Технология индивидуальной психосоциальной работы с суицидальными клиентами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология индивидуальной психосоциальной работы с суицидальными клиентами.



Суицид (самоубийство) – осознанное, намеренное лишение себя жизни (Ю.А. Клейберг).

Суицидальное поведение включает: 1) суицидальные мысли 2) суицидальные приготовления 3)суицидальные попытки 4)суицидальные намерения 5) собственно акт суицида

Внешние формы основаны на категории цели:

– истинные суициды;

– демонстративно-шантажные.

Иногда демонстрация оканчивается завершённым суицидом вследствие недостаточного учёта обстоятельств. Внутренние формы суицидальных актов основаны на категории личностного смысла:

– протест;

– призыв;

– самонаказание;

– отказ

Факторы суицидального поведения (Сятковский)

Наиболее частыми причинами суицидов являются:

- потеря близкого или любимого человека;

- состояние переутомления; - уязвленное чувство собственного достоинства (по мнению Д.Д. Федотова, суициды нередко совершаются по типу истероидных реакций);

- разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, наркотиков, гипногенных психотропных средств;

- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

- различные формы страха, гнева и печали по разным поводам;

- дезадаптация, связанная с нарушением социализации (место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний);

- конфликты в семье (часто связаны с непринятием системы ценностей старшего поколения);

- болезненные состояния (психозы, пограничные состояния, соматические заболевания);

- боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение.

Факторы суицидального риска:(еще одна классификация, можно соединить и те и эти факторы)

·​ предшествующая попытка суицида;

·​ тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;

·​ смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;

·​ прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т. п.);

·​ переживание острого кризиса;

·​ эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда и т. п.);

·​ психические заболевания;

·​ выраженные акцентуации личности;

·​ алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизнь самоубийством);

·​ наркомания;

·​ переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;

·​ отверженность в детстве;

·​ воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;

·​ ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;

·​ совершение уголовно-наказуемого поступка;

·​ получение увечий, необратимых травм (потеря зрения, слуха и т. п.);

·​ неразделенная любовь;

·​ психическая травма в результате насилия;

·​ измена любимого человека;

·​ предательство близких;

·​ боязнь позора;

·​ значительные материальные и бытовые трудностей;

·​ сниженная адаптивная способность к изменениям;

·​ принадлежность к группе риска (в наибольшей степени — гомосексуалисты, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, врачи).

Интервенция -вмешательство

Психологическая интервенция - (преодоление, коррекция, реабилитация). Психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.

Главная задача суицидальной интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервнопсихического расстройства.

Это — самое важное условие проведения суицидальной интервенции, без которого все остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недействительными.

Цель и задачи суицидальной интервенции

Цель - предотвратить суицид и помочь разрешить психотравмирующую ситуацию.

Задачи:

1. Помощь в преодолении психотравматирующей ситуации.

2. Коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.

После суицидальной интервенции: необходима комплексная программа для обретения и тренинга новых для клиента навыков адаптации путем очного консультирования и занятий в психотерапевтической группе.

Принципы суицидальной интервенции

1. Анонимность (при желании клиента).

2. Конфиденциальность.

З. Доступность - клиент должен иметь возможность получить психологическую помощь в любое время.

4. Соблюдение последовательности этапов суицидальной интервенции.

Стадии суицидальной интервенции.

1. Помощь в овладении ситуацией.

2. Коррекция суицидогенных установок.

При необходимости и желании клиента после прохождения стадий суицидальной интервенции дальнейшая работа ведется в русле консультирования принятия решения или (и) проработки проявившихся проблем, лежащих в основе суицидального поведения.

Я стадия. Помощь в овладении ситуацией.(Стратегии)

Этапы первой беседы:

Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться.

В первой беседе не следует касаться базового конфликта и неадаптивных моделей клиента, приведших к суицидальным реакциям. Консультирование должно быть направленно на уменьшение тревоги и безнадежности.

Установление отношений.

На этом этапе используется активное эмпатическое выслушивание. С помощью поддержки, доброжелательности, принятия и открытых вопросов, побуждающих высказываться о своих переживаниях, клиенту дают понять, что его готовы сочувственно выслушать. Клиент стимулируется к откровенному разговору о его боли и обстоятельствах, которые ее вызвали.

Структурирование ситуации.

Продолжая вентилировать чувства клиента, консультант с помощью вопросов восстанавливает последовательную картину обстоятельств, приведших к острым эмоциональным реакциям.

З. Включение в контекст жизненного пути.

Проясняя последовательность ситуации, консультант время от времени обращает внимание клиента на взаимосвязь теперешнего его состояния и предшествующих событий. Тем самым консультант подготавливает почву (но не торопит клиента и тем более не навязывает свое понимание) для осознания клиентом другой взаимосвязи: изменяя внешние и внутренние источники острого кризиса, клиент может изменить и свое состояние.

Преодоление исключительности ситуации.

Используя высказывания клиента, консультант тактично обращает внимание клиента на то, что аналогичные ситуации встречаются в жизни довольно часто и большинство людей справляются с ними. При этом необходимо подчеркнуть, что, конечно, это очень болезненные переживания, и преодоление ситуации требует терпения и времени. Эти замечания необходимы, чтобы у клиента не возникло ощущения обесценивания его переживаний.

Снятие остроты ситуации.

К этому времени клиент, возможно, уже несколько раз говорил о своих суицидальных намерениях или по-другому выражал свое нежелание жить.

В таком случае важно мягко объяснить клиенту, что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе лучше отложить, так как сначала необходимо все обдумать и выяснить возможные альтернативные пути разрешения его ситуации.

На этом этапе уместно прояснить целеполагание самоубийства, то есть выяснить, от чего именно собирается уйти клиент и, таким образом, чего хочет избежать, что именно он хочет разрешить таким путем.

Внимание!

Если консультант думает, что на месте клиента он тоже выбрал бы самоубийство - это говорит о скрытой предрасположенности консультанта к суицидальным реакциям, и ему в ближайшее время необходимо обратиться к супервизору и к психотерапевту!

Антисуицидальный контракт.

Консультант договаривается с клиентом, что тот откажется от принятия решения о суициде до тех пор, пока не будут обсуждены все возможные обстоятельства и выработаны все возможные альтернативные шаги для изменения состояния клиента.

Даже если клиент не выражает открыто суицидальных намерений, но из его повествования и ответов на вопросы консультанта проявляются факторы риска и действия, свидетельствующие о суицидальных намерениях, консультант должен выяснить вероятность самоубийства, задавая клиенту косвенные вопросы.

Прямо спрашивать «Не намереваетесь ли вы совершить самоубийство?» неприемлемо, потому что такой вопрос побуждает клиента к отрицанию. Эффективна тактика постепенного рас- спроса.

Формулировка ситуации

Во многих случаях, сообщив всю значимую информацию, клиент испытывает трудности в ее осмысливании в интеллектуальном овладении событиями. В этом случае консультант должен высказать точку формулирования ситуации.

Данный прием редко используется при других ситуациях, где желательно, чтобы клиент сам формулировал свои проблемы. Однако при острых кризисах и суицидальных реакциях формулировка ситуации консультантом помогает клиенту реалистически принять происходящее. Кроме того, это создает у клиента представление, что какой бы трудной ни была его проблема, она может быть понята другими людьми и консультант ее понимает. Тем самым у клиента уменьшаются переживания одиночества и беспомощности

Планирование действий

В первой беседе клиент не всегда готов к непосредственному разрешению ситуации, вызвавшей суицидальные реакции. Однако нельзя прерывать контакт без отговаривания того, что именно будет делать клиент, чтобы облегчить свое состояние и как будет проводить время в период до следующей беседы. Необходимо детальное отговаривание действий клиента, иногда буквально на каждый час до следующего контакта.

Это необходимо для фиксирования внимания клиента на реальных жизненных действиях и структурирует время клиента, что очень важно в период его психической дезорганизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.015 с.)