Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»



Проблематика Примеры
Кто виноват в авариях, стихийных бедствиях? 1. Г. Черников в одной из статей пишет, есть стихии, которыми человек пока не научился управлять: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов. Но одно из величественнейших явлений природы, грозу, мы уже приручили: изобретён громоотвод. Однако когда из-за короткого замыкания случаются пожары, тут уж не обвинишь стихию! Автор использует иронию, говоря: « …что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь?» Тут причина в неисправности защитного прибора. «Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами.» И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления…» - пишет автор. И опять находит причину не в стихии природных явлений, а в человеческом факторе. Г. Черников чётко даёт нам понять, что во многих бедах, связанных с покорённой природой, виноват сам человек, а вернее, его разгильдяйство, халатность. 2. Страшным потрясением ХХ века стала авария на Чернобыльской АЭС. О ней много написано. Многие сходятся во мнении, что и там причиной мог быть человеческий фактор. Так, известный публицист В. Яворивский в статье «Уроки Чернобыля» пишет, что любая «авария как бы предупреждение из завтрашнего дня: человек, вооружая себя суперсовременной техникой, будь сам на её уровне!» 3. Поэт, писатель, публицист Р. Рождественский считал, что безответственность чиновников разного уровня приводит к трагическим последствиям в нашей жизни. Наплевательское отношение к своему и чужому труду порождает бесхозяйственность. Чтобы справиться с нею, необходимо спрашивать с каждого человека. 4. Известный писатель и публицист С.Залыгин пишет, что «природа когда-то приютила в своём доме человека, но он решил, будто он-то и есть единоличный хозяин, и создал в доме природы свой собственный надприродный дом. А теперь ему ничего не остаётся, как приютить природу в этом своём доме». 5. Русский писатель Ю. Бондарев писал: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало...Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч». 6. О проблеме безответственности писал в рассказе «Усомнившийся Макар» А. Платонов, высмеивая молочного начальника, который ссылался на начальство из Москвы, а сам равнодушно относился к своей работе. 7. Проблему безответственности высмеивали в «Директивном бантике» И. Ильф и Е. Петров и ещё в начале 20 века спрашивали: «Когда это кончится?» Прошло почти сто лет, а мы по-прежнему сталкиваемся с бесхозяйственностью и собственной небрежностью в работе.
Проблема взаимоотноше- ния планеты и человека 1. Писатели, публицисты пытаются привлечь наше внимание к экологическим проблемам. Так, ещё в 1905 году Ф. К. Сологуб, русский писатель, поэт, драматург, публицист, пишет статью «Вражда и дружба стихий». Он предупреждает: «Стихии уже давно против нас». Человек отгородился от солнца, ветра, земли, воды, и беднее стала его жизнь. Сологуб предлагает нам войти в союз с природой. 2. Своеобразным предупреждением человеку является роман Ч. Айтматова «Плаха». Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь как проблемы состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и естественная среда обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается это единоборство трагически. Природа отомстит человеку за бездушие: Акбара, потерявшая волчат, примет за своего детёныша человеческое дитя, а его отец, пытаясь спасти ребёнка, случайно застрелит и волчицу, и собственного сына… 3. Очень многие писатели предупреждают нас об опасности бездумного, потребительского отношения к богатствам Земли. Мы помним высказывание Е. Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник». А вот Ю. Нагибин считает, что она «прекрасный солнечный дворец». По-моему, если человек – работник в этом дворце, то хочется, чтобы он был умным, рачительным работником. Мне вспоминаются слова И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Эта фраза -символ потребительского отношения к природе. 4. Своеобразным предупреждением о грядущих катастрофах являются повести М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце». В первой выведены в результате эксперимента гигантские гады, едва не сгубившие столицу, во второй - милый пёс превращён в отвратительного Шарикова. 5. Повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В ней показан человек, по-настоящему любящий природу. Егор Полушкин мечтает, чтобы Чёрное озеро, когда-то носившее название Лебяжье, вернуло себе это прекрасное имя. Он говорит, что человек не царь природы, а её старший сын и должен относиться к ней, как к любимой матери. 6. Повесть В . Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Остров вместе с деревней, в которой веками жили люди, хотят затопить: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...” Матеру». Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. А старые люди понимают, что гибнет не только их деревня, не только могилы их предков уйдут под воду. Рушится нравственное начало человека, подрывается связь поколений. Так рядом с проблемами экологии в повести встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.
О преданности собак 1. В рассказе Л. Андреева «Кусака» бездомную собаку сначала приручили, а потом бросили одну на даче, потому что девочке Леле пообещали нового, породистого щенка. Какой тоскливо. Щемящей душу нотой заканчивается рассказ: «Собака выла…» 2. Повесть К. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» - это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. Бим, оставшись без хозяина, бросается искать его, встречая на своём пути добрых и злых, расчётливых и бескорыстных людей. Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… 3. Это знает всякий. Это не слова. Преданней собаки нету существа! Преданней собаки, ласковей собаки, Веселей собаки - нету существа! – поётся в детской песенке. Слова к ней написал поэт-песенник Ю. Энтин. И как же точно определил он отношение собаки, этого верного друга, к человеку! Давайте же уважительно относиться к нашим чудесным животным, которые готовы на любые лишения, подчас с риском для жизни, и которые хранят свою верность при любых условиях. 4. По материалам «Википедии» В городе Тольятти установлен памятник четвероногому другу человека – собаке. В 1995 году неподалёку от города возле трассы жители стали замечать собаку, овчарку немецкой породы. Пёс всегда находился на одном и том же месте и бросался на проезжающие автомобили. Выяснилось, что летом здесь произошла авария, молодая пара погибла, девушка сразу, а парня уведи в больницу, где через пару часов он скончался. Чудом выжил только пёс . В народе его прозвали Верный. Собаке построили конуру, его пытались забрать к себе домой, но Верный всегда возвращался на место. Люди кормили собаку, его история стала легендой. В 2002 году Верный умер. Он ждал своего хозяина до последней минуты. Сначала у дороги горожане поставили мемориальный щит, А потом на деньги спонсоров и пожертвования простых людей установили памятник. Псу строили конуру и даже пытались забрать его к себе домой, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Пёс всегда возвращался обратно, с нетерпением ожидая своих хозяев. И в снег и в дождь, в любую погоду и время года он неизменно находился на своём месте.[ От сочувствующих горожан он принимал только еду. В любую погоду он постоянно ждал и бежал ко всем рядом проезжающим автомобилям. Все, кто ездил по каким-либо делам в «новый» или «старый» город, постоянно видели Константина бегающим у обочины дороги либо спокойно отдыхающим на травке. Горожане очень полюбили Константина и превратили его историю в «живую легенду». 5. Всем известна история собаки из Японии по кличке Хатико. Он всегда сопровождал хозяина на железнодорожную станцию, в три часа дня прибегал туда же, чтобы встретить хозяина. Хозяин умер от инфаркта. Его собаке было тогда всего 18 месяцев. Он ежедневно продолжал ходить на станцию, ожидая хозяина до позднего вечера. Его пытались забрать себе друзья профессора, но Хатико упорно уходил на станцию, а ночевал на крыльце профессорского дома. Так продолжалось 9 лет до самой смерти собаки. История преданного пса стала известна всей Японии после статьи в газете. 6. С. Есенин, Стихи о животных. Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных "братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в "Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над "хатой" показался ей "одним из ее щенков", она умирает от тоски. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.   7. Передача Андрея Малахова «Пусть говорят» о подростке, который нарушил человеческий кодекс чести – отрубил голову собаке и выставил этот материал в интернет, «потому что умирал от скуки». Расскажи, что собаки мстят человеку за предательство: бездомные псы сбиваются в стаи и нападают на людей. 8. Когда-то в «Литературной газете» рассказывалось о собаке, оставленной хозяином в аэропорту. Её подкармливали многие люди, многие хотели взять её домой, но пёс верно ждал своего хозяина, встречая каждый самолет.
Экология водных ресурсов 1. Помните, с каким возмущением читали мы о том, что сделали люди с рекой в рассказе Е.Носова «Кукла»? «вот, говорят, раньше были реки!» - с горечью начинает свой рассказ автор. И рисует нам родную реку в прошлом и настоящем. Загубили люди реку! 2. Меня потрясла повесть Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». Её главный Егор Полушкин герой мечтал вернуть нынешнему Черному озеру его прежнее название Лебяжье. Озеро стало Чёрным от «хозяйствования» людей. Не сбылась мечта Егора: погиб и он сам, и лебеди, купленные им в Москве «на завод», сгубили их подлые людишки. Но остался у Егора сын Колька, такой же добрый мальчонка, останутся в памяти людей слова мудрого человека: «С одной стороны вроде учат: природа-дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб мамоньку» .

 

XII. Человек и НТР

В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека; способствует ли развитие цивилизации духовному развитию человека.

(1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (3)Как будто нет телеграфа и телефона. (4)Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.

(5)Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далёка», и «Письма русского путешественника». (6)Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем! (7)Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. (8)Два слова вместо двух томов – вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.

(9)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10)Но произошёл удивительный парадокс. (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12)Да боже мой!

(13)Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14)По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15)Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?

(16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17)Но это всё – мы. (18)Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

(19)Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.

(В. Солоухин)

 

Сочинение

Когда я начала читать этот текст( кстати, это отрывок из «Писем из русского музея»), то решила, что речь пойдёт о роли писем в жизни каждого человека. Но уже потом поняла, что В. Солоухин ставит проблему намного масштабнее, значимее. Для него гораздо существеннее понять, способствует ли развитие научно-технического прогресса, духовному развитию отдельного человека.

Солоухин обращается к неведомому собеседнику, который удивлён тем, что писатель собирается писать письма в век, когда проще воспользоваться телеграфом и телефоном. Автор вспоминает «и «Письма из Италии», и «Письма из далёка», и «Письма русского путешественника». Кажется, что он на стороне тех, кто считает, что «два слова вместо двух томов», ритм, темп, стиль двадцатого века предпочтительнее духовного общения в письмах. Но дальше он размышляет об удивительном парадоксе: научно-технический прогресс, казалось бы, высвободил время для развития духовных способностей, но на самом деле мы не можем сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, стало больше. Все вместе, обладающие современной техникой, мы стали мощнее. «Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?»

В. Солоухин приводит нас к выводу, что развитие техники, призванное, по мнению многих, «экономить человеку время, высвободить досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей», не сделало «более могучим просто человека». Да и времени свободного у людей больше не стало. Человек «наедине с самим собой» остался таким же неуверенным и слабым, как и его предшественники «по планете Земля».

Пожалуй, с этим мнением невозможно не согласиться. Понаблюдайте за собой. У вас есть мобильный телефон, телевизор, Интернет. Вы активно общаетесь с друзьями по телефону, в социальных сетях. Но стало ли у вас больше времени? А когда вы поговорили с близкими, с друзьями один на один, о душевных ваших переживаниях?. Когда вы последний раз написали письмо? Вам сделать это некогда…

О последствиях негативного влияния цивилизации, научного прогресса на духовность предупреждают писатели-фантасты. Так, в романе-антиутопии Хаксли «О дивный новый мир» рассказывается о государстве, где правит технократия. Здесь уже нет людей, здесь есть особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны, которые даже не рождаются, а выращиваются в стеклянных бутылях. А потом эти особи живут по строго заданному каждой касте кругу, и ни шагу в сторону! Эмоции, страсти, свободные мысли — это то, что может лишь помешать человеку.

И в романе Е. Замятина «Мы» будущее похоже на безумие: вся жизнь подчинена определённым законам, человек потерял свое «я», свое имя, став нумером. Главное в жизни теперь - это цифры. Нет ниҹего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Что уж говорить о вечном, о прекрасном?! Музыка Скрябина - дикость. Вдохновение - неизвестная форма эпилепсии. В цветах ничего красивого... Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и проҹее... Страшная картина!

Конечно, развитие цивилизации не остановить, но надо при этом думать, как нам не растерять духовности, способности оставаться человеком. Вот к какому выводу пришла я, читая размышления Солоухина, думая над проблемой, поставленной им.

По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания

(1)Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. (2)А нужны ли они? (3)Стоит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить какую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека?

(4)Каждый новый факт, даже самый незначительный, помогает нам лучше понять прошлое. (5)А без правильного понимания прошлого нельзя понять и настоящее. (6)И, разумеется, строить своё будущее.

(7)Археология, дешифровка письмён, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаём о событиях прошлого, играют и будут всегда играть большую роль в нашей жизни. (8)Сто лет назад непревзойдёнными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (9)Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (10)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. (11)Мы восхищаемся теперь гениальными творениями египетских скульпторов (вспомните хотя бы портреты Нефертити), африканской бронзой, палеолитической живописью из пещер Испании и Франции.

(12)В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, свои традиции, пережившие века.

(13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.

(21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негрéки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века всё остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

(По А. Кондратову)

Сочинение

Об интереснейшей и важной науке археологии размышляет А. Кондратьев. Он пытается привлечь наше внимание к вопросу необходимости археологических изысканий. Автор сам формулирует проблему: «Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. А нужны ли они? Стоит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить какую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека?»

Его рассуждения последовательны, аргументы логичны. Он рассказывает, как от века к веку изменялись знания о памятниках искусства Древней Греции и Древнего Рима, они считались непревзойдёнными, но с новыми археологическими открытиями появлялись более ранние шедевры искусства, и они вызывали не меньший восторг. Исследования археологов помогло человечеству понять, что «на планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад». Кондратов вспоминает историю первобытного строя, обращается к фактам религии. Постепенно, шаг за шагом, мы узнаём ответ автора на поставленный вопрос.

Он, этот ответ, неоднозначен. Археологические изыскания, по мнению А. Кондратова, важны по многим причинам. Они помогают понять нам прошлое, понять настоящее, без правильного понимания прошлого и настоящего не построить будущего. Изучение древней истории приводит в выводу, что все люди Земли равны, а это особенно важно для нас, людей XXI века.

Точка зрения А. Кондратова представляется мне бесспорной. В самом деле, в любом городе, большом или малом, мы найдём краеведческий музей, в котором люди скрупулёзно собирают всё, что касается истории их малой родины. Побывав в музее моего крошечного степного городка, я узнала, что он очень древний, был основан ещё до нашей эры, претерпел много бедствий в эпоху монголо-татарского нашествия, сменил несколько названий. Как удивительно было видеть предметы быта и культа древних людей, найденные на территории города. И прошлое, и настоящее, и будущее моей малой родины предстали предо мной в ином свете.

Можно найти в нашей русской литературе свидетельства того, что прошлое интересно героям литературных произведений. Помните, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Онегин и Ленский, став друзьями, спорят о многом:

Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Всё, о чём здесь упоминается, дала миру археология.

Как-то мне в руки попала книга современной писательницы Нинель Максименко «Ищи Колумба!» Повесть посвящена работе археологов. Герои ее - энтузиасты науки, исследователи, вся жизнь которых посвящена любимому делу. Читатели узнают из книги о замечательных людях, спасавших сокровища Эрмитажа во время войны, об интереснейших раскопках в Крыму в наши дни. Они воскрешали прошлое, объясняли настоящее, приближали будущее.

Я думаю, мы убедились в том, что не надо жалеть средств на археологические раскопки. Земля хранит ещё много тайн, и археологи откроют нам ещё много нового!



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.248.200 (0.016 с.)