Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По К. Г. Паустовскому. Катерина ивановна никогда ни на что не жаловалась

Поиск

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. ( 3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

Сочинение

Мама, мамочка, мамуля… Нет для человека дороже, чем та, что подарила тебе жизнь, первую свою улыбку, долгими ночами сидела возле кроватки, когда ты был болен. Но ты вырос, и как-то незаметно мама отошла на второй план. Ты забываешь ей позвонить, написать письмо, справиться о её здоровье,настроении. Об одиночестве старого человека, о проблеме отцов и детей пишет

К. Г. Паустовский в этом фрагменте из рассказа «Телеграмма». Больше всего меня задела за живое проблема отношения взрослых, выросших детей к матери. Какое право имеем мы забывать матерей? Вот тот вопрос, который сразу встаёт перед читателем.

Милый, трогательный образ старой женщины предстаёт перед нами. Катерина Ивановна никогда не жалуется. Горько звучат слова рассказчика, когда он говорит, что она одна на белом свете. Как одна? Ведь у неё же есть дочь, но дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные». Она и деньги присылает от случая к случаю, не думая, как живёт мать. Никогда и ни на что не жалующаяся женщина плачет в саду, куда она вышла попрощаться с деревьями, которые когда-то посадила, плачет от горького одиночества. Как больно слышать её слова: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!» И за этими словами можно увидеть боль рассказчика, прочесть авторское видение поступков той, которую так беззаветно любит мать, той, у которой не хватает ни тепла, ни времени, ни совести, чтобы уделить матери чуть- чуть внимания!

Нельзя забывать самых близких людей, нельзя быть чёрствыми по отношению к матери! Вы поймёте это, но может быть понимание придёт слишком поздно: не у кого будет просить прощения. Вот главный урок, который извлекла я из рассказа Паустовского.

Я не хочу думать, что когда-нибудь и я стану такой, забуду мамочку, забуду ей позвонить, написать, приехать, как только выдастся свободная минутка. Мама, ты самый дорогой для меня человек, я всем обязана тебе!

А между тем сколько произведений со сходными сюжетами. «Меня зовут Иваном». Это небольшой рассказ Е. Карпова о человеке, искалеченном войной. Семён, главный герой, горел в танке, ослеп. После госпиталя вместе с одноруким Лёшкой пел по вагонам, собирая милостыню. Постепенно он скатывался всё ниже и ниже. О матери, которой отправили похоронку, старался не вспоминать, считая, что ей лучше не знать о том, что сын стал калекой. Но однажды судьба столкнула их в электричке, но Семён оттолкнул бросившуюся к нему мать. А когда она назвала его по имени, сказал: «Вы ошиблись. Меня зовут Иван». Когда, опомнившись, он вернулся, услышал страшные слова: «У вас больше нет матери!» Его мать умерла. Не понял герой, что матери сын нужен любой, израненный, слепой. Семён оскорбил мать своим поведением.

В рассказе В. Распутина «Последний срок» у постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность. Упрекает её детей, а мне кажется, упрекает всех нас.

«Не смейте быть равнодушными к матери! Цените каждую минуту, которую можно провести с ней!» - вот что мне хочется сказать всем детям Земли, маленьким и взрослым.

По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…

(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

(2) – Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

(4) – Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

(7) – Понимаю, – сказал я.

(8) – Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)Он замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

(14) – Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

(17) – У меня мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку – она в первом классе училась – и поехала. (19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

(25) – Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь…

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (33)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает – мало ли…

(По А. Геласимову*)

Сочинение

Мама, мамочка, мамуля… Нет для человека дороже, чем та женщина, что подарила тебе жизнь, первую свою улыбку, долгими ночами сидела возле кроватки, когда ты был болен. Но ты вырос, и как-то незаметно мама отошла на второй план. Ты забываешь ей позвонить, написать письмо, справиться о её здоровье, настроении. Тебе, повзрослевшему, неловко говорить ей о любви, ты стесняешься, когда он при товарищах проявляет заботу о тебе… Остановись, подойди к матери, прояви хоть капельку внимания.

О проблеме отношения повзрослевших детей к матери пишет А. Геласимов.

Вначале фрагмента Геласимов передаёт диалог двух людей, шефа и рассказчика. Шеф заявляет, что его волнуют семейные дела, говорит, что они кажутся неважными, пока ты молод, а потом может быть поздно. И, промолчав почти час, вспоминает о «странной истории», «мелочи», которую он, однако, не в силах забыть. Он обидел свою мать, обидел невниманием, тем, что при встрече с мамой и маленькой сестрой не находил верных слов «для тех, кого любишь», «ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова». Но потом, расставшись с родными, вдруг у него «как будто сердце оборвалось. Я вдруг подумал: Это же моя мама!» А мама его сидела у окна вагона и плакала.

Этим небольшим рассказом Геласимов показывает нам, что к матери, самому близкому человеку, надо относиться внимательно, она живёт нашими интересами, наше грубое отношение к ней больно ранит её. Потом мы можем спохватиться, но вдруг уже будет поздно…

Я не хочу думать, что когда-нибудь и я забуду мамочку, забуду ей позвонить, написать, приехать, как только выдастся свободная минутка. Мама, ты самый дорогой для меня человек, я всем обязана тебе!

Сколько добрых книг посвящено маме, сколько добрых слов сказано о ней! Но есть произведения, которые, подобно только что прочитанному отрывку, предупреждают нас, что мамы невечны, что придёт время, когда так захочется сказать матери добрые слово, а её уже не будет на Земле. Как страшно!!! Об этом рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Милый, трогательный образ старой женщины предстаёт перед нами. Катерина Ивановна никогда не жалуется. Горько звучат слова рассказчика, когда он говорит, что она одна на белом свете. Как одна? Ведь у неё же есть дочь, но дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные». Она и деньги присылает от случая к случаю, не думая, как живёт мать. Настя получила телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Она так и не поняла, кто это Катя: слишком занята своими делами. Когда она приехала к матери, было слишком поздно, мать умерла. Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины. Но просить прощения уже не у кого.

«Меня зовут Иваном». Это небольшой рассказ Е. Карпова о человеке, искалеченном войной потряс меня. Семён, главный герой, горел в танке, ослеп. После госпиталя вместе с одноруким Лёшкой пел по вагонам, собирая милостыню. Постепенно он скатывался всё ниже и ниже. О матери, которой отправили похоронку, старался не вспоминать, считая, что ей лучше не знать о том, что сын стал калекой. Однажды судьба столкнула их в электричке, но Семён оттолкнул бросившуюся к нему мать. А когда она назвала его по имени, сказал: «Вы ошиблись. Меня зовут Иван». Когда, опомнившись, он вернулся, услышал страшные слова: «У вас больше нет матери!» Его мать умерла. Не понял герой, что матери сын нужен любой, израненный, слепой. Семён оскорбил мать своим поведением.

«Не смейте быть равнодушными к матери! Цените каждую минуту, которую можно провести с ней!» - вот что мне хочется сказать всем детям Земли, маленьким и взрослым.

По И. Маслову. Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения

(1) Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,— первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих.(8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами.

(11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12) Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление.

(14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентаций. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.(18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения.(19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников.

(20)Надо быть как все.

(21) Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22) На первом месте у них –хорошая работа, карьера и образование. (23 (Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.(26) Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

(По И. Маслову*)

*Маслов Илья Александрович(1935-2008) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвященных истории.

 

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема определения жизненных приоритетов (Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? Каковы их жизненные приоритеты?). 1. На выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение, круг общения; на первом месте у юного поколения — хорошая работа, карьера и образование.
2. Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения (Как влияет характер эпохи на формирование отношения к жизни и нравственных ценностей молодёжи?). 2. Современные подростки отличаются от своих сверстников, сформировавшихся в эпоху застоя, практичностью, определённостью жизненных установок; одни убеждены, что взрослые должны удовлетворять их потребности; другие не ждут, что им всё даст государство, а стремятся к самореализации
3. Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён(Стали ли современные подростки хуже?). 3. Современные подростки не хуже и не лучше, они живут в другое время, в другом обществе и отличаются от своих сверстников прошлых времён и ярко выраженным стремлением к самореализации, и стремлением к удовлетворению своих всё возрастающих потребностей

 

Сочинение.

Современная молодёжь… Какая она? Хуже или лучше предыдущих поколений? Над этой проблемой размышляет И. А. Маслов.

Его раздумья начинаются с анализа жизненных установок поколения, рождённого в начале девяностых годов XX века. Автор считает, что это поколение живёт согласно слогану: «Бери от жизни всё». Он упрекает молодых в том, что они не умеют делать что-то просто так, по велению души, сетует на то, что сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Но в то же время Маслов говорит, что всё не так уж плохо, потому что у современной молодёжи немало и положительных сторон: на первом месте у неё - хорошая работа, карьера и образование, которых можно достичь ценой собственных усилий И в конце концов автор приходит к выводу, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие…»

Таким образом, авторское решение проблемы можно сформулировать следующим образом: современные подростки не хуже и не лучше других поколений, они живут в другое время, в другом обществе и отличаются от своих сверстников прошлых времён и ярко выраженным стремлением к самореализации, и стремлением к удовлетворению своих всё возрастающих потребностей.

С авторской точкой зрения невозможно не согласиться. Да, мы другие, не совсем такие, какими в молодости были наши родители. Но мне кажется, нельзя всех стричь под одну гребёнку: во все времена среди молодёжи были хорошие и не очень положительные люди. Однако сегодня большинство юношей и девушек чётко знают, чего хотят, со школьной скамьи понимают, какой профессией мечтают овладеть, какой хотят видеть свою жизнь в будущем. А о том, что молодёжь нынешняя хуже, чем прежняя, говорят испокон веков. Вот очень яркий пример.

В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. В первом говорилось, что молодёжь любит роскошь и не уважает стариков, перечит родителям. Во втором высказывалось опасение, что если молодёжь завтра возьмёт бразды правления, то будущее страны ужасно, ибо молодёжь невыносима, невоздержанна, ужасна. В третьем утверждалось, что мир достиг критической стадии, дети не слушают родителей. Четвёртое высказывание содержало мысли о том, что молодёжь растленна, злокозненна, нерадива, не похожа на молодёжь былых времён. Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.

О том, что молодёжь всех поколений похожа и в то же время отлична друг от друга, свидетельствует художественная литература. В повести Б. Васильева «Завтра была война» говорится о поколении, которое вступило в жизнь накануне Великой Отечественной войны. Читаешь повесть и убеждаешься, что её героев интересовали те же вопросы, которые волнуют нас сегодня. Они размышляли о любви и дружбе, о верности и предательстве, о будущем. Но они отличны от нас некоторым фанатизмом, у большинства из них(особенно это присуще главной героине Искре Поляковой) есть полная убеждённость в том, что все деяния правительства, партии верны. Расстаться со своими убеждениями им очень трудно, но чувство справедливости, добра побеждает.

Интересно произведение В. Тендрякова «Ночь после выпуска». В нём есть благодатный материал для сравнения нынешнего поколения и поколения, которое называют «потерянным». В начале повести гордость школы, золотая медалистка Юлечка Студёнцева, упрекает учителей, что они дали ей знания, но не подготовили к жизни. Она говорит, что перед ней тысячи дорог, но все ей безразличны. А дальнейший ход событий, показывает, что выпускники тех лет также любили и ненавидели, оставались верными и предавали, были способны на поступок и на подлость. Мы, мне кажется, к жизни готовы лучше, знаем, чего хотим.

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в романе «Три товарища» сказал: «Юность вовсе не хочет быть понятой, она хочет одного: оставаться сама собой». Молодость прекрасна во все века, зрелость мудра. Как хочется, чтобы пропасти между молодыми и взрослыми не было, чтобы в нас, юных, не искали только плохое, чтобы нас понимали, как понял И. А. Маслов!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 5371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.011 с.)