взаимодействия с семьями и женщинами, накапливается профессиональный опыт у практикующих психологов и социальных работников. Исследования Брутмана В.И., Варги А.Я., Радионовой М.С., Филипповой Г.Г., Хатимовой И.Ю. и др. свидетельствуют о том, что в течение беременности женщины переживают закономерно сменяющиеся периоды ослабления и обострения имеющихся проблем. В первом триместре актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовый период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценностью ребёнка; активность, не связанная с ребёнком, - с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребёнка. Психосоциальные проблемы беременных женщин: 1. Осознания собственного положения: a) Изменение физиологического состоянии – отсутствие менструации, повышенная утомляемость, сонливость, снижение или, наоборот, повышение аппетита, появление необычных желаний – кислого, соленого, острого, периодическая тошнота и рвота. Каждый из этих признаков сам по себе может быть и случайным, да и при беременности не все они обязательны. b) Изменение эмоционального состояния: a. Реакция на догадку о беременности и ее подтверждение у всех женщин разная (от радости до огорчения), т.к. все стороны жизни подлежат изменению даже до рождения ребенка. А сознание того, что эти изменения будут еще значительнее, когда ребенок появится на свет, могут вызвать смешанное чувство. b. Отношение к будущему ребёнку: женщину может испытывать смущение по причине отсутствия любви к ребёнку в начале беременности. У одних это результат не способности выразить себя в эмоциональном плане – ощущение своей незначительности или, наоборот, эгоизма. Другие испытывают страх перед переменами в жизни. 2. Изменением настроения: Изменение настроения в большей степени проявляется в первом триместре беременности и значительно у женщин, которые испытывают предменструальную нестабильную эмоциональность. Также, факт беременности может обострять чувство двойственности. У 10% женщин наблюдается депрессия. Вот несколько факторов, предрасполагающих к появлению депрессии и обострению чувства двойственности: · депрессия, возникшая в семье; · социально – экономический стресс; · отсутствие эмоциональной поддержки со стороны отца ребенка; · госпитализация или лечение в постели из-за осложнения во время беременности; · необходимость принимать лекарства, направленные на улучшение собственного здоровья, если у беременной появился комплекс или какие-либо болезни во время беременности; · необходимость принимать лекарства для сохранения здоровья будущего ребенка. Наиболее общими симптомами депрессии, по мнению исследователей Кагана В.Е. и Левина А.Н., являются плохое самочувствие, пустота, нарушение сна, изменение привычек, связанных с едой (вообще не хочется есть или, наоборот, все время хочется есть), отсутствие желания работать или вообще что-либо делать, эмоциональное изменение настроения. Происходит столкновение ориентаций: несоответствие между ожиданиями и реальностью (представление о беременности), что ведёт к углублению депрессии. 3. Изменение в отношениях супругов (Рыжков В.): a) Внимание женщины переключается на беременность, что вызывает у мужчины чувство ненужности. b) Отсутствие возможности половой жизни, т. к. возникает вероятность выкидыша, инфицированности половых путей у женщины, преждевременные роды. c) Ролевое поведение супругов в период беременности женщины очень часто не совпадает (полностью или частично) с ролевым ожиданием партнера. В наблюдениях за женщинами в разные периоды беременности выявлялись быстроменяющиеся ролевые отношения между супругами. В. Рыжков представляет следующую классификацию психологических типов беременных женщин в разные сроки беременности: В первом триместре беременности проявляется психологический тип, который ближе к типу «женщина – дочь». Это обусловлено психологической неподготовленностью женщины к этому периоду семейной жизни. Женщина в этот период требует от партнера внимания и поддержки, именно в его присутствии она чувствует себя слабой, беззащитной. Во втором триместре беременности у женщины формируется психологический тип «женщина – женщина». К этому времени она ощущает в себе значительные перемены. Она старается всем своим поведением защитить своего будущего ребенка. В женщине проявляется переменчивый агрессивно-пассивный психологический тип. У нее часто меняется настроение в сторону тревожности, она хочет видеть в мужчине опору. Легко успокаивается, чувствуя такую поддержку, стремится подчиниться мужу. Беременная женщина нуждается в дополнительной любви точно так же, как она нуждается в дополнительном питании. Чем больше будет к ней внимания, тем больше она сможет проявить материнских чувств к своему ребенку. В заключительный триместр беременности отмечается другой психологический тип: «женщина – мать». К этому моменту у женщины в организме начинается подготовка к финальной фазе – родам. Женщина требует от партнера опеки себя и будущего ребенка. Необходимо отметить, что мужчина должен менять свой психологический тип в соответствии с типом женщины. При отсутствии учета особенностей этого сложного периода, могут развиваться отчуждение, охлаждение между партнерами или варианты дисгармонии в сексуальных ласках после окончания беременности.
d) Изменение регуляции деятельности женщины – появление «эмоциональной инфантилизации», которая может восприниматься женщиной и окружающими как регресс интеллектуальной сферы. Ориентация на интуитивный и эвристический способы обработки информации относятся психологами к критериям творческих способностей. 4. Страх перед родами: a) Опасение за ребёнка: будет ли он здоров, не возникнут ли какие-либо аномалии в его физическом и психическом развитии и др; b) Страх, связанный с предстоящими родами (страх боли, опасение смерти от различных осложнений, вероятность возможных разрывов промежности и др.); c) Опасения, связанные с межличностными отношениями; d) Опасения, связанные с положением в обществе и др. Цель психосоциальной работы усматривается в том, чтобы создавать условия возвращения клиента в его природосообразную реальность, где начинается его психологическое и социальное право быть автором своего жизненного сценария и нести полную ответственность за то, что он в него включает. Цель женской психотерапевтической группы - раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем женщин, проявляющихся в их внутриличностных и межличностных конфликтах; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи, решаемые в ходе общения и взаимодействия в женской терапевтической группе, можно сформулировать следующим образом: 1. Познавательная сфера. Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина осознала: а) существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими; б) внутренние психологические проблемы и конфликты; в) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений; г) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было бы избежать их повторения в будущем. Эмоциональная сфера. Группа помогает женщине: а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности; б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться; в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям; г) стать более свободной в выражении собственных негативных и позитивных чувств; д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самой себя или искаженными). В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы женщины охватывают следующие основные аспекты: · получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; · непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя; · точное распознавание и вербализация собственных эмоций; · переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.007 с.) |