Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»



Проблематика Примеры
Проблема сохранения чистоты русского языка 1. Книга Норы Галь «Слово живое и мёртвое. Основу книги составили примеры неудачных и ошибочных языковых и стилистических решений переводчиков, авторов и редакторов, сопровождаемые кратким анализом и предложениями более удачной замены. Выразительность и естественность языка, по мнению Норы Галь, являются ценностью не только для тех, кто профессионально работает со словом, но и для всякого говорящего и пишущего, — поэтому много внимания в книге уделено повседневной речи, да и адресована она далеко не только специалистам. Н. Галь в главе «Берегись канцелярита» поднимает проблему сохранения чистоты нашей речи, ответственного и уважительного отношения к языку. Её раздумья начинаются с воспоминания о подслушанном диалоге четырёхлетней девочки и отца, который вполне серьёзно говорит крохе: «Можешь гулять, но поставь в известность меня или маму». Это казенное «поставь в известность» возмущает Н. Галь так же, как выражение из газеты «производился забор (!) воздуха». Насмешливо пишет автор, что забор не залетел бы в воздух, проще было сказать: «…космонавты брали пробы». Но это несолидно. Прекрасный знаток русского языка, Н. Галь эмоционально пишет: «…хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!». Она вспоминает борца за чистоту родного языка К. И. Чуковского, который заклеймил «злокачественную болезнь нашего языка точным, убийственным названием – канцелярит. Н. Галь говорит, что мы отравлены канцеляритом, искажением родной речи настолько, что теряем чувство юмора, что даже писатели теперь пишут таким языком, что «вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…» В конце этого отрывка автор вопрошает: «В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?» И тут же даёт ответ: «Кто, если не мы сами?!» Это и есть её убеждение: только мы сами способны сохранить красоту нашего языка, привить себе и другим бережное, уважительное отношение к нему. 2. Над небрежным отношением к русскому языку смеялся М. Зощенко в небольшом рассказе «Обезьяний язык». В нём два собеседника говорят на смеси просторечных слов с канцеляризмами, заимствованиями. «Очень умный и интеллигентный разговор был, - иронизирует рассказчик, - но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами». 3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», - призывал насИ. С. Тургенев. 4. А в суровые годы Великой Отечественной войны А. Ахматова в стихотворении «Мужество» говорила о сохранении русского языка как величайшей ценности: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 5. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писал древнегреческий философ Сократ. 6. «Живой как жизнь» – главная книга К. Чуковского, посвященная русскому языку, его истории и современной жизни, законам его развития. Нескрываемый и страстный интерес автора к слову как к началу всех начал в сочетании с объективным научным анализом речи – отличительная особенность книги Чуковского, сделавшая ее такой популярной и читаемой в нашей стране. В книге вы найдете огромное количество примеров живой русской речи, узнаете, что такое «канцелярит» и как с ним бороться, «умслопогасы» и «иноплеменные слова» и многое-многое другое... Чуковский предупреждал об осторожном использовании заимствованных слов . Одну из глав он назвал «Иноплемённые слова». Он пишет, что первым и чуть ли не важнейшим недугом современного русского языка в настоящее время считают его тяготение к иностранным словам. По общераспространенному мнению, здесь-то и заключается главная беда нашей речи. Действительно, эти слова могут вызвать досадное чувство, когда ими пользуются зря, бестолково, не имея для этого никаких оснований. Но наши “заимствования” в большинстве вовсе не пассивно усвоенные, готовые слова, а самостоятельно, творчески освоенные или даже заново созданные образования. 7. М. Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва» исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос. Начиная с конца 80-х годов русский язык изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные, а порой панические настроения. Все чаще говорят не только о порче, но уже и о гибели русского языка. Особенно болезненными оказываются такие темы, как язык интернета, распространение брани, злоупотребления заимствованиями, жаргонизмами и просторечными словами. Лингвисты не всегда успевают отвечать на запросы общества в сфере языка и коммуникации, не учитывают новых явлений в лексике, грамматике, речевом этикете, предпочитая рассматривать их как обычные нарушения нормы либо не замечая вовсе. Очевидно, назрела необходимость открытого разговора лингвиста с обществом – не в качестве наставника, а в качестве собеседника, понимающего суть проблем и способного к их рациональному анализу, а не только к эмоциональным оценкам. 8. Высказывание В. Белинскогоотражает то, что должны понять современные люди: “Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус”. 9. Многие русские писатели и публицисты говорили о бережном отношении к родному языку как части нашей культуры. К. Г. Паустовский в очерке «Алмазный язык» поставил здесь ряд вопросов: что будет с обществом, если люди начинают забывать родной язык; каким будет государство, если нация потеряет свое лицо, то есть родной язык; на какой базе станут основываться знания подрастающего поколения? Но на эти вопросы ответы еще не найдены, поэтому автор поставил перед собой задачу найти истину. Для этого нужно, чтобы нация, люди осознали всю важность сохранения своих традиций, а самое главное — язык. 10. Данные социологического исследования из Интернета. Согласно исследованию, каждый третий респондент одной из московских школ в своих сочинениях использовал не более двухсот слов (словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов). В словаре старшеклассников масса жаргонных словечек, иностранных заимствований. И это лексикон русских людей, владеющих русским языком, потомков великих писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, чей словарный запас превышал 17 – 20 тысяч слов…
Влияет ли имя на формирование личности человека? 1. В. В. Колесов, рассуждая об именах, пытается решить вопрос: влияет ли имя на формирование личности человека? Вначале автор обращается к истории языка. По его мнению, язычники подбирали имя наследнику, думая «не случилось бы чего плохого». Имя в древности давали по многим причинам: наблюдая за чертами характера младенца, по положению в семье, по тому, какую судьбу хотели для своих детей. Так накапливались имена. Имя, по мнению автора, тогда больше напоминало прозвище. Позже появились отчества. «В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода», - считает В. Колесов. Автор прослеживает историю обычая «называться по отчеству», предупреждает нас о ненужности подражать американцам сокращать имена, подставляя вместо русских английские. Размышляя об обычаях давать имя человеку, В. Колесов в конце концов приходит к выводу: не имя создаёт личность, но «…имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека». С именем ты личность, и тебя нарекут по твоим заслугам. 2. То, что имя может характеризовать человека, можно подтвердить, как мне кажется, на примере имён литературных героев. Вспомним, как писал Пушкин об имени главной героини романа «Евгений Онегин»: Ее сестра звалась Татьяна... Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно; Но с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей! 3. Лермонтов «Герою нашего времени» даёт фамилию Печорин, может быть, намекая на духовное родство его с Онегиным: Онега и Печора – две северные реки. Не случайно называет А. Н. Островский свою героиню Катериной, что значит «чистая», а Достоевский выбирает герою «Преступления и наказания» фамилию Раскольников, намекая на его мятежный характер, противоречия. 4. Живо и образно рассказывает об обычаях давать человеку имя собственное и писатель Л. Успенский в книге «Ты и твоё имя». Книга эта о языке, о личных именах людей. Что значило и значит для человека имя? Почему одни имена живут, а другие устарели? Об именах — языческих и христианских, восточных и западных, об именах литературных персонажей и героев прошедших эпох вы узнаете в этой книге. Автор повествует о происхождении имен собственных, отчеств и фамилий в нашей стране и за рубежом. Обывательское "Как назвали корабль, так он и поплывет" приобретает религиозно-философское звучание у Павла Флоренского в его "Именах": "По имени твоему тако и житие твое". Автор увлеченно исследует происхождение, написание, звучание и смысл имен, подкрепляя свои оригинальные и смелые рассуждения мнением филологов, историков, богословов, литераторов и оккультистов, настаивая и утверждая: имя - слово особой духовной уплотненности, оно - ядро и мистический центр личности, оно таинственно предполагает наши дурные и наши хорошие возможности, и так много значит для человека, каким именем его назовут.
Культура дискуссий 1. О том, какие существуют манеры спора, размышляет Л. Павлова в одной из своих статьёй. Она поднимает проблему того, как вести полемику, почему важно уметь спорить. Свои размышления Л. Павлова начинает с вопроса: «Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?» Она показывает нам разные манеры спорящих. Одни «держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона». С ними спорить приятно, дискуссия с подобными оппонентами плодотворна. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки.. А третьи ведут себя грубо, оскорбительно. Проанализировав манеры ведения дискуссии, автор делает вывод: «Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре». 2. Очень часто в произведениях классиков манера вести спор служит средством характеристики героев. Вспомним, к примеру, как возникает спор между Фамусовым и Чацким, героями комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», во втором действии. Сначала Фамусов говорит медленно, вальяжно, поучительно, но, услышав крамольные речи, начинает кричать, говорить отрывистыми фразами, перебивает собеседника. Впрочем, и Чацкий, увлёкшись, тоже говорит отрывисто, но быстро приходит в себя. А уж когда на сцене появляется Скалозуб, Фамусов совсем в панике: боится, что Чацкий втянет его в беду, уходит от греха подальше. 3. Наверное, самый знаменитый спор в русской литературе – «схватка», как её называет И. С. Тургенев между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым в романе «Отцы и дети». Базаров ведёт спор уверенно, спокойно, говорит короткими фразами. Николай Петрович говорит вежливо, но губы его порой дрожат, он намеренно употребляет словечки, которых «русская грамматика не допускает», порой срывается на крик, перебивает собеседника. И симпатии читателя остаются на стороне самоуверенного нигилиста Базарова.

II. Об образовании, о воспитании

 

По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений

(1)Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений. (3)Существует мнение, что образование – погру­жение человека в прошлое, насто­ящее, будущее культуры. (4)Прош­лое – это те основы, нравствен­ные ценности, уклад жизни, кото­рый постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5)Настоя­щее – это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. (6)Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты – образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, – момент освое­ния им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10)Может быть, в само сло­во «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че­ловек. (11)Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов вза­имодействия с этим миром.

(12)Каков должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образован­ным? (13)Каждый решает для себя. (14)Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образова­ние – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

(По С. Кокориной)

 

Сочинение

Образование… Сегодня о нём много говорят, пишут, размышляют. Образованные люди нужны каждой стране. А что стоит за понятием «образование» вообще и для каждого человека конкретно? Над этой проблемой размышляет С. Кокорина.

Её главная задача – понять, что такое образование. Автор говорит о множестве определений этого слов, анализирует мнение о том, что «образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры», даёт ёмкие и точные определения тому, что считать прошлым, настоящим и будущим.

С. Кокорина предполагает, что слово «образование» связано с понятием «образ»: «Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам человек».

Проанализировав разные определения термина, автор в конце концов делает вывод: каждый сам для себя решает, каким должен быть объём знаний лично для него; самым точным определением С. Кокорина считает определение психолога Лэндрета: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Точка зрения С. Кокориной представляется мне верной. В самом деле, каждый из нас сам определяет объём знаний , нужных для себя, что-то изученное стирается в памяти, что-то остаётся в ней навсегда. В верности сделанного вывода нас убеждает классическая литература. Вспомним роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём проблеме образование уделено особое внимание. Мы помним начало романа. Говоря о формировании характера Онегина, Пушкин рассказывает нам о том, как учили его героя. Евгений Онегин был, «по мненью многих, судей решительных, но строгих, учёный малый». Когда он устал от светской жизни, попытался расширить свои знания: «отрядом книг уставил полку»; «Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся». Т. е. мы видим, что он сам для себя устанавливает объём знаний. И хотя мы привыкли критиковать пушкинского героя за поверхностность, мне кажется, что он был вполне образованным человеком, иначе не смог с Ленским, который «из Германии туманной привёз учёности плоды», спорить о многом:

Меж ними все рождало споры

И к размышлениям вело:

Племён минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло

И гроба тайны роковые,

И предрассудки вековые

Судьба и жизнь в свою чреду,

Всё подвергалось их суду…

Так же избирателен в выборе своего образования был герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Его интерес сосредоточен вокруг точных наук, всё остальное он отрицает.

Спор вокруг того, какого человека можно считать образованным, - вечный спор. Вспомним, к примеру, шестидесятые годы двадцатого столетия, полемику между «физиками» и «лириками». Несомненным мне кажется одно: нужно избрать область знаний, интересную тебе, необходимую для совершенствования в своей профессии, и расширять знания в этой области, но не замыкаться в ней, а стараться быть образованным человеком, зная основы истории, культуры, традиций мира и своего народа.

 

По А.Ф. Лосеву . Оставляя пока в стороне все материальные выгоды… О цели образования

(1)Оставляя пока в стороне все материальные выго­ды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формиро­вание в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемле­мую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной едини­цей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал об­разованного человека. (5)Но приобрести убеждения, ко­торые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеж­дения, мы формируем определённое отношение к ок­ружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении на­ук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «об­разования» всегда соединяется с получением матери­альных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Раз человек достиг известного по­ложения в обществе, если он обеспечил себе безбедное су­ществование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли ви­не или просто из-за дурных условий существо­вания, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и под­готовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начина­ют «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получа­ют после многих лет труда и лишений ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16) Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, вполе, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удо­вольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

(По А.Ф. Лосеву)

Проблема Позиция автора
1. Проблема образования Выгода от образования осознается постепенно, по мере вступления человека в самостоятельную, взрослую жизнь
2. Проблема своевременного получения образования Чем раньше осознана ценность образования, тем раньше к человеку придет успех в жизни; если человек опоздал получить образование в молодости, то часто он старается восполнить пробелы уже в зрелом возрасте
3. Проблема духовного совершенствования человека Духовное совершенство человека, формирование его личности напрямую связано с уровнем его образованности

 

Сочинение

Образование… Мы стремимся получить его, чтобы построить карьеру, получить какие-то материальные выгоды и часто не задумываемся на тем, что, помимо чисто практической выгоды, получение знаний имеет и другое предназначение. Над проблемой роли образования в жизни человека размышляет А. Ф. Лосев. Его волнует вопрос: «Какова цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют?»

Он начинает своё рассуждения, сразу формулируя свою позицию: «Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». А потом приводит убедительные аргументы в подтверждение своего мнения. Образование делает нас людьми, способными стать частичкой государства, общества, оно, даже будучи чистым знанием, приносит человеку высокое наслаждение. Даже тем людям, которые не ждут от познания духовного удовлетворения, оно приносит ««сладкие плоды». Лосев считает, что учиться никогда не поздно, сравнивает выгоду образования с трудом крестьянина.

Итак, по мнению Лосева, цель образования – формирование личности, «цельной самостоятельной единицы» общества, получение наслаждения от процесса познания и его плодов. И с этим мнением невозможно не согласиться.

Наверное, каждый из нас, из тех, кто вступает в жизнь, уже выбрал профессию, знает, как построит своё будущее. Большинство мечтает продолжить образование для того, чтобы получить профессию, построить карьеру, создать материальные блага для себя и будущей семьи. Но давайте вспомним, как порой, учась в школе, мы испытывали наслаждение, справившись с трудной, долго не решаемой задачей, получив отличную оценку за реферат; как радовались, когда учитель, анализируя сочинения, говорил, что ваше оказалось лучшим, что вы в нём показали самостоятельность мышления. Вы получали удовлетворение, и в то же время в вас уже формировалась личность, стремящаяся познать больше.

Вспомним, что при анализе образов литературных героев мы всегда обращали внимание на то, как формировался характер героя, каким было его воспитание, образование. Это говорит о том, что писатели понимают, какую роль играет образование в жизни человека. Вспомните, как вы смеялись, слушая как Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» учится, как его экзаменуют… Великий комедиограф показывал ещё в XVIII веке большую роль образование в формировании молодого человека.

В повести Д. Гранина «Зубр» проблема роли образования тоже занимает не последнее место. Писатель показывает, как учёный Тимофеев-Ресовский, один из основоположников генетики, всю жизнь учится сам, учит других, как «изучение наук и переработки тех сведений, которые они доставляют» формируют его характер, личности его учеников, какое наслаждение от постижения тайн природы, несмотря на все гонения, трудности, испытывает человек, познавая тайны природы.

В заключение вспомним слова великого Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают…

И пусть стремление познавать, учиться сопутствует вам всю жизнь, доставляя вам наслаждение, принося и духовное, и моральное удовлетворение, формируя вашу личность!



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.011 с.)