Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументация к блоку «Чтение»

Поиск
Проблематика Примеры
  Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения.   Почему молодежь стала меньше читать? 1. «Из похвалы князю Ярославу и книгам». О пользе книг и чтения писалось ещё в «Повести временных лет»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…» Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский. Ярослав очень любил книги и часто читал их. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей. В Новгороде он устроил училище на 300 мальчиков. 2. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина много читала. Сегодня мы часто говорим, что книги, прочитанные ею, - это романтические любовные романы, но вспомним, что среди этих авторов этих книг великие имена Руссо, Гёте. Евгений Онегин, разочаровавшись в светской жизни, «отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё без толку…». Но когда он после убийства Ленского покидает деревню, Татьяна идёт в его имение, там она находит книги, которые, видимо, любил Онегин:   …Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом. 3. К. Г.Паустовский. "Золотая роза". В "Золотой розе" писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь. Несмотря на прошедшие десятилетия, слова К.Г. Паустовского по-прежнему звучат актуально: «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». 4. «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии 5. В повести М. Горького «Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком. Уже будучи известным писателем, Максим Горький вспоминает повара парохода «Добрый» М.А. Смурого, который был малограмотен, но при этом собирал книги. Благодаря повару, юный Горький знакомится с самыми разными произведениями мировой литературы. Горький завещал нам: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». 6. "Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже", - сказал в романе «451º по Фаренгейту» Брэдбери, писатель-фантаст.Он рассказывает в романе о том, что может случится с человечеством, если оно уничтожит книги. Это неминуемо ведёт к тоталитарному государству, к духовному обнищанию народа. 7. По мнению известного писателя Ф. Искандера, «главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение». 8. Д. С. Лихачёв. «Земля родная» Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке. Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым. Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно, – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. 9.В «Письмах о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева есть письмо двадцать второе, которое называется «Любите читать». В нём он говорит, что литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. Д. С. Лихачёв вспоминает о своём учителе литературы, который, как только у ребят оказывался свободным урок, приходил к ним и читал книги. Так он познакомил детей с главами из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколькими рассказами Мопассана, былиной о Соловье Будимировиче, баснями Крылова, одами Державина и многим другим. 10.Михаил Лифшиц, писатель, публицист. Недавно Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Реакция общественности не заставила себя долго ждать, и в Интернете появилось множество различных списков. Самое интересное, что в некоторые из них не вошли ни Пушкин, ни Лермонтов. Автор статьи считает, что необходимо составить с помощью общественности список 100 книг, которые обязан прочесть каждый школьник, привлечь для этой цели лучших учителей словесности. А ещё он говорит о том, что привить любовь к книге может только семья. 11.Д. Н. Мамин –Сибиряк. Рассказы «Книжка с картинками» и «Книжка». (Читать на http://bookz.ru/book.php?id=77626&n=1&p_count=1&g=classics&f=knijka-s_185&b_name=%CA%ED%E8%E6%EA%E0%20%F1%20%EA%E0%F0%F2%E8%ED%EA%E0%EC%E8&a_name=%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9%20%CC%E0%EC%E8%ED-%D1%E8%E1%E8%F0%FF%EA&a_id=mamin-sibirak-dmitrii или http://kuchaknig.ru/show_book.php?book=167756) Вспоминает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, что встретился с хорошим давним другом. 12. Н. Некрасов. Рассказ «Посвящается Хемингуэю».О девятнадцатилетнем пареньке на войне, который каждую свободную минутку, даже в коротенький перерыв между боями, читал книги. Все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. Мы узнаём, как сопереживал он убитому Пете Ростову, героям книги Хемингуэя, которую где-то украл рассказчик и дал почитать Лешке. Тот был ранен, но и страдая от боли, говорил о героях книги, как о живых, близких ему людях. 13. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Книги – это маяки в океане времени». 14. «Среди искусств, украшающих и тем самым улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги». Н. РЕРИХ 15. Над проблемой роли книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности размышляет В. С. Львов в статье «Насыщение книгой». Ему больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения: «Зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?» В. С. Львов болезненно переживает, что «литературу уберут из школы». Литература останется, но беднее станут мальчишки и девчонки, лишённые возможности «стать сотворцами». 16. И. И. Тихомирова, учёный- публицист Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, в статье «Знаки духовного пути» тоже отмечает, что из читающей страны мы превратились в нечитающую. Она вспоминает И. Бродского, который в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер и судьба. А вместе с этим и судьба России. 17. В. А. Сухомлинский писал, что чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. 18. Над проблемой современного состояния культуры и литературы, в частности, размышляет А. И. Колганов. Он пытается ответить на вопрос, почему наступил кризис культуры, почему литература перестала выполнять функцию «властительницы дум», что ждёт литературу в будущем? Его размышления остры и полемичны. Колганов отмечает, теперь, когда «народу была отпущена некоторая доза гражданских свобод, необходимость в литературе просто отпала». Властителем дум стал журналист. Горько констатируя то, что литература утратила своё высокое предназначение, публицист в то же время не хочет сгущать краски, отмечает, что в Интернете огромное количество электронных библиотек, «значит, это кому-нибудь нужно». А. И. Колганов, замечая, что культура и литература сейчас переживает острейший кризис, в то же время уверен, что их ждёт возрождение, потому что только в литературе и искусстве общество может удовлетворить свою потребность в познании действительности и человека. 19. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Но, очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаи­моотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочте­ний перед познавательными и т. д. Как тут не вспомнить слова Н. В. Федорова «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов», а 37% населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня - это Италия и Швейцария, России нет в «десятке». Неутешительные результаты наших детей в международном тестировании РISA на понимание текста (33 место среди 40 стран) говорят о необходимости активизировать работу по формированию у детей навыков чтения и формировании национальной программы “Чтение и духовная безопасность будущего России”. По технике чтения наши старшеклассники занимают лишь 43 место из 45 стран мира. В России ежегодно реализуются мероприятия в рамках национальной программы чтения. Они проходят под девизом «Нация в опасности-дети перестают читать!» Сегодня важно привлечь внимание родителей к книге - как важному фактору воспитания ребёнка; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. Приучение ребёнка к чтению- длительное и кропотливое занятие. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. 20. XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера». А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина. Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». Не случайно к двенадцати годам им были прочитаны все произведения Пушкина, Купера и Скотта, а Шиллера вся семья знала наизусть. О большой начитанности будущего писателя свидетельствует и Григорович, его соученик по Инженерному училищу: «Достоевский знал любое произведение западной и русской литературы». Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений. Например, Фёдор прочитал в день рождения мамы «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом». Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Заменит ли компьютер книгу? 1. Станислав Лесневский, российский литературный критик, литературовед, на страницах «Литературной России» утверждал, что книга и интернет являются двумя самостоятельными видами культуры. Книга, по его мнению, – древнейший вид культуры, а интернету – всего лишь несколько десятков лет, поэтому интернет не только не вытеснит, но, наоборот, усилит, возвратит интерес к книге. 2. Современная писательница Дина Рубина в статье «Евангелие от Интернета» размышляет о том, во благо или во зло нам дан Интернет. Её вывод верен: всё зависит от того, ради чего пользоваться им или книгой, пишет, что книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, можно и пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет. Рубина считает, что изобретение языка, книги и Интернета – самые важные переломы в истории человечества. 3. И. Косолапов в одной из статей размышляет о том, можно ли книгу, «честного и бескорыстного друга», предать, заменить компьютером? Его размышления начинаются с сопоставления двух высказываний: «Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач». И. Косолапов понимает, что, возможно, высказывание молодого человека были желанием эпатировать публику, но ему до глубины души обидно «покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики». Косолапов рассматривает проблему умно, с разных сторон. Он не ретроград, не против прогресса, публицист призывает к «духовной бдительности», к тому, чтобы мы так легко не отказывались от того, что даровал нам опыт истории человечества, в том числе и книга. Книга продолжает «исполнять своё назначение, терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость».  
Может ли телефильм, фильм по литературно-му произведе- нию заменить чтение самой книги? 1. Но может ли телефильм по литературному произведению заменить чтение самой книги? Над этим вопросом размышляет В. Солоухин.Он иронически относится к тем, кто пытается подменить общение с книгой просмотром фильма по ней, рассуждает о преимуществах чтения. Для него чтение книги - процесс более активный и творческий, чем сидение перед «ящиком», как он насмешливо называет телевизор. Человек, предпочитающий чтению просмотр телефильмов, «более потребитель, чем творец». В. Солоухин однозначно считает, что что просмотр телефильма, поставленного по книге, никогда не заменит чтения произведения, потому что, во-первых, книга на полке позволяет в любое время отложить её, осмыслить прочитанное, потом снова обратиться к ней. Во-вторых, книга позволяет погрузиться в стихию языка. Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге в том, «при чтении книги у читающего невольно включается воображение». 2. Есть великолепные экранизации великих произведений. Вспомним фильм Сергея Бондарчука «Война и мир по роману Л. Н. Толстого, фильм Л. Кулиджанова «Преступление и наказание», телефильм В. Бортко «Идиот» по романа Ф. М. Достоевского, его же экранизацию романа «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову. Некоторые из них я смотрела после чтения книги, мне было интересно, как режиссёр и актёры воплотили авторский замысел. А было и так: посмотрела фильм, и мне захотелось прочесть книгу, по которой он поставлен. Главное, чтобы экранизация была талантливой! 3. О проблемах бездумной траты времени на просмотр телевизора писал С. Д. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном». Он справедливо полагал, что телевизор частично вытесняет книгу, потому что смотреть передачи по телевизору удобнее, но он диктует, что смотреть и как смотреть, и призывал отдавать предпочтение книге. 4. Над проблемой роли книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности размышляет В. С. Львов в статье «Насыщение книгой». Ему больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения: «Зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?» 5. Журналист А. Кравец в статье «Экранизация классики» говорит о возрастающей моде снимать фильмы по классике. Она считает, что плюсы экранизации классических произведений заключаются в новизне восприятия, возникновении желания перечитать произведение. Минусы – это желание может и не возникнуть. 6. Современный писатель-фантаст Роман Канушкин в одном из интервью говорит, что у литературы в принципе преимущество перед фильмами: она даёт простор полёту фантазии.
Проблема бессмертия книг 1. История знает немало случаев, когда пришедшие к власти фанаты сжигали книги. Так было в Китае в 221 году до нашей эры. Книги сжигали в эпоху средневековья. Их сжигали в нацистской Германии, в фашистской Румынии. 10 мая 1933 года, в Германии был объявлен «праздник костра». Инициатор – министр пропаганды и филолог-германист Йозеф Геббельс. В Берлине перед зданием Государственной оперы и почти во всех крупных немецких городах жгли книги. Жгли произведения 149 авторов, содержавших «чуждые немцам идеи». Среди них были Рильке, Ремарк, Цвейг, Фрейд, Маркс, Гейне, Томас и Генрих Манны. На акции обязаны были присутствовать преподаватели и ректоры университетов. «Праздник костра» послужил отправной точкой введения тотальной цензуры. За годы нацистской диктатуры список запрещенных книг вырос до пяти с половиной тысяч. Но теперь эти книги вернулись. Более того, в память о сожжении книг в нацистской Германии в Берлине был в 1995 открыт памятник. 2. У американского писателя-фантаста Рея Бредберри есть роман «451º по Фаренгейту». В нём писатель тоже провозглашает бессмертие книг. В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Но люди с риском для жизни прячут книги, а если это не удаётся, сами становятся «живыми книгами», учат их наизусть. Кстати, люди-«живые книги» существовали в Советском Союзе. В системе советских лагерей запрет на некоторые книги «не той направленности» привёл к тому, что зэки заучивали те или иные произведения (стихи, Библия и пр.) наизусть, рассказывая потом друзьям-заключённым.

 

О культуре

Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…

(1) В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2)Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. (3)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6)Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8) Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9)В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11) Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…

(12) Хороший читатель – соавтор писателя. (13)Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Чтобы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому человеку?..

(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23)И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(Е. Богат)

 

По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…

(1) Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2)И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3)Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой – апокалипсис, гибель человека и самой природы.

(4)Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5)Что они представляют – культуру или антикультуру?

(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8)Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. (11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

(12)Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

(По С. Залыгину)

Сочинение

Культура, псевдокультура, антикультура… Что стоит за этими понятиями, какими могут быть последствия влияния псевдокультуры на общество? К этим актуальным проблемам пытается привлечь внимание читателей С. Залыгин.

Начинает он свои размышления с аксиомы: «Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура». Это очевидно для каждого. Но параллельно с культурой развивается псевдокультура, которая может привести к апокалипсису. Залыгин подчёркивает необходимость разобраться, особенно в наше время, под каким знаком развиваются люди, что они исповедуют: культуру или антикультуру, псевдокультуру. Сделать это непросто, но необходимо. Пытаясь ответить на поставленные вопросы, автор показывает, что они для него особо значимы, важны, трудны.

Попробуем понять, что же является определяющим для Залыгина в терминах культура, псевдокультура. Культура – это то, что рождает в человеке способность созидать, то, что истинно и дано нам во благо. Псевдокультура разрушительна, она несёт гибель человечеству. Такое понимание понятий близко и приемлемо для меня. Я разделяю опасения автора по поводу того, что очень трудно, особенно в наш бурный век с его громадным потоком информации, отделить плохое от хорошего, настоящее искусство от псевдоискусства.

С.Залыгин не единственный, кого так волнует вопрос подлинной культуры. Обратимся к литературе. Мне кажется, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема подлинной культуры, подлинного искусства показана остро и полемично. Иван Бездомный пишет стихи в соответствии с требованиями момента. Лишь встреча с Воландом, а потом и с мастером, подлинным носителем культуры, заставляет его понять собственную бездарность и негативное влияние на читающую публику его стихов. Он возвращает себя самому себе, возвращает своё истинное лицо, имя. А ещё показаны гибельные последствия для людей произведений тех, кто творит под сенью дома Грибоедова.

Апокалипсис вот-вот наступит в государстве, которое рисует нам американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери в романе «451º по Фаренгейту». Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивным телевидением и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

Как бы вторит мыслям С. Залыгина В. Распутин. В интервью «Советской России» он говорит, что культура у нас на два лица. Одно родное, отвечающее нашим представлениям о добре и красоте, созывающее наши души на праздник любви и братства, целительное, очистительное. И второе — самозваное, крикливое, агрессивное, закладывающее семена пустоцвета.

Мне кажется, что проблема, поднятая С. Залыгиным, очень важна, ведь от её решения зависит будущее человечества.

 

Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…

(1) В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2) Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. (3)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. ( 6)Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8) Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9)В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11)Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…

(12) Хороший читатель – соавтор писателя. (13)Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Чтобы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому человеку?..

(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22)Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(Е. Богат)

Сочинение

Бывает так: вдруг остановишься, услышав звуки музыки, забудешь обо всем на свете, а иной музыкальный шедевр, о котором много говорят и пишут, оставляет тебя равнодушным. Или одна и та же книга, одно и то же стихотворение читаются тобой вновь и вновь, и каждый раз ты открываешь для себя что-то новое, каждый раз испытываешь восторг перед глубиной мыслей и чувств автора. Почему это происходит? «В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?» - так Е. Богат сформулировал вопрос, над которым предлагает нам подумать.

На первый взгляд, эта проблема эстетического плана, она может быть интересна лишь специалистам. Но автор сумел убедить нас, что это не так: каждый из нас рано или поздно пытается понять, чему служит искусство. Умны размышления Е. Богата, чётко, логично формулирует он выводы. Для него несомненно, что, общаясь с искусством, с литературой, «мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается», делаемся богаче ещё на одну жизнь, жизнь художника. И тут автор вдруг останавливает сам себя: «Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников». Он уверен, что настоящий ценитель искусства – соавтор творца, духовная жизнь зрителя, слушателя, читателя становится богаче. Публицист пытается понять, что такое «духовная жизнь».

Итак, попробуем сформулировать авторское видение проблемы влияния искусства, литературы на человека.

Е. Богат считает, что искусство помогает нам лучше познать самих себя, понять мысли и чувства и творца произведения, и тех, кто жил в одно время с ним. Искусство «окрыляет» духовную жизнь человека.

Все эти выводы многое объяснили и мне. К сожалению, я небольшой знаток музыки, но могу до бесконечности слушать вальс Свиридова к пушкинской «Метели», мелодию Хачатуряна, написанную к фильму по драме Лермонтова «Маскарад», Адажио Альбиони… Снова и снова возвращаюсь к любимому роману «Идиот»

Ф. М. Достоевского, каждый раз переживаю вместе с Наташей Ростовой её первый бал, её боль при разрыве с Болконским, сердечный порыв, когда она уговаривает домашних отдать телеги раненым под Бородино. Вот она, сила искусства!

О его волшебном воздействии на личность много раз задумывались писатели. Вспомним, к примеру, «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Княгиня Вера Шеина, вернувшись после прощания с Желтковым, покончившего жизнь самоубийством, чтобы не тревожить ту, которую так любил, просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь. Она не сомневается, что услышит бетховенское произведение, послушать которое завещал ей Желтков. Вера Николаевна слушает бессмертную музыку и думает о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. В уме ее слагаются слова. Они так совпадают с музыкой, что ей кажется, что тот, кто уже покинул этот бренный мир, произносит: “Да святится имя твое”.

В рассказе Н. Некрасова «Посвящается Хемингуэю» говорится о девятнадцатилетнем пареньке на войне, который каждую свободную минутку, даже в коротенький перерыв между боями, читал книги. Всё прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. Мы узнаём, как сопереживал он убитому Пете Ростову, героям книги Хемингуэя, которую где-то украл рассказчик и дал почитать Лешке. Тот был ранен, но и страдая от боли, говорил о героях книги, как о живых, близких ему людях. Книга обогащала его духовно, давала возможность забыть об ужасах войны.

…Можно ещё долго говорить о благотворном влиянии искусства на душу человека, о его непреходящем значении. Хочется одного: пусть в жизни каждого человека чаще случаются моменты встречи с прекрасной музыкой, картиной, книгой!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.014 с.)