Приемы, используемые во вступлениях к сочинению



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, используемые во вступлениях к сочинению



Ключевое слово и ассоциации

Цель приема – выделить ключевое слово текста, определяющее его тему, и представить ряд ассоциаций, которые оно вызывает в вашей памяти или воображении. Эти ассоциации должны быть ярко, образно представлены вслед за ключевым словом, которое образует назывное предложение.

А. П. Чехов… Стоит произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: бедная русская провинция, уставшие от однообразной уездной жизни интеллигенты, разоряющиеся дворянские усадьбы. Тоска, безбрежная, непреодолимая… За всем этим – боль писателя, человека совестливого, скромного. Создавая его портрет, К. Чуковский не преувеличивает достоинств Чехова, в основе его повествования – воспоминания людей, близко знавших писателя, – актера Вишневского, писателей – Горького и А. Куприна.

Название

Перед экзаменуемым не ставится задача озаглавить свое сочинение, однако если вам легко дается создание заголовков, то название может стать приемом вступления и организовать первую фразу вашей работы.

«Великий „сострадалец“» – так можно было бы озаглавить этот текст, ведь главной чертой личности А. Чехова, на которой сосредоточился автор, стала его щедрая, не требующая благодарности помощь людям.

Ссылка на авторитетное мнение

Это может быть мнение конкретного человека, чье имя нужно назвать, или мнение профессионалов («политики высказываются…», «экономисты провозглашают…»), или же традиционно-исторический опыт, на который можно сослаться в безличной форме («недаром в народе говорят…», «бытует мнение, что…»).

Цитата

Использование цитаты – очень распространенный и выигрышный вариант вступления. Если вы не можете припомнить подходящую цитату, не стоит сильно расстраиваться, так как порой яркое высказывание из исходного текста может стать превосходным началом сочинения.

Из исходного текста: «Каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу», – пишет Наталья Долинина, предлагая своим читателям задуматься над вечной проблемой духовности человека и общества».

Из другого источника: «Настоящие писатели – совесть человечества», − утверждал великий философ Людвиг Фейербах. И не случайно. Совестливость, скромная оценка себя как творца дают возможность совершенствоваться, искать, ценить тех, для кого ты работаешь. А ведь без этого нет развития…

Вопросы-стимулы

Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!

Что такое душа? Когда и почему человек чувствует ее пробуждение? И что она дарует – счастье или страдание? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти в своих размышлениях известный писатель Пришвин.

Картина

Ряд назывных предложений, открывающих сочинение, благодаря описательности, зрительным образам, в совокупности должен создать образ впечатляющей картины. Цель приема – воздействие на эмоции и чувства читателя.

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. И литература должна пробуждать внимание людей к этой проблеме. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье С. Залыгина.

Воображаемый оппонент

Этот прием можно использовать при условии, что вы хорошо поняли авторскую позицию. Тогда одному или двум вашим полемическим замечаниям по ее поводу можно придать общий характер.

 

Возможно, многие сочтут экологические проблемы уделом науки и публицистики. Вероятно, найдутся и те, кто засомневается, что для литературы эта проблематика – важнейшая. С. Залыгин же из числа тех, кто уверен: литература должна воспринять «проблему природы» как безусловно главную проблему современного мира.

И что же автор хотел сказать?»

Этот прием лучше использовать при работе с художественным текстом, когда позиция автора скрыта в подтексте какой-либо истории, не высказывается прямо. Именно тогда возможно акцентировать внимание на контрасте между незамысловатостью рассказанной истории, ее частным характером – и глубиной ее смысла, ее общечеловеческим значением.

Незамысловатая история-случай о собаке, не пожелавшей расставаться с привычкой находить приют у ног хозяина, лишь на первый взгляд кажется забавной. На самом деле она полна глубокого смысла. Верность, преданность, доверчивость – так ли часты они в отношениях людей? Читая повествование, невольно задумываешься о том, что порой животное лучше человека…

Общие сведения об обсуждаемой проблеме

Такой прием можно было бы назвать и по-другому: «От общего – к частному». Если у вас есть база знаний – поговорите о проблеме в расширительном плане в начале своих сочинений. Но не забудьте вернуться к тому ее аспекту, который затронул автор, иначе работа будет иметь слишком общий характер и вы неоправданно отдалитесь от исходного текста.

Цивилизация не синоним культуры. Цивилизация наращивает возможности человека организовать удобную жизнь для своего тела. Культура заботится о душе. Рост цивилизации не служит залогом для роста культуры. Часто даже наоборот.

Эта важнейшая проблема современности – потеря духовности – заботит и В.Непомнящего, автора данной статьи. Для него, как для литератора, публициста, важнейшим оплотом духовности и культуры является книга, поэтому и переживает он об изменении отношения людей к книгам.

Обращение к читателю

Обращение в форме вопросительных или восклицательных предложений с использованием местоимения «вы» – яркий публицистический прием. Однако пользоваться им необходимо с осторожностью: обращения не должны быть излишне напористыми, банальными и назидательными.

 

Храните тайны, дорожите ими! Ведь доверенное вам – это знак особых отношений, которые можно и потерять! Кто знает, много ли вам их будет доверено? А вот не дорожим и теряем, как будто хочет сказать автор…

Создание определенного эмоционального настроя

Здесь могут быть и картинки воспоминаний, и впечатления от увиденного и пережитого, и описания эмоциональных состояний. Такие вступления притягательны своей искренностью. Выбирайте данный прием смело, если чувствуете, что вам по силам написать всю работу в таком ключе. Однако подобное вступление будет смотреться нелепо в сочинении, наполненном официальными оборотами.

 

Помню красочные переливы света, брызжущие волны, солнце искрится в капельках брызг. Море. Какое оно! Хорошее… А через несколько дней, во время шторма, оно выплеснуло на берег мертвую живность. И тяжелый запах смерти стоял несколько дней рядом с берегом. Жизнь и смерть так близко. Может быть, тогда, в детстве, в первый раз эта мысль потрясла меня и запомнилась. Не забываются детские потрясения никогда. Потому что становятся мостиком во взрослую жизнь. Вот и В. Аксёнов не забыл того рубежа, на котором он оставлял детство, превращаясь в мужчину…

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

Прием для того счастливого случая, когда вы действительно что-либо знаете об авторе. Характеризуя автора, старайтесь избегать излишних похвал и официоза, не завышайте его роль в культуре: это прочитывается либо как желание угодить экзаменаторам, либо как лесть в адрес автора и, в целом, не добавляет приязни по отношению к пишущему.

Виктор Петрович Астафьев, писатель, публицист, много писал о войне. Сам будучи фронтовиком, он знал о ней не понаслышке. Тот, кто видел смерть близких, кто знает, как легко терять, с особым, бережным трепетом относится к сохранению жизни. Об этом написаны многие книги Астафьева («Звездопад», «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»), об этом и лежащий передо мной отрывок из статьи, написанной все в той же, взволнованной, астафьевской манере.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса.

Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, над которой размышляет автор текста.

КЛИШЕ:

Автор размышляет над проблемой (чего? Р.П.) гуманизма (затрагивает, касается, рассматривает...)

Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора).

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста.

ИЛИ:

Автор поднимает актуальную проблему … .

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … .

Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … .

Автор текста, известный писатель и публицист (указать автора) затрагивает важную проблему … .

Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … .

Проблема … привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и (указать автора).

Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора).

Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и рассматривает автор.

Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).

КОММЕНТАРИЙ

Давать комментарий к выбранной проблеме нужно только с опорой на данный текст

Помните:

-нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами;

- не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование

Объяснение текста с опорой на вопросы:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Как выражено авторское отношение к изображаемому?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Если это публицистический стиль текста,нужно показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции.

Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор говорит о том, что…

Автор обращает внимание на …

Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…

Автора волнует (тревожит)…

 

Если это художественный стиль, необходимоодним-двумя предложениями сказать о сюжете; о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование, какова его речь; поразмышлять, совпадает ли позиция рассказчика и авторская позиция, из чего это следует.

На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...

В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...

Почему мы не всегда обращаем внимание на…

N/B В критериях К1 этого года сказано: «Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста». Иногда бывает уместнее начинать своё сочинение не с формулировки проблемы, а с комментария текста. Прокомментировав текст, вы можете сформулировать проблему, используя вопросно-ответную форму. Например. Так какую же проблему поднимает автор в своих размышлениях ( в рассказе, в тексте, в данном фрагменте)? Я позволю себе предположить, что он ставит перед нами вопрос: (формулируем проблему).

Затем «перекидываем мостик» к формулировке авторской позиции: Довольно трудно сформулировать и авторскую позицию, но, наблюдая за героями такта ( за размышлениями, пояснениями, средствами выражения отношения к рассказу), отвечая на тот вопрос, который мы увидели в тексте, на мой взгляд, она сводится к следующему: ______________________________________________________________________________.

 

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Позиция автора –это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово или через художественные образы.

Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленный проблемный вопрос.Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом.

Вам помогут вот эти вопросы:

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

Если это публицистический стиль текста, нужно не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Основная мысль текста заключается в том, что…

По мнению автора, ...

ЕЩЁ КЛИШЕ:

«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.

«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.

Автор поражен (встревожен, призывает к…)

Автор считает (утверждает), что…

Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Однако если попадается текст художественного стиля, то голос автора бывает настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя. Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. др. И тут на помощь придет хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, понимание роли деталей элементов композиции, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.

КЛИШЕ:

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …

Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …, но вскоре становится ясно, что это не так.

Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя…

…Так автор подводит нас к выводу о том, что…

ИЛИ ТАК:

N N из тех писателей, которые не морализуют, не навязывают читателю свою позицию Просто он всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов, изобразительных средств дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова: …………………………….

Своя позиция и аргументы

 

Не стоит быть слишком многословным, заявляя о своей позиции. Она должна быть сформулирована четко, конкретно, лаконично и в целом выражать согласие, или несогласие, или частичное согласие с позицией автора текста.

Без «прописанности» позиции аргументы не считаются.

КЛИШЕ:

Я согласен / не согласен с автором, потому что… и считаю

Можно согласиться с автором...

В целом я согласен с автором текста, однако...

Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
Не во всем можно согласиться с автором текста...

ЕЩЁ:

Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.)

Мне близка позиция автора.

На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему.

С удовольствием прочитал…

Нельзя остаться равнодушным…

К сожалению…

К немалому удивлению, узнал, что…

Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…

Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

Интересно то, как автор…



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.50.201 (0.031 с.)